Становление психологии труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена истории зарубежной психологии труда. Историческое исследование в области психологии труда предполагает реконструкцию возникновения и развития научных дисциплин, которые содержательно были связаны с проблемами психологического изучения человека - субъекта труда. Психология труда и смежные дисциплины составляют в новых социально-экономических условиях основу проектирования и оптимизации орудий труда, форм его организации, способов работы с персоналом.

Содержание

Содержание
Введение 3
1 Становление психологии труда 5
1.1 Тейлоризм и психотехника 5
2 Психология труда и организационная психология. 19
3 Заключение 26
4 Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

психология труда женя.docx

— 52.73 Кб (Скачать)

     В 1940 г. американская Ассоциация прикладной психологии насчитывала более 3000 членов, треть из которых занималась прикладными  исследованиями в военной сфере. Европейская психология в исследовании трудовой деятельности была неоднородна. Приход в Германии к власти фашистов в значительной степени ограничил  возможности проведения исследований по индустриальной психологии. Исключение составили лишь военные области. Многие видные ученые покинули страну, эмигрировав в США.

     После окончания второй мировой войны  в 1945г. начался период "Интеллектуализация машин". Научные достижения в физике, химии, математике, биологии, психологии и других науках поставили вопрос о создании искусственного интеллекта, экспертных и прогнозирующих систем, компьютеров. Это вывело на принципиально  новый уровень трудовую деятельность в целом и взаимодействие человека с орудием труда в частности. Наконец, в 1947 г. была подготовлена "Психологическая  программа по военной авиации", посвященная профессиональному  отбору пилотов (Гилфорд, Э. Торндайк). Таким образом, окончательно определилась область исследований психологии труда. Довольно активно развивалась эта  область исследований в Англии. Исследование психологических факторов организации  труда и практических состояний, проведенное под руководством Г. Майера, явилось основой для крупных исследовательских государственных программ. Особое внимание традиционно уделялось анализу индивидуальных различий в целях профессионального отбора. Тестовые программы А. Вернона, опубликованные в 1947 г., не потеряли своей ценности и по сей день.

     Вторая  мировая война сильно подорвала  развитие психологической науки  в Европе. В Англии после второй мировой войны прогресс в этой области замедлился. Например, такой  хорошо известный исследовательский  центр как Национальный институт индустриальной психологии не мог больше субсидироваться и был распущен. Несмотря на то, что выполнялось  большое число исследований высокого качества, внедрение их результатов  в производство было и остается весьма ограниченным. Психологам, работающим в индустрии, трудно рекламировать  свою работу как собственно психологическую, часто они продолжают деятельность под маркой других профессий.

  1. Психология  труда и организационная психология
 

     Вторая  половина XXв. характеризуется формированием  принципиально нового направления  в изучении трудовой деятельности –организационной психологии, в которую переходят  многие проблемы, традиционно исследуемые  в психологии труда. Это было связано  с тем, что в поле зрения специалистов по "человеческому фактору" стали  все чаще попадать проблемы работы человека в рамках целостных организаций - промышленных предприятий, разного  рода служб и учреждений. Организационная  психология - область научного знания, исследующая и воздействующая на психологические особенности работы человека в рамках целостных организаций  – промышленных предприятий, разного  рода служб и учреждений, уделяя при этом первостепенное внимание психологическим  аспектам функционирования организационных  структур.

     Организационная психология изучает такие переменные, как: коммуникация; лидерство; групповое  принятие решений; урегулирование конфликтов; власть в организации, социальное влияние, организационная политика и структура; создание группы; влияние новой технологии на организацию; а также анализ организационной  структуры и развитие организации.

     Прогресс  в области организационной психологии обусловлен скорее внешними, чем внутренними  причинами, как это часто бывает с прикладными дисциплинами. В  последнее время главное внешнее  влияние оказывают широкомасштабные социально-правовые изменения, в результате которых ко многим аспектам жизни, в  том числе и к трудовой деятельности, стали применяться строгие принципы прав чел. Лидерами в области изменения  трудового законодательства являются скандинавские страны и США, где  запрещена дискриминация работников на основе пола, расы, происхождения  и убеждений. Сейчас во многих юрисдикциях  закон запрещает дискриминацию  персонала, которая противоречит государственной политике. На организационную психологию повлияла также убежденность в том, что большая власть сопряжена с большей ответственностью. Поэтому на крупных работодателей возлагается часть ответственности за качество жизни каждого работника и общества в целом.

     Отношения между работодателем и работником и между работодателем и обществом  в целом заметно изменились. В  прошлом работодатели имели полный контроль над наемными работниками  в течение рабочего дня и не несли никакой ответственности  за то, что происходило после его  окончания. Теперь становятся общепринятыми  представления о социальной ответственности, корпоративной этике и общественном контроле. Социальная совесть отражается в такой деятельности предприятий, как организация программ восполнения  пробелов в образовании и выравнивания для работников, выросших в неблагоприятных  условиях; забота о здоровье работников, открытие детских садов и создание пенсионных программ, а также проявление внимания к качеству жизни рабочих. Психология труда, в основном, занимается частными вопросами организации  трудового процесса, особенностями  индивида, эргономическими аспектами  труда; организационная психология — изучением построения и управления трудовой организации и моделей  поведения работника.

     В Европе организационная психология получила достаточно широкое распространение  только после Второй мировой войны. Это нашло отражение хотя бы в  том, что до 60-х годов в голландских  университетах не было специальных  кафедр по данной дисциплине. Аналогичная  ситуация имела место и в большинстве  других европейских стран.

     Основными отправными точками начального периода  развития организационной психологии были:

     - развернутая программа по профессиональному  отбору во время Первой мировой  войны, в рамках которой были  разработаны Армейские альфа  и бета тесты;

     -начатый  в 1927 году Хотгорнский эксперимент,  по результатам которого Ротлисбергер  и Диксон опубликовали свою  знаменитую книгу "Управление  и рабочий";

     -"Психологическая  программа по военной авиации", подготовленная в 1947 году и  главным образом посвященная  профессиональному отбору пилотов;

     - серия социально-психологических  работ в журнале "Американский  солдат", выпущенных в 1947 году.

     Организационная психология охватывает три уровня проблем:

     1.         Личность и поведение отдельных работников организации (традиционный объект психологии труда)

     2.         Проблемы группового труда (традиционная тематика прикладной социальной психологии)

     3.         Проблемы организации в целом (ее проектирование, развитие, диагностика состояния и способы оптимизации функционирования)

     Развитие  исследований трудовой деятельности в  США на ранних этапах характеризуется  также и увеличением числа  психологов, вовлеченных в эту  сферу деятельности. Для обозначения  проблем, касающихся работы отдельных  работников или групповых видов  труда, в США иногда используется также термин "организационное  поведение".

     В 1940 году Ассоциация прикладной психологии (АРА) насчитывала 3000 членов. По имеющимся  оценкам, до 2000 из них были привлечены для выполнения различного рода психологических  исследований в американских военно-воздушных  силах в период Второй мировой  войны. Быстрое развитие в США, психологии вообще и психологии труда и организационной  психологии в частности, стимулировалось  также потоком европейских психологов, бежавших в Америку от нацистского  режима в 30-х годах. Безусловное лидерство  американских исследований в изучении трудовой деятельности, сформировавшееся в 30-х и 40-х годах, проявилось в  чрезвычайно сильном влиянии  американских исследовательских традиций на начавшееся в послевоенные годы развитие этой области в Европе. Американские психологи приезжали в Европу в качестве приглашенных профессоров и советников, а европейские психологи отправлялись в США для обучения и специализации. Американская научная литература была и до сих пор остается наиболее авторитетным источником информации для большинства стран Европы, а в публикациях европейских авторов обычно присутствует большое число ссылок на американские исследования. Даже при беглом взгляде на содержание "Psychological Abstracts" - журнала, регулярно включающего краткие обзоры работ неамериканских периодических издании, отчетливо видно доминирование публикаций американских авторов.

     Развитие  психологии труда и организационной  психологии в Европе происходило  неодинаково в разных странах. В  Англии эта область исследований начала разрабатываться достаточно рано. В 1920 году Мейерс опубликовал  монографию, в которой подробно рассматривались  такие проблемы, как анализ движений, утомление, профессиональный отбор, ограничения  по показателям результативности труда, системы оплаты и вознаграждения за труд, беспорядки на производстве. В  тот период был выполнен целый  ряд крупных исследовательских  проектов, которые финансировались  государственными структурами в  рамках "Научно-исследовательского комитета по здоровью на производстве".

     Психология  труда и организационная психология в Германии развивалась неравномерно. Чрезвычайно интенсивно ее проблематика начала разрабатываться уже в  начале века, проникновение в индустрию  было намного более значительным, чем в Англии. Некоторые компании открывали свои собственные исследовательские  лаборатории. Психологические исследования выполнялись не только специалистами- психологами, но и инженерами, обученными "психометрическим" методам. Психологи  играли также важную роль в военных  организациях. В 1942 году Гитлер и Геринг, после того, как психологи вступили в конфликт с нацистским режимом, расформировали все психологические подразделения и отправили работавших там специалистов на фронт. Восстановление психологии труда и организационной психологии в Германии началось в 50-х годах. С этого времени число психологов, занятых в данной области, резко возросло. Однако интерес к ней со стороны университетской науки остается ограниченным, а активные разработки ведутся главным образом в так называемых "высших технических школах".

     Вследствие  быстрого расширения сферы исследований по психологии труда и организационной  психологии специальным предметом  для обсуждения становится ее отношение  к другим смежным дисциплинам. С  одной стороны, психологи испытывают все больший интерес к теориям, понятиям и методам из других областей знаний, особенно социологии и промышленной инженерии. Университетская программа  подготовки требует от студентов, специализирующихся по психологии труда и организационной  психологии, знакомства с литературой  по многим смежным дисциплинам. С  другой стороны, наблюдается возрастание  интереса к психологии труда и  организационной психологии со стороны  представителей других наук. Социологи, занимающиеся проблемами труда и  деятельностью организаций, знакомятся с соответствующей психологической  литературой, а некоторые публикации по прикладной социологии можно считать  психологическими, если строго придерживаться данного нами выше определения предмета психологии труда и организационной  психологии.

     Исследования  показывают, что психологи все  чаще приходят к мнению, что их функции  могли бы выполняться и другими  профессионалами-непсихологами.

     В этой связи первыми вспоминаются специалисты, получившие образование  в области социальных наук. Многие из современных психологов сталкиваются с совершенно новыми, только возникающими проблемами и обязанностями, но то же самое случается и со специалистами, получившими подготовку по другим дисциплинам. Таким образом, увеличивается область  пересечений между различными видами профессиональной деятельности.

     Необходимо  отметить, что практические психологи, социологи, инженеры, занятые в промышленности, и другие специалисты часто сталкиваются с вопросами, которые вытекают не из теоретических воззрений, а являются насущными проблемами клиентов и  руководителей предприятий. "Почему увеличивается количество прогулов?", "Почему у данной компании имеются  трудности в найме неквалифицированных  рабочих?", "Каким образом можно  улучшить взаимодействие между управляющим  звеном и персоналом предприятия?" - решение подобных проблем не может  ограничиваться "территорией" одной  отдельно взятой дисциплиной.

     В поисках средств для решения  поставленных проблем и возможностей для активного воздействия специалисты-практики не придерживаются каких-либо строгих "границ" между разными научными дисциплинами. Это особенно отчетливо  проявляется при решении в  реальной среде, определяемой высоким  уровнем содержания результатов  их работы.

     Дискуссия отчетливо показала, что психологи  действуют не в изолированной  среде, их работа стимулируется обществом  и вовлечена в решение важных социальных проблем, что служит достаточным  основанием для продолжения более  систематического обсуждения перспектив развития в рассматриваемой отрасли.

     Психологи труда и организационные психологи  работают для клиентов и руководителей  организаций, помогают им решать проблемы и вносят свой вклад в реализацию "ценностных ориентации", то есть дают возможность и другим достичь  того, что представляется значимым дня них, разрабатывают более  совершенные системы вознаграждения за труд, отбирают на работу "наиболее подходящих" претендентов, создают  более "эффективные" методы обучения и тренировки, проектируют более "привлекательные" профессиональные роли и рабочие места.

Информация о работе Становление психологии труда