Средства и методы педагогического воздействия на личность: традиционные и нетрадиционные

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

Главной целью любого общества, претендующего на гуманизм в отношении составляющих его людей, является создание условий для максимального раскрытия возможностей детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями.
Педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т. е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.

Работа содержит 1 файл

психология и педагогика.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

1) нельзя наказывать  за неумышленные поступки;

2) нельзя наказывать  наспех, без достаточных оснований,  по подозрению: лучше простить  десять виновных, чем наказать  одного невинного;

3) сочетать наказание  с убеждением и другими методами воспитания;

4) строго соблюдать  педагогический такт;

5) опора на понимание  и поддержку общественного мнения;

6) учет возрастных  и индивидуальных особенностей  воспитанников.

 

 

Практические  задания

  1. Ученик не выполняет требования учителя (опаздывает на уроки, не делает домашнее задание, грубит). Проанализируйте возможные причины подобных действий и способы их решения.

 

 

“Удивительная страна–  эта Страна Подростка.

Она наполнена особенностями, чудесами, странностями. Границы ее необыкновенно извилистые, нечеткие, расплывчатые. Нередко ее жители сами не знают, когда и где переступили ее границы. Еще меньше замечают они, когда и как уходят из этой хаотической страны, где очень многое иногда стоит вверх ногами...”

Г. Элемер

 

Столкнувшись со сложной  ситуацией, подростки иногда проявляют себя не с лучшей стороны - начинают лелеять свои трудности вместо того, чтобы попытаться с ними справиться. Изменить отношение к конфликтам для подростка практически означает изменить взгляд на жизнь. Поэтому при разрешении межличностных проблем в среде подростков социальному педагогу следует убедить их в том, что в трудных ситуациях не нужно все носить в себе или идти на усугубление конфликтной ситуации и не всегда нужно искать безупречное решение. Такой поиск не только может поставить подростка  в безвыходное положение, но и сам по себе может оказаться нецелесообразным. Нужно искать работающее решение, которое изменит конкретную ситуацию, поведение и мышление.

     Школа в жизни ребенка (наряду с семьей и толпой сверстников) занимает довольно важное место. Большую часть времени учащийся проводит в ее стенах, здесь, в ходе учебно-воспитательного процесса он изучает мир, учится читать и писать, изучает законы и явления природы общества, узнавая правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность за школьные годы остается ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков.

Однако, как свидетельствует  статистика, школа постепенно теряет свои общественные позиции, снижается ее социальная роль и референтная значимость в развитии и формировании личности ребенка, в воспитательном воздействии на педагогически запущенных и трудновоспитуемых подростков.

Более 40% учащихся с девиантным поведением к учебе относятся равнодушно, около 20% школьников учатся в школе с явной неохотой а свыше 15% учащихся относятся к учебе отрицательно.

Существует множество причин отношения к учебной деятельности у подростков с отклоняющимся поведением.

Результаты диагностики  показали следующие критерии проявления стойкости признаков (приложение 1).

Высокий процент стойкости асоциальных проявлении (т. е грубые нарушения в школе и вне её): 66,7 % и отсутствие этого признака всего у 14,3 % учащихся класса заставили задуматься. Было заменено, что в классе ухудшилась дисциплина (стали грубить на уроках, игнорировать учителя, появились пропуски), снизился интерес к учебной деятельности (неготовность к уроку, пропуски). Необходимо было найти главную причину такого резкого всплеска асоциальных проявлении у подростков. Ведь часто отторжение, отчуждение от  школы становится главным источником внутренних конфликтов подростков, фактором асоциального поведения, здесь встает проблема своевременного предотвращения отчужденья от  школы предупреждения (профилактики) факторов, способствующих формированию и развитию отклоняющегося поведения.

 Обучающая среда  и дидактическая ситуация  «обеспечивают»  учащимся почти 100% школьную тревожность. 66,7 % указывают на проблемы и страхи в отношениях с учителями больше чем у половины учащихся класса, а ведь взаимоотношения с учителями являются очень важным источником эмоционального состояния и только тогда  развитие ученика эффективно, когда вызывает положительные эмоции когда ребенок чувствует, что к нему относятся с симпатией в пониманием независимо от результатов учения.

57% подростков считают отношение учителей к ним негативным. Субъективные переживания отношении с учителями вызывают у учащихся психологический дискомфорт, который они пытаются скрыть, замыкаясь в себе или наоборот, как чаще случается, пытаясь вести себя вызывающе, часто не адекватно сложившейся ситуации. По сути, именно существование стилей

Педагогического общения объясняет многие конфликты в образовательном процессе. Если учитель строит свой взаимоотношения с учениками, основываясь на авторитарной или либеральной позиции, то рано или поздно может возникнуть конфликтная ситуация.

Современная образовательная  ситуация требует поиска и реализации других моделей взаимодействия. В педагогическом процессе учитель и ученик являются сотрудниками, а не придерживаются стратегии противоборства. Необходимо уделять вниманию устранению тех причин  в поведении подростков, которые становятся возможными по вине педагогов. Конфликт с учителем развивается из-за того, что с их мнением не считаются, их не понимают, а полный отказ в понимании вызывает у подростков агрессивную реакцию, снижение авторитета взрослого. На уроке ученики высказывают негативные отзывы по поводу задании или недостаточной на их взгляд помощи учителя. Попытка пресечь подобные высказывания чревата отказом учащихся принимать участие в работе на уроке, а, следовательно, снижением интереса к учебе. Поэтому если педагог заинтересован в том, чтобы ученики учились мыслить и работать на уроке, оценивать происходящее, он должен  принять различные точки зрения подростков, порой прямо противоположные суждениям самого педагога. Для смягчения и постоянного устранения  конфликтной ситуации, вызывающей различные асоциальные проявления в поведении учащихся, учителям важно установить добрые, благожелательные отношения с учениками. Основным приёмом помогающим наладить эти отношения является эмоциональное «поглаживание»:обращаться к ученику только по имени ; не скупиться на похвалу и одобрение; сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятии; при необходимости успокаивающе или одобряюще прикасаться к ребёнку и т.д.

Для создания у школьников позитивной я- концепции желательно, чтобы учитель в своих отношениях со школьниками руководствоваться следующими правилами:

-уделять внимание  всем учащимся;

-находить время для  личного контакта с каждым  учащимся ;

- отмечать успехи учащихся  и хвалить их справедливо;

- учитывать  индивидуальные особенности школьников.

Использовать в работе следующие созидающие приемы:

-содействие улучшению  взаимоотношении между учителями и учащимися, устанавливающие душевный контакт между ними (проявление доброты, внимания и заботы; просьба; поощрение; проявление огорчение; поручительство);

- способствующие повышению успеваемости школьника (организация успехов в учебе; ожидание лучших результатов);

-вовлекающие воспитанника в совершнение морально ценных поступков, в накоплении опыта правильного поведения (убеждения, доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы).

 

 

 

 

 

 

 

Список литература.

  1. Божович Л.И.  Личность  и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999.
  3. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  4. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. М., 1998. Кн. 2.
  5. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. 3-е изд., доп. М., 1989.
  6. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.

 

 




Информация о работе Средства и методы педагогического воздействия на личность: традиционные и нетрадиционные