Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:28, реферат
К проблеме невербального общения в различное время обращались философы, психологи, медики, лингвисты, искусствоведы. На протяжении тысячелетий, данная проблема обрастала научными и псевдонаучными фактами. Знания о невербальном поведении и его связях с внутренним миром человека регистрировались сначала в памятниках характерологического жанра – литературе афоризмов, моральных наставлений, позднее – в работах философов.
Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах. Все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица.
1. Невербальные средства общения. Кинесика……………………………….…3
1.1. Мимика………………………………………………………………..…..4
1.2. Взгляд……………………………………………………………………..5
1.3. Поза…………………………………………………………………….….6
1.4. Жестикуляция……………………………………………………….........7
2. Практическая часть 1
3. Практическая часть 2
4. Творческая часть
5. Список использованных источников
Содержание
1. Невербальные средства общения. Кинесика……………………………….…3
1.1.
Мимика………………………………………………………………
1.2.
Взгляд………………………………………………………………
1.3.
Поза……………………………………………………………………
1.4.
Жестикуляция………………………………………………
2. Практическая часть 1
3. Практическая часть 2
4. Творческая часть
5. Список
использованных источников
1.Невербальные средства общения
Кинесика
К проблеме невербального общения в различное время обращались философы, психологи, медики, лингвисты, искусствоведы. На протяжении тысячелетий, данная проблема обрастала научными и псевдонаучными фактами. Знания о невербальном поведении и его связях с внутренним миром человека регистрировались сначала в памятниках характерологического жанра – литературе афоризмов, моральных наставлений, позднее – в работах философов.
Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах. Все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица.
Эффективность
общения определяется не только степенью
понимания слов собеседника, но и
умением правильно оценить
Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств - 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.
На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?
1) оптокинетические:
В процессе коммуникации внимательное наблюдение за глазодвигательными реакциями собеседника может дать информацию о состоянии его сознания.
2) паралингвистические:
3) экстралингвистические:
4)
проксемические:
5) предметные контактные, тактильные действия:
6)
ольфакторные - связанные с запахом.
1.1. Мимика
Особая роль в передаче информации отводится мимике. Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Основные характеристики мимики — ее целостность и динамичность.
Мимические выражения несут
Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Легче всего распознаются положительные эмоции (радость, любовь, удивление), труднее воспринимаются отрицательные (печаль, гнев, отвращение). Основную нагрузку в распознавании истинных чувств человека несут брови и губы.
Пол Экман предложил методику, получившую название FAST. Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть. Все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний (табл. 1).
Эта
методика получила распространение
в медицинской практике. В настоящее
время предпринят ряд попыток
применить ее в деловом общении.
Таблица
1 — Мимические коды эмоциональных
состояний
Части и элементы лица | Эмоциональные состояния | ||||||
Гнев | Презрение | Страдание | Страх | Удивление | Радость | ||
Положение рта | Рот открыт | Рот закрыт | Рот открыт | Рот закрыт | |||
Губы | Уголки губ опущены | Уголки губ приподняты | |||||
Форма глаз | Глаза раскрыты или сужены | Глаза сужены | Глаза широко раскрыты | Глаза прищурены или раскрыты | |||
Яркость глаз | Глаза
блестят |
Глаза тусклые | Блеск глаз не выражен | Глаза блестят | |||
Положение бровей | Брови сдвинуты к переносице | Брови подняты вверх | |||||
Уголки бровей | Внешние уголки бровей подняты вверх | Внутренние уголки бровей подняты вверх | |||||
Лоб | Вертикальные складки на лбу и переносице | Горизонтальные складки на лбу | |||||
Подвижность лица | Лицо динамичное | Лицо застывшее | Лицо динамичное |
Исследования психологов показали, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положения бровей и губ.
1.2. Взгляд
С
мимикой очень тесно связаны
взгляд, или визуальный контакт, составляющий
очень важную часть общения (табл. 2). «Когда
глаза говорят одно, а язык другое, опытный
человек больше верит первым» (Эмерсон).
Таблица
2 — Виды взглядов, их трактовка и
рекомендуемые действия
Взгляд и сопутствующие движения | Трактовка | Необходимо |
Подъем головы и взгляд вверх | Подожди минуту, подумаю | Прервать контакт |
Движение головой и насупленные брови | Не понял повтори | Усилить контакт |
Улыбка, возможно, легкий наклон головы | Понимаю, мне нечего добавить | Продолжить контакт |
Ритмичное кивание головой | Ясно, понял, что тебе нужно | Продолжить контакт |
Долгий
неподвижный взгляд в глаза собеседнику |
Хочу подчинить себе | Действовать по обстановке |
Взгляд в сторону | Пренебрежение | Уйти от контакта |
Взгляд в пол | Страх и желание уйти | Уйти от контакта |
Контакт глаз является неоспоримо важным процессом коммуникации. Человек получает именно через зрение около 80% впечатлений от всех органов чувств. Также взгляд принимает участие в выражении интимности, откровенности. С его помощью вы можете устанавливать степень приближенности к человеку.
Взгляд бывает:
♦ деловой: фиксируется в районе лба собеседника; это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;
♦ светский: опускается ниже уровня глаз собеседника (до линии губ); это способствует созданию атмосферы непринужденного общения;
♦ интимный: направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — на другие части тела, до уровня груди; говорит о заинтересованности друг другом в общении;
♦ взгляд искоса: свидетельствует о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
Визуальный
контакт свидетельствует о
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то либо находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться («глаза-бусинки» или «змеиные глаза»). Таким образом, не только лицевая экспрессия несет информацию о человеке, но и его взгляд.
1.3. Поза
Немаловажную
роль в структуре невербального
общения играют позы. Поза — это
положение человеческого тела, типичное
для данной культуры, элементарная
единица пространственного