Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:01, контрольная работа
Настоящая работа посвящена истории зарубежной психологии труда. Историческое исследование в области психологии труда предполагает реконструкцию возникновения и развития научных дисциплин, которые содержательно были связаны с проблемами психологического изучения человека - субъекта труда. Психология труда и смежные дисциплины составляют в новых социально-экономических условиях основу проектирования и оптимизации орудий труда, форм его организации, способов работы с персоналом.
Содержание
Введение 3
1 Становление психологии труда 5
1.1 Тейлоризм и психотехника 5
2 Психология труда и организационная психология. 19
3 Заключение 26
4 Список использованной литературы 27
Но на практики идеи Тейлора были довольно убедительны. Только в США к 1912 г. по системе Тейлора работало более 50 000 человек. Их заработок сравнительно с рабочими других предприятий повысился на 30-100%. Количество производимой продукции на одного работника и на машину возросло в два раза. Не было стачек, финансовое положение компаний значительно улучшилось. Принципы научного управления производством Ф. У. Тейлора послужили мощным импульсом к развитию наук о труде и человеке как субъекте труда: индустриальной (промышленной) психотехники, психологии труда, эргономики.
Авторитетным
теоретиком и практиком организации
массового производства в начале
XX в. выступил Генри Форд (1863-1947), успешно
реализовавший идеи Тейлора о
возможности рационализации даже простых
форм труда и его условий, рабочих
мест и инструмента. Один из зачинателей
конвейерной системы
Фактически тейлоризм заложил основы современного менеджмента и научной организации труда. Одновременно с системой Тейлора возник и ряд других научных исследований трудовой деятельности. Ученики и последователи Тейлора (Томсон, Джильбрет и другие) внесли в тейлоризм элементы физиологии и психологии труда.
В
этот период возникает также идея
о "наилучшем пути", т. е. единственном
оптимальном способе
Во
Франции в 1896 г. А. Бине и В. Анри разрабатывали
методы оценки умственных способностей
для выделения умственно
Значительным
событием в истории психологии труда
стало возникновение
Широко пользовался этим термином американский психолог, немец по происхождению, Гуго Мюнстерберг, который по общему признанию стал пионером индустриальной психологии (психотехники) Он был приглашен в 1890г. В.Джеймсом для руководства лабораторией прикладной психологии Гарвадского университета (США), где выпустил книги "Психология и экономическая жизнь" и несколько томов "Основ психотехники". Психотехнику он понимал как практическое применение психологии в разных областях культуры и жизни. Сам Мюнстерберг указывает, что в основе проблематики хозяйственной психотехники стоят два авторитетных направления общественной мысли, сложившиеся в начале XX в. Первым стало движение за научное управление Ф.Тейлора и проблемы научного изучения труда, рационализации орудий труда, подбор "первоклассных" работников, их обучение. Вторым направлением, отражавшим проблемы рационализации рынка труда было движение за содействие в трудоустройстве, помощь в выборе профессии. Это движение получило развитие благодаря работам Фрэнка Парсонса, социолога и педагога, открывшего в 1908г. первое консультативное бюро при бирже труда в Бостоне и опубликовавшего книгу на эту тему.
В 1912-1914 гг. Гуго Мюнстерберг наметил общие принципы психотехники и предложил первую программу хозяйственной психотехники, включающую три раздела:
1.Задачи,
для успешного решения которых
являются значимыми
2.Экономические
задачи, связанные с особенностями
психической деятельности
3.
Экономические задачи, связанные
с направленным воздействием
на личность (проблемы продажи
товаров и услуг в сфере
торговли, рекламы и психологического
воздействия на клиентов и
покупателей, воздействия на
4.
Задачи, которые важны для самих
психологов и обеспечивают
Исследования в области профотбора, профориентации, профобучения, теории управления, эргономики, профессиографии, профдиагностики и многие другие вопросы впервые были подвергнуты научному анализу в исследованиях именно этого ученого. Г. Мюнстерберг заложил основы психотерапии и психогигиены, изучал механизмы психологического воздействия рекламы, разрабатывал профессиональные тесты (для вагоновожатых, телефонистов, штурманов). Он впервые попытался моделировать трудовой процесс с целью его изучения. Многосторонние интересы Г. Мюнстерберга в области изучения трудовой деятельности были обобщены в первой монографии о психологии труда, называвшейся "Основы психотехники" и опубликованной в 1914 г. В ней Г. Мюнстерберг подробно обосновал три основные проблемы, которыми должна заниматься психотехника:
- профессиональный подбор ("выбор подходящих людей");
- анализ трудовой деятельности с целью ее оптимизации;
-изучение
психологических качеств
Исследования Г. Мюнстерберга впервые продемонстрировали широчайшие возможности практического приложения научных и теоретических исследований психологии в обеспечении трудового процесса.
В начале XX в. психотехника стала развиваться стремительными темпами. В разработке психотехнических проблем приняли участие многие видные ученые: О. Липман, Ф. Гизе, Д. Дрейвер, Ф. Баумгартен, Э. Штерн и др. Активное развитие психотехническое направление, наряду с Германией, нашло в США и России. В 1908 г. в Бостоне Ф. Парсон открывает первое бюро консультации молодежи по выбору профессии. В 1920 г. по инициативе швейцарского психолога Эдуарда Клапареда была учреждена Международная психотехническая ассоциация, организовавшиеся конференции, симпозиумы. Впоследствии эта ассоциация изменила название и по сей действует как Международная ассоциация прикладной психологии.
В
1923 г. в США оформляется Национальная
ассоциация профессионального
Социальные
катаклизмы (Первая и Вторая мировые
войны, экономические депрессии) не
только не прервали поступательного
развития психологии труда, но, напротив,
сыграли роль предпосылок и катализаторов
развития дисциплины. В США индустриальная
психология получила широкое распространение,
в частности благодаря
В
рамках индустриальной психотехники немецкий
ученый Фриц Гизе в 1927г. выделил в
качестве отдельных направлений
психотехнику субъекта и психотехнику
объекта. Психотехника субъекта объединяла
практические задачи, в которых на
первый план выступал человек как
субъект труда. Это направление
должно было опираться на теоретические
концепции, объясняющие индивидуально-
Упрощенное
понимание личности и мотивации
человека к труду в классической
школе управления приводит к становлению
школы человеческих отношений. В 1927-1933
гг. в ходе исследований на заводе Хоторна
компании "Вестерн электрик" Э.
Мэйо и Ф. Ротлисбергер выделили важную
роль социально-психологических
Элтон Мэйо в 1927—1932 гг. изучал влияние различных факторов организации трудовой деятельности на повышение производительности труда на промышленном предприятий "Вестерн Электрик Компани" (Чикаго). Впервые внимание было сконцентрировано на условиях и организации труда, заработной плате, межличностных отношениях.
На первом этапе было установлено, что результаты труда работниц зависят не только от уровня освещения, но и от других факторов, таких, как форма контроля их деятельности, а также их осведомленности о том, что меняют освещение.
На
втором этапе шесть работниц были
помещены в отдельную комнату, оборудованную
для варьирования освещенности, заработная
плата им была установлена выше,
чем всем остальным работницам. Также
им разрешалось более свободное
общение, что способствовало установлению
между ними более тесных отношений;
были введены бесплатные обеды, перерывы
в работе, что способствовало снижению
утомления. Производительность труда
в свою очередь роста и обгоняла
показатели работы остальных работниц.
На этом этапе был обнаружен
Третий этап состоял в проведении массированного опроса работников по поводу их отношения к работе, в результате которого стало ясно, что отношение работников к труду и связанная с этим производительность их труда зависели от самих работников, а также от отношений с руководством и в рабочей группе.
Четвертый
этап исследований был направлен
на то, чтобы выявить влияние коллег
на работе на производительность труда.
Исходная гипотеза заключалась в
том, что работающие быстрее других
будут стимулировать
Элтон Мэйо показал особую роль человеческого и группового факторов в трудовой деятельности и развил основы социального менеджмента. В основе концепции Мэйо лежат следующие принципы:
¾ человек представляет собой социальное животное, ориентированное и включенное в рамки групповых взаимоотношений;
¾ жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;
¾ руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию. [5, с.11]
В
результате хоторнских экспериментов,
опубликованных в работах Э.Мэйо
и Ф.Ротлисберга вы 30-е гг.XX в. сложилось
новое направление в
В дальнейшем исследования в области психологии труда концентрировались, прежде всего, в области военной и индустриальной психологии. В 1932 г. был опубликован учебник "Индустриальная психология", первый в ряду методологических изданий по психологии труда. Большинство психологов в 1930—40-е гг. в той или иной степени занимались проблемами, связанными с изучением трудовой деятельности.