Сравнительный анализ эмоционального интеллекта у девушек и юношей в студенчестве

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: сравнить эмоциональный интеллект студентов (девушек и юношей).
Задачи
1. Провести анализ научно-методической литературы по изучению эмоционального интеллекта у девушек и юношей.
2. Установить зависимость ( у кого коэффицент EQ выше)

Содержание

Глава 1:
1. Теоретическое изучение эмоционального интеллекта
Введение
1.1 Понятие и структура эмоционального интеллекта
1.2 модели эмоционального интеллекта
1.3 Способности эмоционального интеллекта - гендерные различия.
Глава 2:
2 Практическое изучение эмоционального интеллекта у девушек и юношей в студенчестве
2.1 характеристика испытуемых. Анализ констатирующего этапа.
2.2 итоги заключительного этапа.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Понимание (осмысление) эмоций преобладает у  лиц женского пола [1, 4]. Женщины по сравнению с мужчинами проявляют  большие способности в прочтении  изменяющейся социальной информации по лицевой экспрессии и другим невербальным признакам. Возможно, это связано с тем, что у женщин область мозга, обслуживающая процессы, связанные с обработкой эмоциональной информации, больше, чем у мужчин.

Выраженные  гендерные различия в сфере обработки  эмоциональной информации обнаруживаются уже в подростковом возрасте. Так, девочки-подростки в целом более эффективно регулируют и контролируют свои чувства, лучше их вербализуют, имеют более богатый тезаурус для описания эмоциональных состояний, нежел и мальчики [2].

Результаты  исследований показывают, что мужчины и женщины различаются в объяснении причин эмоциональных вспышек – особенно интенсивных переживаний гнева и печали. К примеру, представители мужского и женского пола указывают на различные детерминанты таких эмоций, как гнев, страх или печаль. Мужчинам свойственно искать причины эмоций в межличностных ситуациях, в то время как женщинам присуще видеть их в личных отношениях или в настроении. Мужчина обычно объясняет собственное поражение внешними причинами, женщины ищут причины неудач в себе, в личностном несоответствии [8]

Осознанная  регуляция эмоций связана в основном с их подавлением. Мужчины в целом  более сдержанны в проявлении симпатии, печали и дистресса, женщины  – в проявлениях сексуальности, гнева, а также агрессии [8].

Конкуренция в предметной и в широкой социальной сферах требует от мужчины умения регулировать собственное возбуждение, ограничивать выражение «немужских» эмоций (и, тем самым, не демонстрировать сопернику собственные слабости). В условиях конкурентной борьбы в случае необходимости, естественно, допустимо агрессивное давление – отсюда социальное «разрешение» для мужчин на выражение гнева. Поощрение мальчиков к выражению агрессии, гнева и неодобрение по отношению к выражению печали, тревоги и уязвимости готовит их к роли конкурентоспособных добытчиков, стремящихся к индивидуальным достижениям, власти, статусу [7]. Напротив, в соответствии со стереотипными представлениями о гендерных ролях агрессивное поведение совершенно не приветствуется у лиц женского пола. Это связано с тем, что в сфере семейных взаимоотношений более продуктивной стратегией поведения является проявление женщинами позитивных эмоций и контроль внешних проявлений агрессии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Краткие выводы по  1 главе:

Развитый эмоциональный интеллект – это целый комплекс навыков. В него включены управление эмоциями и разные способы управления эмоциональными ресурсами. А также – способность сопереживать другим; смелость в принятии трудных решений; предвидение скрытых препятствий; влияние на направленность действий других.

Данные о гендерных различиях способностей эмоционального интеллекта в целом достаточно противоречивы. Установлено, что у женщин по сравнению с представителями мужского пола преобладает понимание эмоций. В остальном различия носят скорее качественный, нежели количественный характер. Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные события, демонстрируют идентичные физиологические реакции. Однако они по-разному, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций. Выражение тех или иных эмоций у представителей женского или мужского пола, как и их регуляция, во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются путём воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Практическое изучение эмоционального интеллекта у девушек и  юношей в студенчестве.

Характеристика  испытуемых:

Как было сказано  выше (см. введение) целью моего исследования являлось сравнительный анализ эмоционального интеллекта девушек и юношей в  студенчестве.

В качестве испытуемых были взяты студенты 4 курса (психологи) института педагогики Сахалинского государственного университета. Общее число испытуемых 21 человек. Из них 19 девушек и 2 юношей.

Методика, которая проводилась на испытуемых была взята специально, чтобы узнать, у кого эмоциональный интеллект  больше преобладает. Мной была использована методика «Определение уровня эмоционального интеллекта» Н. Холла

Методика  предложена для выявления способности  понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной  сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

  1. эмоциональная осведомленность;
  2. управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);
  3. самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14);
  4. эмпатия;
  5. распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список испытуемых:

    1. Пак М.
    2. Яковлева Е.
    3. Комылина М.
    4. Чагарова Ю.
    5. Гаррес Н.
    6. Култышева И.
    7. Даниленко А.
    8. Вельховецкая Е.
    9. Комар А.
    10. Сурьезнова Ю.
    11. Секриян О.
    12. Шкурко Т.
    13. Марков А.
    14. Яковлева Н.
    15. Кертанова О.
    16. Юрьева А.
    17. Носкова Н.
    18. Титова И.
    19. Гусева О.
    20. Павлов А.
    21. Бледных А.
 

Средний возраст  испытуемых от 21 до 24 лет.

 Уровни порционально  эмоционального интеллекта в  соответсвии со знаком результатов:  

От 14 и более  – высокий

От 8 до 13 – средний

От 7 и менее  – низкий 

Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака  определяется по следующим количественным показателям: 

От 70 и более  – высокий

От 40 до 69 – средний

От 39 и менее  – низкий 
 
 
 
 
 
 

Результаты проведенного исследования:

 Имя испытуемого                результат      показатель
1 Пак М. -29 Н
2 Яковлева Е. 48 С
3 Комылина М. 32 Н
4 Чагарова Ю. 74 В
5 Гаррес Н. 52 С
6 Култышева И. 29 Н
7 Даниленко А. 57 С
8 Вельховецкая  Е. 20 Н
9 Комар А. 49 С
10 Сурьезнова  Ю. 45 С
11 Секриян О. -17 Н
12 Шкурко Т. 35 Н
13 Марков А. 53 С
14 Яковлева Н. 46 С
15 Кертанова О. 41 С
16 Юрьева А. 35 Н
17 Носкова Н. 54 С
18 Титова И. 32 Н
19 Гусева О. 29 Н
20 Павлов А. 39 Н
21 Бледных А. 48 С

Информация о работе Сравнительный анализ эмоционального интеллекта у девушек и юношей в студенчестве