Становление личности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:42, реферат

Описание работы

Целью настоящего реферата является раскрытие становления личности человека, а именно антогенетического и филогенетического аспектов развития сознания.
Исходя из цели реферата были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие «воспитание», «научение», «образование» в становлении личности человека;
2. определить связь и различие эстетического и художественного воспитании и образования в становлении личности человека;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «воспитание», «научение», «образование» в становлении личности человека…………………………………………………………….…..5
2. Связь и различие эстетического и художественного воспитании и образования в становлении личности человека………………………………...7
3. Становление личности в отечественной и зарубежной психологии возрастного развития……………………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………….…12
Библиографический список……………………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

Становление личности человека.doc

— 60.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.  Понятие «воспитание», «научение», «образование» в становлении личности человека…………………………………………………………….…..5

2. Связь и различие эстетического и художественного воспитании и образования в становлении личности человека………………………………...7

3. Становление личности в отечественной и зарубежной психологии возрастного развития……………………………………………………………..9

Заключение…………………………………………………………………….…12

Библиографический список……………………………………………………..13

 

Введение

Процесс формирования общечеловеческих форм отражения и реагирования происходил и происходит в русле онто- и филогенетического развития человека на фоне становления человеческого общества в целом.

Ощущение человеком  своей свободы закреплялось преимущественно  в индивидуальной практике через процесс отчуждения и освоения природных, социальных и духовных связей.

Одним из самых важных достижений сознания является его способность  по своему желанию распоряжаться  либидо, поступающим в его систему, и использовать его более или менее независимо от того источника, из которого оно пришло.

Личность развивается  в двух системах, сознательной и  бессознательной. Следовательно, конфликт между ними должен также вести  к психическому конфликту между  позициями удовольствия-боли, так  как каждая отдельная система, как мы уже говорили, стремится сохранить себя и реагирует на опасность болью, а на любое свое расширение и укрепление — удовольствием.

Утрата аффективности  и эмоциональности, усиленная еще  более специализированной дифференциацией  сознания на отдельные функции, конечно же, является непременным условием сознательной активности и, несомненно, помогла современному человеку в его научных занятиях, но она имеет и страшную теневую сторону. Настолько, насколько сознательное знание требует подавления эмоциональных компонентов, оно является типичным и полезным только для нетворческой работы. Творческие процессы, напротив, не должны исключать сильных эмоциональных и даже возбуждающих компонентов; на самом деле здесь они — необходимый компонент. Каждая новая концепция и каждая творческая идея содержат элементы, которые до этого момента были бессознательными, и возбуждение вызывают эмоциональные компоненты, связанные с бессознательным содержимым.

Целью настоящего реферата является раскрытие становления личности человека, а именно антогенетического и филогенетического аспектов развития сознания.

Исходя из цели реферата были поставлены следующие задачи:

1. раскрыть понятие «воспитание», «научение», «образование» в становлении личности человека;

2. определить связь и различие эстетического и художественного воспитании и образования в становлении личности человека;

3. описать становление личности в отечественной и зарубежной психологии возрастного развития.

Теоретической основой  для написания данного реферата явились научные труды таких авторов как В.В. Власенко, Л.И. Божович, А.П. Валицкой и др.

 

1.  Понятие «воспитание», «научение», «образование» в становлении личности человека

Человек является одной из сложнейших систем мироздания. Сложность его детерминирована сопряжением биологического, социального и культурного начал, которые вне человека в «чистом» виде чаще противопоставляются, нежели взаимодействуют. Человеку дана лишь возможность стать человеком, подлинную человеческую сущность каждый индивид обретает в процессе целенаправленной деятельности окружающих (и его самого), способствующей его социализации и культурации.

Человек и творит культуру, и творим ею. Творит в процессе деятельности, видовое строение которой детерминирует  развитие соответствующих культурных потребностей, способностей, умений, необходимых и достаточных механизмов осуществления деятельности. Создаваемые человеком предметы культуры, обретая «собственное бытие», становятся объективированными субъектами, несущими человеческий смысл и человеческое содержание. В процессе культурации человечество «изобрело» соответствующие «технологии», способствующие формированию и развитию культурных потребностей, культурных способностей, культурных умений индивида: воспитание, научение, образование.

Воспитание является древнейшим культурным механизмом посредством которого происходит приобщение человека к Роду человеческому. Используется в более расширительном толковании - «выращивать» и указывающее на связь с процессами рождения, питания, роста, имеет, на наш взгляд, глубокий смысл и выявляет сущность современного значения понятия «воспитание». Именно воспитание, как «питание» индивида духовной «пищей», обусловливает рождение и взращивание подлинно человеческого в человеке.

Так, воспитание - это формирование системы ценностей человека, с ее специфическим содержанием и иерархической структурой. И в этом его принципиальное отличие и «от образования как процесса передачи знаний, и от научения как способа передачи умений».

Основная функция воспитания, как культурной «технологии», - формирование у индивида ценностного отношения, развитие ценностного сознания, обретение им ценностной ориентации посредством выстраивания ценностной иерархии. Отсюда один и тот же предмет («носитель ценности») может иметь (и имеет) разную ценность для разных людей. Вырабатывая ценностные ориентиры, человек обретает личностные смыслы своей деятельности.

Человек проявляет свои субъектные качества, если он активен, если его активность носит сознательный характер, если он, выбирая цель и средства своей деятельности свободен в этом выборе. Только наличие свободного выбора позволяет оценивать действия человека с нравственных позиций, а отсутствие такового лишает его (человека) субъектности и возможности нравственного развития. Свобода выбора не позволяет поведению человека быть полностью предсказуемым.

Духовное общение - идеальная модель воспитательного процесса. Оно предполагает принципиальное равенство общающихся, которые являются собеседниками, соучастниками общего дела. В общении человек активен, ибо затрагиваются все «этажи» его психики: интеллектуальная и эмоциональная сферы действуют слаженно и взаимодополнительно. Кроме того, в общении необходима работа такого творческого механизма психики, как интуиция, общение невозможно без проявления эмпатии и симпатии. Подлинный смысл общения - необходимое условие формирования и сохранения человека. Поэтому в общении происходит увеличение, обогащение, расширение исходной информации.

Самой «молодой» культурной технологией является образование. Понятие «образование» имеет широкий спектр обозначений. Цели и задачи образования, детерминированные потребностью культуры в том или ином типе личности, определяют педагогическую интерпретацию данного понятия. В современном философском словаре образование определяется как «процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и теоретических знаний». В 80-е годы (в период бурного процесса перестройки школы) в организационно-деятельностных играх на образовательные темы были рождены новые определения понятия:

- «Образование - это обучение, создающее целостный образ мира и себя как части мира».

- «Образование - это обучение способностям понимать, развивать себя».

Обратим внимание, что в этих определениях «образование»  и «обучение» являются синонимами, что подчеркивает основную функцию образования как культурной технологии передачи знаний подрастающим поколениям.

Понятие «образование» в  отличие от понятия «воспитание» долгое время не применялось в  педагогике, Первым, сделавшим слово  «образование» устойчивым педагогическим термином, был Песталоцци.

Научные знания, будучи по природе  своей объективно-истинными, обращены к безличному адресату и предлагаются для усвоения императивно, в отличие, например, от восприятия художественных произведений. Одним (но не единственным) из определяющих условий усвоения научных знаний является степень подготовленности ученика к восприятию данного научного текста. Передача научных знаний может осуществляться и без участия учителя, с помощью технических средств обучения. В психике усваивающего научную информацию активно работает механизм абстрактно-логического мышления.

 

2. Связь и различие эстетического и художественного воспитании и образования в становлении личности человека

Культура грядущего  столетия требует новой стратегии  взаимоотношения человека с миром. Одной из составляющих этой стратегии является эстетическое отношение к окружающей действительности. Эстетическое отношение выявляет специфически человеческую потребность в духовной радости, которая реализуется в процессе чувственного восприятия и оценивания «реалий мира».

Объективной основой  эстетического отношения становится духовность формы, ибо «эстетическая ценность формы определяется не какими-либо ее собственными структурными свойствами, которые описывает и изучает математика, а отношением формы к воплощаемому ею, выражаемому ею содержанию».

Эстетическое  отношение к миру - экологически валидная характеристика человека. В  основе его (отношения) лежат всеобщие свойства человеческого восприятия, детерминированные нейронной организацией человеческого мозга. Таким образом, к моменту поступления в школу ребенок психологически готов к процессу развития его эстетического отношения к миру, воспитания его эстетического вкуса.

Когда эстетическое начало пронизывает деятельность человека, сама эта деятельность наполняется радостью и удовольствием. Жесткая регламентация изучаемых предметов, их иерархичность детерминированы логикой научного познания, а не логикой развития личности.

Таким образом, игнорируются объективные закономерности формирования личности, ее сущностные силы не развиваются в полном объеме, а процесс учебной деятельности не обретает эстетичную форму.

Восприятие  искусства - сложный процесс, разные стороны которого связаны так  прочно, так глубоко обусловливают  друг друга, что неразличимы в сознании воспринимающего субъекта. Сложность художественного восприятия детерминирована спецификой художественной информации, которая лежит за пределами непосредственного отражения. Таким образом художественное восприятие имеет две непременные стороны: перцептивную и интеллектуальную, где первая определяется задачами второй и подчиняется ей.

В восприятии научного текста интеллектуальная сторона настолько  заслоняет перцептивную, что ею можно  пренебречь. В художественном же восприятии индивидуальные особенности перцепции влияют на результаты интеллектуального постижения.

Но если восприятие окружающей действительности связано  с созданием ее образов в сознании воспринимающего субъекта, то в восприятии художественного произведения возникает  свой художественный образ, имеющий сложные детерминанты, как со стороны художника, так и со стороны реципиента.

 

  1. Становление личности в отечественной и зарубежной психологии возрастного развития

Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого  поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д. Психическое развитие человека определяется способом проявления либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту. Периодизация психического развития по З.Фрейду  включает следующие стадии:

1)  0 - 1год оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного «Оно» формируется «Я»).

2)  1 - 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - ««Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3)  3 - 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования ««Сверх-Я».

4)  5 - 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

5)  12 - 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

       В периодизации Д.Б. Эльконина за основу периодизации взяты следующие принципы:

-  каждому возрасту соответствуют определённые возрастные потребности;

-  каждому возрасту характерна социальная ситуация развития;

-  в основе развития лежит ведущий вид деятельности в психическом развитии;

-  на каждом возрасте проявляются определённые психические новообразования;

Информация о работе Становление личности человека