Специфика работы психолога в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 05:32, контрольная работа

Описание работы

Психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельностью

Содержание

1.Специфика работы в детском саду 3

2.Нарушение поведения и их психопрофилактика 24

Библиографический список 33

Работа содержит 1 файл

специфика работы психолога в детском саду.docx

— 58.51 Кб (Скачать)

а) феноменология  нарушений поведения, включающая общую  характеристику, классификацию агрессивного поведения, негативных последствий  нарушений поведения как для  самого человека, так и социальных групп и общества в целом, взаимосвязь  между различными типами агрессивности  и других видов нарушений поведения;

б) этиология  нарушений поведения, объясняющую  биологическую, психологическую и  социальную природу, конкретные причины  и условия, способствующие возникновению  и проявлению нарушений поведения  в целом и агрессивности в  частности. Помимо того раскрывающую психологические  механизмы формирования агрессивности  в онтогенезе, а также, индивидуально-психологические  и личностные особенности агрессивных  детей, подростков и взрослых, дифференциацию и эволюцию  различных видов  нарушений поведения в зависимости  от объективных и субъективных причин;

в) профилактика и коррекция нарушений поведения, использующие формы и методы предупреждения агрессивного поведения асоциальной  и деструктивной направленности, а также негативизма, планирование и реализацию индивидуальных и групповых программ психологической коррекции и немедицинской психотерапии. Неразработанность проблемы, ее теоретическая и практическая актуальность и определили выбор направления исследования и тематику данного научного труда.

Феномен нарушений поведения  в психологической  науке 

Психологические исследования показывают, что у большинства  детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых  нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. Вместе с тем  в психологической литературе не удалось обнаружить определение  понятия и типологию нарушений  поведения у детей.  Согласно справочной психиатрической литературе , поведение  определяется как психологическая  и физическая манера вести себя, с учетом стандартов, установленных  в социальной группе, к которой  принадлежит индивид. В связи  с этим нарушения поведения рассматриваются  как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным  образом агрессивность деструктивной  направленности с картиной глубоко  распространившейся дезадаптации поведения . Оно проявляется либо в попрании прав других людей, либо в нарушении  характерных для данного возраста социальных норм или правил . При  этом основными диагностическими критериями нарушений поведения являются воровство, побеги из дома, намеренная лживость, прогулы  школьных занятий, участие в поджогах, вандализм, нападения на людей, разрушение чужой собственности, физическое или  сексуальное насилие, жестокость по отношению к людям или животным.  С точки зрения деструктивной  направленности различают: нарушения  поведения – одиночный агрессивный  тип; нарушения поведения – групповой  агрессивный тип и нарушения  поведения в виде непокорности и  непослушания.  

Нарушения поведения – одиночный агрессивный  тип. Кроме указанных выше общих  диагностических критериев поведенческих  нарушений, у детей описываемого типа имеет место также доминирование  агрессивного в физическом или вербальном плане поведения. Преимущественно  оно направленно против взрослых и родственников. Такие дети склонны  к враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизму  по отношению к взрослым, постоянной лжи, прогулам и вандализму.  Дети с указанным типом нарушений  обычно даже не стараются скрыть свое антисоциальное поведение. Они часто  рано начинают вовлекаться в сексуальные  отношения, употребляют табак, алкоголь и наркотики. Агрессивное антисоциальное поведение может носить форму  хулиганств, физической агрессии и  жестокости по отношению к сверстникам. В тяжелых случаях наблюдаются  дезорганизация поведения, воровство  и физическое насилие.  У многих из них детей нарушаются социальные связи, что проявляется в невозможности  установить нормальные контакты со сверстниками. Такие дети могут быть аутичными  или держаться изолированно. Некоторые  из них дружат с гораздо более  старшими или, наоборот, более младшими, чем они, или же имеют поверхностные  отношения с другими антисоциальными  молодыми людьми.  Для большинства  детей отнесенных к одиночному агрессивному типу, свойственна низкая самооценка, хотя они иногда проецируют образ "жесткости". Характерно, что они никогда не заступаются за других, даже если это  им выгодно. Их эгоцентризм проявляется  в готовности манипулировать другими  в свою пользу без малейшей попытки  добиться взаимности. Они не интересуются чувствами, желаниями и благополучием  других людей.  Редко испытывают чувство вины или угрызения совести  за свое бездушное поведение и  стараются обвинить других. Эти дети не только часто испытывают необыкновенную фрустрацию, особенно потребности в  зависимости, но и совершенно не подчиняются  никакой дисциплине. Их недостаточная  социабельность проявляется не только в чрезмерной агрессивности почти  во всех социальных аспектах, но и в  недостаточности сексуального торможения. Таких детей рассматривают в целом как плохих и часто наказывают. К сожалению, подобные наказания почти всегда усиливают выражение ярости и фрустрации, носящие дезадаптивный характер вместо того, чтобы способствовать облегчению проблемы. Вместе с тем, отличительной особенностью такого агрессивного поведения является одиночной, а не групповой характер деятельности.

Нарушения поведения – групповой агрессивный  тип. Характерной доминирующей особенностью является агрессивное поведение, проявляющееся, в основном, в виде групповой активности в компании друзей. Такое поведение  всегда проявляется вне дома. Оно  включает прогулы, деструктивные акты вандализма, серьезную физическую агрессию или выпады против других. Прогулы, воровство, а также довольно незначительные правонарушения и антисоциальные поступки являются скорее правилом, чем исключением.  Важной и постоянной динамической характеристикой  такого поведения являются значительное влияние группы сверстников на поступки подростков и их чрезвычайная потребность  в зависимости, выражающаяся в необходимости  быть членом группы. Поэтому дети с  названными нарушениями обычно дружат со сверстниками. Они часто обнаруживают интерес к благополучию своих  друзей или членов своей группы и  не склонны обвинять их или доносить на них. Нарушения поведения в  виде непокорности и непослушания. Существенной особенностью нарушения  поведения с непокорностью и  непослушанием является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, часто направленное против родителей  или учителей. Эти действия, встречающиеся  при других формах расстройств поведения, однако, не включают более серьезных  проявлений в виде насилия над  другими людьми. Диагностическими критериями для такого типа нарушений поведения  являются: импульсивность, раздражительность, открытое или скрытое сопротивление  требованиям окружающих, обидчивость  и подозрительность, недоброжелательность и мстительность. Дети с указанными признаками поведения, часто спорят со взрослыми, теряют терпение, бранятся, сердятся, возмущаются и легко раздражаются другими. Они часто не выполняют просьб и требований других и специально раздражают их. Пытаются обвинить других в своих собственных ошибках и трудностях. Названные нарушения почти всегда проявляется дома и в школе при взаимодействии с родителями, другими взрослыми или сверстниками, которых ребенок хорошо знает. Нарушения в виде непослушания и непокорности всегда препятствует нормальным взаимоотношениям с другими и успешному обучению в школе. У таких детей часто нет друзей, и они не довольны тем, как складываются человеческие отношения. Несмотря на нормальный интеллект, они плохо учатся в школе или совсем не успевают, поскольку не хотят ни в чем участвовать. Помимо того, сопротивляются требованиям и хотят решать свои задачи без посторонней помощи.  С точки зрения социальной направленности различают социализированное антиобщественное поведение и несоциализированное агрессивное поведение.  К первой группе относятся дети, не имеющие ярко выраженных психических расстройств и легко адаптирующиеся к различным социальным условиям из-за низкого морально-волевого уровня регуляции поведения.  Ко второй группе относятся дети с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией ребенка на напряженную, стрессовую ситуацию или психическую травму, либо представляют собой следствие неудачного разрешения каких-то личных проблем или трудностей.  Схожую классификацию нарушений поведения предлагает В.Т.Кондрашенко, определяя их как отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека, проявляющихся как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения).  Рассматривая нарушения поведения как отклонения в поведении здорового человека, он выделяет девиантное поведение и нарушения поведения при нервно-психических заболеваниях. Девиантное или отклоняющееся поведение, поскольку оно не обусловлено нервно-психическими заболеваниями – понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья. В связи с этим необходимы социальные, психологические и иные критерии для оценки его выраженности. В отечественной литературе принято выделять непатологические и патологические формы девиантного поведения. Непатологические девиации – это нарушения поведения у психически здорового человека. В.В. Ковалев  подчеркивает, что судить о девиантном поведении как о самостоятельном микросоциально-психологическом явлении можно лишь при отсутствии пограничной психической патологии, в противном случае имеющиеся нарушения поведения должны расцениваться как клинический признак этой патологии. Однако в любом случае девиантное поведение сохраняет свою связь с поло-возрастными особенностями личности и ее непатологическими отклонениями, к числу которых применительно к детям можно отнести: психологические особенности возрастного развития, возрастные непатологические ситуационно-личностные реакции, особенности характера и социально-педагогическую запущенность. Патологические формы девиантного поведения – понятие, сближающее психологические девиации с патологией личности. Эти формы поведения проявляются при таких распространенных в детской и подростковой психиатрии пограничных нервно-психических нарушениях, как патологические ситуационно-личностные реакции, психогенные патологические формирования личности, пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержка темпа психического развития. Очевидно, что для характеристики второй группы нарушений поведения нужны медицинские критерии, так как речь в этом случае идет о клиническом проявлении заболевания в их непсихотических и психотических формах проявления. В медицинской и психологической литературе также существуют и другие классификации. Так, А.А.Александров  делит нарушения на три группы:

1)реактивно обусловленные, вызванные главным образом психотравмирующей ситуацией (побеги из дома, суициды);

2) обусловленные  паталогией влечений (садизм, дромомания);

3) обусловленные  низким морально-этическим уровнем  личности вследствие неправильного  воспитания.

А.Г.Амбрумова, Л.Я.Жезлова  выделяют четыре основных типа нарушений у детей и подростков: антисоциальные (антиобщественные), делинквентные (противоправные), антидисциплинарные и аутоагрессивные.

Таким образом, анализ вышеназванных классификаций  показывает, что вне зависимости  от направленности и особенностей поведения  в большинстве подходов агрессивность  является основной качественной характеристикой  нарушений поведения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

1.  Абрамова  Г.С. Практическая психология: Учебник  для студентов вузов. -  Изд. 6-е., перераб. и доп. -  М.: Академический  Проект, 2001. – 480 с.

2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.- М. 1987. - 230 с.

3. Дубровина  И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М.  и др. Рабочая книга школьного  психолога. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.: ил.

4. Кочюнас  Р. Психотерапевтические группы : Теория и практика / Перевод с  литовского. - М.: Академический Проект, 2000. – 240 с.

5. Нельсон  -Джоунс  Р.  Теория и практика  консультирования – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.: ил.- (Серия «Золотой  фонд психотерапии»)

6.  Осипова  А.А. Справочник психолога по  работе в кризисных ситуациях/  А.А. Осипова –Ростов н/Д: Феникс, 2005. -  315 с.  -  (Справочник)

7. Петрушин  С.В. Мастерская психологического  консультирования.- М.: ПЕРСЭ, 2003. – 143 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ: 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 

Информация о работе Специфика работы психолога в детском саду