Становление принципов психологии в отечественной науке советского периода

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:15, реферат

Описание работы

Анализ факторов, определивших динамику становления и развития российской психологии, показывает, что ведущими являются логика научного познания и социальная ситуация. Раскрывая их содержание, необходимо подчеркнуть, что и широкое распространение позитивизма, и поиски объективного метода исследования психики были свойственны не только российской, но и зарубежной психологии в тот период, т.е. логика развития науки была единой для мировой психологии. Некоторые различия были связаны с большей популярностью естествознания и медицины в России, что обеспечило расцвет этих наук в нашей стране и способствовало многочисленным открытиям, сделанным отечественными учеными.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Периодизация развития психологии в России……………………….……3
2. Национальные особенности отечественной психологии…………………..5
3. Современное состояние отечественной психологии………………………7
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы…………………………………………………………...….12

Работа содержит 1 файл

Становление принципов психологии в отечественной науке советского периода..docx

— 33.73 Кб (Скачать)

                                       Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

 1. Периодизация развития психологии в России……………………….……3

 2. Национальные особенности отечественной психологии…………………..5

 3. Современное состояние отечественной психологии………………………7

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы…………………………………………………………...….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Введение

Анализ факторов, определивших динамику становления и развития российской психологии, показывает, что  ведущими являются логика научного познания и социальная ситуация. Раскрывая  их содержание, необходимо подчеркнуть, что и широкое распространение  позитивизма, и поиски объективного метода исследования психики были свойственны  не только российской, но и зарубежной психологии в тот период, т.е. логика развития науки была единой для мировой психологии. Некоторые различия были связаны с большей популярностью естествознания и медицины в России, что обеспечило расцвет этих наук в нашей стране и способствовало многочисленным открытиям, сделанным отечественными учеными.

В советский период отечественными учеными было выработано определение  психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и  развития. Определение психики опиралось  на положения марксистской философии, ленинской теории отражения и  рефлекторной теории. Психику следовало  понимать, как свойство мозга отражать объективную действительность.

Прогресс психологии зависит  от потребности общества в психологическом  знании и его практической полезности. Сама потребность общества обусловлена  уровнем развития сфер науки и  культуры, производительных сил, социальной организации.

Менталитет российской психологии базируется на открытиях в области естественных наук, что отличает ее от зарубежной психологии.

Отечественная психология получила возможность развиваться в системе  мировой психологии и использовать ее потенциал для решения практических проблем психологической помощи человеку, обеспечения его деятельности и взаимодействия.

В данной работе рассмотрена  отечественная психология, как наука, а также ее становление и современное состояние.

 

 

                    1. Периодизация развития психологии в России

История становления отечественной  психологии как целостная картина  становления этой науки в нашей  стране имеет временные периоды, характеризующие критические точки  в развитии российской науки вообще.

Это 40-60-е годы XIX в., т.е. период становления российской психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и научной программы. В силу логики развития (расцвет позитивизма и естественных наук) и благодаря сложившейся в России социальной ситуации (проведение комплексных реформ) в этот период из двух предложенных программ (К.Д. Кавелина и И.М. Сеченова) была выбрана программа построения психологии как естественнонаучной дисциплины, предложенная Сеченовым.

Идеологический кризис в  российском обществе в конце XIX в. ознаменовал  новый важный период в развитии отечественной  психологии, связанный с переосмыслением  ее методологии. Это привело к  возникновению принципиально нового подхода, ориентированного на духовную философию, идеи В. Соловьева и его  последователей. Одновременно (хотя и  не так интенсивно) развивалась и  объективная (естественно-научная) психология, возникали экспериментальные лаборатории, аналогичные лаборатории Вундта в Лейпциге.

Следующим важным моментом стало зарождение советской, марксистской психологии, появившейся в 20-30-х годах. В многочисленных научных дискуссиях, школах, возникавших в то время, нашло  отражение стремление построить  новую психологию, направленную на решение важнейших социальных задач  советского общества. Несмотря на то, что  в то время доминировала объективная  и социогенетическая методология, до начала 30-х годов в России сохранялись  и те научные школы, которые были связаны с гуманитарной, философской  линией развития (например, школа Г. Шпета).

Однако уже к середине 30-х годов ситуация в науке  и обществе резко изменилась, усилились  авторитарные тенденции, что привело  к разгрому и запрещению не только философской психологии, но и педологии  и психотехники. Фактически запрещенными оказались все психологические исследования, даже те, которые были идеологически близки советской власти. Это нанесло серьезный удар по научным психологическим школам, которые очень плодотворно развивались в тот период. Лишь после войны, в середине 40-х годов, психология постепенно начала восстанавливаться, возобновлять свои исследования. Однако отрыв от традиций, заложенных в начале XX в., потеря связи с зарубежной наукой, внутренняя цензура, отсутствие институтов по подготовке психологов и, следовательно, малочисленность специалистов долгие годы сказывались на творчестве отечественных ученых.

Вторая половина XX в. ознаменовалась возрождением школ, запрещенных в 30-е годы (школы Бехтерева, Выготского), активным поиском новых путей развития, новыми исследованиями и открытиями в разных областях психологии, прежде всего, когнитивной и возрастной. Возобновляются и связи с зарубежной психологией. Многие отечественные исследования, мало - известные за рубежом (нейропсихологические работы А.Р. Лурии, понятие о зоне ближайшего развития Л.С. Выготского), получают широкое распространение в мировой психологии, дополняются новыми материалами.

Российские же психологи  в попытке наверстать упущенные  за несколько десятилетий возможности  начинают широко внедрять достижения зарубежных коллег.

К концу XX в. ориентация на интеграцию, свойственная, как уже говорилось, зарубежной психологии, стала явно проявляться и в российской науке. Поэтому в последние годы вновь начинает появляться интерес к методологическим вопросам, стремление не механически соединить, но интегрировать достижения, имеющие единую логику научного поиска.

Анализ факторов, определивших динамику становления и развития российской психологии, показывает, что  ведущими являются логика научного познания и социальная ситуация. Раскрывая  их содержание, необходимо подчеркнуть, что и широкое распространение  позитивизма, и поиски объективного метода исследования психики были свойственны в тот период не только российской, но и зарубежной психологии.

Влияние социокультурной ситуации в России в середине XIX в. на процесс формирования отечественной психологии, ее методологии и ведущей проблематики проявилось и в том, что главными уже в то время стали не вопросы познания, как в европейской науке, а вопросы нравственного, духовного развития человека, его ментальности.

Оказавшись на перепутье  реформ, Россия должна была решить, как  ей двигаться дальше, какой путь соответствует русскому характеру.

Таким образом, кардинальные социальные изменения, происходившие  в этот период, модернизация всего  уклада русской жизни стали стимулом к стремлению осознать свои национальные особенности, понять истоки традиций, былин и мифов, происхождение  своих положительных и отрицательных  качеств.

        

        2. Национальные особенности отечественной психологии

До середины XIX в. проблема осознания своих национальных особенностей не стояла перед русским обществом, в котором существовало скорее не национальное самосознание, а национальное самоощущение. Единство народа было больше внешним, неосознанным, оно связывалось с единством языка, территории и религии, при этом не вставал вопрос о том, как это единство отражается на характере, психологических особенностях народа. Научный интерес к проблеме национального самосознания начал пробуждаться в «уваровскую эпоху», когда народность была провозглашена официальным правительственным курсом.

Однако именно в этих годах  начало осознаваться и осмысливаться  смутное переживание своей самобытности, причем в связи с тем, что процесс  реформирования затрагивал практически  все общественные группы. Это был  тот редкий случай, когда национальная идея становится идеей всего общества, хотя и не всеми в достаточной  мере осознается.

Важным фактором, оказавшим  влияние на российскую психологию, была и идеология отечественной  интеллигенции, так как становление  психологических школ происходило  внутри этой группы, в которой находились и основные оппонентные круги новых психологических теорий.

Несмотря на помощь, которую  большая часть интеллигенции  оказывала реформам, по своему настроению и по осознанию своей роли в  этом процессе она оставалась оппозиционной, что фатально сказалось не только на жизни общества, но и на развитии науки, так как она замыкалась в своем достаточно узком кругу, не делая свои знания достоянием всего  общества.

Эта замкнутость способствовала превращению некоторых идей в  догмы, породила неоднозначное отношение  к народу, переживание своей оторванности от него и желание его обучать  и просвещать, так как сама интеллигенция  не ощущала себя выразителем, носителем  творческого духа народа. При этом проблема взаимоотношений власти, интеллигенции  и народа стала одной из центральных  для отечественной науки, в отличие  от европейской, где она практически не рассматривается. Так как просвещение происходило в России главным образом при помощи толстых журналов, становится ясной их исключительная роль в развитии науки и культуры. В этих журналах печаталось все - от беллетристики и литературной критики до исторических и философских трактатов, лекций по естествознанию, психологии и экономике, обзоров финансового и политического состояния Европы и России. Это же объясняет и тот факт, что русские писатели, журналисты и критики часто были и первыми философами, правоведами и психологами в России.

Центром либеральной, интеллигенции  стал журнал «Вестник Европы», с которым  сотрудничали ведущие ученые и писатели того времени - Тургенев, Толстой, Гончаров, Сеченов, Кавелин, Соловьев, Костомаров и др.

Повлияли на процесс становления  психологии и особенности русской  ментальности. Влияние менталитета  на науку происходит несколькими  путями. Прежде всего, это определенный стиль мышления, язык, свойственный данной нации. Таким образом, можно выделить несколько основных особенностей российской психологии, которые характеризуют ее состояние на всем пути развития. Идеологические установки интеллигенции, развитие народничества привели к исследованию взаимоотношений и ценностных установок разных социальных групп, прежде всего власти, интеллигенции и народа. Стремление к просвещению народных масс, а также тот факт, что развитие психологии в России направлялось не университетскими кафедрами, как на Западе, а общественной ситуацией, способствовали ориентации на практику. Отсутствие развитого гражданского общества, замкнутость небольшого слоя образованных людей, занимавшихся научными исследованиями в России, стали основой социальной ангажированности, идеологизации науки. Универсализм и антропологизм (центрация на человеке) отечественной науки также во многом являются следствием ее социально-исторического развития; это подтверждается и тем фактом, что некоторые из перечисленных особенностей свойственны и европейской науке.

               3. Современное состояние отечественной психологии

Во второй половине XX века развитие российской психологии во многом определялось идеями, заложенными в работах Бехтерева и Выготского. В трудах учеников и сотрудников Бехтерева - Б.Г. Ананьева (1907-1972) и В.Н. Мясищева (1893-1973) закладывались основы комплексного исследования человека, его психофизической природы, его отношений с миром.

Возглавляя в 20-е годы лабораторию индивидуальной рефлексологии, Мясищев открыл важные закономерности становления индивидуального стиля  деятельности, выделил и описал несколько  типов личности. Он доказывал, что  психология личности должна основываться на данных типологии и дифференциальной психологии.

Мясищевым был предложен  новый подход, названный им психологией  отношений. При этом отношения понимались им как сознательные, избирательные  связи человека с окружающим миром  и с самим собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности. Такой цельный подход к личности, по мнению Мясищева, обеспечивал динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта.

Ананьев также выступал за целостный подход к проблемам  психики, отразившийся в его исследованиях  системного характера чувственного познания, прежде всего в исследованиях  восприятия пространства и времени. На основе анализа методологии и  истории развития психологии он доказывал  необходимость комплексного изучения психики, разрабатывал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека. В  основу его программы была положена идея об индивидуальности как системе, интегрирующей разно уровневые  свойства индивида, личности и субъекта. Комплексный подход позволил ему  пересмотреть исследования детского развития, включив их в общую картину  целостного жизненного цикла человека. Взаимовлиянием онтогенетического  и биографического развития объясняются, по его мнению, многие закономерности психического становления.

Методологические проблемы были и в центре внимания С.Л. Рубинштейна (1889-1960). В работах Рубинштейна  обращает на себя внимание, прежде всего  нетрадиционная для советской психологии исследовательская позиция - позиция  философа (он вышел из немецкой философской  школы), рассматривающего с точки  зрения методологии эмпирику психологической  науки, пытающегося частично систематизировать  и объяснить этот эмпирический хаос. Этим он и отличался от большинства  современных ему психологов, в  первую очередь обращенных к проблемам  экспериментального исследования психики. Поэтому в центре его концепции, как правило, оказываются, прежде всего, проблемы гносеологии, познания мира. Оценивая кризисную ситуацию в мировой  психологии, Рубинштейн подчеркивал, что  этот методологический кризис связан с приверженностью большинства  психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии. В противовес этому он выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Тем самым сознание включается в контекст жизненных связей человека с объективным миром, причем основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам. Соответственно предлагается и новый продуктивный метод психологического познания, названный им «единство воздействия и изучения». Психология раскрывает свои тайны не в созерцании феноменов, открытых прямому внутреннему или внешнему наблюдению, а в процессе преобразования исследуемых объектов посредством практических действий (включая практику исследовательского труда). Особое внимание Рубинштейн уделял анализу теории детерминации психических явлений. Возражая против механистических взглядов, он выдвинул формулу, согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий. Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фонд отечественной психологии. Они остаются для нас источником познания, являясь продолжением личности ученого и объективируясь в его творчестве.

Информация о работе Становление принципов психологии в отечественной науке советского периода