Стереотипы современной молодёжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:22, реферат

Описание работы

2. Цель.
Установить, насколько устойчивы стереотипы среди современной молодежи.
3. Задачи:
1) проанализировать понятие стереотип
2) выявить психологические механизмы образования стереотипов
3) разработать авторскую анкету на тему: «Выявления отношения к стереотипам среди современной молодежи»
4) проанализировать результаты исследования
5) определить самые популярные стереотипы

Содержание

Введение
Психологические механизмы образования стереотипов
1.1. Анализ понятия «стереотип»
1.2. Формирование стереотипов: психологический анализ
2. Исследование степени доверия молодежи современным стереотипам
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Психодиагностика.docx

— 30.66 Кб (Скачать)

Навязывание стереотипа

Стереотипы  могут также создаваться и  увековечиваться лишь за счет коммуникативной  передачи вербальных ярлыков из поколения  в поколение, без фактического взаимодействия с людьми, являющимися объектом стереотипа. Стереотипы могут создаваться и  подкрепляться телевидением, кино, журналами и другими СМИ. Стереотипы могут формироваться через ограниченные контакты с членами группы-объекта  или через контакты, основанные на "смещенной" выборке. Тем самым, стереотипы могут быть созданы и  подкреплены в человеке на основании  очень ограниченных контактов с  группой-объектом или при их отсутствии. Сложное взаимодействие этих внешних  факторов с нашими собственными культурными  и психологическими процессами превращают стереотипы в трудноразрешимую проблему.

Стереотип как продукт наблюдения

Иногда  стереотип оказывается продуктом  нашего собственного наблюдения за объектом, интерпретируемым нами как негативный. Из-за нашей потребности классифицировать информацию о людях и верифицировать подобные классификации на основании процессов избирательного внимания и памяти, мы часто связываем свои интерпретации с предполагаемыми чертами человека-объекта, переносим эти черты на наблюдаемые, идентифицируемые характеристики этого человека (например, на цвет кожи), а затем делаем обобщенное утверждение, которое можно использовать для описания всех людей, имеющих эту идентифицируемую характеристику. В результате мы начинаем утверждать, что «негров, или японцев, или евреев отличает...» Разумеется, многие стереотипы связаны с группами, чьи определяющие характеристики невидимы — например, юристы или гомосексуалисты, — но эти стереотипы в равной мере ограничены, интенсивны и плохо поддаются изменениям.

Укоренение стереотипов 

Будь  то позитивные или негативные стереотипы, они, как правило, ограниченны и  потенциально дискриминационны. Причина  этого в том, что стереотипы как  ментальные категории людей имеют  свойство жить собственной жизнью. Вместо того чтобы использовать стереотипы в качестве обобщений, т. е. «оптимальных догадок» в отношении какой-то группы людей и которые мы затем уточняем на основании интеракций с конкретными  индивидами, мы зачастую используем стереотипы как набор жестких допущений, относящихся ко всем людям этой группы, независимо от индивидуальных различий или свидетельств об обратном. Данные (т. е. фактически наблюдаемое поведение), которые могут ставить стереотип под сомнение, будут «шлифоваться» до такой степени, что их можно будет использовать для поддержки стереотипа. Данные, которые нельзя истолковать по-новому в пользу стереотипа, будут просто отброшены как случайности. Стереотипы, используемые таким образом, укореняются все больше и больше, поскольку весь наш опыт служит подкреплению этого стереотипа, независимо от того, верен он или ошибочен.

 Стереотипы  присущи даже людям, отличающимся  максимальным плюрализмом. Важно  то, как мы выходим за их  рамки, используя их только  в качестве базовых ориентиров  при взаимодействии с людьми  из другой культурной среды.  Будучи ориентирами, стереотипы  не высечены в камне, а снабжают  нас идеями, впечатлениями и образами  людей, которые можно использовать  при первой встрече, после чего  их можно отбросить или подкрепить  в зависимости от подлинного  характера интеракции и наблюдаемого  поведения. 

 Существует  тонкая грань между использованием  обобщения в качестве ориентира  и использованием стереотипа  для оправдания своего личного  взгляда на мир. Оправдание  своего взгляда на мир путем  жесткого и негибкого использования  стереотипов оставляет нам только  ограниченный взгляд на мир,  его обитателей и события. 

 

Исследование  степени доверия молодежи современным  стереотипам

 

Нами  было проведено анкетирование. В  выборку исследования вошли молодые  люди в возрасте от 18 до 24 лет. Количество респондентов составило 21 человек –  из них 8 девушек и 13 молодых людей. Для достижения целей исследования нами была разработана авторская  анкета.

 

Анкета

Уважаемый респондент, просим Вас принять участие  в нашем психологическом исследовании. Его результаты помогут нам в определении подверженности современного общества влиянию стереотипов.

 

1. С какими  стереотипами Вы чаще всего  встречаетесь?

Ваш ответ:                          .

 

2. Доверяете  ли Вы современным гороскопам?

а) да, читаю  каждый день

б) не доверяю, но иногда читаю

в) считаю, что это бред

 

3. Верите  ли Вы, что брюнетки умнее блондинок?

а) да

б) нет

в) не уверен(а)

 

4. Считаете  ли Вы, что заграницей жизнь  лучше?

а) да, в  скором времени собираюсь переезжать

б) да, но я – закоренелый патриот и где родился – там и помру

в) нет, лучше  Родины ничего быть не может

г) не знаю, не бывал

 

5. Верите  ли Вы, что «с милым рай и  в шалаше»?

а) да, любовь превыше всего

б) возможно, если шалаш – это бунгало на берегу моря, где пришвартована яхта

в) не в  шалаше, но 2х-комнатной квартиры достаточно

 

6. Согласны  ли Вы, что мужчины, занимающиеся  творческой деятельностью, в большинстве  своем, нетрадиционной сексуальной  ориентации?

а) согласен(на)

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) категорически  нет

 

7. Считаете  ли Вы, что хорошего человека  должно быть много?

а) да, всегда следую этому правилу

б) да, считаю, но себя ограничиваю

в) нет, себя надо держать в руках

 

8. Русские  женщины самые красивые?

а) конечно

б) да, но иностранки привлекают больше

в) нет, с  такими не сталкивался

 

9. Возраст  людей, которые, по вашему мнению, наиболее подвержены влиянию  стереотипов. Проставьте нумерацию  в порядке убывания.

* 12 –  18

* 19 –  25

* 25 –  40

* 40 –  60

* от 60 и  …

 

10. Многие  люди смотрят на мир через  стереотипы. А вы относитесь к  ним?

а) да, потому что верю, что стереотипы не могли  сложиться без каких-либо на то оснований

б) нет, не всем стереотипам можно верить

в) нет, только необразованный человек может думать стереотипами, а не своей головой

Общие вопросы

Пол:

Возраст:

Род деятельности:

 

Большое спасибо за уделенное нам внимание.

Для нас  очень важно Ваше мнение.

 

Исследование  степени доверия молодежи современным  стереотипам

 

После разработки анкеты, мы провели опрос. В ходе анализа полученных результатов  и подсчета голосов, мы определили что:

 

1. Самыми  популярными стереотипами признаны  стереотипы про женщин. Из них  ведущее место занимают:

«Брюнетки умнее блондинок»

«Женщина  за рулем – обезьяна с гранатой»

 

2. 90%  опрошенных не доверяют гороскопам, но 52% из них не прочь иногда  прочитать.

 

3.  Более  60% респондентов не определяют  ум по цвету волос, но четверть  подвержена влиянию одного из  самых популярных стереотипов  «Брюнетки умнее блондинок».

 

4.  66% участников считают, что заграницей  жизнь лучше, но, разделившись  на две равные части, одни  в скором времени собираются  переезжать, а другие – не желают  покидать страну своих предков.

Люди, не имеющие опыта жизни заграницей, слепо доверяют стереотипам.

 

5. Около  55% думают, что любовь – главное  в нашей жизни, а материальное  благосостояние – дело наживное  и совершенно не имеет никакого  отношения к настоящим чувствам. Так что «с милым рай и  в шалаше».

 

6. 52% опрошенных считают, что есть люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией в творческих профессиях, но это скорее исключение, чем правило.

Этот  стереотип не действует. Не смотря на довольно терпимое отношение к гомосексуалистам в современном обществе, люди не яро проявляют доверие к этому  стереотипу.

 

7. Около половины считают излишнюю полноту недостатком, с которым нужно бороться. Остальные же разделились на две равные группы, полагая,  что полные люди более добродушны, но следует этому правилу только одна часть.

 

8. Все опрошенные подтвердили факт того, что русские девушки самые красивые, но только двоих участников иностранки привлекают больше.

 

9. Возраст,  наиболее подверженный влиянию  стереотипов, по мнению опрошенных  – от 19 до 25 лет. Следующий по  популярности – пенсионный возраст.

 

10. 66% считают,  что далеко не всем стереотипам  нужно доверять. И только один  участник убежден, что стереотипы  не возникают на пустом месте. 

 

Заключение.

В ходе нашего исследования выяснилось, что большинство  людей подвержены влиянию стереотипов, но сами они считают их пережитками  прошлого. Не желая того признавать, люди принимают общественное мнение за своё собственное, повинуясь стадному инстинкту, не замечая, как влияют стереотипы на нашу жизнь, сковывая мысли и чувства.

Увидев на улице девушку в короткой юбке и на каблуках, ее воспринимают как  развязную девицу. Если блондинка  – сразу недалекого ума девушка. И таких примеров тысячи. Хочется  крикнуть: «Раскройте глаза, люди! Мир  не такой однообразный и не все  подчиняется шаблонам! И среди  брюнеток бывают глупые, и мужчины  тоже плачут».

 

Список использованной литературы.

 

  1. Г.С. Мельник «Психологические процессы и эффекты», - СПб, 1996 г.
  2. B.C. Агеев «Психологическое исследование социальных стереотипов. Вопросы психологии». 1986 г.
  3. Г.М. Андреева «Социальная психология», -  Москва: Аспект-Пресс, 1997 г.
  4. М. Вебер «Основные социологические понятия» // Избранные произведения. Москва: Прогресс, 1990 г.
  5. Б.А. Грушин «Массовое сознание: опыт определения проблемы исследования» Москва: Политиздат, 1987 г.
  6. Г.Н. Кондратенко «Об особенностях стереотипизации» // Вестник МГУ. Журналистика. 1968 г.

 


Информация о работе Стереотипы современной молодёжи