Способность, одаренность и талант, их взаимосвязь и различия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:51, реферат

Описание работы

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятиям способности и одаренности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим.
В данной работе рассмотрены такие понятия, как одаренность и способности, с точки зрения дифференциальной психофизиологии.

Содержание

Введение....................................................................................................3
1 Понятие о способностях……………...…………………………..…..4
2 Способности как, индивидуально-психологические особенности человека………………………….…………………………..…..….…...6
3 «Общие» и «специальные» способности……..…………………….10
4 Уровни развития способностей и индивидуальные различия…….11
5 Связь способности и одаренности…………………………………..12
6 Понятие об одаренности…………………………………….............13
7 Талант - как высокий уровень одаренности……………………….16
8 Проблемы способностей и одаренности …………..………………...19
Заключение……………………………………………………………...21
Список используемой литературы……………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Способность.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

       Но  и одаренность гения имеет  определенный профиль, и в нем  какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и  оформлены в ведущем направлении  его творчества.

       Означая уровень способностей личности к  обучению и производительному труду, которые формируются в ходе обучения и трудовой деятельности, одаренность  лишь по ходу учебной и трудовой деятельности и может быть определена.

       Наиболее  убедительным доказательством значительности способностей человека является значительность его достижений в смысле их уровня и качества. Но этот показатель при всей его очевидности не дает возможности распознать и должным образом оценить способности человека в процессе их становления.

       Существенным  показателем значительности способностей в процессе их развития могут служить  темпы, легкость усвоения и быстрота продвижения.

       Еще более непосредственным выражением и доказательством способностей, чем быстрота и успешность овладения знаниями, мы бы считали то, какой сдвиг в умении мыслить и т.п. дает овладение определенным кругом знаний. У разных людей освоение одного и того же круга знаний дает различное продвижение в мышлении, в умственном развитии. Говоря языком американской педагогической психологии, можно сказать, что показателем одаренности может служить широта переноса, которая достигается различными индивидами в процессе обучения.

       Показателями  одаренности может служить и  время проявления способностей: раннее их проявление – при прочих равных условиях – служит одним из симптомов значительности дарований.

       Однако  обратное заключение не обосновано: из того, что в раннем возрасте способности  не выявились сколько-нибудь ярко, никак  нельзя делать отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего их развития. История науки и искусства знает немало случаев, когда люди, ставшие крупнейшими учеными, писателями, художниками, в раннем возрасте не проявляли исключительных способностей.

       Бывает  также, что, рано появившись, дарование затем не развивается так, как этого можно было бы ожидать: есть люди, которые обещают в молодости больше, чем они дают в зрелости. Это нередко случается с вундеркиндами.

       Таким образом, раннее проявление способностей не служит универсальным критерием  одаренности. Оно может быть учтено лишь как один более или менее существенный момент в общей совокупности конкретных условий развития человека.

       Вообще, когда пользуются любым из вышеперечисленных  показателей для суждения об одаренности, будь то значительность достижений или темпы продвижения, необходимо брать не голый результат развития сам по себе; для того чтобы судить об одаренности, необходимо оценивать результаты или быстроту развития в соотношении с его условиями, потому что одинаковые достижения в учении или работе при различных условиях могут свидетельствовать о неодинаковых способностях и разные достижения при разных условиях могут свидетельствовать об одинаковых способностях. Умение добиться больших достижений при внешне трудных условиях свидетельствует, конечно, об особенно больших способностях.

       Так, нужно, конечно, иметь совершенно исключительное дарование, чтобы, начав жизнь в  тех условиях, в каких ее начинали, например, М.В.Ломоносов или А.М.Горький, овладеть теми вершинами культуры и  творчества, какими овладели они.

       Нужно, однако, учесть, что сила сопротивляемости неблагоприятным условиям и способность  пробиться сквозь них зависит  не только от способностей, но и от волевых  качеств личности. Не подлежит сомнению, что некоторые люди, которые при  благоприятных условиях могли бы широко развернуть свои способности и очень многое создать, оказываются не в силах преодолеть те внешние препятствия, которые создают неблагоприятные условия для их развития. Поэтому развитие способностей существенно зависит от общественных условий.  

       8 Проблемы способностей и одаренности  

       Проблема  реального содержания понятия «задатки»  оставалась во многом невыясненной. Это  было обусловлено, в частности, отсутствием  систематического сопоставления показателей  типологических свойств нервной системы и характеристик различных способностей, т.е. тех двух «центров» научного наследия Б.М. Теплова. Сам Б.М. Теплов считал такое объединение особой научной задачей, которая не допускает только словесных и вообще упрощенных подходов.

       Экспериментальное решение проблем измерения способностей и их задатков на единой концептуальной основе потребовало содержательного сопоставления способностей как сложнейших прижизненно сформированных качеств индивидуальности и личности с врожденными, преимущественно, безусловно - рефлекторными и наследственно обусловленными особенностями ВНД.

       Этот  единый план комплексного исследования способностей и их задатков, предполагающий объединение параметров физиологических, психологических и поведенческих  характеристик каждого испытуемого, а также синтез методов дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии, реализован при изучении различных общих и специальных способностей.

       В свою очередь, несмотря на разработанность  методов измерения способностей (тестов и статистических приемов) в мировой науке, для диагностики ряда общих (ориентировочно-исследовательских) и специальных, например языковых, способностей потребовалось создание оригинальных авторских методик.

       Рассмотрена индивидуальность как целостность. Получены результаты изучения интегральных параметров: соотношения общих и специально человеческих типов ВНД и их психологических проявлений в типах ориентировочной активности, познавательных способностей, когнитивных и коммуникативных стилей индивидуальности. Наконец, предложена структура индивидуальности с ее подструктурами и структурообразующими признаками, в которой определено место способностям и их задаткам.

       Лабораторные  исследования, а также опыт комплексной  диагностики, обязательно включающей анализ не только психологических, поведенческих, но и физиологических характеристик, на основе чего осуществляется и консультирование, говорят о том, что определение природных задатков — необходимое условие полноценного тестирования способностей, склонностей, одаренности и других личностных особенностей. Это и путь к обнаружению внутренних, подчас скрытых, ресурсов человека.

 

       

       Заключение

       О способностях людей можно узнать только из наблюдений за их деятельностью. Способным и одаренным  обычно называют человека, который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие. Поэтому считают, что лучшая работа одних и более слабая других – явление не случайное, а обусловленное способностями.

       В работе было рассмотрено основное, что связано с понятиями способности и одаренности. Так как эти понятия являются одними из основных в изучаемых дифференциальной психофизиологией. Которая изучает зависимость индивидуальных психологических особенностей человека, проявляемых в поведении, деятельности, общении от индивидуально-типических различий в деятельности регуляторных систем.

 

Список  использованной литературы 

1 Ю.Б. Гиппенрейтер, Введение в общую психологию, Курс лекций.– М. «Черо», при участии издательства «Юрайт», 2003.

2 С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712.

3 С.Д. Максименко. Общая психология. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» -2004.- 528с.

4 Р.С. Немов. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

5 Психология. Словарь. Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского.-М.: ДРОФА, 2006.

6 Одаренность к искусству: предпосылки творчества. // Психология одаренных детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. – М., 2000.

7 Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов. / под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.

8 М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков. Общая, социальная и юридическая психология.–М.: ДРОФА, 1997.

9 Лейтес Н.С. Одаренность – величина переменная.// Первое сентября. – 1993.- 8 мая. – с. 2.

10 И.Ф. Харламов. Педагогика: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – Минск, 1998.

11 В.В. Юрчук. Современный словарь по психологии.- Мн.: «Современное слово», 1998.

12 Большая Советская Энциклопедия Т4., М.: - 2001.

13 Б.М. Теплов. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1.- м.: Педагогика, 1985.

14 А.Г.Маклаков, Общая психология, учебник для вузов, СПб.: Питер, 2004, -592с.

15 А.В. Хуторской. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Информация о работе Способность, одаренность и талант, их взаимосвязь и различия