Специфика возраста 10-12 лет. Цели и задачи КВД с детьми и подростками этого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:15, контрольная работа

Описание работы

10-12 лет- это возраст между детством и отрочеством. Это период перехода ребенка из начальной школы в среднюю, а значит, связан с целым рядом изменений в психологии ребенка, большинство из которых, несмотря на их очевидность, зачастую не принимаются во внимание многими родителями. В средней школе, где количество изучаемых предметов значительно увеличивается, усиливается интеллектуальная, эмоциональная и физическая нагрузка. К тому же, у ребенка начинается быстрый и неравномерный рост тела. Этот процесс часто вызывает временный отказ от нормального восприятия себя нового. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах. Существенно меняется характер самооценки школьников этого возраста. Резко возрастает количество негативных самооценок. Недовольство собой у детей распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебу

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1. Основные особенности и потребности детей 10-12 лет..…….……..……….5
2. Трудности адаптации детей 10-12 лет в старшей школе…………….……..10
3. Цели и задачи КВД с младшими подростками………….…………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….......………17

Работа содержит 1 файл

Специфика возраста 10-12 лет. КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 45.60 Кб (Скачать)

 

АЛМАТИНСКИЙ   ФИЛИАЛ     НЕГОСУДАРСТВЕННОГО     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ           «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ   ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ   ПРОФСОЮЗОВ»

                                                                                                                                                         


 

                   Факультет: Культуры

             Кафедра: ООД

 

 

                            

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: КВД с детьми и подростками

На тему: Специфика возраста 10-12 лет. Цели и задачи КВД с детьми и подростками этого возраста

 

 

Выполнила студентка:

301 КВ группы 3 курса

Вечернего отделения

                                                                                                                     Голенко Е.Г                           Проверила:    

Старший преподаватель

Дмитриева П.Н

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

1. Основные особенности и потребности детей 10-12 лет..…….……..……….5

2. Трудности адаптации детей 10-12 лет в старшей школе…………….……..10

3. Цели и задачи КВД с младшими подростками………….…………………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….......………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  

   10-12 лет- это возраст между детством и отрочеством. Это период перехода ребенка из начальной школы в среднюю, а значит,  связан с целым рядом изменений в психологии ребенка, большинство из которых, несмотря на их очевидность, зачастую не принимаются во внимание многими родителями. В средней школе, где количество изучаемых предметов значительно увеличивается, усиливается интеллектуальная, эмоциональная и физическая нагрузка. К тому же, у ребенка начинается быстрый и неравномерный рост тела. Этот процесс часто вызывает временный отказ от нормального восприятия себя нового. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах. Существенно меняется характер самооценки школьников этого возраста. Резко возрастает количество негативных самооценок. Недовольство собой у детей распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебу

          Актуальность данной темы заключается в том, что каждый человек проживает возраст 10-12 лет и каждый родитель сталкивается с воспитанием своего ребенка в этот период. Очень важно знать все особенности, наклонности и трудности воспитания этого возраста, чтобы найти взаимопонимание между родителями и ребенком, а также воспитать психологически здорового в дальнейшем человека.

         Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Асанова И.М, Дерябина С.О., Ерошенкова И.Н., Кукушина.

             Целью данной работы является исследовать особенности и специфику возраста 10-12 лет и определить направление работы КВД с детьми и подростками этого периода. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- Раскрыть основные особенности и потребности детей возраста 10-12 лет;

- Изучить трудности адаптации младших подростков в старшей школе;

- Определить цели и задачи КВД с детьми 10-12 лет.

- Дать практические рекомендации  КВД с детьми этого периода

Структура данной работы состоит  из: введения, 3-х разделов, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Основные особенности и потребности детей 10-12 лет

          Дети в возрасте 10-12 лет начинают отдаляться немного от родителей, на первое место встает потребность в общении со сверстниками. Начинают более явно формироваться интересы, внутренний мир становится более глубоким, и ребенок начинает уже задумываться и рассуждать о философский таких понятиях, как жизнь и смерть, война и мир. Ребенок внутри себя начинает определять свое место в этой жизни и, исходя из его интересов и потребностей, строится его окружение и его увлечения.  Дети данного периода начинают активно заниматься оценкой самого себя. Любой педагог скажет, что в этом возрасте главное поддержка и помощь родителей, учителей, психологов. Не нужно навязывать свое мнение. Важно дружить в этом возрасте с ребенком, а иначе как часто бывает в подростковом возрасте, ребенок начинает замыкаться. Поэтому важно помочь ребенку приспособиться в социуме, чтобы он начал успешно себя в нем реализовывать.

       Давайте  разберем особенности этого возраста.

       В  этом возрасте, в  процессе межличностного взаимодействия младших

подростков со сверстниками и значимыми взрослыми происходит рефлексивный оборот на себя. При решении той или иной задачи  подросток ориентируется не  только на объективные условия и образец действия, но и на собственные качества (особенности, умения, знания, черты характера) как на решающее условие ее решения. Этот оборот на себя является основой новообразования в младшем подростковом возрасте1.

          Важным новообразованием  этого возраста  является чувство взрослости. С его помощью подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, находит образцы для усвоения поведения и способов общения, строит свои отношения с людьми, перестраивает свою деятельность. «Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, – это особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром.  "Чувство взрослости" появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если  образовательное учреждение не предлагает учениками средств реализации их  чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом  – в  уверенности подростка в учительской несправедливости и необъективности2.

       Следующее существенное новообразование  этого  возраста  –внутренняя позиция. Она способствует появлению структурности восприятия, что предполагает «осмысленную ориентировку в собственных переживаниях», «логику чувств». Происходит обобщение и классификация переживаний, возникают новые смыслы и отношения  к себе. Внутренняя позиция определяется устойчивой структурой мотивов, что обеспечивает чувственное внутреннее единство и организованность поведения: целостность восприятия окружающего и самого себя, осмысленность переживаний, что вызывает и новое отношение к себе.

         Все это тесно связано и переплетено с осознанием и обоснованностью

самооценки, что также  является новообразованием младшего подросткового 

возраста. Самооценка  –  это значимый компонент самосознания, имеющий 

разносторонние характеристики и сложную самостоятельную структуру в личности младшего подростка. Одним из критериев обоснованности самооценки выступает ее адекватность оценкам подростка сверстниками и значимыми взрослыми. Чем выше обоснованность самооценки, тем лучше сформировано индивидуальное сознание, способность к межличностному общению, пониманию собственных переживаний, их причин и результатов своего поведения.  Стремление экспериментировать, используя свои возможности  – едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме  – в экспериментах со своей внешностью.

        Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего

будущего – также  отличительная  особенность этого возраста. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Учитель в своей работе с детьми должен учитывать эту особенность и оставлять места для творчества в воспитании детей.

        Еще одно новообразование младшего подросткового возраста  –полоролевая идентификация3. Нельзя не учитывать половое различие детей. Эти различия порой мало заметны для самых детей. Поэтому мальчики предъявляют такие же требования, как и к своим сверстникам. Нужно обратить педагогам внимание детей на различие полов и стремиться воспитывать у мальчиков бережное, заботливое отношение к девочкам. Этому способствуют совместные походы, экскурсии, праздники, игры. Следует учитывать различия в характере занятий мальчиков и девочек. Если девочки больше интересуются занятия и играми, связанные с заботливым отношением к детям ( игры в куклы), то мальчики больше увлекаются техникой, играми, связанными с мужскими видами труда. Сложной проблемой  является установление товарищеских отношений между мальчиком и девочкой. Для мальчиков характерно некоторое отчуждение от девочек. Девочки, как правило, проявляют большую инициативу в установлении дружеских отношений с мальчиками. С их стороны не редки капризы. Только тактическое вмешательство во взаимоотношения мальчиков и  девочек может дать нужные результаты. Особенно нужно бережно относится к проявлению симпатии мальчиков и девочек друг к другу. В этом возрасте такие взаимоотношения носят целомудренный, эмоциональный характер. Поэтому возможна большая ранимость в случаи бестактного вмешательства. Нужно педагогу пресекать различного рода насмешки  сверстников по этому поводу4.

          Для детей этого возраста характерны и такие отрицательные качества, как раздражительность, капризы, недостаточная самостоятельность, легкая внушаемость, непоседливость, слабость воли и упрямство. Задача педагогов и родителей терпеливо и тактично искоренять отрицательные качества ребенка, используя весь арсенал средств

        Что качается потребностей детей 10-12 лет, то можно выделить следующие:

-  потребность в положительной оценке себя во взаимодействии со

сверстниками и значимыми  взрослыми, в проявлении собственной внутренней позиции.

-строит себе эмоционально  выраженный идеал, поэтому важно помогать ребенку наполнять его нравственным содержанием, поскольку  «идеальное Я» имеет важное значение для развития я-концепции.

-потребность в самопознании. Она обусловлена поиском возможностей и границ своего «Я» в рамках ведущей деятельности.

-  потребность эмоционального самовыражения и взаимодействия. Так как эмоциональная сфера является неотъемлемой  от рациональной. Для развития понятийного и абстрактного мышления младшему подростку необходимо эмоциональное наполнение его деятельности, общения и поведения.

-  потребность в общении со сверстником своего пола. Данная потребность связана с процессом активной идентификации подростка вследствие его возрастных изменений.

                   Мы выделили основные особенности и потребности детей 10-12 лет, на которые стоит обратить внимания КВУ, а также родителям при воспитании или взаимодействии с детьми этого возраста. Зная их, легче установить контакт с детьми, найти взаимопонимания. Также при КВД нужно строить свою работу так, чтобы эти потребности удовлетворялись, тогда дети этого возраста будут воспитываться позитивно, а личность их будет формироваться целостно. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Трудности адаптации детей 10-12 лет в старшей школе

     В старшей школе, вместо одного учителя начальных классов, появляется много предметников. Соответственно, учителя старших классов не могут более тесно взаимодействовать и воспитывать каждого ребенка в отдельности, так как это делал учитель начальной школы. Пор той причине, что учащих становится больше и уделить каждому время учитель уже не может. Таким образом, отношения с учеником и его родителями касаются в основном вопросов успешности и поведения на уроках. Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, распространяется явление "беспризорности" (неприкаянности) детей в школьном здании5.

       Есть немало житейских обстоятельств, также объясняющих падение успеваемости и интереса к учебе на переходе из начальной в основной школу. Дело, прежде всего, в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, т.е. оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на  младшего  подростка, а они по многим своим психологическим особенностям  – еще  действительно  младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения.

         Протекание школьной жизни учеников 5-6 класса осложняется еще и

Информация о работе Специфика возраста 10-12 лет. Цели и задачи КВД с детьми и подростками этого возраста