Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:22, реферат
2. Цель.
Установить, насколько устойчивы стереотипы среди современной молодежи.
3. Задачи:
1) проанализировать понятие стереотип
2) выявить психологические механизмы образования стереотипов
3) разработать авторскую анкету на тему: «Выявления отношения к стереотипам среди современной молодежи»
4) проанализировать результаты исследования
5) определить самые популярные стереотипы
Введение
Психологические механизмы образования стереотипов
1.1. Анализ понятия «стереотип»
1.2. Формирование стереотипов: психологический анализ
2. Исследование степени доверия молодежи современным стереотипам
Заключение
Список использованной литературы
Министерство Образования и Науки
Федеральное
Государственное
профессионального образования
Филиал федерального государственного образовательного
Учреждения
высшего профессионального
«Российский
государственный университет
(Филиал ФГОУВПО «РГУТиС» в г.Самаре)
Факультет «Дневного отделения»
Реферат
по дисциплине «Психодиагностика»
Тема: «Стереотипы современной молодёжи»
Выполнили: Студентки 2 курса группы СПд – 201
Специальность 10001.65
Матюнина Ю.В.
Овчинникова Д.А.
Саксонова Я.П.
Проверил: Чернобровина А.Н.
Дата сдачи: «____»______________2011г.
Оценка__________________
Самара 2011г.
Содержание:
Введение
1.1. Анализ понятия «стереотип»
1.2. Формирование
стереотипов: психологический
2. Исследование
степени доверия молодежи
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Стереотип (греч. stereos + typos – "твердый" + "отпечаток") – это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения с их внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание. Стереотипы, как некие устоявшиеся мнения, иногда несут эмоциональную заряженность. Как полезную, позитивную, так и не очень.
Сегодня существует множество различных стереотипов, и люди условно разделились на две группы – верящие в них и нет. Большое количество людей привыкли следовать за общественным мнением, даже не пытаясь рассудить, верно ли оно. Прислушиваясь к нему, люди не задумываются о правдивости этих утверждений, соглашаясь со всем, что диктует им общество. И только единицы способны иметь и не бояться высказывать собственное мнение, не подчиняясь «стадному инстинкту».
Суть нашего исследования в том, чтобы выяснить, каково процентное соотношение этих 2х групп и влиянию каких стереотипов люди наиболее подвержены.
2. Цель.
Установить, насколько устойчивы стереотипы среди современной молодежи.
3. Задачи:
1) проанализировать понятие стереотип
2) выявить
психологические механизмы
3) разработать авторскую анкету на тему: «Выявления отношения к стереотипам среди современной молодежи»
4) проанализировать результаты исследования
5) определить самые популярные стереотипы
4. Объектом нашего исследования является понятие «стереотип», а предметом – степень доверия молодежи к современным стереотипам.
Психологические
механизмы образования
1.1. Анализ понятия «стереотип».
Человек - существо социальное. Всю жизнь его окружают другие люди. Поэтому совершая тот или иной поступок, мы, так или иначе, оглядываемся на общество, надеясь на их поддержку и опасаясь их осуждения. Тем самым мы устанавливаем для себя рамки, ограничиваем себя. Очень хорошо описано понятие «стереотип» в Большом Энциклопедическом Словаре: «Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта; составная часть установки. Нередко синоним устаревших и предвзятых представлений, связанных с предрассудками.»
Для начала проанализируем понятие стереотип. Понятие «стереотип» впервые введено в оборот известным американским журналистом Уолтером Липпманом в 1922 г. в книге «Общественное мнение», где он определяет стереотип как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека. Он возникает на основе опосредованного восприятия объекта: «Нам говорят о мире до того, как познаем его на опыте». Стереотипы, по утверждению У. Липпмана, первоначально возникают спонтанно, в силу «неизбежной потребности в экономии внимания». Они способствуют формированию традиций и привычек. «Они — крепость, стоящая на страже наших собственных традиций, и под ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно в том положении, которое мы занимаем». Стереотипы оказывают воздействие на формирование нового эмпирического опыта: «Они наполняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воспринимаем в своей памяти». Хотя степень их адекватности чрезвычайно лабильна, стереотипы — преимущественно неадекватные образы объективной реальности, основанные на «ошибке человека, по привычке принимающего предвзятое за видение». «Стереотип однозначен; он делит мир на две категории — на «знакомое» и «незнакомое». Знакомое становится синонимом «хорошо», а незнакомое — синонимом «плохо»».
Стереотип содержит в себе оценочный элемент. Липпман считал, что стереотип нейтрален. Оценочный элемент выступает в виде установки, эмоционального общения. Стереотип — не просто упрощение. Он «в высшей степени заряжен чувствами». Оценочный элемент стереотипа (установка) всегда сознательно детерминирован, поскольку стереотип, выражая чувства личности, ее систему ценностей, всегда соотнесен с групповыми чувствами и групповыми действиями. Отсюда следовал вывод о возможном единстве стереотипов у тех или иных социальных институтов и социальных систем. Стереотип, размышлял далее У. Липпман, неадекватен. Стереотипы («предрассудки») эффективно управляют всем процессом восприятия, являясь эталоном оценки и соответственно защиты личности, входящей в данную группу. В конечном счете стереотипы способствуют процессу толкования социально-политического единства группы.
1.2. Формирование стереотипов: психологический анализ.
Стереотипы являются продуктом нормальных, психологических процессов, которые естественным и неизбежным образом ведут к их формированию и сохранению. Следовательно, чтобы понять, как стереотипы создаются и сохраняются, важно обладать базовым пониманием психологических процессов, из которых они произрастают. Эти процессы включают в себя избирательное внимание, оценку, формирование понятий и категоризацию, атрибуции, эмоции и память.
Избирательное внимание
Психологи
соглашаются, что количество стимулов,
которые воздействуют на наши органы
чувств, слишком велико, чтобы мы
могли их обработать и осмыслить
в своей повседневной жизни. Невозможно
прореагировать на все сигналы и
стимулы, которые приходят к нам
из окружающего мира. Мы выбираем, на
какие стимулы откликнуться (к
примеру, на слова на этой странице,
на голос человека, который с вами
разговаривает) и сенсорные модальности
или каналы, посредством которых
мы реагируем (например, зрение или
слух). Этот процесс называют избирательным
вниманием. Как правило, избирательное
внимание относится к процессу, посредством
которого мы фильтруем многие из стимулов,
бомбардирующих наши органы чувств, тем
самым получая более
Оценка
Когда мы наблюдаем какие-то события или общаемся с другими людьми, то постоянно оцениваем эти стимулы. Оценкой называют процесс, посредством которого мы определяем релевантность стимулов с точки зрения их значения для нашей жизни. На основании процесса оценки у нас возникают эмоциональные реакции, а затем мы принимаем решения, касающиеся адекватных поведенческих откликов, которые Лазарус называет копированием. Процесс оценки релевантен стереотипам, поскольку он обеспечивает психологический механизм, посредством которого мы активно воздействуем на входящие стимулы и обрабатываем их с учетом того, насколько они для нас значимы.
Формирование понятий и
В своей повседневной жизни мы сталкиваемся со множеством стимулов — с объектами окружающего мира; с людьми, которых мы встречаем; с тем, что мы слышим или говорим, — и практически невозможно, чтобы мы отследили их все. То есть когда наше сознание создает ментальные образы всех людей, мест, событий, ситуаций и действий, с которыми мы сталкиваемся, невозможно представить все эти стимулы в виде одиночных, независимых блоков информации. Поэтому мы формируем понятия, посредством которых можем мысленно представлять эти события, ситуации, места и людей, так чтобы наше сознание могло с ними работать.
Понятие
— это ментальная категория,
которую мы используем для
классификации событий,
Мы формируем понятия, с тем чтобы можно было оценивать информацию, принимать решения и действовать соответствующим образом. (Культуры различаются именно по тому, какими могут быть эти общие свойства; этот вопрос обсуждается более полно в главе 6.) Мы пользуемся этими общими свойствами, которые помогают нам при классификации или категоризации — процессе, посредством которого психологические понятия группируются вместе.
Намного
легче и эффективнее создать
понятия или категории
Формирование
понятий и категоризация дают
нам возможность организовать
многообразие окружающего нас
мира в виде конечного числа
категорий. Эти категории, в
свою очередь, основываются на
частных свойствах объектов, которые
мы воспринимаем или считаем
подобными в некотором
Существует
множество теорий относительно
того, как происходит формирование
понятий. Однако наиболее
Атрибуция
Одной из
распространенных характеристик людей
является ощущаемая потребность
мысленно объяснить причины событий
и поведения. Атрибуцией называют процесс,
посредством которого мы делаем выводы
о причинах поведения, как нашего
собственного, так и других людей.
Атрибуции выполняют в нашей
жизни важные функции. Они позволяют
нам организовывать информацию в
психологически значимом ключе. Эта
психическая организация
Эмоции
Эмоции — неотъемлемая и важная часть нашей обычной, повседневной жизни. Эмоции — важные мотиваторы нашего поведения, говорящие нам, что нужно бежать, когда мы боимся, или нападать, когда мы разгневаны. Эмоции — это важные устройства вывода данных по первому требованию, говорящие нам, как мы интерпретируем события и ситуации вокруг нас. Эмоции являются также важными межличностными маркерами, информирующими нас о состоянии наших отношений с другими людьми.
Память
Памятью
называют нашу способность припоминать
прошлые события, поступки, людей, объекты,
ситуации, усвоенные навыки и т. д.
Она также имеет отношение
к тому, как мы храним подобную информацию.
Как правило, психологи различают
три подтипа памяти и связанных
с ней процессов: сенсорную помять,
первичное кодирование
Семантическая
память является особым типом
долговременной памяти для