Стереотипы современной молодёжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:22, реферат

Описание работы

2. Цель.
Установить, насколько устойчивы стереотипы среди современной молодежи.
3. Задачи:
1) проанализировать понятие стереотип
2) выявить психологические механизмы образования стереотипов
3) разработать авторскую анкету на тему: «Выявления отношения к стереотипам среди современной молодежи»
4) проанализировать результаты исследования
5) определить самые популярные стереотипы

Содержание

Введение
Психологические механизмы образования стереотипов
1.1. Анализ понятия «стереотип»
1.2. Формирование стереотипов: психологический анализ
2. Исследование степени доверия молодежи современным стереотипам
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Психодиагностика.docx

— 30.66 Кб (Скачать)

Министерство  Образования и Науки

Федеральное Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

Филиал  федерального государственного образовательного

Учреждения  высшего профессионального образования

«Российский государственный университет туризма  и сервиса»

(Филиал  ФГОУВПО «РГУТиС» в г.Самаре)

 

 

 

Факультет «Дневного отделения»

 

 

Реферат

 

 

по дисциплине «Психодиагностика»

 

Тема: «Стереотипы современной молодёжи»

 

 

 

Выполнили: Студентки 2 курса группы СПд – 201

Специальность 10001.65

Матюнина Ю.В.

Овчинникова Д.А.

Саксонова Я.П.

Проверил: Чернобровина А.Н.

Дата сдачи: «____»______________2011г.

Оценка__________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2011г.

 

Содержание:

Введение

  1. Психологические механизмы образования стереотипов

1.1. Анализ  понятия «стереотип»

1.2. Формирование  стереотипов: психологический анализ

2. Исследование  степени доверия молодежи современным  стереотипам 

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение.

Стереотип (греч. stereos + typos – "твердый" + "отпечаток") – это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения с их внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание. Стереотипы, как некие устоявшиеся мнения, иногда несут эмоциональную заряженность. Как полезную, позитивную, так и не очень.

Сегодня существует множество различных  стереотипов, и люди условно разделились  на две группы – верящие в них  и нет. Большое количество людей  привыкли следовать за общественным мнением, даже не пытаясь рассудить, верно ли оно. Прислушиваясь к нему, люди не задумываются о правдивости этих утверждений, соглашаясь со всем, что диктует им общество. И только единицы способны иметь и не бояться высказывать собственное мнение, не подчиняясь «стадному инстинкту».

Суть  нашего исследования в том, чтобы  выяснить, каково процентное соотношение  этих 2х групп и влиянию каких  стереотипов люди наиболее подвержены.

 

2. Цель.

Установить, насколько устойчивы стереотипы среди современной молодежи.

3. Задачи:

1) проанализировать  понятие стереотип

2) выявить  психологические механизмы образования  стереотипов

3) разработать  авторскую анкету на тему: «Выявления  отношения к стереотипам среди  современной молодежи»

4) проанализировать  результаты исследования

5) определить  самые популярные стереотипы

4. Объектом нашего исследования является понятие «стереотип», а предметом – степень доверия молодежи к современным стереотипам.

 

Психологические механизмы образования стереотипов

 

1.1.  Анализ понятия «стереотип».

Человек - существо социальное. Всю жизнь  его окружают другие люди. Поэтому  совершая тот или иной поступок, мы, так или иначе, оглядываемся на общество, надеясь на их поддержку  и опасаясь их осуждения. Тем самым  мы устанавливаем для себя рамки, ограничиваем себя. Очень хорошо описано  понятие «стереотип» в Большом  Энциклопедическом Словаре: «Выражает  привычное отношение человека к  какому-либо явлению, сложившееся под  влиянием социальных условий и предшествующего  опыта; составная часть установки. Нередко синоним устаревших и  предвзятых представлений, связанных  с предрассудками.»

Для начала проанализируем понятие стереотип. Понятие «стереотип» впервые  введено в оборот известным американским журналистом Уолтером Липпманом в 1922 г. в книге «Общественное мнение», где он определяет стереотип как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека. Он возникает на основе опосредованного восприятия объекта: «Нам говорят о мире до того, как познаем его на опыте». Стереотипы, по утверждению У. Липпмана, первоначально возникают спонтанно, в силу «неизбежной потребности в экономии внимания». Они способствуют формированию традиций и привычек. «Они — крепость, стоящая на страже наших собственных традиций, и под ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно в том положении, которое мы занимаем». Стереотипы оказывают воздействие на формирование нового эмпирического опыта: «Они наполняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воспринимаем в своей памяти». Хотя степень их адекватности чрезвычайно лабильна, стереотипы — преимущественно неадекватные образы объективной реальности, основанные на «ошибке человека, по привычке принимающего предвзятое за видение». «Стереотип однозначен; он делит мир на две категории — на «знакомое» и «незнакомое». Знакомое становится синонимом «хорошо», а незнакомое — синонимом «плохо»».

Стереотип содержит в себе оценочный элемент. Липпман считал, что стереотип нейтрален. Оценочный элемент выступает в виде установки, эмоционального общения. Стереотип — не просто упрощение. Он «в высшей степени заряжен чувствами». Оценочный элемент стереотипа (установка) всегда сознательно детерминирован, поскольку стереотип, выражая чувства личности, ее систему ценностей, всегда соотнесен с групповыми чувствами и групповыми действиями. Отсюда следовал вывод о возможном единстве стереотипов у тех или иных социальных институтов и социальных систем. Стереотип, размышлял далее У. Липпман, неадекватен. Стереотипы («предрассудки») эффективно управляют всем процессом восприятия, являясь эталоном оценки и соответственно защиты личности, входящей в данную группу. В конечном счете стереотипы способствуют процессу толкования социально-политического единства группы.

 

1.2.  Формирование стереотипов: психологический анализ.

Стереотипы  являются продуктом нормальных, психологических  процессов, которые естественным и  неизбежным образом ведут к их формированию и сохранению. Следовательно, чтобы понять, как стереотипы создаются  и сохраняются, важно обладать базовым  пониманием психологических процессов, из которых они произрастают. Эти  процессы включают в себя избирательное  внимание, оценку, формирование понятий  и категоризацию, атрибуции, эмоции и память. 

Избирательное внимание

Психологи соглашаются, что количество стимулов, которые воздействуют на наши органы чувств, слишком велико, чтобы мы могли их обработать и осмыслить  в своей повседневной жизни. Невозможно прореагировать на все сигналы и  стимулы, которые приходят к нам  из окружающего мира. Мы выбираем, на какие стимулы откликнуться (к  примеру, на слова на этой странице, на голос человека, который с вами разговаривает) и сенсорные модальности  или каналы, посредством которых  мы реагируем (например, зрение или  слух). Этот процесс называют избирательным  вниманием. Как правило, избирательное  внимание относится к процессу, посредством  которого мы фильтруем многие из стимулов, бомбардирующих наши органы чувств, тем  самым получая более содержательный, ограниченный набор информации, который  мы можем затем обработать. Поскольку  наша сенсорная и перцептивная системы обладают ограниченными возможностями, т. е. мы должны изыскать способы ограничения количества информации, которую мы фактически получаем и обрабатываем. Этому селективному процессу присущи определенные искажения. Его хорошо иллюстрирует феномен вечеринки с коктейлем: люди часто могут слышать свое имя, произнесенное в другом конце комнаты на вечеринке, несмотря на то что одновременно раздается множество других звуков.

Оценка 

Когда мы наблюдаем какие-то события или  общаемся с другими людьми, то постоянно  оцениваем эти стимулы. Оценкой  называют процесс, посредством которого мы определяем релевантность стимулов с точки зрения их значения для  нашей жизни. На основании процесса оценки у нас возникают эмоциональные  реакции, а затем мы принимаем  решения, касающиеся адекватных поведенческих  откликов, которые Лазарус называет копированием. Процесс оценки релевантен стереотипам, поскольку он обеспечивает психологический механизм, посредством которого мы активно воздействуем на входящие стимулы и обрабатываем их с учетом того, насколько они для нас значимы.

Формирование понятий и категоризация 

В своей  повседневной жизни мы сталкиваемся со множеством стимулов — с объектами окружающего мира; с людьми, которых мы встречаем; с тем, что мы слышим или говорим, — и практически невозможно, чтобы мы отследили их все. То есть когда наше сознание создает ментальные образы всех людей, мест, событий, ситуаций и действий, с которыми мы сталкиваемся, невозможно представить все эти стимулы в виде одиночных, независимых блоков информации. Поэтому мы формируем понятия, посредством которых можем мысленно представлять эти события, ситуации, места и людей, так чтобы наше сознание могло с ними работать.

 Понятие  — это ментальная категория,  которую мы используем для  классификации событий, объектов, ситуаций, поведения или даже  людей согласно тому, что мы  воспринимаем как общие свойства.

 Мы  формируем понятия, с тем чтобы можно было оценивать информацию, принимать решения и действовать соответствующим образом. (Культуры различаются именно по тому, какими могут быть эти общие свойства; этот вопрос обсуждается более полно в главе 6.) Мы пользуемся этими общими свойствами, которые помогают нам при классификации или категоризации — процессе, посредством которого психологические понятия группируются вместе.

 Намного  легче и эффективнее создать  понятия или категории информации, а также оценивать эти категории  и действовать исходя из них,  чем обрабатывать каждый индивидуальный  элемент. В психологии исследование  формирования понятий предполагает  изучение того, как люди классифицируют  или категоризируют события, объекты, ситуации и людей, превращая их в понятия.

 Формирование  понятий и категоризация дают  нам возможность организовать  многообразие окружающего нас  мира в виде конечного числа  категорий. Эти категории, в  свою очередь, основываются на  частных свойствах объектов, которые  мы воспринимаем или считаем  подобными в некотором психологически  значимом отношении. Например, мы  можем объединить все объекты  определенного цвета, все типы  выражений лица, отражающие какую-то  эмоцию, и т. д. Как только  подобные понятия сформированы, мы можем подойти к индивидуальному  стимулу посредством категории  и собрать информацию о нем,  основанную на этой категории. 

 Существует  множество теорий относительно  того, как происходит формирование  понятий. Однако наиболее важно  для нашего обсуждения признание  существования понятий и их  общей полезности в организации  окружающего нас мира.

Атрибуция

Одной из распространенных характеристик людей  является ощущаемая потребность  мысленно объяснить причины событий  и поведения. Атрибуцией называют процесс, посредством которого мы делаем выводы о причинах поведения, как нашего собственного, так и других людей. Атрибуции выполняют в нашей  жизни важные функции. Они позволяют  нам организовывать информацию в  психологически значимом ключе. Эта  психическая организация необходима по крайней мере из-за количества событий, происходящих вокруг нас. Ряд исследований показал, что атрибуции связаны с контролем, и что люди, стремящиеся к контролю, производят атрибуции чаще, чем остальные. Атрибуции также помогают людям упорядочивать новую информацию о мире и устранять несоответствия между новым и старым способами понимания намерений и поведения окружающих.

Эмоции

Эмоции  — неотъемлемая и важная часть  нашей обычной, повседневной жизни. Эмоции — важные мотиваторы нашего поведения, говорящие нам, что нужно бежать, когда мы боимся, или нападать, когда мы разгневаны. Эмоции — это важные устройства вывода данных по первому требованию, говорящие нам, как мы интерпретируем события и ситуации вокруг нас. Эмоции являются также важными межличностными маркерами, информирующими нас о состоянии наших отношений с другими людьми.

Память 

Памятью называют нашу способность припоминать  прошлые события, поступки, людей, объекты, ситуации, усвоенные навыки и т. д. Она также имеет отношение  к тому, как мы храним подобную информацию. Как правило, психологи различают  три подтипа памяти и связанных  с ней процессов: сенсорную помять, первичное кодирование связанных  с памятью стимулов; кратковременную  память, «рабочую» память, которая  служит посредником между сенсорной  и долговременной памятью; и долговременную память, хранилище информации в течение  длительных периодов времени.

 Семантическая  память является особым типом  долговременной памяти для правил, идей и общих понятий о мире, включая других людей; она обычно  основывается на обобщениях или  образах, связанных с событиями,  опытом и усвоенными знаниями. Семантическая память может быть  также основана на вербальном  знании, передаваемом от одного  человека к другому, без какой-либо  опоры на фактический опыт  или интеракцию с объектом  памяти. Она относится к знаниям,  которые накоплены за долгий  период времени, и постоянно  модифицируются или подкрепляются,  когда индивид имеет дело с  родственными фактами, событиями  или опытом. Эти свойства семантической памяти делают ее особенно релевантной нашему пониманию стереотипов.

Информация о работе Стереотипы современной молодёжи