Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 08:44, курсовая работа
Цель: сравнить эмоциональный интеллект студентов (девушек и юношей).
Задачи
1. Провести анализ научно-методической литературы по изучению эмоционального интеллекта у девушек и юношей.
2. Установить зависимость ( у кого коэффицент EQ выше)
Глава 1:
1. Теоретическое изучение эмоционального интеллекта
Введение
1.1 Понятие и структура эмоционального интеллекта
1.2 модели эмоционального интеллекта
1.3 Способности эмоционального интеллекта - гендерные различия.
Глава 2:
2 Практическое изучение эмоционального интеллекта у девушек и юношей в студенчестве
2.1 характеристика испытуемых. Анализ констатирующего этапа.
2.2 итоги заключительного этапа.
Содержание:
Глава 1:
1. Теоретическое
изучение эмоционального
Введение
1.1 Понятие и структура эмоционального интеллекта
1.2 модели эмоционального интеллекта
1.3 Способности эмоционального интеллекта - гендерные различия.
Глава 2:
2 Практическое изучение эмоционального интеллекта у девушек и юношей в студенчестве
2.1 характеристика испытуемых. Анализ констатирующего этапа.
2.2 итоги
заключительного этапа.
Введение:
Существует много определений эмоционального интеллекта, но я приведу своё. Эмоциональный интеллект – это навык понимания своих чувств и эмоций. Многие называют эмоциональный интеллект другими словами, но суть от этого не меняется. Думаю, что управление состоянием (“state management”) у Тони Роббинса и принятие (“acceptance”), о котором так много пишет Стив Павлина, приводят к той же идее: понимание своих эмоций и своих скрытых мотивов для эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Эмоциональный
самоанализ - это фундамент, на который
опирается большинство эмоциональных
способностей, необходимый первый шаг
к изучению и пониманию себя, и к возможности
измениться. Овладение этим всеобъемлющим
искусством даст вам возможность совершенствования
во всех других областях эмоциональной
культуры. Эмоциональный интеллект описывают
как способность воспринимать эмоции,
быть доступным эмоциям и генерировать
их так, чтоб содействовать мышлению, понимать
эмоции и их смысл и мысленно управлять
эмоциями так, чтобы содействовать эмоциональному и
интеллектуальному росту.
В 1995
году американец Даниель Гоулман ввел
термин "эмоциональный интеллект".
Смысл, вложенный им в это понятие, был
таким: "Эмоциональный интеллект есть
способность человека истолковывать собственные
эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы
использовать полученную информацию для
реализации собственных целей". Вы возразите:
"Прислушиваться к собственным ощущениям,
конечно, полезно. "Познай себя"...
Но при чем тут интеллект? Ведь этот термин
обычно связывают с рациональными способностями
человека, с его умением мыслить логически,
со склонностью к математике..." Но обратимся
к одной из классических интерпретаций
термина "интеллект". Как гласит определение
Давида Векслера, "интеллект есть умение
действовать целенаправленно, рационально
и эффективно с целью достижения успеха
в данных условиях". Стоит ли говорить,
что такая трактовка подразумевает не
только мыслительный процесс в строгом
смысле этого слова, но и множество внеинтеллектуальных
факторов.
Развитый эмоциональный интеллект – это целый комплекс навыков. В него включены управление эмоциями и разные способы управления эмоциональными ресурсами. А также – способность сопереживать другим; смелость в принятии трудных решений; предвидение скрытых препятствий; влияние на направленность действий других; умение объединить усилия разных людей и сделать из них высокопродуктивную команду; разрешение межличностных конфликтов таким образом, что ни у кого не остается чувства обиды; вселение в людей чувства уважения к себе; умение подвигнуть людей к работе на пределе своих возможностей. И это не предел!
Известно,
что интеллект наилучшим образом функционирует
в соединении с интуицией и чувством. Лишь
незначительная часть процессов принятия
решений является сознательной, причём
и она находится под выраженным влиянием
аффекта, внешним по отношению к сознающему
«Я». Ярким примером этому служит эффект
эмоционального обрамления процессов
принятия решений (англ. framing effect). В зависимости
от настроения, в котором человек обращается
к той или иной проблематике, он может
прийти к различным выводам и оценкам.
Эмоции рассматриваются как важнейший
фактор регуляции процессов познания:
они образуют определённое пространство,
внутри которого происходят мыслительные
процессы, в том числе и процессы принятия
решений. Традиционно в психологии считалось,
что реалистическое мышление, имеющее
результатом правильное отражение действительности,
должно быть свободно от эмоциональных
процессов, которым свойственно «затемнять»
и искажать познание. Подобные факты справедливы
для интенсивных эмоций вне зависимости
от их знака, однако решение о роли вопроса
эмоций в познании нельзя сводить к частному
случаю. При определённых условиях эмоциональные
переживания могут служить не только ингибиторами,
но и фасилитаторами мыслительной деятельности.
Эмоции влияют на когнитивную переработку
информации в сочетанной зависимости
от знака эмоции и от требований к деятельности.
Если задача обращается к внимательности
или к тщательности, исполнение выигрывает
от негативных настроений. Если задача
формулируется в терминах удовольствия,
более вероятно, что её выполнению помогут
позитивно-аффективные состояния.
Отрицательные эмоции в отличие от положительных
усиливают установку на восприятие деталей
и способствуют их скрупулезному анализу,
в то время как положительные – приводят
к игнорированию деталей, зато усиливают
ориентацию на глобальность. Аффект может
оказывать влияние на выбор стратегии
обработки информации. Обнаружено, что
бдительность, постоянное внимание к деталям
внешнего стимула, вызываемые плохим настроением,
имеют тенденцию уменьшать или вообще
упразднять такие ошибки суждений, как
фундаментальная ошибка атрибуции (тенденция
придавать большее значение личностным
факторам и игнорировать ситуационные
влияния при интерпретации поведения
людей). Когда человеку необходим способ
быстрого вынесения суждения (например,
в состоянии гнева), он вынужден использовать
стереотипные реакции. Хорошее настроение
и положительные эмоции способствуют
гибкости мышления и выработке оригинальных
идей. Ключевая функция позитивных эмоций
состоит в укреплении и формировании когнитивных
ресурсов личности, в частности, способности
к развитию креативности. При этом положительные
эмоции часто приводят к схематическому,
непоследовательному, эвристическому
стилю обработки информации. Возможно,
схематическое восприятие «единства»
между действующим лицом и действием,
приводящее к фундаментальной ошибке
атрибуции, провоцируется положительным
аффектом и редуцируется отрицательным.
В ситуации спонтанного взаимодействия
при использовании открытой, конструктивной
стратегии положительный аффект приводит
к извлечению более позитивной информации
и к более уверенному, оптимистическому
поведению, в то время как негативный аффект
вызывает негативные воспоминания и способствует
оборонительному или враждебному поведению
[8].
Подход к решению проблемы во многом определяется
преобладающим у человека настроением.
Так, оптимисты (в отличие от пессимистов)
более склонны к использованию стратегий,
центрированных на проблеме, чаще демонстрируют
способность к её позитивному переформулированию
и к принятию ситуации, если её невозможно
изменить. Они редко прибегают к защитным
механизмам отрицания и избегания, стремятся
найти что-либо положительное в неприятных
ситуациях. Пессимисты, напротив, более
склонны к отрицанию и избеганию мыслей
о проблеме, в том числе и с помощью никотина
и алкоголя [6].
Актуальность: я выбрал тему своего курсового исследования так как она интересует меня больше чем другие проблемы и мне интересно узнать о развитии эмоционального интеллекты у моих однокурсников.
Объект: эмоциональный интеллект девушек и юношей в студенчестве.
Предмет: эмоциональный интеллект девушек и юношей.
Цель: сравнить эмоциональный интеллект студентов (девушек и юношей).
Задачи:
Гепотиза: мы предполагаем, что эмоциональный интеллект доминирует у девушек, чем у юношей в студенческом возрасте.
Новизна: установление различий степени уровня интеллекта у девушек и юношей.
База исследования: студенты 4 курса института педагогики
Методы: наблюдение, беседа, методика Холла «определение уровня эмоционального интеллекта», методы математическая статистики (Т-критерий Вилкоксона)
Практическая
значимость: материалы данного исследования
можно использовать в работе куратора
со студентами, проводить лекционный курс
на тему «Студенчество» или «Эмоциональный
интеллект»
Глава
1. Теоретическое изучение эмоционального
интеллекта. Понятие и структура
И.Н. Андреева
В ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания. В соответствии с данным подходом к пониманию эмоций выдвигается понятие «эмоциональный интеллект», который определяется как:
Обобщая данные определения, можно отметить, что индивиды с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.
Согласно
П. Сэловею, в структуру эмоционального
интеллекта входит ряд способностей:
распознавание собственных
Кратко охарактеризуем структурные компоненты эмоционального интеллекта и их значение в процессе межличностного взаимодействия.
Я. Рейковский (1979) приводит следующие причины трудностей в выражении эмоций:
Можно
выделить следующие причины трудностей
в понимании индивидуальных различий
эмоций других людей:
• сосредоточенность на собственной личности
приводит к неспособности замечать и правильно
оценивать эмоциональное состояние других
людей;
• чувство собственного превосходства;
• чувство тревоги, связанное с эмоциями
других людей или собственными; тревога
побуждает избегать всего того, что могло
бы вызвать эмоции;
• какая-либо выгода от непонимания эмоций
других людей (Я. Рейковский, 1979).
Таким
образом, эмоциональный интеллект представляет
собой совокупность эмоциональных и социальных
способностей, таких, как способности
к пониманию собственных эмоций и эмоций
других людей, к управлению эмоциональной
сферой и самомотивации. Все структурные
компоненты эмоционального интеллекта
взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость
способствует эффективному межличностному
взаимодействию.
Понятие
социального интеллекта как раз
и явилось звеном, связывающим
воедино аффективную и
Информация о работе Сравнительный анализ эмоционального интеллекта у девушек и юношей в студенчестве