Стадии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:45, контрольная работа

Описание работы

Идея развития личности более двух столетий будоражит и бодрит российское образование, его теоретиков и практиков, продолжая претерпевать множественные преобразования. Именно Россия, более чем любая другая страна, была одержима идеей целостной личности, которая стала общепроникающей только в конце ХIХ – начале ХХ в. Она мигрировала из литературы и искусства в науку, в частности в философию, социологию, психологию, педагогику. Это привело к постановке задач комплексного, многостороннего изучения личности (Н.А. Бердяев, С. Булгаков, Н.Я. Грот, К.Д. Кавелин, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев, Н.К. Михайловский, Л.И. Петражицкий, Д. Роберти, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.А. Сорокин, М.М. Троицкий, О.П. Флоренский, С.Л. Франк, П.Я. Чаадаев, Г.И. Челпанов, Л.А. Шестов, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили).

Содержание

Содержание …………………………………………………………..стр.2
Введение……………………………………………………………… стр.3
Стадии развития личности…………………………………………стр.4
Заключение………………………………………………………… стр.14
Список литературы……………………………………………….. стр.16

Работа содержит 1 файл

стадии личности (психология).docx

— 35.04 Кб (Скачать)

Содержание. 

  1. Содержание …………………………………………………………..стр.2
  2. Введение……………………………………………………………… стр.3
  3. Стадии развития личности…………………………………………стр.4
  4. Заключение…………………………………………………………  стр.14
  5. Список литературы……………………………………………….. стр.16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Идея  развития личности более двух столетий будоражит и бодрит российское образование, его теоретиков и практиков, продолжая  претерпевать множественные преобразования. Именно Россия, более чем любая  другая страна, была одержима идеей  целостной личности, которая стала  общепроникающей только в конце ХIХ – начале ХХ в. Она мигрировала из литературы и искусства в науку, в частности в философию, социологию, психологию, педагогику. Это привело к постановке задач комплексного, многостороннего изучения личности (Н.А. Бердяев, С. Булгаков, Н.Я. Грот, К.Д. Кавелин, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев, Н.К. Михайловский, Л.И. Петражицкий, Д. Роберти, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.А. Сорокин, М.М. Троицкий, О.П. Флоренский, С.Л. Франк, П.Я. Чаадаев, Г.И. Челпанов, Л.А. Шестов, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили). 

     Любой человек – это индивид. Появляясь  на свет как индивид, человек приобретает  особое социальное качество, он становится личностью. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в  которые вступает человек. Специфика  общественных условий жизни и  образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Однако личность не может быть сведена только к  совокупности более или менее  произвольно выделенных внутренних психических свойств и качеств, не может находиться в изоляции от объективных условий, связей и отношений  личности с окружающим миром. Личность – целостная, гармоничная, всесторонне развитая – была идеалом наших соотечественников. Она мнилась им силой, способной вывести страну из тупикового состояния, в котором та пребывала слишком долго. Знания, добытые о личности, были в основном плодом умозрительных рассуждений, но они подготовили почву для более точных, конкретных и опытных изысканий. Идея личности не была болезнью русской философии и психологии. Она не сирота без роду и племени. Ее гипотетические конструкции были очень российскими, близкими ее народному духу, ее менталитету, теоретическим и идейным исканиям.

     Вполне  возможно, что стадии развития личности в среднем возрасте представляют определенные критические периоды, отражающие особенности профессии  и стиля жизни.

У большого числа людей "жизненные кризисы" имеют место приблизительно в  одном и том же возрасте. Это  дает основание для деления и  описания стадий развития зрелой личности.

Стадиям среднего возраста предшествуют стадии развития молодых людей. Молодые  люди в двадцать лет имеют дело с выбором супруги и профессии, намечают жизненные цели и начинают их осуществление. Позже, около тридцати лет, многие из них приходят к переоценке своих прежних выборов и жизненных  целей. Наконец, первые годы после тридцатилетнего  рубежа — это, как правило, время сживания с новыми или с вновь подтверждаемыми выборами.

Стадии  развития личности.

Первая  стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит  в начало следующего десятилетия. Ее главной характеристикой является осознание расхождения мечты, надежд и жизненных планов человека с  действительностью его существования. Поскольку же мечты всегда имеют  некоторые нереалистические черты, оценка их расхождения с действительностью  на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные и эмоционально-тягостные  тона. Время уходит и делает разрыв между мечтами и обнаруживающейся вдруг действительностью с устрашающей  резкостью. Люди в возрасте 35-40 лет  начинают не соглашаться с такими высказываниями, как, например: "У  вас еще все впереди", "У  вас еще есть достаточно времени, чтобы осуществить то, что вы желаете". Вместо этого они констатируют: "Слишком поздно что-либо изменить в моей жизни". В двадцать и тридцать лет о человеке могут сказать, что он "подает надежды", но после сорока лет так уже никто не скажет. Человек должен принять тот факт, что он никогда уже не станет ученым, выдающимся администратором или хотя бы незначительным писателем. Освобождение от иллюзий не является чем-то необычным для тридцати пяти или сорока лет, но оно может оказаться угрожающим для личности. Человек может почувствовать смятение, его самоуверенность вдруг исчезает. Анализ жизни людей творческих профессий обнаруживает те или иные драматические изменения в их творчестве где-то около тридцати пяти лет. Некоторые из них начали творческую работу в это время, другие, наоборот, около тридцати пяти лет в значительной степени утратили свои творческие способности. Одной из причин кризиса середины жизни людей творческих профессий является то, что "импульсивный блеск" молодости требует затраты больших жизненных сил. В тридцать пять и сорок лет человек, ведущий напряженную жизнь (руководитель или профессор), должен изменить интенсивный темп своей жизни. Вообще же проблема убывающих физических сил возникает в жизни человека любой профессии. Убывание физических сил — одна из многих проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и позднее. Для тех, кто полагался на свои физические качества, когда был моложе, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Убывание физических сил может поражать своей неожиданностью людей самого широкого круга профессий. Университетские профессора с сожалением вспоминают свою способность проводить в студенческие годы несколько дней без сна, если того требовало важное дело. Многие люди просто жалуются на то, что они начинают слишком часто уставать. Они все больше настраиваются не на новую творческую работу, а на приобретенные мудрость и опыт. При этом необходима эмоциональная гибкость, способность к эмоциональной отдаче по отношению к новым людям и к новым занятиям. Умственная жесткость также должна быть преодолена, чтобы жесткие установки не привели к ошибкам и к неспособности воспринимать творческое решение проблем.

Успешное  разрешение кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку жизненных  целей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и с  учетом ограниченности времени жизни  всякого человека. Духовные вопросы, супруга, друзья и дети приобретают  все большее значение, тогда как  собственное "я" все более лишается своего исключительного положения. Наблюдается все возрастающая тенденция  к тому, чтобы довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которых, скорее всего, никогда не удастся  достичь. Отмечается тенденция чувствовать  свое положение вполне приличным. Все  эти изменения знаменуют собой  новую стадию в развитии личности, период стабилизации. Процесс внутреннего  обновления в конце концов приводит к более спокойной и даже более полноценной жизни. После пятидесяти лет проблемы здоровья становятся все более насущными и возникает растущее сознание, что "время уходит". В целом же пятидесятые годы жизни могут быть охарактеризованы продолжением тех новых форм стабильности, которые были достигнуты в течение предыдущего десятилетия.

    Период  после шестидесяти лет в редких случаях может составлять четвертую  или даже третью часть жизни. Этот период характеризуется тем, что  человек оставляет работу, которую  выполнял в зрелые годы. Однако и  в этот период некоторые люди сохраняют  свои умственные способности и продолжают заниматься административной или творческой деятельностью. В целом этот период является итоговым по отношению к  пройденному жизненному пути. Большинство людей в этом возрасте живет воспоминаниями о прошлом. Для тех людей, которые в предыдущие годы вели жизнь по установлениям Святой Церкви, этот период оказывается нередко ознаменованным новыми духовными достижениями. Особая ясность ума, просветленность всего внешнего облика, простое и одухотворенное благодушие являются в этом возрасте видимыми дарами Божественной благодати. По мере угасания физических сил, когда уже ничего не остается из того, что способно удержать человека в этом мире, он всеми силами своей души обращается к Богу. Веруя и исповедуя, что Сын Божий явил в Своем вочеловечении самую глубокую, вечную и сущностную основу бытия, и зная, что путь земной человеческой жизни реально и благодатно пройден Христом, человек в последний ответственный момент осознания себя в этом мире стремится к тому, чтобы чистым умом, в свободе от всего земного удостоиться восхождения в горний мир. Кто не верит в вечную жизнь во Христе, тот не способен к восхождению, ибо, решив для себя, что вечная жизнь невозможна, он сам себе преграждает путь к Божественному свету, оставаясь во мраке ужасающего своей бездной "ничто". Человек не обречен на небытие и уничтожение; он призван к преодолению стихии земного существования и к вечной жизни, в которой приобретает безусловное оправдание и смысл весь пройденный им жизненный путь. Пребывая в вере во Христа, в смиренном уповании на беспредельную благость Божию, человек в последний решающий момент жизни становится открыт для вечности и достигает переживания такого внутреннего величия и мира, которыми освящается вся его минувшая, сознательно прожитая жизнь.

    У детей развитие личности состоит из двух этапов:

    1.Развитие потребностно–мотивационной сферой (первое рождение, в поступке);

    2.Развитие самосознания (второе рождение, в поступке осознанном). 

    Первое  рождение личности: кризис 3 лет. Кризис – смена побуждений, мотивов. Личность начинается с определенного поступка в неопределенной ситуации (феномен  “горькой конфеты”). «Я сам», ребенок  готов к сотрудничеству со взрослыми. На столе лежит предмет, а стул, на котором сидит ребенок – далеко от стола. Нужно достать предмет не вставая со стула. Какова ситуация мотивационного выбора? Один объект привлекателен (материальная награда), но социокультурный запрет – не вставать со стула. Пока взрослый в комнате, ребенок сидит – социокультурный запрет соблюдается, ответственность совместная. Взрослый уходит. Социальный индивид может лгать, это игра. Ребенок не должен лгать взрослому, если это личность. Феномен – уникальное явление. Ребенок ест и плачет. “Конфета оказалась горькой по личностному смыслу” (Леонтьев). Не был соблюден социокультурный запрет – нарушена договоренность со взрослым. Перед поступком мотивы были рядоположены, после него – один победил, а другой стал соподчиненным. Результат первого рождения личности - иерархия мотивов. Существует ведущий мотив (для детей – в присутствии взрослых). Дети могут не осознавать ведущие мотивы своих поступков, решения они принимают вместе со взрослыми. Функции мотива – побуждать к действию и образовывать смыслы (конфета горькая по личностному смыслу). Эти функции мотив будет выполнять даже тогда, когда неосознаваем. Ребенок существует как личность только вместе с взрослым, внутри социального индивида.

    Второе  рождение личности: подростковый возраст 10 - 14 лет. Происходит осознание своих  мотивов. У человека появляется возможность  действовать самостоятельно. Когда  мотивы осознаются, то возможно изменение  их структуры, преобразование ядра личности. На этом этапе человек непременно сам участвует в формировании себя, осознанно и целеустремленно  устанавливает свою иерархию мотивов. Но эта работа не ограничивается работой  сознания, а подкрепляется конкретными  поступками.

    Личность  по определению является творческой, она выходит за пределы собственного опыта (трансценденция), личность преобразует собственные привычные способы мышления, поведения, представления о мире. Если личность выходит только за пределы социального индивида – “выскочил из семьи” – тогда нет разницы между героем и преступником. Раскольников – вряд ли личность. Его вопрос – ложный. Это – мнимая личность. Подлинная личность выходит за собственные пределы; преобразует привычное собственное мышление.

    Личность  многогранна, множественна, но сохраняет  целостность. Внутренняя разнородность. Личность не избегает противоречий - внутренний диалог личности, обсуждение различных  вариантов решения проблемы. Амбивалентность  мышления.

    Личность  существует только в развитии.

Современный взгляд на структуру  развития личности.

Первый этап развития личности.

Это - этап грубого человека, основные интересы которого почти не отличаются от интересов  животных. Конечно, выживание, секс и  чревоугодие в теле человека облачаются в сложные социальные личины, и обрастают ритуалами, но суть остается неизменной. Есть основная потребность, которая затмевает сознание, и есть путь к этой потребности. Если человек первого этапа развития рожден в социуме, и у него есть кров, далее в зависимости от опыта, он более, или менее разборчиво утоляет свои потребностями в еде и сексе. Если человек на первом этапе развития не оброс социальными качествами, путь к исполнению этих потребностей упрощается. Чем меньше социального в личности на первом этапе развития, тем ближе поведение человека к тому, как это бывает у животных.

Социальные  барьеры в уме человека, как  правило, перекрывают первобытные  инстинкты, ставят между сознанием  и потребностью своеобразный ментальный буфер. Чем меньше человек первых этапов развития цивилизован, и чем  сильней в определенный момент времени  сила его потребности, тем более грубым и прямолинейным будет исполнение потребности. В социуме это выливается в насилие и аморальное поведение.

Иногда  грубое желание на первом этапе развития личности затмевает сознание, и человеку становится все равно, лишь бы утолить  это желание. Он не обращает внимание на мысли о том, что может быть расплата за грубое поведение. Сила желания и предвкушение его исполнения могут пересилить слаборазличимое осознание мысли о последствиях. Так проявляется отсутствие мудрости и дальновидности.

Основное  отличие на первом этапе развития личности заключается в том, что  здесь человек почти не осознает того, что убийство и насилие –  это поведение, которого необходимо избегать, если человек не желает стать  животным, и жить по законам животных. Можно сказать, что так происходит в силу того, что само восприятие на этом уровне грубое, и человек  не постигает третий критерий развития личности, связанный с допуском в  общество, живущее по определенным законам. Причем человек на этом уровне, в какой-то степени может различать  другие этапы развития личности как  более тонкие, желанные. Единственное, что у него напрочь отсутствует – это понимание того, что переход на новый уровень, связан с пониманием и соблюдением законов более тонких этапов развития. Такой человек не хочет насилия над собой, и чтобы этого насилия избежать, необходимо искоренить проявление насилия в собственном поведении, и на более тонком уровне в эмоциях и мыслях.

Информация о работе Стадии личности