Средства невербального общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:28, реферат

Описание работы

К проблеме невербального общения в различное время обращались философы, психологи, медики, лингвисты, искусствоведы. На протяжении тысячелетий, данная проблема обрастала научными и псевдонаучными фактами. Знания о невербальном поведении и его связях с внутренним миром человека регистрировались сначала в памятниках характерологического жанра – литературе афоризмов, моральных наставлений, позднее – в работах философов.

Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах. Все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица.

Содержание

1. Невербальные средства общения. Кинесика……………………………….…3

1.1. Мимика………………………………………………………………..…..4

1.2. Взгляд……………………………………………………………………..5

1.3. Поза…………………………………………………………………….….6

1.4. Жестикуляция……………………………………………………….........7

2. Практическая часть 1

3. Практическая часть 2

4. Творческая часть

5. Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КР №1.docx

— 57.23 Кб (Скачать)

     Позы  условно делят на открытые и закрытые. К закрытым позам относят те, в которых мы используем скрещивание рук или ног или заслоняем часть нашего тела с помощью каких-либо предметов. Закрытые позы чаще всего используются людьми тогда, когда они как будто хотят отгородить себя от внешнего мира, спрятаться за барьер. Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики.

     Желая казаться более приветливыми и доброжелательными, люди используют открытые позы: раскрытые (несжатые в кулак) ладони, ноги и  руки не скрещены. «Открытые»  позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

     Особую  группу составляют зеркальные позы и жесты, которые свидетельствуют о взаимном понимании, о стремлении к конструктивному общению партнеров. Используя зеркальные жесты, мы можем сообщить собеседнику о нашем с ним согласии. Многие педагоги применяют на практике эти жесты бессознательно, но часто приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда люди, узнав о существовании зеркальных жестов, начинают использовать их не совсем корректным способом. Механическое копирование жестов может привести собеседника к ощущению, что его дразнят, и спровоцировать обиду, вызывать дискомфорт. Поэтому зеркальные жесты не должны быть точным повторением движений партнера, их цель - подчеркнуть "присоединение" к собеседнику

     Есть  ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что, если человек заинтересован  в общении, он будет ориентироваться  на собеседника и наклоняться  в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону  и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном  состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек  же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной  непринужденной позе.

1.4. Жестикуляция

     Жесты в общении дают много информации. В их языке, как и в речи, есть слова, предложения. Богатейший жестовый «алфавит» можно разбить на шесть  групп:

     1. Жесты-иллюстраторы. Это жесты сообщения:  указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигураций»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты -«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

     2. Жесты-регуляторы. Они выражают отношение  говорящего к чему-либо. К ним относят кивки, целенаправленные движения руками.

     3. Жесты-эмблемы. Своеобразные заменители  слов или фраз в общении.  Например, сжатые вместе руки (как  при рукопожатии), слегка приподнятые,  означают во многих случаях  — «здравствуйте», а воздетые  над головой — «до свидания».

     4. Жесты-адапторы. Это специфические движения рук. К ним относятся также почесывания, подергивания отдельных частей тела; прикасания, пошлепывания партнера; поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаша, пуговицы и т. п.).

     5. Жесты-аффекторы. Они выражают движениями тела и мышц лица определенные эмоции.

     6. Микрожесты: покраснение щек, увеличенное количество морганий в минуту, подергивания губ и пр.

     Практика  показывает, что когда люди хотят  показать свои чувства, они прибегают  к жестикуляции. Вот почему человеку следует научиться понимать ложные, притворные жесты. Особенность их заключается  в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений рук и корпуса); подавляют  сильные (благодаря ограничению  таких движений); эти ложные движения, как правило, совершаются конечностями, потом задействуются мышцы лица. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тезаурус психологии делового общения

  • Авторитетность — способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.
  • Альтруизм —  нравственный принцип, побуждающий человека бескорыстно приходить на помощь другим людям.
  • Антиципация — способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.
  • Апатия — состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.
  • Атрибуция каузальная — приписывание причины наблюдаемому действию или поступку человека.
  • Аттракция — привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.
  • Аутотренинг — метод терапии, заключающийся в воздействии человека на своё психическое и физическое состояние при помощи самовнушения.
  • Афазия — это расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли. 
  • Аффилиация — стремление человека быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми.
  • Барьер психологический — внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия.
  • Бессознательное — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
  • Брейнсторминг — мозговой штурм.
  • Вербальный — относящийся к звуковой человеческой речи.
  • Влечение — желание или потребность что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.
  • Внимание — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.
  • Внушение — психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок.
  • Воля — свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.
  • Восприятие — процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, который завершается формированием образа.
  • Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.
  • Группа — совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков.
  • Денотация — прямое точное значение слова, высказывания.
  • Депрессия — состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.
  • Дистресс — стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье.
  • Дихотомичность — Последовательное деление целого на две части, затем каждой части на две и т.д.
  • Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование окружающего мира и самого себя.
  • Жест — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.
  • Запоминание — один из процессов памяти, обозначающих введение в память вновь поступающей информации.
  • Заражение — психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний и побуждений.
  • Защитные механизмы — совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм.
  • Идентификация — (отождествление) установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицируемого с ним лица.
  • Иллюзии — феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому-либо реальному явлению или объекту.
  • Импульсивность — характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам.
  • Индивид — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных и психологических.
  • Индивидуальность — своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.
  • Инициатива — проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой независящими от него обстоятельствами.
  • Инсайт (озарение, догадка) — неожиданное для самого человека внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.
  • Инстинкт — врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.
  • Интеллект — совокупность умственных способностей человека.
  • Интеракция — взаимодействие.
  • Интерес — эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
  • Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
  • Интерференция — нарушение нормального хода одного процесса вмешательством другого.
  • Интроверсия — обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.
  • Интуиция — способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
  • Инфантилизм — проявление детских черт в поведении взрослого человека.
  • Катарсис — (очищение) душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.
  • Климат социально-психологический — общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней.
  • Компенсация — способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других позитивных качеств.
  • Комплекс неполноценности — сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими негативными эмоциональными переживаниями по этому поводу.
  • Коннотация — эмоционально-оценочное дополнение к основному значению.
  • Конфликтоген — слова, действия (или бездействие), порождающее или способные привести к конфликту.
  • Конфликт внутриличностный — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанной с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.
  • Конфликт межличностный — трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей.
  • Конформность — некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.
  • Кризис — состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.
  • Лидер — член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами этой группы, готовыми следовать за ним.
  • Мимика — совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.).
  • Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.
  • Намерение — сознательное желание, готовность что-либо сделать.
  • Напряженность — состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки.
  • Настроение — эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.
  • Нормы социальные — принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.
  • Память — процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.
  • Пантомимика — система выразительных движений, совершаемых при помощи тела.
  • Переживание — ощущение, сопровождаемое эмоциями.
  • Подражание — сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.
  • Полисемия — наличие различных смыслов и значений у одного и того же слова.
  • Понимание — психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.
  • Потребность — состояние нужды индивида, личности в чем-то, необходимом для его нормального существования.
  • Психика — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.
  • Психологическая совместимость людей — способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.
  • Релаксация — расслабление.
  • Реминисценция — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным).
  • Рефлекс — автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя.
  • Рефлексия — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
  • Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
  • Ригидность — заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого способа мышления и действий.
  • Роль — понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, которая соответствует занимаемому им положению.
  • Самообладание — способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.
  • Самоопределение личности — самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.
  • Самооценка — оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
  • Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
  • Самосознание — осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.
  • Симпатия — чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.
  • Синонимия — одинаковость или сходство значения различных слов или других однородных языковых единиц.
  • Синтон — понятие, означающее элемент общения, коммуникационную посылку, предполагающую и развивающую позитивные, конструктивные, дружественные отношения общающихся.
  • Сознание — высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
  • Сопереживание — испытание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.
  • Соперничество — стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.
  • Сотрудничество — стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь. (Противоположно соперничеству.)
  • Способности — индивидуальные особенности людей, от которых зависят приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
  • Статус — положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.
  • Стремление — желание и готовность действовать определенным образом.
  • Стресс — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
  • Сублимация — один из защитных механизмов, которые представляют собой подсознательную замену одной, запретной или практически недостижимой, цели на другую, разрешенную и более доступную, которая хотя бы частично удовлетворяет актуальную потребность.
  • Суггестия — внушение.
  • Темперамент — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.
  • Тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойств, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
  • Умение — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.
  • Уровень притязаний — максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.
  • Установка — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.
  • Утомление — состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.
  • Фанатизм — чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности.
  • Фрустрация — эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.
  • Характер — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.
  • Эгоцентризм — сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.
  • Эйфория — состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.
  • Экстраверсия — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него.
  • Экстрапунитивность — тенденция реагировать гневом на внешние объекты в ситуации фрустрации.
  • Эмоции — элементарные переживания, возникающие у человека пол влиянием общего состояния организма и процесса удовлетворения актуальных потребностей.
  • Эмоциональность — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.
  • Эмпатия — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

    Именной тезаурус текстов  по психологии делового общения

  • Адлер А. — ХХ в., Австро-Венгрия. Психолог, психиатр и мыслитель. Создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности. Впервые ввел термин «комплекс неполноценности».
  • Айзенк Г. — ХХ в., Великобритания.  Учёный-психолог. Создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта.
  • Аристотель — IV в. до н.э., Древняя Греция. Древнегреческий философ. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат. Был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику.
  • Берн Э. — ХХ в., США. Психолог и психиатр. Разработчик трансакционного анализа. Развил идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний.
  • Блонский П. — ХХ в, СССР. Философ, педагог и психолог. Опубликовал ряд работ по гносеологии и этике. Разрабатывал программы, смежные для психологии и педагогики.
  • Вундт В. — конец XIX – начало ХХ вв., Германия. Физиолог и психолог. Основатель экспериментальной психологии. Основная фигура в социальной психологии.
  • Карнеги Д. — ХХ в, США. Педагог, психолог, писатель. Стоял у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область, разработав собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения. Разработал психологические курсы по самосовершенствованию, навыкам эффективного общения, выступления и другие. Автор многочисленных книг, лекций.
  • Кафка Г. — конец XIX – начало ХХ вв., Австрия. Философ и психолог. Наряду с философией занимался широким кругом психологических вопросов (психология экспрессивных реакций, языка, общения, искусства, профессионального становления, жизненных возрастов, юридическая психология, парапсихология). Дал типологию базовых аффектов.
  • Коломинский Я. — ХХ в., СССР. Доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии. Работал в области социальной психологии и психологии личности. Его исследования и экспериментальные работы положили начало возрастной и педагогической социальной психологии, центральным предметом которой является развитие и формирование личности на основных стадиях онтогенеза в процессе общений и совместной деятельности.
  • Леви В. — середина XX – начало XXIвв., Россия. Врач-психотерапевт, психолог, писатель, художник и музыкант. Автор научных работ и популярных книг по психологии и медицине.
  • Ницше Ф. — ХIХ в., Германия. Мыслитель, классический филолог. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров.
  • Пиз А. — середина XX – начало XXI вв., Австрия. Автор таких книг как «Язык телодвижений», «Искусство коммуникации в сетевом маркетинге», «Говорите точно. .. Как соединить радость общения и пользу убеждения». 
  • Сатир В. — ХХ в., США. Психолог. Одной и первых обратилась к исследованию проблемы психологии семьи и семейной терапии. Основала в г. Менло Парк Исследовательский институт душевного здоровья.
  • Уайлдер Т. — ХХ в., США. Прозаик, драматург и эссеист. Мировую славу и известность принесла ему повесть «Мост короля Людовика Святого» (1928). В ней Уайлдер говорит о фатальной предопределенности всего, что может случиться с человеком в его земной жизни. Мистицизм, сопричастность к року и таинству Бытия ощутимо практически во всех его произведениях.
  • Фрейд З. — конец ХIХ – начало XX вв., Австро-Венгрия. Психолог, психиатр и невролог. Основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.
  • Хорни К. — ХХ в, США. Психолог. В своих работах акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Некоторые положения теории Хорни легли в основу неофрейдизма. Она придавала огромное значение пережитому в детстве и детским переживаниям.
  • Экман П. — середина ХХ – начало XXI вв., США. Психолог. Крупнейший специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и распознавания лжи.

Информация о работе Средства невербального общения