Средства и методы педагогического воздействия на личность: традиционные и нетрадиционные

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

Главной целью любого общества, претендующего на гуманизм в отношении составляющих его людей, является создание условий для максимального раскрытия возможностей детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями.
Педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т. е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.

Работа содержит 1 файл

психология и педагогика.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

Средства и  методы педагогического воздействия  на личность: традиционные и нетрадиционные.

Главной целью любого общества, претендующего на гуманизм в отношении составляющих его  людей, является создание условий для  максимального раскрытия возможностей детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями.

   Педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т. е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как  минимум, пять групп методов воздействия  на личность:

1. убеждение;

2. упражнения и приучения;

3. обучение;

4. стимулирование;

5. контроль и оценка.

Следует также заметить, что в российской и мировой  педагогике существует проблема методов  воздействия на личность, поскольку  нет единства взглядов на их отбор, количество, номенклатуру и основания, по которым их следует классифицировать.

Выделяют следующие  наиболее важные формы организации  педагогического воздействия:

1) учебный процесс;

2) внеаудиторная, внеклассная  работа;

3) семейное воспитание;

4) воспитательная деятельность  детских и молодежных организаций;

5) воспитательная деятельность  учреждений культуры, искусства  и средств массовой информации (в той мере, в какой она доступна  воспитанникам).

Убеждение

Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и  волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение.

Важнейшую роль в убеждении  с помощью слова играют такие  приемы как беседа, лекция, диспут

Беседа

Главная функция беседы - привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни  и на этой основе сформировать у  них желаемое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским  и нравственным обязанностям.

Лекция

 Лекция - это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции - теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Учащиеся особенно чутко  откликаются на яркий, самостоятельный  стиль мышления лектора, на его умение отделить факт от мышления о факте, выразить свое личное отношение к  материалу темы. Лекция должна быть школой мышления для учащегося. Только тогда знания приобретают личностный смысл, становятся не пассивным компонентом умственного багажа, а руководством к действию. Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность выводов, четкая личная позиция, а самое главное психологический контакт с аудиторией от начала до конца — вот главное слагаемое успеха лекции.

Диспут

Столкновение мнений с целью формирования суждений и  оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше  отвечает обостренной потребности  подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить по самым максималистским меркам. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения.  Диспут еще ценен тем, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.

Диспут требует от педагога тщательной подготовки. Крайне важно, чтобы вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержали значимую для учащихся проблему и по-настоящему волновали их. В то же время диспут - это смотр всех педагогических качеств педагога и его педагогической квалификации.

По мнению А. С. Макаренко, педагогу на диспуте надо уметь сказать так, чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю, культуру, личность. Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, невозмутимым и ироничным. Совершенно недопустима позиция умолчания и запрета.

Молодые педагоги часто  спрашивают, насколько можно отпускать  педагогические «вожжи», и в чем, собственно, заключается педагогическое руководство диспутом? «Вожжи» можно отпускать совсем, нельзя выпускать из рук «компас». Главная задача педагога на диспуте — следить за правильностью критериев оценок и суждений. Если критерии верны, то какие бы штормы не носили корабль диспута, он выйдет на правильный курс. Роль педагога на диспуте — продолжая сравнение — быть штурманом, а вести корабль должны попеременно молодые капитаны.

Примерами достойного подражания могут быть старшие братья и сестры, мать и отец, дедушка и бабушка, товарищи по учебе, деятели науки и культуры, выдающиеся актеры и спортсмены, государственные деятели и литературные герои.

Педагогические  требования к применению методов  убеждения.

Эффективность методов  убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований. Рассмотрим наиболее важные из них.

1. Высокий авторитет  педагога у воспитанников.

2. Опора на жизненный  опыт воспитанников.

Слово педагога приобретает  конкретный смысл, если оно задевает личный опыт воспитанников.

3. Искренность, конкретность  и доступность убеждения.

4. Сочетание убеждения  и практического приучения. Наибольшие  успехи воспитания достигаются  тогда, когда словесное воздействие  сочетается с организацией разнообразной  практической деятельности.

5. Учет возрастных  и индивидуальных особенностей  воспитанников

Упражнение  и приучение

Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел  с целью формирования и развития их личности.

Приучение — это организация  планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по-другому: приучение - это упражнение с целью выработки хороших привычек.

В практике воспитательной работы применяются в основном три  типа убеждений:

1) упражнения в полезной деятельности;

2) режимные упражнения;

3) специальные  упражнения.                                                                                Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться в труде и через труд.

Режимные упражнения — это такие упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс — режим. Соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности.

Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.

В учебном процессе все  упражнения — специальные, а в  воспитательной работе — это приучение  к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.

Обучение

Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические.

Все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы: 1) методы организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации  учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов: 

объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой  и т. п.);

2) репродуктивный метод;

3) метод проблемного изложения;

4) частично-поисковый (или эвристический)  метод;

5) исследовательский метод.

Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репродуктивную (1 и 2 методы), при которой учащийся усваивает  готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивную (4 и 5 методы) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности. Репродуктивные методы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод

Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую  информацию разными средствами, а  обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему  заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению  сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет — решают сходные задачи, составляют планы, воспроизводят химический и физический опыты и т. д.

Оба охарактеризованных метода обогащают  учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами.

 

Продуктивные  методы обучения

Условием функционирования продуктивных методов является наличие  проблемы.

Учебная проблема - это  поисковая задача, для решения  которой обучаемому необходимы новые  знания, и в процессе решения которой  эти знания должны быть усвоены.

В разрешении учебной  проблемы можно выделить четыре главных стадии:

1) создание проблемной  ситуации;

2) анализ проблемной  ситуации, формулировка проблемы  и представление ее в виде  одной или нескольких проблемных  задач;

3) решение проблемных  задач (задачи) путем выдвижения  гипотез и последовательной их проверки;

4) проверка решения  проблемы.

Роль педагога и учащихся на четырех стадиях решения учебной  проблемы может быть различной: если все четыре стадии выполняет педагог, то это проблемное изложение. Если все  четыре стадии выполняет учащийся, то это исследовательский метод. Если какие-то стадии выполняются педагогом, а какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковый метод.

Методы стимулирования

Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству  и действию.

Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение  свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных  заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога — не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой.

Поощрение. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих  силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения — возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще.

В то же время поощрение  не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особой заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием.

Наказание. Наказание  — один из самых старейших методов воспитания.

Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем  он поступил неправильно, вызывает чувство  неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание - это самоутверждение  наоборот, которое порождает потребность  изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности — чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

Информация о работе Средства и методы педагогического воздействия на личность: традиционные и нетрадиционные