Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 08:44, курсовая работа
Цель: сравнить эмоциональный интеллект студентов (девушек и юношей).
Задачи
1. Провести анализ научно-методической литературы по изучению эмоционального интеллекта у девушек и юношей.
2. Установить зависимость ( у кого коэффицент EQ выше)
Глава 1:
1. Теоретическое изучение эмоционального интеллекта
Введение
1.1 Понятие и структура эмоционального интеллекта
1.2 модели эмоционального интеллекта
1.3 Способности эмоционального интеллекта - гендерные различия.
Глава 2:
2 Практическое изучение эмоционального интеллекта у девушек и юношей в студенчестве
2.1 характеристика испытуемых. Анализ констатирующего этапа.
2.2 итоги заключительного этапа.
Понимание
(осмысление) эмоций преобладает у
лиц женского пола [1, 4]. Женщины по
сравнению с мужчинами
Выраженные гендерные различия в сфере обработки эмоциональной информации обнаруживаются уже в подростковом возрасте. Так, девочки-подростки в целом более эффективно регулируют и контролируют свои чувства, лучше их вербализуют, имеют более богатый тезаурус для описания эмоциональных состояний, нежел и мальчики [2].
Результаты исследований показывают, что мужчины и женщины различаются в объяснении причин эмоциональных вспышек – особенно интенсивных переживаний гнева и печали. К примеру, представители мужского и женского пола указывают на различные детерминанты таких эмоций, как гнев, страх или печаль. Мужчинам свойственно искать причины эмоций в межличностных ситуациях, в то время как женщинам присуще видеть их в личных отношениях или в настроении. Мужчина обычно объясняет собственное поражение внешними причинами, женщины ищут причины неудач в себе, в личностном несоответствии [8]
Осознанная регуляция эмоций связана в основном с их подавлением. Мужчины в целом более сдержанны в проявлении симпатии, печали и дистресса, женщины – в проявлениях сексуальности, гнева, а также агрессии [8].
Конкуренция
в предметной и в широкой социальной
сферах требует от мужчины умения регулировать
собственное возбуждение, ограничивать
выражение «немужских» эмоций (и, тем самым,
не демонстрировать сопернику собственные
слабости). В условиях конкурентной борьбы
в случае необходимости, естественно,
допустимо агрессивное давление – отсюда
социальное «разрешение» для мужчин на
выражение гнева. Поощрение мальчиков
к выражению агрессии, гнева и неодобрение
по отношению к выражению печали, тревоги
и уязвимости готовит их к роли конкурентоспособных
добытчиков, стремящихся к индивидуальным
достижениям, власти, статусу [7]. Напротив,
в соответствии со стереотипными представлениями
о гендерных ролях агрессивное поведение
совершенно не приветствуется у лиц женского
пола. Это связано с тем, что в сфере семейных
взаимоотношений более продуктивной стратегией
поведения является проявление женщинами
позитивных эмоций и контроль внешних
проявлений агрессии.
Краткие выводы по 1 главе:
Развитый эмоциональный интеллект – это целый комплекс навыков. В него включены управление эмоциями и разные способы управления эмоциональными ресурсами. А также – способность сопереживать другим; смелость в принятии трудных решений; предвидение скрытых препятствий; влияние на направленность действий других.
Данные
о гендерных различиях способностей эмоционального
интеллекта в целом достаточно противоречивы.
Установлено, что у женщин по сравнению
с представителями мужского пола преобладает
понимание эмоций. В остальном различия
носят скорее качественный, нежели количественный
характер. Мужчины и женщины в равной мере
переживают те или иные события, демонстрируют
идентичные физиологические реакции.
Однако они по-разному, в соответствии
со своей гендерной ролью, объясняют причины
эмоций. Выражение тех или иных эмоций
у представителей женского или мужского
пола, как и их регуляция, во многом обусловлены
влиянием гендерных норм, которые формируются
путём воспитания.
Глава 2. Практическое изучение эмоционального интеллекта у девушек и юношей в студенчестве.
Как было сказано выше (см. введение) целью моего исследования являлось сравнительный анализ эмоционального интеллекта девушек и юношей в студенчестве.
В качестве испытуемых были взяты студенты 4 курса (психологи) института педагогики Сахалинского государственного университета. Общее число испытуемых 21 человек. Из них 19 девушек и 2 юношей.
Методика, которая проводилась на испытуемых была взята специально, чтобы узнать, у кого эмоциональный интеллект больше преобладает. Мной была использована методика «Определение уровня эмоционального интеллекта» Н. Холла
Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:
Список испытуемых:
Средний возраст испытуемых от 21 до 24 лет.
Уровни порционально
эмоционального интеллекта в
соответсвии со знаком результатов:
От 14 и более – высокий
От 8 до 13 – средний
От 7 и менее
– низкий
Интегративный
уровень эмоционального интеллекта
с учетом доминирующего знака
определяется по следующим количественным
показателям:
От 70 и более – высокий
От 40 до 69 – средний
От 39 и менее
– низкий
Результаты проведенного исследования:
№ | Имя испытуемого | результат | показатель |
1 | Пак М. | -29 | Н |
2 | Яковлева Е. | 48 | С |
3 | Комылина М. | 32 | Н |
4 | Чагарова Ю. | 74 | В |
5 | Гаррес Н. | 52 | С |
6 | Култышева И. | 29 | Н |
7 | Даниленко А. | 57 | С |
8 | Вельховецкая Е. | 20 | Н |
9 | Комар А. | 49 | С |
10 | Сурьезнова Ю. | 45 | С |
11 | Секриян О. | -17 | Н |
12 | Шкурко Т. | 35 | Н |
13 | Марков А. | 53 | С |
14 | Яковлева Н. | 46 | С |
15 | Кертанова О. | 41 | С |
16 | Юрьева А. | 35 | Н |
17 | Носкова Н. | 54 | С |
18 | Титова И. | 32 | Н |
19 | Гусева О. | 29 | Н |
20 | Павлов А. | 39 | Н |
21 | Бледных А. | 48 | С |
Информация о работе Сравнительный анализ эмоционального интеллекта у девушек и юношей в студенчестве