Способность, одаренность и талант, их взаимосвязь и различия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:51, реферат

Описание работы

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятиям способности и одаренности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим.
В данной работе рассмотрены такие понятия, как одаренность и способности, с точки зрения дифференциальной психофизиологии.

Содержание

Введение....................................................................................................3
1 Понятие о способностях……………...…………………………..…..4
2 Способности как, индивидуально-психологические особенности человека………………………….…………………………..…..….…...6
3 «Общие» и «специальные» способности……..…………………….10
4 Уровни развития способностей и индивидуальные различия…….11
5 Связь способности и одаренности…………………………………..12
6 Понятие об одаренности…………………………………….............13
7 Талант - как высокий уровень одаренности……………………….16
8 Проблемы способностей и одаренности …………..………………...19
Заключение……………………………………………………………...21
Список используемой литературы……………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Способность.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

       Одной из важнейших особенностей психики  человека является возможность чрезвычайно  широкой компенсации одних свойств  другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека.

       Именно  вследствие широкой возможности  компенсации обречены на неудачу  всякие попытки свести, например, музыкальный  талант, музыкальное дарование, музыкальность  и тому подобное к какой-либо одной  способности.

       Для иллюстрации этой мысли приведу один очень элементарный пример. Своеобразной музыкальной способностью является так называемый абсолютный слух, выражающийся в том, что лицо, обладающее этой способностью, может узнавать высоту отдельных звуков, не прибегая к сравнению их с другими звуками, высота которых известна. Имеются веские основания к тому, чтобы видеть в абсолютном слухе типичный пример "врожденной способности", т. е. способности, в основе которой лежат врожденные задатки. Однако можно и у лиц, не обладающих абсолютным слухом, выработать умение узнавать высоту отдельных звуков. Это не значит, что у этих лиц будет создан абсолютный слух, но это значит, что при отсутствии абсолютного слуха можно, опираясь на другие способности — относительный слух, тембровый слух и т. д., выработать такое умение, которое в других случаях осуществляется на основе абсолютного слуха. Психические механизмы узнавания высоты звуков при настоящем абсолютном слухе и при специально выработанном, так называемом "псевдоабсолютном" слухе будут совершенно различными, но практические результаты могут в некоторых случаях быть совершенно одинаковыми.

       Далее надо помнить, что отдельные способности  не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей.  

       3 "Общие" и "специальные" способности 

       Способностей  столько, сколько существует различных  видов деятельности. Можно иметь  способности к учению, к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, и т.д.

       Способности человека можно разделить на две  группы:

  1. Общие способности, т.е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов деятельности.
  2. Специальные способности, которые проявляются только в отдельном специальном виде профессиональной деятельности.
 

 

        4 Уровни развития способностей и индивидуальные различия 

       В психологии чаще всего встречается  следующая классификация уровней  развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

       Всякие  способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, что бы некоторая способность  поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенно основание, которое составляет задатки. Под задатками понимается анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

       В настоящее время в дифференциальной психофизиологии чаще всего используется 12-мерная классификация свойств нервной системы человека. В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и  лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и 4 вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Доказано, что данные свойства могут относится как ко всей нервной системе (ее общие свойства), так и к отдельным анализаторам (парциальные свойства).

       Следует отметить, что эти врожденные анатомо-физиологические  особенности строения мозга, органов чувств и движения, или врожденные задатки, и определяют природную основу индивидуальных различий между людьми.

       По  мнению Павлова, основу индивидуальных различий определяют преобладающий  тип высшей нервной деятельности и особенности соотношения сигнальных систем. Исходя из данных критериев, можно выделить типологических группы людей:

       Художественный  тип – преобладание первой сигнальной системы.

       Мыслительный  тип – преобладание второй сигнальной системы.

       Средний тип – равное представительство систем.

       Под способностями понимаются такие  индивидуальные особенности, которые  имеют отношение к успешности выполнения каких – либо видов  деятельности. Поэтому способности  рассматриваются в качестве основных свойств личности. 

       5 Связь способностей и одаренности 

       Следующим уровнем развития способностей  является одаренность т.е. своеобразное сочетание способностей, которое  обеспечивает человеку возможность  успешного выполнения какой –  либо деятельности.

       Мы  не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или другой деятельности. Этот переход может быть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием и является "одаренность", понимаемая как-то качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

       Своеобразие понятий "одаренность" и "способности" заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому нельзя говорить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Это обстоятельство имеет особенно важное значение при рассмотрении вопроса о так называемой "общей одаренности".

       Практически об одаренности человека судят по высокому уровню развития способностей. Благодаря этому часто без достаточных оснований относят к одаренности такие способности, которые обязаны своим развитием всецело условиям жизни и воспитания человека, а не врожденными его качествами.

       Идеалистические теории одаренности исходят из признания  фатальной обусловленности развития способностей врожденными задатками  и в связи с этим, по существу, отрицают возможность всестороннего развития человека.

       В одном из исследований, проведенном  с целью изучения роли наследственности в развитии способностей, определялась музыкальность детей, у которых  оба родителя были либо музыкальны, либо немузыкальны.  Результаты ниже: 

Таблица 1 Уровни музыкальной способности  детей

Родители        Дети %
Ярко  выраженная музыкальность Совсем немузыкальны
Оба музыкальны        85        7
Оба немузыкальны        25        58
 
 

       6 Понятие об одаренности 

       Соотнесение с конкретной практической деятельностью, которое с необходимостью содержится в самом понятии "одаренность", обусловливает исторический характер этого понятия. Понятие "одаренность" лишается смысла, если его рассматривать как биологическую категорию. Понимание одаренности существенно зависит от того, какая ценность придается тем или другим видам деятельности и что разумеется под "успешным" выполнением каждой конкретной деятельности.

       Переход от эксплуататорского строя к  социализму впервые открыл высокую  ценность самых различных видов человеческой деятельности и снял с понятия "одаренность" ту ограниченность, от которой не могли избавить его даже лучшие умы буржуазной науки.

       Существенное  изменение претерпевает и содержание понятия того или другого специального вида одаренности в зависимости от того, каков в данную эпоху и в данной общественной формации критерий "успешного" выполнения соответствующей деятельности. Понятие "музыкальная одаренность" имеет, конечно, для нас существенно иное содержание, чем то, которое оно могло иметь у народов, не знавших иной музыки, кроме одноголосой. Историческое развитие музыки влечет за собой и изменение музыкальной одаренности.

       Итак, понятие "одаренность" не имеет  смысла без соотнесения его с  конкретными, исторически развивающимися формами общественно-трудовой практики.

       Отметим еще одно очень существенное обстоятельство. От одаренности зависит не успех  в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической  стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т. е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Какую бы феноменальную и музыкальную одаренность ни имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста.

       В связи с этим надо решительно протестовать против отождествления одаренности  с "высотой психического развития", отождествления, широко распространенного в буржуазной психологии.

       Имеется большое различие между следующими двумя положениями: "данный человек  по своей одаренности имеет возможность  весьма успешно выполнять такие-то виды деятельности" и "данный человек своей одаренностью предрасположен к таким-то видам деятельности". Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности (а в классовом обществе она у огромного большинства и вовсе не влияет на этот выбор), как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности.

       Одаренностью  называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития определенных способностей. Благодаря этому часто без  достаточных оснований относят к одаренности такие способности, которые обязаны своим развитием всецело условиям жизни и воспитания человека, а не врожденным его качествам.

       В этом определении необходимо подчеркнуть  то, что от одаренности зависит  не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Одаренность  определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.

       Отсутствие  способностей и одаренности еще не означает непригодности человека к выполнению той или иной деятельности, поскольку существуют механизмы компенсации отсутствующих способностей. Компенсация может осуществляться через приобретаемые знания и умения, либо через формирование индивидуально – типического стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность. 

       7 Талант - как высокий уровень одаренности 

       Особенно  высокий уровень одаренности  обозначают понятиями "талант" и "гений".

       При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности.

       Одаренность рассматривается, как состояние  таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное  понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С. И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.

       Талант  и гений различаются прежде всего  по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что  они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р.Декарта, Г.В.Лейбница, М.В.Ломоносова, К.Маркса.

Информация о работе Способность, одаренность и талант, их взаимосвязь и различия