Способность, одаренность и талант: взаимосвязь и различия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 20:12, реферат

Описание работы

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию СПОСОБНОСТИ, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают значения, умения и навыки.

Содержание

Понятие о способностях ………………………………………………… 3
Задатки способности……………………………………………………... 8
Структура способности ………………………………………………….. 12
Качественная и количественная
характеристика способности…………………………………………….. 14
Уровень способности (талант)…………………………………………… 16

Работа содержит 1 файл

Способность, одаренность и талант....doc

— 109.50 Кб (Скачать)


Негосударственное образовательное  учреждение

Самарская гуманитарная академия

филиал в г. Тольятти

Экономический факультет

 

 

Кафедра бухгалтерского учета и  аудита

Специальность 0801009 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

 

«Способность, одаренность  и талант: взаимосвязь и различия»

 

Реферат

 

по дисциплине «Психология  и педагогика»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса 1313             группы

 

              ___________ А.А. Слепушкина

                      

 

Работа защищена «___» _________ 2007 г.оценка ______________________

 

зав.  кафедрой

К.э.н., профессор ________ Г.Н. Гогина

Научный руководитель

К.э.н., доцент _________ О.Ю. Дабагян

 

 

 

 

 

Тольятти 2007 г.

Содержание                стр.

Понятие о способностях …………………………………………………    3

Задатки способности……………………………………………………...    8

Структура способности …………………………………………………..   12

Качественная и количественная

характеристика способности……………………………………………..  14              

Уровень способности (талант)…………………………………………… 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ

 

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают  разных успехов, мы обращаемся к понятию  СПОСОБНОСТИ, полагая, что разницу  в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают значения, умения и навыки.

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое  применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

  1. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
  2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.
  3. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее точным из всех трёх.

Значительный вклад  в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М. Теплов. Он-то и предложил третье из перечисленных определений способностей.

Способности считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности как музыка, спорт, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п. мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших например - у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественными им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей, оперантного обуславливания (вид научения, осуществляемого за счет подкрепления наиболее успешных реакций организма на те или иные стимулы), импринтинга (вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реакциями) и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основные на пользование речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним например, относят умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что  первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

  Способности  к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятелъностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей степени социально обусловлены. В примеров способностей первого вида можно привести человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт к различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в обшей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и практической деятельности.

До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятелъностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например умения адаптироваться к людям; правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.

 В становлении способностей к общению можно, вероятно, свои этапы формирования, свои специфические задатки. Одним из них, вероятно, является врожденная способность детей реагировать на лицо и голос матери. Она обусловливает первичную форму общения в виде комплекса оживления. В дальнейшем к способности эмоционально общаться добавляется, развиваясь на ее базе, способность понимать состояния, угадывать намерения и приспосабливать свое поведение к настроению других людей, усваивать и следовать в общении с ними определенным социальным нормам.

С психологической точки  зрения социальная норма поведения  не что иное, как идеально воплощенная  в соответствующих знаниях и  требованиях способность общаться с людьми себя так, чтобы быть принятым и понятым ими. Усваивая социальные нормы, индивид приобретает способность эффективно взаимодействовать с людьми. В повседневной жизни на привычном для нас языке мы не случайно называем человека, знающего нормы этикета и умеющего следовать им, способным общаться с людьми.

 С неменьшим основанием  способностями могут бы умения  убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей. Что касается умения воспринимать людей и давать им верные оценки, то оно в социальной давно считается способностью особого рода. Более того, на протяжении уже многих лет в специальной литературе обсуждается вопрос о врожденности или приобретенности этой способности, а также о возможности ее развития у разных людей.

 И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.

 Не отдельные способности  непосредственно успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной необходимо. Практически нет такой деятельности, в которой определялся бы лишь одной способности. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая, способность может быть компенсирована другими, входящими комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, а отсутствие абсолютного высотного слуха — развитием тембрального слуха.

Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, академической (учебной), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство) и психомоторики. Одаренных людей отличают прежде всего внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственны настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень. 

Специфические различия в одаренности обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни сосредоточивают свои интересы на математике, другие — на истории, третьи — на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности. В структуре способности к определенной деятельности можно выделить качества, которые занимают ведущее положение, и качества вспомогательные. Например, в структуре изобразительных способностей ведущими свойствами будут высокая природная чувствительность зрительного анализатора: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма; сенсомоторные качества руки художника; высокоразвитая образная память и др. К вспомогательным же качествам можно отнести свойства художественного воображения, эмоциональную настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому и др.

Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, которое обеспечивает успешность деятельности.

 

ЗАДАТКИ И СПОСОБНОСТИ

Однако жизненные  наблюдения и специальные исследования дают основания считать, что нельзя полностью отрицать природные предпосылки способностей. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденности особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями для успешного выполнения определенной деятельности. Нет сомнения, что одни видят лучше, чем другие, и поэтому лучше стреляют в тире, у кого-то сильно развит слух и на уроке он может услышать любую подсказку, а те, у кого длинные ноги, отлично бегают и прыгают. Очевидно, что из ребенка более высокого роста быстрее получится хороший баскетболист, а из ребенка с небольшим ростом с меньшими усилиями можно воспитать гимнаста или жокея. Эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, называют задатками. По сути дела, природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Так как задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, то между одними и другими лежит весь путь становления личности.

Например, задатки умственных способностей проявляются прежде всего в деятельности мозга — его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей - т.е. в том, что физиолог И.П.Павлов назвал генотипом (врожденные особенности нервной системы). Развитие интеллектуальных способностей связано также с кровоснабжением мозга. Наш мозг очень чувствителен к поступлению питательных веществ и кислорода. Поэтому хорошее снабжение мозга кровью содействует повышению умственной работоспособности, сосредоточенному вниманию, быстрому протеканию ассоциативных процессов, хорошей памяти, меньшей умственной утомляемости, а в целом - большей интеллектуальной работоспособности. В тех случаях, когда сосуды мозга не в состоянии быстро и обильно снабжать мозг кровью, отмечается быстрое утомление при напряженной умственной работе, а соответственно и меньшая ее продуктивность.

Врожденные  особенности мозга непосредственно  проявляются в типологических особенностях человека. И.П.Павлов выделял две типологии людей:

  1. в зависимости от типа высшей нервной деятельности, являющейся основой темперамента человека;
  2. в зависимости от соотношения сигнальных систем.

Тип высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность и др.) оказывает существенное влияние на развитие способностей человека. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип, или сангвиник) благоприятствует образованию многих волевых качеств и умений общения, которые особенно важны для формирования организаторских способностей. Поэтому лидерами в классе чаще всего бывают ребята, твердо стоящие на своем, умеющие найти решение любого вопроса, поддержать разговор на любую тему.

Информация о работе Способность, одаренность и талант: взаимосвязь и различия