Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 20:43, реферат
Многие хозяйственные и партийные руководители тяготели к волевым методам, а потому не владели культурой управления и межличностного общения, отличались низкой нравственной культурой. Планово-административная система привела к тому, что во многих случаях сама система отторгала квалифицированных управленцев, поощряя иной тип руководителей - неукоснительно выполняющих директиву «сверху» и жестких к подчинённым.
Сейчас создаются новые, исключительно благоприятные возможности для становления высокорезультативного руководства, что до недавнего времени сдерживалось, в частности, слабостью демократических начал в управлении, господством коммерческо-бюрократических приёмов работы, отсутствием должной личной ответственности и прочими недостатками.
ВВЕДЕНИЕ 2
СТРАТЕГИЯ КАК ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ 3
ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВСЕЙ СОВОКУПНОСТЬЮ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ 5
ИЗМЕРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА ПО КОНЕЧНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ 9
ЛИДЕРСТВО И ЛИДЕРСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 11
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ И АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛИ РУКОВОДСТВА 14
АВТОРИТЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Обобщающие оценки эффективности
управленческой деятельности выражают
конечные результаты функционирования
управляемого объекта - цеха, предприятия.
Можно принять хорошее
Эффект управленческой деятельности не сводится только к экономическим результатам. Большое значение имеет и социальный эффект. Его значимость в управленческом труде весьма велика, но не имеет количественных измерителей. И вообще, принято качественную сторону полученного результата (эффекта) обозначать термином «критерий», а количественную - термином «показатель эффективности». Термин «критерий» употребляется в данном случае в его общепринятом смысле - признак, на основе которого оценивается факт, определение, классификация, мерило. Эффективность управленческого труда - категория социально- экономическая, она раскрывает взаимосвязь результатов управленческой деятельности, выраженных технико-экономическим и социальным результатом, с расходами на их достижение. За общий критерий экономической эффективности управленческого труда принимают максимальный результат на единицу расхода или минимальный расход на единицу результата. Конкретное количественное выражение критерий обретает с помощью системы показателей, посредством которых соизмеряются расходы и полученные результаты.
ЛИДЕРСТВО И ЛИДЕРСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Лидер – это индивид, к которому прислушиваются и за которыми идут люди. Он влияет на окружающих, главным образом, по социально-психологическим каналам:
Лидерство бывает формальным и неформальным.
Формальный лидер получает полномочия
руководить людьми от вышестоящей инстанции,
неформальный лидер становится таковым
по признанию окружающих.
Подлинный, настоящий лидер, способный
вести за собой людей – это тот, кто имеет
всеобщее признание. Окружающие воспринимают
такого лидера по четыре моделям:
Не каждому руководителю дано стать истинным лидером. Им может стать человек, обладающий:
Эти качества являются стержнем лидерского
потенциала.
Таким образом, лидерство – это существенный
компонент деятельности менеджера, связанный
с оказанием целенаправленного влияния
на поведение отдельных лиц или целой
рабочей группы; инструментами такого
влияния выступают навыки общения и личностные
качества менеджера, отвечающие внутренним
потребностям группы.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ И АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛИ РУКОВОДСТВА
Известный социальный психолог Курт
Левин (1890-1947) предложил концепцию, согласно
которой вся сложная пальма лидерства
располагается на шкале между полярными
позициями: «автократия» и «невмешательство»,
между которыми находится позиция «демократия».
Диапазон стилей так удачно схвачен Левиным,
что оказался классическим. И до сих пор
все предлагаемые современные концепции
вращаются вокруг его идей.
Индивидуальные особенности поведения
руководителя в процессе управления обычно
рассматриваются как стиль руководства.
Каждый человек имеет свои природные склонности;
свою, выработанную годами, манеру общения
с людьми. Оказавшись у руля руководства,
он склонен, в большинстве случаев, использовать
какой-либо один стиль: авторитарный, демократический
(коллегиальный) или стиль невмешательства.
Стиль руководства
– это индивидуальные особенности личностной,
относительно устойчивой системы методов,
способов, приемов воздействия руководителя
на коллектив с целью эффективного и качественного
выполнения управленческих функций; это
система управленческих воздействий руководителя
на подчиненных, обусловленных спецификой
поставленных перед коллективом задач,
взаимоотношениями руководителя с подчиненными
и объемом его должностных полномочий2.
Рассмотрим особенности основных стилей
руководства.
Авторитарный стиль руководства (автократический, директивный, административный). Отличается чрезмерной централизацией власти, самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением контактов с подчиненными. Существуют разновидности авторитарного стиля: «эксплуататорский» и «благожелательный». «Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание.
Сотрудники относятся к
При более мягкой «благожелательной»
разновидности авторитарного
Мотивирование страхом здесь присутствует,
но оно минимально. Появление руководителя-
Г.В. Щекин выделяет следующие разновидности авторитарного стиля3:
Применение только одного из трех основных
(классических) стилей значительно обедняет
деятельность руководителя. Важно понимать,
что не существует универсального или
идеального стиля руководства. Оптимальность
того или иного стиля проявляется и зави-сит
от конкретной ситуации.
Так, авторитарный стиль соответствует
ситуации, когда положение в организации
выходит из под контроля (в случае кризисной
ситуации). Демократический стиль необходим
там, где рабочая группа находится на высоком
уровне зрелости, где отмечается хорошая
дисциплина и порядок. Стиль невмешательства
может применяться, если рабочая группа
доросла до такого уровня, что может активно
действовать на началах самоуправления,
в противном случае этот стиль вреден.
Этот стиль дает наилучшие результаты
при руководстве творческими коллективами.
Итак, наиболее популярным должен быть
так называемый ситуативный подход к руководству.
К факторам, определяющим ситуацию в производственной
организации, обычно относят: специфику
целей и стратегию, уровень ее развития,
технологию, особенности экономической
ситуации, в которой действует предприятие,
специфику региона, уровень ответственности,
заинтересованности, дисциплинированности,
квалификации и социокультурного развития
работников. Ситуативный стиль управления
гибко учитывает уровень психологического
развития каждого подчиненного и коллектива
в целом. В соответствии с этим подходом
выделяют четыре уровня развития сотрудников
и коллектива и соответственно рекомендуются
четыре стиля управленческого воздействия
(П.Херси)4.
Демократический стиль руководства (коллегиальный). Организации, в которых преобладает данный стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.
На практике выделяют две разновидности демократического стиля: "консультативную" и "партисипативную".
В условиях "консультативной" руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремиться использовать все лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху. Подчиненные стараются оказать своему начальнику помощь и поддержать морально в необходимых случаях.
"Партисипативная"
Обычно демократический стиль
управления применяется в том
случае, когда исполнители хорошо
разбираются в выполняемой
На практике обычно встречаются смешанные стили управления.
АВТОРИТЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ
Авторитет руководства является принадлежностью
всякого аппарата управления. Поэтому
различают индивидуальный и общий
авторитет руководства. Понятие
авторитета уместно применить, прежде
всего, в приложении к личности руководителя,
причем индивидуальный авторитет предстаёт
как особая форма сочетания