Сравнительный анализ эмоционального интеллекта у девушек и юношей в студенчестве

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: сравнить эмоциональный интеллект студентов (девушек и юношей).
Задачи
1. Провести анализ научно-методической литературы по изучению эмоционального интеллекта у девушек и юношей.
2. Установить зависимость ( у кого коэффицент EQ выше)

Содержание

Глава 1:
1. Теоретическое изучение эмоционального интеллекта
Введение
1.1 Понятие и структура эмоционального интеллекта
1.2 модели эмоционального интеллекта
1.3 Способности эмоционального интеллекта - гендерные различия.
Глава 2:
2 Практическое изучение эмоционального интеллекта у девушек и юношей в студенчестве
2.1 характеристика испытуемых. Анализ констатирующего этапа.
2.2 итоги заключительного этапа.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Содержание: 
 
 

Глава 1:

1. Теоретическое  изучение эмоционального интеллекта

Введение

1.1 Понятие и структура эмоционального интеллекта

1.2 модели эмоционального интеллекта

1.3 Способности  эмоционального интеллекта - гендерные  различия.

Глава 2:

2 Практическое изучение эмоционального интеллекта у девушек и юношей в студенчестве

2.1 характеристика  испытуемых. Анализ констатирующего  этапа.

2.2 итоги  заключительного этапа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

Существует много определений эмоционального интеллекта, но я приведу своё. Эмоциональный интеллект – это навык понимания своих чувств и эмоций. Многие называют эмоциональный интеллект другими словами, но суть от этого не меняется. Думаю, что управление состоянием (“state management”) у Тони Роббинса и принятие (“acceptance”), о котором так много пишет Стив Павлина, приводят к той же идее: понимание своих эмоций и своих скрытых мотивов для эффективного взаимодействия с окружающим миром.

Эмоциональный самоанализ - это фундамент, на который опирается большинство эмоциональных способностей, необходимый первый шаг к изучению и пониманию себя, и к возможности измениться. Овладение этим всеобъемлющим искусством даст вам возможность совершенствования во всех других областях эмоциональной культуры. Эмоциональный интеллект описывают как способность воспринимать эмоции, быть доступным эмоциям и генерировать их так, чтоб содействовать мышлению, понимать эмоции и их смысл и мысленно управлять эмоциями так, чтобы содействовать эмоциональному и интеллектуальному  росту.  
В 1995 году американец Даниель Гоулман ввел термин "эмоциональный интеллект". Смысл, вложенный им в это понятие, был таким: "Эмоциональный интеллект есть способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей". Вы возразите: "Прислушиваться к собственным ощущениям, конечно, полезно. "Познай себя"... Но при чем тут интеллект? Ведь этот термин обычно связывают с рациональными способностями человека, с его умением мыслить логически, со склонностью к математике..." Но обратимся к одной из классических интерпретаций термина "интеллект". Как гласит определение Давида Векслера, "интеллект есть умение действовать целенаправленно, рационально и эффективно с целью достижения успеха в данных условиях". Стоит ли говорить, что такая трактовка подразумевает не только мыслительный процесс в строгом смысле этого слова, но и множество внеинтеллектуальных факторов.

Развитый эмоциональный интеллект – это целый комплекс навыков. В него включены управление эмоциями и разные способы управления эмоциональными ресурсами. А также – способность сопереживать другим; смелость в принятии трудных решений; предвидение скрытых препятствий; влияние на направленность действий других; умение объединить усилия разных людей и сделать из них высокопродуктивную команду; разрешение межличностных конфликтов таким образом, что ни у кого не остается чувства обиды; вселение в людей чувства уважения к себе; умение подвигнуть людей к работе на пределе своих возможностей. И это не предел!

Известно, что интеллект наилучшим образом функционирует в соединении с интуицией и чувством. Лишь незначительная часть процессов принятия решений является сознательной, причём и она находится под выраженным влиянием аффекта, внешним по отношению к сознающему «Я». Ярким примером этому служит эффект эмоционального обрамления процессов принятия решений (англ. framing effect). В зависимости от настроения, в котором человек обращается к той или иной проблематике, он может прийти к различным выводам и оценкам. Эмоции рассматриваются как важнейший фактор регуляции процессов познания: они образуют определённое пространство, внутри которого происходят мыслительные процессы, в том числе и процессы принятия решений. Традиционно в психологии считалось, что реалистическое мышление, имеющее результатом правильное отражение действительности, должно быть свободно от эмоциональных процессов, которым свойственно «затемнять» и искажать познание. Подобные факты справедливы для интенсивных эмоций вне зависимости от их знака, однако решение о роли вопроса эмоций в познании нельзя сводить к частному случаю. При определённых условиях эмоциональные переживания могут служить не только ингибиторами, но и фасилитаторами мыслительной деятельности. 
Эмоции влияют на когнитивную переработку информации в сочетанной зависимости от знака эмоции и от требований к деятельности. Если задача обращается к внимательности или к тщательности, исполнение выигрывает от негативных настроений. Если задача формулируется в терминах удовольствия, более вероятно, что её выполнению помогут позитивно-аффективные  состояния.  
Отрицательные эмоции в отличие от положительных усиливают установку на восприятие деталей и способствуют их скрупулезному анализу, в то время как положительные – приводят к игнорированию деталей, зато усиливают ориентацию на глобальность. Аффект может оказывать влияние на выбор стратегии обработки информации. Обнаружено, что бдительность, постоянное внимание к деталям внешнего стимула, вызываемые плохим настроением, имеют тенденцию уменьшать или вообще упразднять такие ошибки суждений, как фундаментальная ошибка атрибуции (тенденция придавать большее значение личностным факторам и игнорировать ситуационные влияния при интерпретации поведения людей). Когда человеку необходим способ быстрого вынесения суждения (например, в состоянии гнева), он вынужден использовать стереотипные реакции. Хорошее настроение и положительные эмоции способствуют гибкости мышления и выработке оригинальных идей. Ключевая функция позитивных эмоций состоит в укреплении и формировании когнитивных ресурсов личности, в частности, способности к развитию креативности. При этом положительные эмоции часто приводят к схематическому, непоследовательному, эвристическому стилю обработки информации. Возможно, схематическое восприятие «единства» между действующим лицом и действием, приводящее к фундаментальной ошибке атрибуции, провоцируется положительным аффектом и редуцируется отрицательным. В ситуации спонтанного взаимодействия при использовании открытой, конструктивной стратегии положительный аффект приводит к извлечению более позитивной информации и к более уверенному, оптимистическому поведению, в то время как негативный аффект вызывает негативные воспоминания и способствует оборонительному или враждебному поведению [8]. 
Подход к решению проблемы во многом определяется преобладающим у человека настроением. Так, оптимисты (в отличие от пессимистов) более склонны к использованию стратегий, центрированных на проблеме, чаще демонстрируют способность к её позитивному переформулированию и к принятию ситуации, если её невозможно изменить. Они редко прибегают к защитным механизмам отрицания и избегания, стремятся найти что-либо положительное в неприятных ситуациях. Пессимисты, напротив, более склонны к отрицанию и избеганию мыслей о проблеме, в том числе и с помощью никотина и алкоголя [6].

Актуальность: я выбрал тему своего курсового исследования так как она интересует меня больше чем другие проблемы и мне интересно узнать о развитии эмоционального интеллекты у моих однокурсников.

Объект: эмоциональный интеллект девушек и юношей в студенчестве.

Предмет: эмоциональный интеллект девушек и юношей.

Цель: сравнить эмоциональный интеллект студентов (девушек и юношей).

Задачи:

  1. Провести анализ научно-методической литературы по изучению эмоционального интеллекта у девушек и юношей.
  1. Установить зависимость ( у кого коэффицент EQ  выше)

Гепотиза: мы предполагаем, что эмоциональный интеллект доминирует у девушек, чем у юношей в студенческом возрасте.

Новизна: установление различий степени уровня интеллекта у девушек и юношей.

База исследования: студенты 4 курса института педагогики

Методы: наблюдение, беседа, методика Холла «определение уровня эмоционального интеллекта», методы математическая статистики (Т-критерий Вилкоксона)

Практическая значимость: материалы данного исследования можно использовать в работе куратора со студентами, проводить лекционный курс на тему «Студенчество» или «Эмоциональный интеллект»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретическое изучение эмоционального интеллекта.  Понятие и структура эмоционального интеллекта. 

  1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

И.Н. Андреева 

В ряде современных зарубежных и отечественных  теорий эмоция рассматривается как особый тип знания. В соответствии с  данным подходом к пониманию эмоций выдвигается понятие «эмоциональный интеллект», который определяется  как:

  • способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний;
  • способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза;
  • совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды.

Обобщая данные определения, можно отметить, что индивиды с высоким уровнем  развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к  пониманию собственных эмоций и  эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении. В  отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

Согласно  П. Сэловею, в структуру эмоционального интеллекта входит ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей, самомотивация.

Кратко  охарактеризуем структурные компоненты эмоционального интеллекта и их значение в процессе межличностного взаимодействия.

  1. Распознавание собственных эмоций. Можно привести три основные функции называния эмоций: закрепление опыта, межличностная коммуникация, эмоциональная экспрессия. 
    Распознавание эмоций является проблематичным для личностей с выраженной алекситемией. Термин «алекситемия» («чувство без слов») был введён американским психиатром Сифнесом. Существенными чертами алекситемического конструкта являются: трудности в идентификации и описании своих чувств; неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений; недостаток воображения, ригидность и конкретность.
  2. Владение эмоциями связано с проблемой самоконтроля. Адекватная эмоциональная экспрессия является важным фактором поддержания физического и психического здоровья. Сдерживание эмоций способствует возникновению различных заболеваний. В то же время  бесконтрольность эмоциональной экспрессии затрудняет межличностное общение. Таким образом, проблемы в сфере контроля эмоциональной экспрессии неблагоприятны не только для субъекта, но и для его ближайшего окружения. 
    Степень эмоциональной экспрессивности влияет на качество межличностных отношений. Так, чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный, что вызывает у окружающих удивление или неприязнь.

Я. Рейковский (1979) приводит следующие причины  трудностей в выражении эмоций:

    • люди не усвоили принятых в обществе форм выражения;
    • боязнь выдать собственные чувства, связанная со страхом перед утратой самоконтроля или боязнью быть скомпроментированным, отвергнутым или осмеянным;
    • врождённые факторы, хотя решающее значение принадлежит процессу научения;
    • усвоение норм поведения, господствующих в семье и ближайшем окружении.
 
  1. Понимание эмоций. Понимание эмоций взаимосвязано с возможностями их выражения. Овладение языком эмоций требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живёт и работает. Понимание  эмоций сложнее, чем их выражение.

Можно выделить следующие причины трудностей в понимании индивидуальных различий  эмоций других людей: 
• сосредоточенность на собственной личности приводит к неспособности замечать и правильно оценивать эмоциональное состояние других людей; 
• чувство собственного превосходства; 
• чувство тревоги, связанное с эмоциями других людей или собственными; тревога побуждает избегать всего того, что могло бы вызвать эмоции; 
• какая-либо выгода от непонимания эмоций других людей (Я. Рейковский, 1979).

  1. Самомотивация. Эмоции обладают мотивирующей силой, заставляя людей действовать. Слово «эмоция» произошло от латинского глагола «emovare», что означает «двигаться». Эмоция – это средство, с помощью которого взаимодействуют тело и разум, они постоянно изменяются и «перемещаются»: e-motion (э-моция). Так, если мы полностью функциональны и благополучны, они позитивны, если нет – эмоции «перемещаются» к негативному полюсу.
 

Таким образом, эмоциональный интеллект представляет собой совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких, как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой и самомотивации. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.         Модели эмоционального интеллекта. Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. В развитии когнитивной науки в определенный период времени слишком много внимания уделялось информационным, «компьютерообразным» моделям интеллекта, а аффективная составляющая мышления, по крайней мере, в западной психологии, отошла на дальний план.

     Понятие социального интеллекта как раз  и явилось звеном, связывающим  воедино аффективную и когнитивную  стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта вырабатывался подход, понимающий познание человека не как «вычислительную машину», а как когнитивно-эмоциональный процесс.

Информация о работе Сравнительный анализ эмоционального интеллекта у девушек и юношей в студенчестве