Способность, одаренность и талант: взаимосвязь и различия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 20:12, реферат

Описание работы

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию СПОСОБНОСТИ, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают значения, умения и навыки.

Содержание

Понятие о способностях ………………………………………………… 3
Задатки способности……………………………………………………... 8
Структура способности ………………………………………………….. 12
Качественная и количественная
характеристика способности…………………………………………….. 14
Уровень способности (талант)…………………………………………… 16

Работа содержит 1 файл

Способность, одаренность и талант....doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Вторая типология  связана с учением И.П.Павлова, согласно которому высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем. Первая сигнальная система связана с эмоциональной, образной обработкой информации, в то время как вторая опирается на сигнал сигналов, то есть сигнализирует об этих образах с помощью слов. Преобладание проявлений первой или второй сигнальной системы с присущим ей отражением действительности позволяет выделить три типа людей, обозначенные И.П.Павловым как художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (равное представительство).

Основные  отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерны целостное восприятие, яркость образов, эмоциональность, а для «мыслителя» - дробление воспринимаемого на отдельные части, поиск смысла. В сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» характернее абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, эффективностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события. Принадлежность человека к художественному типу ни в коей мере не может свидетельствовать о том, что он обязательно станет художником. Просто ему будет легче работать в сфере, требующей впечатлительности, образности и живости фантазии. У большинства выдающихся актеров, живописцев, скульпторов наблюдается именно художественный тип. Представители мыслительного типа лучше справляются с деятельностью, связанной с оперированием абстрактным материалом, математическими и логическими формулами, различными понятиями.

Представители среднего типа как бы сочетают в  себе черты художественного и мыслительного типов, что является предпосылкой проявления способностей в разных сферах человеческого знания. Исследования показали тесную связь обеих типологий. Люди с преобладанием первой сигнальной системы обычно имеют более сильную и гибкую нервную систему, тогда как лица с преобладанием второй сигнальной системы чаще оказываются более слабыми и инертными.

Значение  задатков для различных способностей неодинаково. Так, оно отчетливо обнаруживается в музыкальных способностях, существенной предпосылкой которых является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата — это именно задатки для развития музыкальных способностей, предпосылки их развития. Сами же музыкальные способности в подлинном смысле слова — это свойства и данные, необходимые для музыкальной деятельности. Строение мозга не предусматривает, какие профессии, специальности, связанные с музыкальным слухом, сложатся в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут предоставлены ему для развития задатков. То, насколько оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по имеющейся уже способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. Пока не существует способов определить меру участия генотипического фактора в развитии способностей.

Развитие  задатков — процесс, связанный с  потребностями общества. Задатки, которыми располагает человек, в течение его жизни не развиваются сами по себе. Они находятся как бы в дремлющем состоянии. Для того чтобы их пробудить, нужна соответствующая среда. Задатки можно также сравнить с семенем. Из семени получатся плоды, если будут благоприятные условия — удобренная почва, воздух и солнце. Условием для развития задатков человека является прежде всего социальная среда.

СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ

Способности человека — сложное образование, имеющее своеобразную структуру. Эта структура определяется требованиями конкретной деятельности и будет различной для разных ее видов. Например, для занятия музыкой необходимо такое сложное образование, как музыкальность. Музыкальность состоит из следующих способностей: музыкального слуха, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмического чувства.    Структура литературных способностей включает в себя развитость эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении и др. Структура любой конкретной способности включает в себя, во-первых, универсальные или общие качества, отвечающие требованиям разных видов деятельности, и, во-вторых, специальные качества, обеспечивающие успех только: в одном виде деятельности. Изучая математические способности, Крутецкий В.А. установил, что для успеха в математике необходимы:

  1. активное, положительное отношение к математике, склонность заниматься ею, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;
  2. ряд характерных черт, прежде всего трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, а также устойчивые интеллектуальные чувства;
  3. наличие во время деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний;
  4. определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области;
  5. определенные индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности (Крутецкий ВА. Психология математических способностей. — М., 1968).    
    При этом первые четыре категории перечисленных свойств 
    следует рассматривать как общие свойства, необходимые для любой деятельности. Последняя группа качеств является специфической, проявляющей успешность только в математической деятельности. Специфичность математических способностей, во-первых, объясняется тем, что они обнаруживаются в специфической сфере и не связаны с проявлением способностей в других областях. Например, судя по биографическим данным, А.С.Пушкин много слез пролил в лицее над математикой, но заметных успехов не показал; Д.И.Менделеев в школе отличался большими в области математики и физики, а по языковым  предметам имел твердую единицу. С другой стороны, известный математик С.Ковалевская была талантливой писательницей, как и английский профессор математики Ч.Л.Доджсон, написавший под псевдонимом Льюис Кэррол известную книгу «Алиса в Стране чудес». Во-вторых, целый ряд специальных исследований не выявил связи между показателями общего интеллекта и математическими способностями. В-третьих, в школьной практике, как полагают многие учителя, проявление математических способностей не связано с успехами в изучении других предметов.

 

 

КАЧЕСТВЕННАЯ  И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПОСОБНОСТЕЙ

 

Возможность компенсации одних способностей путем развития других существенно влияет на внутренний потенциал каждого человека, открывая новые пути к выбору профессии и совершенствования в ней. Однако, несмотря на возможности компенсации, проблема точного определения сферы трудовой деятельности, в наибольшей степени соответствующей задаткам человека, остается чрезвычайно актуальной. Эта задача требует рассмотрения способностей со стороны их качественной характеристики.

Способности не существуют сами по себе, независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от степени развития других способностей. Качественная характеристика способностей предполагает выявление различий между людьми в разных областях деятельности. По мнению Б.М.Теплова, качественные различия способностей выражаются не только в том, что один человек одарен в одной области, например в технической, а другой — в иной, например в музыкальной, и не только в том, что и в пределах музыкальной сферы кто-то проявляет способности по преимуществу к композиторской деятельности, а кто-то — к исполнительской. Даже исполнительские способности у разных людей качественно различны: из двух пианистов каждый будет одарен по-своему. Вместе с тем, абстрагируясь от качественного своеобразия сочетания различных способностей к отдельным видам деятельности, можно отметить, что всякая способность имеет различную силу, выраженность, уровень, т.е. количественную характеристику, показывающую, в какой мере она развита у данного человека по сравнению с другими людьми.

Поэтому бывает очень важно не только определить способности человека, но и оценить, насколько они выражены. Если рост человека мы можем измерить в сантиметрах, то как измерить способности? Физический и интеллектуальный рост обычно соответствуют друг другу. Рост в обоих направлениях останавливается в различном возрасте, в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Например, кто-то может достигнуть роста в 1,5 м в 16-летнем возрасте и больше не расти. Но сестра этого же человека может расти, пока ее рост не достигнет 2 м к 19-летнему возрасту. Умственное развитие многих людей останавливается примерно в юношеском возрасте.

Если взять  всех детей, родившихся, например, 13 ноября 1986 г., и измерить их сегодня, они будут отличаться физическим развитием. У некоторых будет средний рост, у других — высокий, третьи окажутся низкорослыми. Но они будут отличаться друг от друга и по способностям. Окажется, что некоторые умны, способны легко учиться, у других способности средние, а некоторые могут учиться лишь с большими усилиями. Разница в умственном развитии может считаться разницей в умственном возрасте.

Количественная характеристика способностей — необходимая процедура при решении широкого круга проблем. Уже в школьной практике имеется настоятельная потребность в ранжировании детей по способностям, выявлении задержек умственного развития, с одной стороны, и одаренности — с другой, и соответственно применения разных типов обучения. Это требует определения количественных показателей выраженности той или иной способности и сравнения их между собой. В качестве способа измерения способностей используются различные тесты. Английское слово «тест» означает «проба», «испытание». Термин был введен в психологическую науку в конце прошлого столетия американцем Дж.Кеттелом. Однако корни тестирования теряются в древности. Так, уже в Древнем Египте к обучению искусству жреца допускали только того, кто был способен выдержать систему определенных испытаний. Вначале «кандидат в жрецы» проходил собеседование, где выяснялись его биографические данные, уровень образования, внешность, умение вести беседу. Затем проверялись умения трудиться, слушать, молчать; проводилось испытание водой, огнем, пребыванием в мрачных подземельях. Все это дополнялось угрозой смерти в случае, если человек не уверен, что выдержит все тяготы длительного образования.

С конца прошлого столетия для оценки способностей стали использовать различные стандартные психологические пробы, которые нередко сводились к вычислению показателя умственной одаренности -коэффициента интеллектуальности (IQ). Буквы IQ («Ай-Кью») являются сокращением выражения «коэффициент интеллекта». Последний привлекал исследователей тем, что позволял количественно, в цифрах выразить уровень интеллектуального развития. В ходе тестирования испытуемому на специальном бланке предлагается установить логические отношения классификации, аналогии, обобщения и пр. между терминами и понятиями, которые включены в задачи теста. Задачи могут также строиться из рисунков, геометрических фигур. Некоторые задания заключаются в составлении из предлагаемых деталей изображения предмета, геометрической фигуры; сборе из кубиков с разноокрашенными сторонами заданного рисунка, нахождении выхода из лабиринта и т.п.

УРОВЕНЬ СПОСОБНОСТЕЙ (ТАЛАНТ)

Способности могут различаться не только по своей  направленности, по качественным и количественным характеристикам, но и по-своему уровню или масштабу. Способности выражают меру освоения некоторой совокупности деятельностей. Особенно высокий уровень проявления способностей и обозначают понятиями «мастерство», «талантливость», «гениальность». Уровень и степень развития способностей у личности различают не по характеристике самих способностей, а по характеристике продуктов деятельности.

Слово «талант» употреблялось еще в Новом  Завете. Там оно имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «зарыть свой талант в землю»). В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальные, литературные и др.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для развития, зависит от особенностей эпохи и задач, которые стоят перед страной. Формирование, становление государства вызывает бурное развитие инженерных, конструкторских талантов, в период расцвета общества проявляются таланты музыкальные и литературные, а в военное время — полководческие.

Эта зависимость  оригинально описана в рассказе М.Твена «Путешествие капитана Стромфилда в рай». Повествуя о жизни обитателей «того света», М.Твен обыгрывает ситуацию, в которой обитатели небес имеют не свои земные табели о рангах, а почет и уважение в соответствии с их способностями. Величайшим полководцем на «том свете» был башмачник Джон, которого на Земле не брали в армию, считая непригодным к службе. На небесах же за ним ходили толпы людей, среди которых был сам Наполеон...

Талант —  это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная, изолированная способность, даже если она очень развита, не может быть названа талантом. Подтверждением этому могут служить люди, имеющие феноменальную память. Среди выдающихся талантов можно найти много людей как с прекрасной, так и с плохой памятью. Хорошая память была, например, у А.С.Пушкина, А.Н.Толстого, И.И.Левитана, А.В.Суворова, В.Моцарта и др. Но гораздо выше число не менее известных людей, которые не обладали выдающейся памятью. Более того, исследование лиц с феноменальной памятью показало, что по остальным параметрам это самые заурядные люди. В медицинской практике описан человек, который ничего не забывал. Он находился в психиатрической больнице. Этот больной был задавлен воспоминаниями и не мог выразить ни одной собственной мысли. Он дословно воспроизводил прочитанные ему несколько дней назад большие газетные статьи, смысла которых не понимал, и в то же время не мог пересказать своими словами даже простое предложение. Поэтому было бы неверно думать, что запоминание всегда полезно. Порою мы запоминаем множество ненужных пустяков, что в итоге могло бы загромоздить нашу память, если бы вскоре не забывалось. Забывание и спасает нас от неприятных воспоминаний, и — что еще важнее — помогает нам, отвлекаясь от деталей, сохранять главные обобщенные понятия и выводы, принимать новые, необычные решения.

Информация о работе Способность, одаренность и талант: взаимосвязь и различия