Становление психологии труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена истории зарубежной психологии труда. Историческое исследование в области психологии труда предполагает реконструкцию возникновения и развития научных дисциплин, которые содержательно были связаны с проблемами психологического изучения человека - субъекта труда. Психология труда и смежные дисциплины составляют в новых социально-экономических условиях основу проектирования и оптимизации орудий труда, форм его организации, способов работы с персоналом.

Содержание

Содержание
Введение 3
1 Становление психологии труда 5
1.1 Тейлоризм и психотехника 5
2 Психология труда и организационная психология. 19
3 Заключение 26
4 Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

психология труда женя.docx

— 52.73 Кб (Скачать)

     Но  на практики идеи Тейлора были довольно убедительны. Только в США к 1912 г. по системе Тейлора работало более 50 000 человек. Их заработок сравнительно с рабочими других предприятий повысился  на 30-100%. Количество производимой продукции  на одного работника и на машину возросло в два раза. Не было стачек, финансовое положение компаний значительно  улучшилось. Принципы научного управления производством Ф. У. Тейлора послужили  мощным импульсом к развитию наук о труде и человеке как субъекте труда: индустриальной (промышленной) психотехники, психологии труда, эргономики.

     Авторитетным  теоретиком и практиком организации  массового производства в начале XX в. выступил Генри Форд (1863-1947), успешно  реализовавший идеи Тейлора о  возможности рационализации даже простых  форм труда и его условий, рабочих  мест и инструмента. Один из зачинателей  конвейерной системы производства, Г. Форд в своих концепциях и практических действиях пошел дальше масштабов  одного предприятия — к организации  системы взаимодействия предприятий, банка рабочих вакансий требуемых  профессий, профессиональной подготовки и условий жизнедеятельности  рабочих.

     Фактически  тейлоризм заложил основы современного менеджмента и научной организации труда. Одновременно с системой Тейлора возник и ряд других научных исследований трудовой деятельности. Ученики и последователи Тейлора (Томсон, Джильбрет и другие) внесли в тейлоризм элементы физиологии и психологии труда.

     В этот период возникает также идея о "наилучшем пути", т. е. единственном оптимальном способе осуществления  конкретной трудовой деятельности. Акцент делается на исследования в области  профотбора, профобучения, тренировки. Человек рассматривается как  звено системы "человек — машина". Активно разрабатывается идея о  промышленной инженерии человеческого  фактора. Происходит научное оформление системы знаний о человеке в трудовом процессе.

     Во  Франции в 1896 г. А. Бине и В. Анри разрабатывали  методы оценки умственных способностей для выделения умственно отсталых людей ("коэффициент интеллекта" — IQ), одна из целей которых —  обеспечение классно-урочной формы  общего начального обучения населения  как первого этапа профессиональной подготовки кадров для развивающейся  промышленности.

     Значительным  событием в истории психологии труда  стало возникновение психотехники (индустриальной психологии). Этот термин впервые ввел в 1903 году немецкий психолог Вильям Штерн (1871 -1938) для обозначения  прикладной психологии, берущейся за решение задач общественной жизни, обращенных в будущее. Индустриальная психология - это отрасль психологии, ориентированная на нужды промышленности и занимающаяся изучением широкого круга психологических факторов трудовой деятельности, включая отбор  работников с применением тестов и интервью, их подготовку и обучение, оценку качества работы, изучение влияния  условий труда, исследование отношения  к труду и этических установок  работников, анализ социальных аспектов функционирования промышленных предприятий.

     Широко  пользовался этим термином американский психолог, немец по происхождению, Гуго Мюнстерберг, который по общему признанию стал пионером индустриальной психологии (психотехники) Он был приглашен в 1890г. В.Джеймсом для руководства лабораторией прикладной психологии Гарвадского университета (США), где выпустил книги "Психология и экономическая жизнь" и несколько томов "Основ психотехники". Психотехнику он понимал как практическое применение психологии в разных областях культуры и жизни. Сам Мюнстерберг указывает, что в основе проблематики хозяйственной психотехники стоят два авторитетных направления общественной мысли, сложившиеся в начале XX в. Первым стало движение за научное управление Ф.Тейлора и проблемы научного изучения труда, рационализации орудий труда, подбор "первоклассных" работников, их обучение. Вторым направлением, отражавшим проблемы рационализации рынка труда было движение за содействие в трудоустройстве, помощь в выборе профессии. Это движение получило развитие благодаря работам Фрэнка Парсонса, социолога и педагога, открывшего в 1908г. первое консультативное бюро при бирже труда в Бостоне и опубликовавшего книгу на эту тему.

     В 1912-1914 гг. Гуго Мюнстерберг наметил  общие принципы психотехники и предложил  первую программу хозяйственной  психотехники, включающую три раздела:

     1.Задачи, для успешного решения которых  являются значимыми психические  особенности человека (вопросы, предшествующие  непосредственному производству: психологическое  консультирование при выборе  работы в интересах клиента  и профессиональный отбор в  интересах работодателя).

     2.Экономические  задачи, связанные с особенностями  психической деятельности работников  и с продуктивностью труда  (рационализация трудовых движений, рабочего инструмента, снижение  производственного утомления, преодоление  монотонности, профилактика травматизма  и аварий, рационализация профессиональной  подготовки).

     3. Экономические задачи, связанные  с направленным воздействием  на личность (проблемы продажи  товаров и услуг в сфере  торговли, рекламы и психологического  воздействия на клиентов и  покупателей, воздействия на персонал  организаций).

     4. Задачи, которые важны для самих  психологов и обеспечивают базу  для выполнения практико-ориентированных  заказов[6, с.20]

     Исследования  в области профотбора, профориентации, профобучения, теории управления, эргономики, профессиографии, профдиагностики  и многие другие вопросы впервые  были подвергнуты научному анализу  в исследованиях именно этого  ученого. Г. Мюнстерберг заложил  основы психотерапии и психогигиены, изучал механизмы психологического воздействия рекламы, разрабатывал профессиональные тесты (для вагоновожатых, телефонистов, штурманов). Он впервые  попытался моделировать трудовой процесс  с целью его изучения. Многосторонние интересы Г. Мюнстерберга в области  изучения трудовой деятельности были обобщены в первой монографии о психологии труда, называвшейся "Основы психотехники" и опубликованной в 1914 г. В ней  Г. Мюнстерберг подробно обосновал  три основные проблемы, которыми должна заниматься психотехника:

     - профессиональный подбор ("выбор  подходящих людей");

     - анализ трудовой деятельности  с целью ее оптимизации;

     -изучение  психологических качеств личности, активизированных в труде. [5, с.11]

     Исследования  Г. Мюнстерберга впервые продемонстрировали широчайшие возможности практического  приложения научных и теоретических  исследований психологии в обеспечении  трудового процесса.

     В начале XX в. психотехника стала развиваться  стремительными темпами. В разработке психотехнических проблем приняли  участие многие видные ученые: О. Липман, Ф. Гизе, Д. Дрейвер, Ф. Баумгартен, Э. Штерн  и др. Активное развитие психотехническое направление, наряду с Германией, нашло в США и России. В 1908 г. в Бостоне Ф. Парсон открывает первое бюро консультации молодежи по выбору профессии. В 1920 г. по инициативе швейцарского психолога Эдуарда Клапареда была учреждена Международная психотехническая ассоциация, организовавшиеся конференции, симпозиумы. Впоследствии эта ассоциация изменила название и по сей действует как Международная ассоциация прикладной психологии.

     В 1923 г. в США оформляется Национальная ассоциация профессионального консультирования. Это движение развивается и в  других странах. Например, в Германии в начале 1920-х гг. функционировали  более 500 бюро профконсультирования населения. В начале XX в. в США и в европейских  странах появляются институты индустриальной психологии, научные ассоциации, налаживается выпуск научных журналов, в университетах  появляются кафедры психологии и  присуждаются звания в области психологии .

     Социальные  катаклизмы (Первая и Вторая мировые  войны, экономические депрессии) не только не прервали поступательного  развития психологии труда, но, напротив, сыграли роль предпосылок и катализаторов  развития дисциплины. В США индустриальная психология получила широкое распространение, в частности благодаря успешному  опыту комплектования подразделений  американской армии в период Первой мировой войны (через обследование с применением тестов на интеллект  прошли около 1,7 млн. человек). Еще более  масштабный опыт и авторитет психологи  обрели, участвуя в комплектовании армии в период Второй мировой  войны (протестировано более 5 млн. человек).

     В рамках индустриальной психотехники немецкий ученый Фриц Гизе в 1927г. выделил в  качестве отдельных направлений  психотехнику субъекта и психотехнику объекта. Психотехника субъекта объединяла практические задачи, в которых на первый план выступал человек как  субъект труда. Это направление  должно было опираться на теоретические  концепции, объясняющие индивидуально-психологические  различия людей, природу их сознания и возможности влияния на сознание и поведение человека

     Упрощенное  понимание личности и мотивации  человека к труду в классической школе управления приводит к становлению  школы человеческих отношений. В 1927-1933 гг. в ходе исследований на заводе Хоторна  компании "Вестерн электрик" Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергер выделили важную роль социально-психологических факторов в деятельности рабочих. Особую известность  получил знаменитый Хотторнский  эксперимент, проведенный в 1927 г.

     Элтон Мэйо в 1927—1932 гг. изучал влияние различных  факторов организации трудовой деятельности на повышение производительности труда  на промышленном предприятий "Вестерн  Электрик Компани" (Чикаго). Впервые  внимание было сконцентрировано на условиях и организации труда, заработной плате, межличностных отношениях.

     На  первом этапе было установлено, что  результаты труда работниц зависят  не только от уровня освещения, но и  от других факторов, таких, как форма  контроля их деятельности, а также  их осведомленности о том, что  меняют освещение.

     На  втором этапе шесть работниц были помещены в отдельную комнату, оборудованную  для варьирования освещенности, заработная плата им была установлена выше, чем всем остальным работницам. Также  им разрешалось более свободное  общение, что способствовало установлению между ними более тесных отношений; были введены бесплатные обеды, перерывы в работе, что способствовало снижению утомления. Производительность труда  в свою очередь роста и обгоняла показатели работы остальных работниц. На этом этапе был обнаружен парадоксальный факт: достигнутая высокая производительность труда осталась неизменно высокой  и после того, как все нововведения были отменены. Проведенный опрос  работниц позволили предположить, что  на производительность труда работниц экспериментальной группы влияют отношения, сложившиеся между ними и особые отношения с руководителем.

     Третий  этап состоял в проведении массированного опроса работников по поводу их отношения  к работе, в результате которого стало ясно, что отношение работников к труду и связанная с этим производительность их труда зависели от самих работников, а также от отношений с руководством и в  рабочей группе.

     Четвертый этап исследований был направлен  на то, чтобы выявить влияние коллег на работе на производительность труда. Исходная гипотеза заключалась в  том, что работающие быстрее других будут стимулировать производительность труда остальных. К сожалению, гипотеза не подтвердилась, так как на деле более быстрые работники сдерживали темп работы, чтобы не выходить за рамки  нормативов, установленных группой. Таким образом, был зафиксирован известный и ранее факт сознательного  сдерживания производительности труда  в целях предотвращения снижения расценок.

     Элтон Мэйо показал особую роль человеческого  и группового факторов в трудовой деятельности и развил основы социального  менеджмента. В основе концепции  Мэйо лежат следующие принципы:

     ¾        человек представляет собой социальное животное, ориентированное и включенное в рамки групповых взаимоотношений;

     ¾        жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;

     ¾        руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию. [5, с.11]

     В результате хоторнских экспериментов, опубликованных в работах Э.Мэйо и Ф.Ротлисберга вы 30-е гг.XX в. сложилось  новое направление в менеджменте, ориентированное на изучение и рационализацию человеческих отношений работников производства, исследование их мотиваций, удовлетворенности трудом, связи  мотиваций и производительности труда. Работающий человек стал рассматриваться  не просто как исполнитель рационализированных  приемов работы, а как личность, субъект труда, поведение которого определяется сознанием, мотивами. Новый взгляд на работника и его трудовую деятельность привел к выделению гуманистического подхода в научном менеджменте школы "человеческих отношений".

     В дальнейшем исследования в области  психологии труда концентрировались, прежде всего, в области военной  и индустриальной психологии. В 1932 г. был опубликован учебник "Индустриальная психология", первый в ряду методологических изданий по психологии труда. Большинство  психологов в 1930—40-е гг. в той  или иной степени занимались проблемами, связанными с изучением трудовой деятельности.

Информация о работе Становление психологии труда