Средства невербального общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:28, реферат

Описание работы

К проблеме невербального общения в различное время обращались философы, психологи, медики, лингвисты, искусствоведы. На протяжении тысячелетий, данная проблема обрастала научными и псевдонаучными фактами. Знания о невербальном поведении и его связях с внутренним миром человека регистрировались сначала в памятниках характерологического жанра – литературе афоризмов, моральных наставлений, позднее – в работах философов.

Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах. Все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица.

Содержание

1. Невербальные средства общения. Кинесика……………………………….…3

1.1. Мимика………………………………………………………………..…..4

1.2. Взгляд……………………………………………………………………..5

1.3. Поза…………………………………………………………………….….6

1.4. Жестикуляция……………………………………………………….........7

2. Практическая часть 1

3. Практическая часть 2

4. Творческая часть

5. Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КР №1.docx

— 57.23 Кб (Скачать)

Содержание 

1. Невербальные средства общения. Кинесика……………………………….…3

     1.1. Мимика………………………………………………………………..…..4

     1.2. Взгляд……………………………………………………………………..5

     1.3. Поза…………………………………………………………………….….6

     1.4. Жестикуляция……………………………………………………….........7  

2. Практическая  часть 1

3. Практическая  часть 2

4. Творческая  часть

5. Список  использованных источников 

 

1.Невербальные средства общения

Кинесика

     К проблеме невербального общения в различное время обращались философы, психологи, медики, лингвисты, искусствоведы. На протяжении тысячелетий, данная проблема обрастала научными и псевдонаучными фактами. Знания о невербальном поведении и его связях с внутренним миром человека регистрировались сначала в памятниках характерологического жанра – литературе афоризмов, моральных наставлений, позднее – в работах философов.

     Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах. Все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица.

     Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и  умением правильно оценить поведение  участников общения, то есть понять язык невербального общения.

     Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств - 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

     На  какие же невербальные элементы следует  обращать внимание во время общения?

     1) оптокинетические:

    • жестикуляция,
    • мимика,
    • пантомимика - движение и позы,
    • направление взгляда,
    • визуальный контакт,
    • покраснение и побледнение кожи,
    • стереотипы моторики).
 

     В процессе коммуникации внимательное наблюдение за глазодвигательными реакциями собеседника может дать информацию о состоянии его сознания.

     2) паралингвистические:

    • интенсивность,
    • тембр,
    • интонация голоса,
    • качество голоса,
    • диапазон голоса,
    • тональность голоса.
 

     3) экстралингвистические:

    • паузы,
    • темп речи,
    • связность речи,
    • смех,
    • покашливание,
    • заикание.
 

     4) проксемические: 

    • физическая  дистанция контакта,
    • персональное пространство: интимная (0-40-45см), личная   (45 -120-150см)
    • социальная (150-400 см),
    • публичная (400-750-800см),
    • угол поворота к собеседнику.
 

     5) предметные контактные, тактильные  действия:

    • рукопожатия,
    • объятия,
    • поцелуи,
    • похлопывание,
    • толчки,
    • поглаживания,
    • касания,
    • пощечины,
    • удары.
 

     6) ольфакторные - связанные с запахом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Мимика

     Особая  роль в передаче информации отводится мимике. Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Основные характеристики мимики — ее целостность и динамичность.

       Мимические выражения несут более  70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать  больше, чем произнесенные слова. 

     Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок —  эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Легче всего распознаются положительные эмоции (радость, любовь, удивление), труднее воспринимаются отрицательные (печаль, гнев, отвращение). Основную нагрузку в распознавании истинных чувств человека несут брови и губы.

      Пол Экман предложил  методику, получившую название FAST. Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть. Все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний (табл. 1).

     Эта методика получила распространение  в медицинской практике. В настоящее  время предпринят ряд попыток  применить ее в деловом общении. 

     Таблица 1 — Мимические коды эмоциональных  состояний 

Части и элементы лица Эмоциональные состояния
Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость
Положение рта Рот открыт Рот закрыт Рот открыт Рот закрыт
Губы Уголки  губ опущены Уголки губ приподняты
Форма глаз Глаза раскрыты или сужены Глаза сужены Глаза широко раскрыты Глаза прищурены или раскрыты
Яркость глаз Глаза

блестят

Глаза тусклые Блеск глаз не выражен Глаза      блестят
Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты  вверх
Уголки  бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние  уголки бровей подняты вверх
Лоб Вертикальные  складки на лбу и переносице Горизонтальные  складки на лбу
Подвижность лица Лицо  динамичное Лицо  застывшее Лицо динамичное

     Исследования  психологов показали, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положения бровей и губ.

1.2. Взгляд

     С мимикой очень тесно связаны  взгляд, или визуальный контакт, составляющий очень важную часть общения (табл. 2). «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым» (Эмерсон). 

     Таблица 2 — Виды взглядов, их трактовка и  рекомендуемые действия 

     
Взгляд  и сопутствующие  движения Трактовка Необходимо
Подъем  головы и взгляд вверх Подожди минуту, подумаю Прервать контакт
Движение  головой и насупленные брови Не понял повтори Усилить контакт
Улыбка, возможно, легкий наклон головы Понимаю, мне  нечего добавить Продолжить  контакт
Ритмичное кивание головой Ясно, понял, что  тебе нужно Продолжить  контакт
Долгий  неподвижный взгляд в глаза 
собеседнику
Хочу подчинить  себе Действовать по 
обстановке
Взгляд  в сторону Пренебрежение Уйти от контакта
Взгляд  в пол Страх и желание  уйти Уйти от контакта

      

     Контакт глаз является неоспоримо важным процессом  коммуникации. Человек получает именно через зрение около 80% впечатлений от всех органов чувств. Также взгляд принимает участие в выражении интимности, откровенности. С его помощью вы можете устанавливать степень приближенности к человеку.

     Взгляд  бывает:

     ♦ деловой: фиксируется в районе лба  собеседника; это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;

     ♦ светский: опускается ниже уровня глаз собеседника (до линии губ); это способствует созданию атмосферы непринужденного  общения;

     ♦ интимный: направлен не в глаза  собеседника, а ниже лица — на другие части тела, до уровня груди; говорит  о заинтересованности друг другом в  общении;

     ♦ взгляд искоса: свидетельствует о  критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

     Визуальный  контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что  если на нас смотрят мало, то мы имеем  все основания полагать, что к  нам или к тому, что мы говорим  и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов  нам, либо хорошее к нам отношение. Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% от всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 от времени общения, редко пользуется доверием.

     С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то либо находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться («глаза-бусинки» или «змеиные глаза»). Таким образом, не только лицевая экспрессия несет информацию о человеке, но и его взгляд.

1.3. Поза

     Немаловажную  роль в структуре невербального  общения играют позы. Поза — это  положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения  человека. Общее количество различных  устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около1000. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. В позе и движениях проявляется не только социальный статус человека, но и его  психологическое состояние («идти  с высоко поднятой головой», «расправить  плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых»).

Информация о работе Средства невербального общения