Позы
условно делят на открытые и
закрытые. К закрытым позам относят
те, в которых мы используем скрещивание
рук или ног или заслоняем часть нашего
тела с помощью каких-либо предметов. Закрытые
позы чаще всего используются людьми тогда,
когда они как будто хотят отгородить
себя от внешнего мира, спрятаться за барьер.
Показано, что «закрытые» позы (когда человек
как-то пытается закрыть переднюю часть
тела и занять как можно меньше места в
пространстве; «наполеоновская» поза
стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя:
обе руки упираются в подбородок и т. п.)
воспринимаются как позы недоверия, несогласия,
противодействия, критики.
Желая
казаться более приветливыми и доброжелательными,
люди используют открытые позы: раскрытые
(несжатые в кулак) ладони, ноги и
руки не скрещены. «Открытые» позы
(стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя:
руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются
как позы доверия, согласия, доброжелательности,
психологического комфорта.
Особую
группу составляют зеркальные позы
и жесты, которые свидетельствуют о взаимном
понимании, о стремлении к конструктивному
общению партнеров. Используя зеркальные
жесты, мы можем сообщить собеседнику
о нашем с ним согласии. Многие педагоги
применяют на практике эти жесты бессознательно,
но часто приходится сталкиваться с такой
ситуацией, когда люди, узнав о существовании
зеркальных жестов, начинают использовать
их не совсем корректным способом. Механическое
копирование жестов может привести собеседника
к ощущению, что его дразнят, и спровоцировать
обиду, вызывать дискомфорт. Поэтому зеркальные
жесты не должны быть точным повторением
движений партнера, их цель - подчеркнуть
"присоединение" к собеседнику
Есть
ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского
мыслителя), позы критической оценки
(рука под подбородком, указательный
палец вытянут к виску). Известно,
что, если человек заинтересован
в общении, он будет ориентироваться
на собеседника и наклоняться
в его сторону, если не очень заинтересован,
наоборот, ориентироваться в сторону
и откидываться назад. Человек, желающий
заявить о себе, «поставить себя»,
будет стоять прямо, в напряженном
состоянии, с развернутыми плечами,
иногда упершись руками в бедра; человек
же, которому не нужно подчеркивать
свой статус и положение, будет расслаблен,
спокоен, находиться в свободной
непринужденной позе.
1.4.
Жестикуляция
Жесты
в общении дают много информации.
В их языке, как и в речи, есть
слова, предложения. Богатейший жестовый
«алфавит» можно разбить на шесть
групп:
1.
Жесты-иллюстраторы. Это жесты сообщения:
указатели («указывающий перст»), пиктографы,
т. е. образные картины изображения («вот
такого размера и конфигураций»); кинетографы
— движения телом; жесты-«биты» (жесты
-«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные
движения руками, соединяющие воображаемые
предметы вместе.
2.
Жесты-регуляторы. Они выражают отношение
говорящего к чему-либо. К ним относят
кивки, целенаправленные движения руками.
3.
Жесты-эмблемы. Своеобразные заменители
слов или фраз в общении.
Например, сжатые вместе руки (как
при рукопожатии), слегка приподнятые,
означают во многих случаях
— «здравствуйте», а воздетые
над головой — «до свидания».
4.
Жесты-адапторы. Это специфические движения
рук. К ним относятся также почесывания,
подергивания отдельных частей тела; прикасания,
пошлепывания партнера; поглаживание,
перебирание отдельных предметов, находящихся
под рукой (карандаша, пуговицы и т. п.).
5.
Жесты-аффекторы. Они выражают движениями
тела и мышц лица определенные эмоции.
6.
Микрожесты: покраснение щек, увеличенное
количество морганий в минуту, подергивания
губ и пр.
Практика
показывает, что когда люди хотят
показать свои чувства, они прибегают
к жестикуляции. Вот почему человеку
следует научиться понимать ложные,
притворные жесты. Особенность их заключается
в следующем: они преувеличивают
слабые волнения (демонстрация усиления
движений рук и корпуса); подавляют
сильные (благодаря ограничению
таких движений); эти ложные движения,
как правило, совершаются конечностями,
потом задействуются мышцы лица.
Тезаурус
психологии делового
общения
- Авторитетность
— способность человека иметь определенный
вес среди людей, пользоваться их признанием
и уважением.
- Альтруизм —
нравственный принцип, побуждающий человека
бескорыстно приходить на помощь другим
людям.
- Антиципация —
способность человека представить себе
возможный результат действия до его осуществления.
- Апатия
— состояние эмоционального равнодушия,
безразличия и бездеятельности.
- Атрибуция
каузальная — приписывание причины
наблюдаемому действию или поступку человека.
- Аттракция —
привлекательность, влечение одного человека
к другому, сопровождающееся положительными
эмоциями.
- Аутотренинг —
метод терапии, заключающийся в воздействии
человека на своё психическое и физическое
состояние при помощи самовнушения.
- Афазия —
это расстройство речи, состоящее в утрате
способности пользоваться словами и фразами
как средством выражения мысли.
- Аффилиация —
стремление человека быть в обществе других
людей, потребность человека
в создании тёплых, эмоционально значимых
отношений с другими людьми.
- Барьер
психологический
— внутреннее препятствие психологической
природы (нежелание, боязнь, неуверенность
и т.п.), мешающее человеку успешно выполнять
некоторые действия.
- Бессознательное
— характеристика психологических свойств,
процессов и состояний человека, находящихся
вне сферы его сознания, но оказывающих
такое же влияние на его поведение, как
и сознание.
- Брейнсторминг —
мозговой штурм.
- Вербальный
— относящийся к звуковой человеческой
речи.
- Влечение
— желание или потребность что-либо сделать,
побуждающее человека к соответствующим
действиям.
- Внимание
— состояние психологической концентрации,
сосредоточенности на каком-либо объекте.
- Внушение —
психологическое воздействие на сознание
человека, при котором происходит некритическое
восприятие им убеждений и установок.
- Воля
— свойство (процесс, состояние) человека,
проявляющееся в его способности сознательно
управлять своей психикой и поступками.
- Восприятие
— процесс приема и переработки человеком
различной информации, поступающей в мозг
через органы чувств, который завершается
формированием образа.
- Гениальность
— высший уровень развития у человека
каких-либо способностей, делающий его
выдающейся личностью в соответствующей
области или сфере деятельности.
- Группа
— совокупность людей, выделенная на основе
какого-либо одного или нескольких, общих
для них признаков.
- Денотация —
прямое точное значение слова, высказывания.
- Депрессия —
состояние душевного расстройства, подавленности,
характеризующееся упадком сил и снижением
активности.
- Дистресс —
стресс, связанный с выраженными негативными
эмоциями и оказывающий вредное влияние
на здоровье.
- Дихотомичность —
Последовательное деление целого на две
части, затем каждой части на две и т.д.
- Деятельность
— специфический вид человеческой активности,
направленный на творческое преобразование,
совершенствование окружающего мира и
самого себя.
- Жест
— движение рук человека, выражающее его
внутреннее состояние или указывающее
на какой-либо объект во внешнем мире.
- Запоминание
— один из процессов памяти, обозначающих
введение в память вновь поступающей информации.
- Заражение
— психологический термин, обозначающий
бессознательную передачу от человека
к человеку каких-либо эмоций, состояний
и побуждений.
- Защитные
механизмы — совокупность бессознательных
приемов, с помощью которых человек оберегает
себя от психологических травм.
- Идентификация
— (отождествление) установление сходства
одного человека с другим, направленное
на его вспоминание и собственное развитие
идентифицируемого с ним лица.
- Иллюзии
— феномены восприятия, воображения и
памяти, существующие только в голове
человека и не соответствующие какому-либо
реальному явлению или объекту.
- Импульсивность
— характерологическая черта человека,
проявляющаяся в его склонности к быстротечным,
непродуманным действиям и поступкам.
- Индивид
— отдельно взятый человек в совокупности
всех присущих ему качеств: биологических,
физических, социальных и психологических.
- Индивидуальность
— своеобразное сочетание индивидных
свойств человека, отличающее его от других
людей.
- Инициатива
— проявление человеком активности, не
стимулированной извне и не определяемой
независящими от него обстоятельствами.
- Инсайт
(озарение, догадка) — неожиданное для
самого человека внезапное нахождение
решения какой-либо проблемы, над которой
он долго и настойчиво думал.
- Инстинкт
— врожденная, малоизменяемая форма поведения,
обеспечивающая приспособление организма
к типичным условиям его жизни.
- Интеллект
— совокупность умственных способностей
человека.
- Интеракция
— взаимодействие.
- Интерес
— эмоционально окрашенное, повышенное
внимание человека к какому-либо объекту
или явлению.
- Интериоризация —
формирование внутренних структур человеческой
психики благодаря усвоению структур
внешней социальной деятельности.
- Интерференция
— нарушение нормального хода одного
процесса вмешательством другого.
- Интроверсия
— обращенность сознания человека к самому
себе; поглощенность собственными проблемами
и переживаниями, сопровождаемая ослаблением
внимания к тому, что происходит вокруг.
- Интуиция
— способность быстро находить верное
решение задачи и ориентироваться в сложных
жизненных ситуациях, а также предвидеть
ход событий.
- Инфантилизм
— проявление детских черт в поведении
взрослого человека.
- Катарсис
— (очищение) душевное облегчение, наступающее
у человека после сильных эмоциональных
переживаний типа аффекта или стресса.
- Климат
социально-психологический — общая
социально-психологическая характеристика
состояния малой группы, в особенности
человеческих взаимоотношений, сложившихся
в ней.
- Компенсация
— способность человека избавляться от
переживаний по поводу собственных недостатков
за счет усиленной работы над собой и развития
других позитивных качеств.
- Комплекс
неполноценности — сложное состояние
человека, связанное с недостатком каких-либо
качеств (способностей, знаний, умений
и навыков), сопровождаемое глубокими
негативными эмоциональными переживаниями
по этому поводу.
- Коннотация —
эмоционально-оценочное дополнение к
основному значению.
- Конфликтоген —
слова, действия (или бездействие), порождающее
или способные привести к конфликту.
- Конфликт
внутриличностный — состояние неудовлетворенности
человека какими-либо обстоятельствами
его жизни, связанной с наличием у него
противоречащих друг другу интересов,
стремлений и потребностей.
- Конфликт
межличностный — трудноразрешимое
противоречие, возникающее между людьми
и вызванное несовместимостью их взглядов,
интересов, целей и потребностей.
- Конформность
— некритическое принятие человеком чужого
неправильного мнения, сопровождаемое
неискренним отказом от собственного
мнения, в правильности которого человек
внутренне не сомневается.
- Кризис
— состояние душевного расстройства,
вызванное длительной неудовлетворенностью
человека собой и своими взаимоотношениями
с окружающим миром.
- Лидер
— член группы, чей авторитет, власть или
полномочия безоговорочно признаются
остальными членами этой группы, готовыми
следовать за ним.
- Мимика
— совокупность движений частей лица
человека, выражающих его состояние или
отношение к тому, что он воспринимает
(представляет, обдумывает, припоминает
и т.п.).
- Мотив
— внутренняя устойчивая психологическая
причина поведения или поступка человека.
- Намерение
— сознательное желание, готовность что-либо
сделать.
- Напряженность
— состояние повышенного физического
или психологического возбуждения, сопровождаемое
неприятными внутренними чувствами и
требующее разрядки.
- Настроение
— эмоциональное состояние человека,
связанное со слабо выраженными положительными
или отрицательными эмоциями и существующее
в течение длительного времени.
- Нормы
социальные — принятые в данном обществе
или группе правила поведения, регулирующие
взаимоотношения людей.
- Память
— процессы запоминания, сохранения, воспроизводства
и переработки человеком разнообразной
информации.
- Пантомимика
— система выразительных движений, совершаемых
при помощи тела.
- Переживание
— ощущение, сопровождаемое эмоциями.
- Подражание
— сознательное или бессознательное поведение
человека, направленное на воспроизведение
поступков и действий других людей.
- Полисемия —
наличие различных смыслов и значений
у одного и того же слова.
- Понимание
— психологическое состояние, выражающее
собой правильность принятого решения
и сопровождаемое чувством уверенности
в точности восприятия или интерпретации
какого-либо события, явления, факта.
- Потребность
— состояние нужды индивида, личности
в чем-то, необходимом для его нормального
существования.
- Психика
— общее понятие, обозначающее совокупность
всех психических явлений, изучаемых в
психологии.
- Психологическая
совместимость людей
— способность людей находить взаимопонимание,
налаживать деловые и личные контакты,
сотрудничать друг с другом.
- Релаксация
— расслабление.
- Реминисценция —
более полное и точное воспроизведение
сохраненного в памяти материала по сравнению
с первоначально запечатленным (заученным).
- Рефлекс
— автоматическая ответная реакция организма
на действие какого-либо внутреннего или
внешнего раздражителя.
- Рефлексия
— способность сознания человека сосредоточиться
на самом себе.
- Речь
— система используемых человеком звуковых
сигналов, письменных знаков и символов
для представления, переработки, хранения
и передачи информации.
- Ригидность
— заторможенность мышления, проявляющаяся
в трудности отказа человека от однажды
принятого способа мышления и действий.
- Роль
— понятие, обозначающее поведение человека
в определенной жизненной ситуации, которая
соответствует занимаемому им положению.
- Самообладание
— способность человека сохранять внутреннее
спокойствие, действовать разумно и взвешенно
в сложных жизненных ситуациях.
- Самоопределение
личности — самостоятельный выбор
человеком своего жизненного пути, целей,
ценностей, нравственных норм, будущей
профессии и условий жизни.
- Самооценка
— оценка человеком собственных качеств,
достоинств и недостатков.
- Саморегуляция
— процесс управления человеком собственными
психологическими и физиологическими
состояниями, а также поступками.
- Самосознание
— осознание человеком самого себя, своих
собственных качеств.
- Симпатия
— чувство эмоциональной предрасположенности
к человеку, повышенный интерес и влечение
к нему.
- Синонимия —
одинаковость или сходство значения различных
слов или других однородных языковых единиц.
- Синтон —
понятие, означающее элемент общения,
коммуникационную посылку, предполагающую
и развивающую позитивные, конструктивные,
дружественные отношения общающихся.
- Сознание
— высший уровень психического отражения
человеком действительности, ее представленность
в виде обобщенных образов и понятий.
- Сопереживание
— испытание человеком тех же самых чувств
и эмоций, которые характерны для находящихся
рядом с ним людей.
- Соперничество
— стремление человека к соревнованию
с другими людьми, желание одержать верх
над ними, победить, превзойти.
- Сотрудничество
— стремление человека к согласованной,
слаженной работе с людьми. Готовность
поддержать и оказать им помощь. (Противоположно
соперничеству.)
- Способности
— индивидуальные особенности людей,
от которых зависят приобретение ими знаний,
умений и навыков, а также успешность выполнения
различных видов деятельности.
- Статус
— положение человека в системе внутригрупповых
отношений, определяющее степень его авторитета
в глазах остальных участников группы.
- Стремление
— желание и готовность действовать определенным
образом.
- Стресс
— состояние душевного (эмоционального)
и поведенческого расстройства, связанное
с неспособностью человека целесообразно
и разумно действовать в сложившейся ситуации.
- Сублимация
— один из защитных механизмов, которые
представляют собой подсознательную замену
одной, запретной или практически недостижимой,
цели на другую, разрешенную и более доступную,
которая хотя бы частично удовлетворяет
актуальную потребность.
- Суггестия
— внушение.
- Темперамент
— динамическая характеристика психических
процессов и поведения человека, проявляющаяся
в их скорости, изменчивости, интенсивности
и других характеристиках.
- Тревожность
— свойство человека приходить в состояние
повышенного беспокойств, испытывать
страх и тревогу в специфических социальных
ситуациях.
- Умение
— способность выполнять определенные
действия с хорошим качеством и успешно
справляться с деятельностью, включающей
эти действия.
- Уровень
притязаний — максимальный успех,
которого рассчитывает добиться человек
в том или ином виде деятельности.
- Установка
— готовность, предрасположенность к
определенным действиям или реакциям
на конкретные стимулы.
- Утомление
— состояние усталости, сопровождаемое
пониженной работоспособностью.
- Фанатизм
— чрезмерная увлеченность человека чем-либо,
сопровождаемая снижением контроля за
своим поведением, некритичностью в суждениях
об объекте своей увлеченности.
- Фрустрация
— эмоционально тяжелое переживание человеком
своей неудачи, сопровождающееся чувством
безысходности, крушения надежд в достижении
определенной желаемой цели.
- Характер
— совокупность свойств личности, определяющих
типичные способы ее реагирования на жизненные
обстоятельства.
- Эгоцентризм
— сосредоточенность сознания и внимания
человека исключительно на самом себе,
сопровождающаяся игнорированием того,
что происходит вокруг.
- Эйфория
— состояние чрезмерной веселости, обычно
не вызванное какими-либо объективными
обстоятельствами.
- Экстраверсия
— обращенность сознания и внимания человека
в основном на то, что происходит вокруг
него.
- Экстрапунитивность
— тенденция реагировать гневом на внешние
объекты в ситуации фрустрации.
- Эмоции
— элементарные переживания, возникающие
у человека пол влиянием общего состояния
организма и процесса удовлетворения
актуальных потребностей.
- Эмоциональность
— характеристика личности, проявляющаяся
в частоте возникновения разнообразных
эмоций и чувств.
- Эмпатия
— способность человека к сопереживанию
и сочувствию другим людям, к пониманию
их внутренних состояний.
- Адлер
А. — ХХ в., Австро-Венгрия. Психолог,
психиатр и мыслитель. Создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный
путь, явился важным подспорьем в создании
концепции индивидуальной теории личности.
Впервые ввел термин «комплекс неполноценности».
- Айзенк
Г. — ХХ в., Великобритания. Учёный-психолог.
Создатель факторной теории личности,
автор популярного теста
интеллекта.
- Аристотель
— IV в. до н.э., Древняя Греция. Древнегреческий
философ. Основоположник формальной логики.
Создал понятийный аппарат. Был первым
мыслителем, создавшим всестороннюю систему
философии, охватившую все сферы человеческого
развития — социологию, философию, политику,
логику, физику.
- Берн
Э. — ХХ в., США. Психолог и психиатр.
Разработчик трансакционного анализа.
Развил идеи психоанализа, общей теории
и метода лечения нервных и психических
заболеваний.
- Блонский
П. — ХХ в, СССР. Философ, педагог и
психолог. Опубликовал ряд работ по гносеологии
и этике. Разрабатывал программы, смежные
для психологии и педагогики.
- Вундт
В. — конец XIX – начало ХХ вв., Германия.
Физиолог и психолог. Основатель экспериментальной
психологии. Основная фигура в социальной
психологии.
- Карнеги
Д. — ХХ в, США. Педагог, психолог, писатель.
Стоял у истоков создания теории общения,
переведя научные разработки психологов
того времени в практическую область,
разработав собственную концепцию бесконфликтного
и успешного общения. Разработал психологические
курсы по самосовершенствованию, навыкам
эффективного общения, выступления и другие.
Автор многочисленных книг, лекций.
- Кафка
Г. — конец XIX – начало ХХ вв., Австрия.
Философ и психолог. Наряду с философией
занимался широким кругом психологических
вопросов (психология экспрессивных реакций,
языка, общения, искусства, профессионального
становления, жизненных возрастов, юридическая
психология, парапсихология). Дал типологию
базовых аффектов.
- Коломинский
Я. — ХХ в., СССР. Доктор психологических
наук, профессор кафедры социальной психологии.
Работал в области социальной психологии
и психологии личности. Его исследования
и экспериментальные работы положили
начало возрастной и педагогической социальной
психологии, центральным предметом которой
является развитие и формирование личности
на основных стадиях онтогенеза в процессе
общений и совместной деятельности.
- Леви
В. — середина XX – начало XXIвв., Россия.
Врач-психотерапевт, психолог, писатель,
художник и музыкант. Автор научных работ
и популярных книг по психологии и медицине.
- Ницше
Ф. — ХIХ в., Германия. Мыслитель, классический
филолог. Фундаментальная концепция Ницше
включает в себя особые критерии оценки
действительности, поставившие под сомнение
базисные принципы действующих форм морали,
религии, культуры и общественно-политических
отношений и впоследствии отразившиеся
в философии жизни. Большинство сочинений
Ницше не поддаются однозначной интерпретации
и вызывают много споров.
- Пиз
А. — середина XX – начало XXI вв., Австрия.
Автор таких книг как «Язык телодвижений»,
«Искусство коммуникации в сетевом маркетинге»,
«Говорите точно. .. Как соединить радость
общения и пользу убеждения».
- Сатир
В. — ХХ в., США. Психолог. Одной и первых
обратилась к исследованию проблемы психологии
семьи и семейной терапии. Основала в г.
Менло Парк Исследовательский институт
душевного здоровья.
- Уайлдер
Т. — ХХ в., США. Прозаик, драматург и
эссеист. Мировую славу и известность
принесла ему повесть «Мост короля Людовика
Святого» (1928). В ней Уайлдер говорит о
фатальной предопределенности всего,
что может случиться с человеком в его
земной жизни. Мистицизм, сопричастность
к року и таинству Бытия ощутимо практически
во всех его произведениях.
- Фрейд
З. — конец ХIХ – начало XX вв., Австро-Венгрия.
Психолог, психиатр и невролог. Основатель
психоаналитической школы — терапевтического
направления в психологии, постулирующего
теорию, согласно которой невротические
расстройства человека вызваны многокомплексным
взаимоотношением бессознательных и сознательных
процессов.
- Хорни
К. — ХХ в, США. Психолог. В своих работах
акцентировала значение воздействия окружающей
социальной среды на формирование личности.
Некоторые положения теории Хорни легли
в основу неофрейдизма. Она придавала
огромное значение пережитому в детстве
и детским переживаниям.
- Экман
П. — середина ХХ – начало XXI вв., США.
Психолог. Крупнейший специалист в области
психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и распознавания лжи.