Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:42, реферат
Целью настоящего реферата является раскрытие становления личности человека, а именно антогенетического и филогенетического аспектов развития сознания.
Исходя из цели реферата были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие «воспитание», «научение», «образование» в становлении личности человека;
2. определить связь и различие эстетического и художественного воспитании и образования в становлении личности человека;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «воспитание», «научение», «образование» в становлении личности человека…………………………………………………………….…..5
2. Связь и различие эстетического и художественного воспитании и образования в становлении личности человека………………………………...7
3. Становление личности в отечественной и зарубежной психологии возрастного развития……………………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………….…12
Библиографический список……………………………………………………..13
- каждому возрасту соответствует сензитивная сфера психики.
Этим принципам соответствует следующая возрастная периодизация:
1) Младенческий возраст – 0-1 год. Ведущий вид деятельности – непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т.е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определённое эмоциональное отношение к ним.
2) Раннее детство – 1-3 года. Ведущая деятельность – предметно-орудийная. В ней ребёнок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.
3) Дошкольный возраст – 3-7 лет. Ведущая деятельность – ролевая игра, в процессе которой ребёнок овладевает «фундаментальными смыслами человеческой деятельности». Здесь же формируются такие новообразования, как стремление к общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребёнка к начальному обучению.
4) Младший школьный возраст – 7-11 лет. Ведущая деятельность – учение. В процессе учения формируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношений. Новообразованиями возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия.
5) Подростковый возраст – 11-15 лет. Ведущая деятельность – общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.) В этом процессе подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни.
6) Старший школьный возраст – 15-17 лет. Ведущая деятельность – учебно- профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.
Заключение
Рассмотрев периодизации зарубежных и отечественных психологов, следует отметить, что представители зарубежной психологии за основу периодизации берут индивидуальные потребности и возможности человека (внутренний критерий), а отечественные представители в основе развития человека видят внешний фактор (внешний критерий). Так, на примере З. Фрейда мы видим, что в основе его периодизации психологического развития личности лежит такой критерий, как сексуальные потребности индивида. У Д.Б. Эльконина ситуация совершенно другая: механизм смены периодов заключается в изменении соответствия между уровнем развития отношений с окружающими и уровнем развития знаний, способов действия. Например, взаимодействие уровня развития познавательной сферы младшего школьника и овладение новыми действиями приводит к появлению у подростка потребности в изменении содержания и способов отношений с окружающими и к необходимости со стороны взрослых изменить отношение к подростку.
Библиографический список:
1. Божович, Л.И. Онтогенетический подход к становлению личности человека / Л. И. Божович. – М., 1991. – 281 с.
2. Власенко, В.В. Становление личности человека на современном этапе / В.В. Власенко. – М., 1998. – 334 с.
3. Валицкий, А.П. Эстетическое становление личности человека / А.П. Валицкий. – СПб, 1990. – 348 с.