Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:15, реферат
Анализ факторов, определивших динамику становления и развития российской психологии, показывает, что ведущими являются логика научного познания и социальная ситуация. Раскрывая их содержание, необходимо подчеркнуть, что и широкое распространение позитивизма, и поиски объективного метода исследования психики были свойственны не только российской, но и зарубежной психологии в тот период, т.е. логика развития науки была единой для мировой психологии. Некоторые различия были связаны с большей популярностью естествознания и медицины в России, что обеспечило расцвет этих наук в нашей стране и способствовало многочисленным открытиям, сделанным отечественными учеными.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Периодизация развития психологии в России……………………….……3
2. Национальные особенности отечественной психологии…………………..5
3. Современное состояние отечественной психологии………………………7
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы…………………………………………………………...….12
Совершенно с других позиций предложил оригинальную концепцию деятельности Л.Н. Леонтьев (1903-1979). Еще в 20-е годы он по окончании университета был приглашен Г.И. Челпановым в Психологический институт. Первые исследования Леонтьева, сразу же выявившие в нем умелого психолога-экспериментатора, проводились совместно с А.Р. Лурией и были посвящены проблеме аффективных реакций. В число испытуемых молодые психологи пригласили студентов, не выдержавших испытаний, а итоги экспериментов изложили в статье «Экзамен и психика».
Свою школу создал и другой соратник Выготского - А.Р. Лурия (1902-1977). С самого начала в центре его исследовательских интересов была проблема взаимосвязи личности и культуры. Эта проблема принимала разные модификации в течение его богатой исследованиями и научными открытиями жизни.
В психоаналитическом институте наиболее важными для Лурии оказались направления, связанные с исследованием психологии художественного творчества, психоаналитического анализа эмоций, в том числе эстетических эмоций. Междисциплинарный подход (прежде всего соединение неврологических, патопсихологических и искусствоведческих исследований), который составлял основу научной работы института, оказался близким Лурии. Совместно с Выготским он разработал новую теорию организации а развития психической деятельности, названную культурно-исторической. Всемирную славу принесли Лурии его работы по изучению влияния аффективных реакций человека на стрессовые ситуации.
Наряду с общей психологией Лурия занимался детской, в частности соотношением между наследственностью и средой. Большую известность в этом плане приобрели его исследования близнецовой пары, в которых сравнивались психические функции близнецов, либо подвергавшихся, либо не подвергавшихся целенаправленному развитию этих функций. Опыты показали, что генетическая обусловленность существенно сказывается на элементарных процессах, тогда как высшие функции в большей степени зависят от условий воспитания.
Кроме факультета психологии
МГУ еще одним важным центром
психологии стал Психологический Институт,
возглавляемый А.А. Смирновым (1894-1980).
В его собственных
Его соратником был Б.М. Теплов
(1896-1965). Тема его исследований - психология
восприятия. В своих работах он
наряду со способностями выделил
одаренность. Теплов выдвинул серьезную
программу диагностики
Таким образом, современная отечественная психология имеет серьезную научную базу и основана на достижениях естествознания.
История становления отечественной
психологии как целостная картина
становления этой науки в нашей
стране имеет временные периоды,
характеризующие критические
Идеологический кризис в российском обществе в конце XIX в. ознаменовал новый важный период в развитии отечественной психологии, связанный с переосмыслением ее методологии. Это привело к возникновению принципиально нового подхода, ориентированного на духовную философию.
Анализ факторов, определивших динамику становления и развития российской психологии, показывает, что ведущими являются логика научного познания и социальная ситуация. Важным фактором, оказавшим влияние на российскую психологию, была и идеология отечественной интеллигенции, так как становление психологических школ происходило внутри этой группы, в которой находились и основные оппонентные круги новых психологических теорий.
Повлияли на процесс становления психологии и особенности русской ментальности. Прежде всего, это определенный стиль мышления, язык, свойственный русской нации. На основе анализа методологии и истории развития психологи, российские ученые доказывали необходимость комплексного изучения психики, разрабатывали принципы междисциплинарного подхода к проблеме человека.
Таким образом, к концу XX в. ориентация на интеграцию, свойственная зарубежной психологии, стала явно проявляться и в российской науке. Поэтому в последние годы вновь начинает появляться интерес к методологическим вопросам, стремление не механически соединить, но интегрировать достижения, имеющие единую логику научного поиска.
1. Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. пособие. 4-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.
2. Немов Р.С.Психология: Учебник в 3-х кн. - 4-е изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1 Общие основы психологии.
3. Рогов Е.И. Психология познания. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учеб. пособие. 12-е изд. - Ростов-н/Д, 2005.
Информация о работе Становление принципов психологии в отечественной науке советского периода