Стиль поведения в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:14, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что люди издавна мечтали о таком обществе, в котором прекратятся всякие противоречия и конфликты, но вопреки ожиданиям люди вновь и вновь оказывались в состоянии конфликтного противоборства, ведь конфликты существуют ровно столько, сколько существует человечество и на сегодняшний день стали неотъемлемой частью как повседневной жизни, так и профессиональной деятельности людей. Наша работа будет посвящена изучению стиля поведения в конфликтных ситуациях на примере коллектива медицинских работников. Несомненно, это сфера деятельности человек-человек, а, значит, велика вероятность возникновения конфликтных ситуаций. Необходимо учесть, что в данной сфере деятельности существует фактор взаимовлияния медицинских работников на пациентов, пациентов на медицинских работников и медицинских работников друг на друга. В нашем исследовании, мы попытаемся выявить к какому стилю поведения склонны медицинские работники с теми или иными индивидуально-поведеньческимиособенностями такими как темперамент, коммуникативные и организаторские способности, уровень агрессивности в отношениях.

Содержание

1. Введение
2. Стиль поведения в конфликтных ситуациях
3. Заключение
4. Литература
5. Приложения

Работа содержит 1 файл

рефератик для тебя)).docx

— 31.61 Кб (Скачать)

Paзумеется, стиль приспособления, выбранный в качестве образца конфликтного поведения, может оказаться и малоэффективным. Он вовсе не приемлем в ситуациях, когда субъекты конфликта охвачены чувством обиды и раздражения, не хотят отвечать друг другу доброжелательной взаимностью, а их интересы и цели не поддаются сглаживанию и согласовании.

Следующий стиль  поведения в конфликтной ситуации - стиль компромисса или взаимных уступок. Под компромиссом понимается путь взаимных уступок, взаимовыгодной сделки, создание условий для хотя бы частичного удовлетворения интересов противоборствующих сторон. Компромисс, таким образом, есть вид соглашений, основанных на взаимной корректировке позиций обеих сторон по обсуждаемым проблемам, поиск взаимоприемлемой позиции по спорным вопросам. Конечно, и для успешной реализации этого метода необходим некоторый комплекс благоприятных условий. [В.П. Ратников]

1) готовность  обеих сторон к реализации  своих целей путем взаимных  уступок по принципу "выигрыш -- выигрыш"

2) невозможность  разрешения конфликта силовым  методом или способом ухода,  т.е. по принципу "выигрыш -- проигрыш".

Именно в реализации этого метода большую роль играет такой универсальный механизм регулирования  конфликта, как переговоры. Переговорный процесс, проведение дискуссий в  наибольшей степени позволяют выявить  точки соприкосновения интересов  противников, так называемые "зоны согласия". Чрезвычайно полезно  начинать переговоры как раз с  вопросов, входящих в эту зону и  позволяющих другой стороне сказать: "Да!" Но для успеха переговоров  необходимо соблюдение целого ряда условий, например определение места и  сроков их проведения, состава участников, наличия посредников, формы принятия решений и ряда других условий. Конечно, и тактика компромисса, важнейшим  элементом которой выступают  переговоры, не является универсальной, безотказной отмычкой ко всем видам  конфликтных ситуаций. Ее применение, так же как и использование  других рассмотренных методов, является проблемным, сопряжено с рядом  трудностей, возникающих при практическом использовании тактики компромиссов. Наиболее часто возникают следующие  трудности:

1) отказ одной  из сторон от первоначально  занятой позиции из-за обнаружения  в ходе переговоров ее нереалистичности;

2) выработанное  решение из-за содержащихся в  нем взаимных уступок может  оказаться противоречивым, нечетким  и потому трудно осуществимым. Так, обещания, данные обеими сторонами,  ускорить выполнение взаимных  обязательств могут оказаться  не обеспеченными ресурсами;

3) содержащийся  в любом компромиссном соглашении  в той или иной степени элемент  отказа от первоначально занятой  позиции, ее некоторая корректировка  могут впоследствии повлечь за  собой оспаривание принятого  решения. По мнению А.В. Морозова, способность к компромиссу -- признак реализма и высокой культуры общения, т. е. качество, особо ценимое в управленческой практике. Не следует, однако, прибегать к нему без нужды, торопиться с принятием компромиссных отношений, прерывая, тем самым обстоятельное обсуждение сложной проблемы, искусственно сокращать время на творческий поиск разумных альтернатив, оптимальных вариантов. Каждый раз нужно проверять, эффективен ли в данном случае компромисс по сравнению, например, с сотрудничеством, уклонением или приспособлением. [А.В. Морозов]. Но, несмотря на эти и некоторые другие трудности, компромиссные решения являются оптимальными для улаживания конфликтной ситуации, поскольку они:

* способствуют  выявлению и учету взаимных  интересов, будучи нацеленными  на взаимовыгодный результат  по принципу "выигрыш -- выигрыш";

* демонстрируют  уважение сторон к профессионализму  и достоинству друг друга.

Еще один стиль  поведения в конфликтной ситуации это стиль сотрудничества. По мнению А.В. Морозова, В конфликтном взаимодействии возможность сотрудничества появляется в тех случаях, когда:

1) проблема, вызвавшая  разногласия, представляется важной  для конфликтующих сторон, каждая  из которых не намерена уклоняться  от ее совместного решения;

2) конфликтующие  стороны имеют примерно равный  ранг или вовсе не обращают  внимания на разницу в своих  положениях;

3) каждая сторона  желает добровольно и на равноправной  основе обсудить спорные вопросы,  с тем чтобы, в конечном счете,  прийти к полному согласию  относительно взаимовыгодного решения  значимой для всех проблемы;

4) стороны, вовлеченные  в конфликт, поступают как партнеры, доверяют друг другу, считаются  с потребностями, опасениями и  предпочтениями оппонентов. Выгоды  сотрудничества несомненны: каждая  сторона получает максимум пользы  при минимальных потерях. Но  такой путь продвижения к положительному  исходу конфликта по-своему тернист.  Он требует времени и терпения, мудрости и дружеского расположения, умения выразить и аргументировать  свою позицию, внимательного выслушивания  оппонентов, объясняющих свои интересы, выработки альтернатив и согласованного  выбора из них, в ходе переговоров,  взаимоприемлемого решения. Наградой  за общие усилия служат конструктивный, всех устраивающий результат,  совместно найденный оптимальный  выход из конфликта, а также  укрепление партнерского взаимодействия [А.В. Морозов].

Несомненно, возникает  вопрос: как выбрать наиболее приемлемый стиль поведения в конфликтной  ситуации с учетом, как собственных  интересов, так и интересов других людей? Дженни Г Скотт. Приводит несколько  факторов, которые необходимо учитывать  при выборе стиля поведения в  конфликтной ситуации. При выборе эффективного стиля разрешения конфликта  ключевыми являются два аспекта: класть другого человека по отношению  к вам и перспектива этого  человека. Если вы обладаете большей  властью, чем другой человек, то вы можете использовать стиль конкуренции  и настойчиво добиваться того, чего вы хотите. Вы можете вынудить другого  человека к уступке (то есть к приспособлению). Однако, если большей властью обладает другой человек, то приспосабливаться уже следует вам. Если же вы пытаетесь достичь компромисса в ситуации, в которой положения сторон не равны, то следует иметь в виду, что разница во власти имеет основное значение для итога конфликта. Если человек, имеющий большую власть, не согласится забыть об этом преимуществе в конфликтной ситуации, то компромисс дает лучший результат для того, у кого больше власти. Разумеется, ваша реакция на конфликт с человеком, обладающим большой властью, будет зависеть и от конкретной ситуации. Если вы имеете дело с таким человеком, который занимает по отношению к вам жесткую позицию, то идти на жесткое противостояние, по-видимому, не лучший для вас вариант: вы просто проиграете. Вам следует задуматься, насколько важна для вас поставленная цель и можете ли вы добиться желаемого в открытой борьбе. Если она достаточно важна, то, может быть, вам стоит заручиться поддержкой других людей или укрепить каким-то образом собственные позиции. Однако, если вы чувствуете, что находитесь в невыигрышном положении или что опасность поражения слишком велика, то вам следует приспособиться к другому человеку и уступить ему. Это справедливо особенно в тех случаях, когда возможная потеря слишком значительна - работа, дружба или уважение сотрудников.

Даже если разница  во власти отсутствует, но другой человек  занимает по какому-то вопросу слишком  жесткую позицию, вы можете выбрать  отступление. Если друг, которого вы цените, имеет некоторые соображения, с  которыми вы не согласны, то лучше временно согласиться с ними, чем настаивать на своем. Тем самым вы можете отвратить  взрыв и продемонстрируете уважение к другу, а также покажете, насколько  вы цените ваши взаимоотношения. Идеальным  является честный и доброжелательный подход к разрешению конфликта. Однако вы захотите также определить те ситуации, в которых вы не сможете достигнуть этого, поскольку разница в положениях или в перспективах делает вас  уязвимым для напористого или  корыстного человека. В таких случаях  лучше признать эту разницу сразу  и избрать более защитный стиль, чем терять время, пытаясь применить  те подходы, которые могут быть эффективными при равенстве или при обоюдной честности и доброжелательности.

Для разрешения какого-то конфликта вам может  потребоваться всего лишь один подход. Но в других случаях может возникнуть необходимость в использовании  комбинации стилей, особенно если конфликт сложный или затяжной. Может оказаться, что для разрешения одной части  конфликта наиболее эффективным  является один подход, а для других его частей - совсем другой. Один стиль  может быть удачным для временного решения проблемы, но затем, если она  встает снова, для окончательного разрешения конфликта может потребоваться  применение иного стиля.

Аналогично, в  некоторых ситуациях вы можете использовать некоторое количество стилей для  разных аспектов одного и того же конфликта. Например, вы можете добиться компромисса с целью устранения какого-то препятствия на пути к решению проблемы в целом, приспособиться к интересам другого человека, которые в некоторой области слишком важны для него, настойчиво добиваться удовлетворения своих истинных нужд в некотором аспекте, полностью уклониться от обсуждения иных вопросов, если вы решили, что они не очень важны для вас, и использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее глубоких интересов обеих сторон. Долгосрочные деловые переговоры или личные взаимоотношения могут послужить хорошим примером тех ситуаций, когда с течением времени могут использоваться разные подходы. [Джини Г Скотт]

Резюмируя все  вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что каждый из рассмотренных стилей эффективен только в определенных условиях, и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. Любой  человек должен уметь эффективно использовать каждый из пяти рассмотренных  нами стилей, сознательно делать тот  или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Наилучший подход будет  определяться конкретной ситуацией, а  также индивидуально-психологическими особенностями конкретного партнера по взаимодействию. Предпочитать одни стили другим -- естественно, но жесткое предпочтение может ограничить возможности человека. Таким образом, важно определить для себя приоритеты, а также возможные альтернативные варианты. Это позволит быть более свободным в выборе при столкновении с конкретными конфликтными ситуациями. Но, несомненно, наилучший учитель и советчик в выборе оптимального подхода и в его эффективного использования - это жизненная практика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Всем понятно, что конфликты существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же и порой приходят в столкновение друг с другом.

Конфликт не следует понимать как сугубо негативное явление, общество, как и отдельный  человек, находится в постоянном развитии. Одним из способов этого  развития является конфликт.

Всякий конфликт возникает только при наличии  его объекта. Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта. Следует  различать понятия "объект" и "предмет" конфликта. Предметом конфликтаявляются  те противоречия, которые возникают  между взаимодействующими сторонами  и которые они пытаются разрешить  посредством противоборства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

3. Андреев В.И. Правила поведения в конфликтной ситуации http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/21330/21588/

4. Анцупов А.Я. Шепилов А.И. Конфликтология.: Эксмо,2009.-512с.

5. Анцупов А.Я. Шепилов А.И.Конфликтология. СПб.: Птьер,2007.-496с.

6. Балобанова Л.В.Конфликтология/ Л.В. Балабанова.:Профессионал ВД,2009.- 280с.

7. Боулдинг К.Э. Конфликт и защита: общая теория http://sociologiya-m.ru/?p=532#more-532

Информация о работе Стиль поведения в конфликтных ситуациях