а) феноменология
нарушений поведения, включающая общую
характеристику, классификацию агрессивного
поведения, негативных последствий
нарушений поведения как для
самого человека, так и социальных
групп и общества в целом, взаимосвязь
между различными типами агрессивности
и других видов нарушений поведения;
б) этиология
нарушений поведения, объясняющую
биологическую, психологическую и
социальную природу, конкретные причины
и условия, способствующие возникновению
и проявлению нарушений поведения
в целом и агрессивности в
частности. Помимо того раскрывающую психологические
механизмы формирования агрессивности
в онтогенезе, а также, индивидуально-психологические
и личностные особенности агрессивных
детей, подростков и взрослых, дифференциацию
и эволюцию различных видов
нарушений поведения в зависимости
от объективных и субъективных причин;
в) профилактика
и коррекция нарушений поведения,
использующие формы и методы предупреждения
агрессивного поведения асоциальной
и деструктивной направленности,
а также негативизма, планирование и реализацию
индивидуальных и групповых программ
психологической коррекции и немедицинской
психотерапии. Неразработанность проблемы,
ее теоретическая и практическая актуальность
и определили выбор направления исследования
и тематику данного научного труда.
Феномен
нарушений поведения
в психологической
науке
Психологические
исследования показывают, что у большинства
детей встречаются различного рода
проблемы и трудности, среди которых
нарушения поведения занимают одно
из ведущих мест. Вместе с тем
в психологической литературе не
удалось обнаружить определение
понятия и типологию нарушений
поведения у детей. Согласно справочной
психиатрической литературе , поведение
определяется как психологическая
и физическая манера вести себя,
с учетом стандартов, установленных
в социальной группе, к которой
принадлежит индивид. В связи
с этим нарушения поведения рассматриваются
как повторяющиеся устойчивые действия
или поступки, включающие главным
образом агрессивность деструктивной
направленности с картиной глубоко
распространившейся дезадаптации поведения
. Оно проявляется либо в попрании
прав других людей, либо в нарушении
характерных для данного возраста
социальных норм или правил . При
этом основными диагностическими критериями
нарушений поведения являются воровство,
побеги из дома, намеренная лживость, прогулы
школьных занятий, участие в поджогах,
вандализм, нападения на людей, разрушение
чужой собственности, физическое или
сексуальное насилие, жестокость по
отношению к людям или животным.
С точки зрения деструктивной
направленности различают: нарушения
поведения – одиночный агрессивный
тип; нарушения поведения – групповой
агрессивный тип и нарушения
поведения в виде непокорности и
непослушания.
Нарушения
поведения – одиночный агрессивный
тип. Кроме указанных выше общих
диагностических критериев поведенческих
нарушений, у детей описываемого
типа имеет место также доминирование
агрессивного в физическом или вербальном
плане поведения. Преимущественно
оно направленно против взрослых
и родственников. Такие дети склонны
к враждебности, словесной брани,
наглости, непокорности и негативизму
по отношению к взрослым, постоянной
лжи, прогулам и вандализму. Дети
с указанным типом нарушений
обычно даже не стараются скрыть свое
антисоциальное поведение. Они часто
рано начинают вовлекаться в сексуальные
отношения, употребляют табак, алкоголь
и наркотики. Агрессивное антисоциальное
поведение может носить форму
хулиганств, физической агрессии и
жестокости по отношению к сверстникам.
В тяжелых случаях наблюдаются
дезорганизация поведения, воровство
и физическое насилие. У многих
из них детей нарушаются социальные
связи, что проявляется в невозможности
установить нормальные контакты со сверстниками.
Такие дети могут быть аутичными
или держаться изолированно. Некоторые
из них дружат с гораздо более
старшими или, наоборот, более младшими,
чем они, или же имеют поверхностные
отношения с другими антисоциальными
молодыми людьми. Для большинства
детей отнесенных к одиночному агрессивному
типу, свойственна низкая самооценка,
хотя они иногда проецируют образ "жесткости".
Характерно, что они никогда не
заступаются за других, даже если это
им выгодно. Их эгоцентризм проявляется
в готовности манипулировать другими
в свою пользу без малейшей попытки
добиться взаимности. Они не интересуются
чувствами, желаниями и благополучием
других людей. Редко испытывают
чувство вины или угрызения совести
за свое бездушное поведение и
стараются обвинить других. Эти дети
не только часто испытывают необыкновенную
фрустрацию, особенно потребности в
зависимости, но и совершенно не подчиняются
никакой дисциплине. Их недостаточная
социабельность проявляется не только
в чрезмерной агрессивности почти
во всех социальных аспектах, но и в
недостаточности сексуального торможения.
Таких детей рассматривают в целом как
плохих и часто наказывают. К сожалению,
подобные наказания почти всегда усиливают
выражение ярости и фрустрации, носящие
дезадаптивный характер вместо того, чтобы
способствовать облегчению проблемы.
Вместе с тем, отличительной особенностью
такого агрессивного поведения является
одиночной, а не групповой характер деятельности.
Нарушения
поведения – групповой агрессивный
тип. Характерной доминирующей особенностью
является агрессивное поведение, проявляющееся,
в основном, в виде групповой активности
в компании друзей. Такое поведение
всегда проявляется вне дома. Оно
включает прогулы, деструктивные акты
вандализма, серьезную физическую агрессию
или выпады против других. Прогулы,
воровство, а также довольно незначительные
правонарушения и антисоциальные поступки
являются скорее правилом, чем исключением.
Важной и постоянной динамической характеристикой
такого поведения являются значительное
влияние группы сверстников на поступки
подростков и их чрезвычайная потребность
в зависимости, выражающаяся в необходимости
быть членом группы. Поэтому дети с
названными нарушениями обычно дружат
со сверстниками. Они часто обнаруживают
интерес к благополучию своих
друзей или членов своей группы и
не склонны обвинять их или доносить
на них. Нарушения поведения в
виде непокорности и непослушания.
Существенной особенностью нарушения
поведения с непокорностью и
непослушанием является вызывающее
поведение с негативизмом, враждебностью,
часто направленное против родителей
или учителей. Эти действия, встречающиеся
при других формах расстройств поведения,
однако, не включают более серьезных
проявлений в виде насилия над
другими людьми. Диагностическими критериями
для такого типа нарушений поведения
являются: импульсивность, раздражительность,
открытое или скрытое сопротивление
требованиям окружающих, обидчивость
и подозрительность, недоброжелательность
и мстительность. Дети с указанными
признаками поведения, часто спорят со
взрослыми, теряют терпение, бранятся,
сердятся, возмущаются и легко раздражаются
другими. Они часто не выполняют просьб
и требований других и специально раздражают
их. Пытаются обвинить других в своих собственных
ошибках и трудностях. Названные нарушения
почти всегда проявляется дома и в школе
при взаимодействии с родителями, другими
взрослыми или сверстниками, которых ребенок
хорошо знает. Нарушения в виде непослушания
и непокорности всегда препятствует нормальным
взаимоотношениям с другими и успешному
обучению в школе. У таких детей часто
нет друзей, и они не довольны тем, как
складываются человеческие отношения.
Несмотря на нормальный интеллект, они
плохо учатся в школе или совсем не успевают,
поскольку не хотят ни в чем участвовать.
Помимо того, сопротивляются требованиям
и хотят решать свои задачи без посторонней
помощи. С точки зрения социальной
направленности различают социализированное
антиобщественное поведение и несоциализированное
агрессивное поведение. К первой группе
относятся дети, не имеющие ярко выраженных
психических расстройств и легко адаптирующиеся
к различным социальным условиям из-за
низкого морально-волевого уровня регуляции
поведения. Ко второй группе относятся
дети с негативным эмоциональным состоянием,
которое является реакцией ребенка на
напряженную, стрессовую ситуацию или
психическую травму, либо представляют
собой следствие неудачного разрешения
каких-то личных проблем или трудностей.
Схожую классификацию нарушений поведения
предлагает В.Т.Кондрашенко, определяя
их как отклонение от нормы внешне наблюдаемых
действий (поступков), в которых реализуется
внутреннее побуждение человека, проявляющихся
как в практических действиях (реальное
нарушение поведения), так и в высказываниях,
суждениях (вербальное нарушение поведения).
Рассматривая нарушения поведения как
отклонения в поведении здорового человека,
он выделяет девиантное поведение и нарушения
поведения при нервно-психических заболеваниях.
Девиантное или отклоняющееся поведение,
поскольку оно не обусловлено нервно-психическими
заболеваниями – понятие социально-психологическое,
так как обозначает отклонение от принятых
в данном конкретно-историческом обществе
норм межличностных взаимоотношений:
действий, поступков и высказываний, совершаемых
в рамках психического здоровья. В связи
с этим необходимы социальные, психологические
и иные критерии для оценки его выраженности.
В отечественной литературе принято выделять
непатологические и патологические формы
девиантного поведения. Непатологические
девиации – это нарушения поведения у
психически здорового человека. В.В. Ковалев
подчеркивает, что судить о девиантном
поведении как о самостоятельном микросоциально-психологическом
явлении можно лишь при отсутствии пограничной
психической патологии, в противном случае
имеющиеся нарушения поведения должны
расцениваться как клинический признак
этой патологии. Однако в любом случае
девиантное поведение сохраняет свою
связь с поло-возрастными особенностями
личности и ее непатологическими отклонениями,
к числу которых применительно к детям
можно отнести: психологические особенности
возрастного развития, возрастные непатологические
ситуационно-личностные реакции, особенности
характера и социально-педагогическую
запущенность. Патологические формы девиантного
поведения – понятие, сближающее психологические
девиации с патологией личности. Эти формы
поведения проявляются при таких распространенных
в детской и подростковой психиатрии пограничных
нервно-психических нарушениях, как патологические
ситуационно-личностные реакции, психогенные
патологические формирования личности,
пограничные формы интеллектуальной недостаточности,
в том числе задержка темпа психического
развития. Очевидно, что для характеристики
второй группы нарушений поведения нужны
медицинские критерии, так как речь в этом
случае идет о клиническом проявлении
заболевания в их непсихотических и психотических
формах проявления. В медицинской и психологической
литературе также существуют и другие
классификации. Так, А.А.Александров
делит нарушения на три группы:
1)реактивно
обусловленные, вызванные главным образом
психотравмирующей ситуацией (побеги
из дома, суициды);
2) обусловленные
паталогией влечений (садизм, дромомания);
3) обусловленные
низким морально-этическим уровнем
личности вследствие неправильного
воспитания.
А.Г.Амбрумова,
Л.Я.Жезлова выделяют четыре основных
типа нарушений у детей и подростков:
антисоциальные (антиобщественные), делинквентные
(противоправные), антидисциплинарные
и аутоагрессивные.
Таким
образом, анализ вышеназванных классификаций
показывает, что вне зависимости
от направленности и особенностей поведения
в большинстве подходов агрессивность
является основной качественной характеристикой
нарушений поведения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамова
Г.С. Практическая психология: Учебник
для студентов вузов. - Изд. 6-е.,
перераб. и доп. - М.: Академический
Проект, 2001. – 480 с.
2. Добрович
А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене
общения.- М. 1987. - 230 с.
3. Дубровина
И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М.
и др. Рабочая книга школьного
психолога. – М.: Просвещение, 1991.
– 303 с.: ил.
4. Кочюнас
Р. Психотерапевтические группы
: Теория и практика / Перевод с
литовского. - М.: Академический Проект,
2000. – 240 с.
5. Нельсон
-Джоунс Р. Теория и практика
консультирования – СПб.: Питер,
2001. – 464 с.: ил.- (Серия «Золотой
фонд психотерапии»)
6. Осипова
А.А. Справочник психолога по
работе в кризисных ситуациях/
А.А. Осипова –Ростов н/Д: Феникс,
2005. - 315 с. - (Справочник)
7. Петрушин
С.В. Мастерская психологического
консультирования.- М.: ПЕРСЭ, 2003. – 143
с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ: