Специфика органической деменции на разных возрастных этапах развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Несомненно, деменция требует особого внимания в изучении не только клинических специалистов, но и психологов. Помощь этого типа нужна не только больному, но и окружающим его людям, так как болезнь ввергает в страдание всю семью. Утрата уже приобретенных навыков приводит больного к отчаянию и важно сохранить личностную сферу человека, чтобы осталась цель, осталось желание в человеке бороться с болезнью, а правильная окружающая его среда (люди) только способствует улучшению протекания болезни. Ставить крест словами «деменция - необратима» - не человеческий поступок.

Содержание

Введение 3
1. Определение деменции и симптоматика заболевания 5
2. Этиология деменции 6
3. Виды деменции 7
4. Интеллектуальные нарушения при тотальной деменции 10
5. Интеллектуальные нарушения при частичной деменции 12
6. Интеллектуальные нарушения при пресенильной и сенильной деменциях 14
7. Деменция при болезни Гентингтона 15
8. Деменция при болезни Пика 16
9. Деменция при болезни Альцгеймера 18
10. Деменция на ранних этапах 21
Заключение 22
Список используемой литературы: 23

Работа содержит 1 файл

спецпсих.docx

— 61.46 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА общественных наук

 

 

Специфика органической деменции

 на разных возрастных  этапах развития

(НАЗВАНИЕ ТЕМЫ)

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Специальная психология

(название  предмета)

Студент гр..

(Ф.И.О.)

 

 

 

Работа сдана: 

Работа проверена:

Рецензент:

 

 

 

Белово 2012

 

Содержание

Введение 3

1. Определение деменции и симптоматика заболевания 5

2. Этиология деменции 6

3. Виды деменции 7

4. Интеллектуальные нарушения при тотальной деменции 10

5. Интеллектуальные нарушения при частичной деменции 12

6. Интеллектуальные нарушения при пресенильной и сенильной деменциях 14

7. Деменция при болезни Гентингтона 15

8. Деменция при болезни Пика 16

9. Деменция при болезни Альцгеймера 18

10. Деменция на ранних этапах 21

Заключение 22

Список используемой литературы: 23

 

 

Введение

Некоторые психологические  проблемы возникают в результате повреждений или дефектов ткани  головного мозга. Повреждения головного  мозга могут снижать эффективность  мышления, восприятия и поведения. Взаимосвязь  между психическими нарушениями, органическими  повреждениями головного мозга  и аномальным поведением часто запутана и трудна для понимания главным  образом потому, что строение мозга  и его функции находятся в  тесной зависимости друг от друга.[3]

В случае появления морфологических  нарушений головного мозга в  перинатальный период или в очень раннем возрасте, у ребенка может возникнуть отставание в психическом развитии, степень которого зависит, прежде всего, от размеров повреждения.

У некоторых людей с  перинатальными или перинатальными (возникающими в момент рождения) повреждениями головного мозга может наблюдаться нормальное психическое развитие, однако они могут страдать от когнитивных или моторных нарушений, например расстройства научения или спастического состояния мышц (чрезмерных мышечных сокращений, препятствующих нормальной двигательной активности). [3]

Поражения головного мозга  возможны и после того, как закончилось  его нормальное биологическое развитие. Огромное количество травм, заболеваний  и воздействий токсических веществ  могут вызвать функциональные  повреждения или гибель нейронов и их нейромедиаторных связей, что  зачастую приводит к явным нарушениям психологических функций. Иногда такие  повреждения связаны с нарушениями  поведения, которое становится плохо  адаптированным и даже психопатическим. Люди, которые получили серьезные  повреждения головного мозга, оказываются  в совершенно ином  положении  по сравнению с теми, которые начинают жизнь, имея такие дефекты. Когда  ребенок старшего возраста или взрослый получает повреждение головного  мозга, происходит утрата части ранее  развитых функций. Эта утрата уже  приобретенных навыков может  быть болезненной и очевидной  для пострадавшего, что отягощает  уже существующую органическую травму психологической. В других случаях  травма может нарушить способность  к реалистической самооценке, вследствие чего больные плохо осознают свои потери и, таким образом, обладают слабой мотивацией к реабилитации. [3]

В соответствии с международной  классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ-10) к органическим психическим  расстройствам причисляют деменции при атрофических процессах коры (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика), сосудистые (атеросклеротические) деменции, мультиинфарктные (васкулярные) деменции, травматические деменции, эпилептические деменции, а также психогенное слабоумие или псевдодеменции. [7]

Весьма широк спектр причин возникновения деменции:

- внутричерепные опухоли; 

- дефицит питания; 

- дегенеративные процессы, которые часто развиваются в пожилом возрасте;

- многократные цереброваскулярные  нарушения или удары; 

- некоторые инфекционные  заболевания (СПИД, сифилис, менингит);

- тяжелые или многократные  черепно-мозговые травмы;

- аноксия (нехватка кислорода);

- попадание в организм  токсических веществ;

- некоторые психические  заболевания (шизофрения, эпилепсия).

Современное состояние экологии, техногенные катастрофы и чрезмерное развитие промышленности, состояние  здравоохранения и экономическая  нестабильность, все возрастающий уровень  «психологической нагрузки» приводят к тому, что никто не может считать  себя застрахованным от упомянутых проблем. А, следовательно, и от возникновения  деменции.

Несомненно, деменция требует  особого внимания в изучении не только клинических специалистов, но и психологов. Помощь этого типа нужна не только больному, но и окружающим его людям, так как болезнь ввергает в  страдание всю семью. Утрата уже  приобретенных навыков приводит больного к отчаянию и важно сохранить личностную сферу человека, чтобы осталась цель, осталось желание в человеке бороться с болезнью, а правильная окружающая его среда (люди) только способствует улучшению протекания болезни. Ставить крест словами «деменция - необратима» - не человеческий поступок.

 

  1. Определение деменции и симптоматика заболевания

Согласно А.О. Бухановскому, Ю.А. Кутявину и М.Е. Литвак, приобретенный  психический дефект может включать в себя преимущественно личностные, интеллектуальные негативные расстройства или их сочетание. В зависимости  от удельного веса обще личностных или собственно интеллектуальных расстройств состояния приобретенного психического дефекта могут быть разделены на три группы. В первую группу  включены  дефекты, определяемые преимущественно личностными расстройствами (истощаемость психической деятельности, субъективно осознаваемые изменения «Я» и объективно определяемые изменения личности). Ко второй группе относятся глубокие личностные дефекты, сопровождающиеся признаками интеллектуальной недостаточности (дисгармония личности, снижение энергетического потенциала, снижение уровня личности, регресс личности). Третья группа  объединяет наиболее глубокие  приобретенные психические дефекты, в которых на первый план выступает значительное интеллектуальное снижение (амнестические расстройства, деменции).[2]

Деменция (от латинского de – прекращение, mentis – разум) – частичное разрушение психики, вызванное болезнями или повреждением головного мозга, возникшее после трехлетнего возраста. Чаще всего деменция сопровождается нарушением памяти, языка, речи, суждений, познавательных способностей, аффективных проявлений пространственной ориентации и моторных умений. Как правило, деменция необратима, но в некоторых случаях при устранении причины возможно улучшение. В основе этого органического психического расстройства лежат более или менее распространенные поражения кортикальных функций, подтверждаемые неврологическими и электроэнцефалографическими исследованиями, компьютерной томографией, а также магнитно-резонансной томографией. [9]

Основной признак деменции – прогрессирующее ухудшение  интеллектуальных функций, наблюдающееся  чаще всего после завершения созревания головного мозга (у людей старше 15 лет). В самом начале заболевания  человек живо и адекватно реагирует  на события окружающей среды. На ранних стадиях заболевания обычно нарушается функционирование эпизодической (память на события), но не обязательно семантической (язык и понятия) памяти; особенно страдает память о недавних  событиях.  Больные, страдающие деменцией, демонстрируют прогрессирующее ухудшение абстрактного мышления, приобретения новых знаний и навыков, визуально-пространственного восприятия, двигательного контроля, решения задач и формирования суждений. Это ухудшение сопровождается личностными нарушениями и потерей мотивации. Обычно деменция сопровождается нарушениями эмоционального контроля, моральной и этической восприимчивости (например, такому человеку могут быть свойственны грубые сексуальные притязания). [9]

 

  1. Этиология деменции

Причины, вызывающие деменцию, весьма разнообразны. Сюда относятся  дегенеративные процессы, которые часто, но не всегда, развиваются у пожилых  людей. Причиной могут быть и неоднократные  цереброваскулярные нарушения или  удары; некоторые инфекционные заболевания (сифилис, менингит, СПИД); внутричерепные опухоли и абсцессы; определенный дефицит питания; тяжелые или  многократные травмы головы; аноксия (нехватка кислорода); попадание токсических  веществ в организм. [5]

Наиболее частой причиной деменции являются дегенеративные заболевания  головного мозга, прежде всего болезнь  Альцгеймера - 47,7% случаев, далее следуют  сосудистые заболевания, гидроцефалия и внутричерепные опухоли - 10%, 6% и 4,8% случаев соответственно. ВИЧ-инфекция и СПИД также могут обусловить деменцию (1% всех случаев деменции). Также к деменции могут приводить  шизофрения, эпилепсия,  а также  органические заболевания головного  мозга, при которых разрушается  его вещество (старческие психозы, сифилитические поражения, сосудистые и воспалительные заболевания головного мозга, тяжелые  черепно-мозговые травмы).[5]

Слабоумие имеет определенные особенности в зависимости от болезни, которой оно вызвано. В  одних случаях  образовавшийся психический  дефект все же позволяет пациенту проявлять до известной степени  критическую позицию по отношению  к своему состоянию, в других–такая критичность и сознание болезни отсутствуют. [9]

 

  1. Виды деменции

По структуре и глубине  поражения интеллекта деменцию можно  разделить на лакунарное, глобарное  и парциальное слабоумие:

1. Лакунарное слабоумие  – при этой деменции, несмотря  на образовавшийся интеллектуально-мнестический дефект, сохраняются морально-этические свойства личности. В первую очередь при лакунарной деменции поражаются память и внимание. Нарушения памяти проявляются в основном гипомнезиями, степень выраженности которых может нарастать. Наблюдаются сниженная работоспособность, повышенные утомляемость, истощаемость и отвлекаемость внимания. Этот вид нарушения характеризуется неравномерностью поражения психических процессов, «мерцанием» симптоматики, проявляющимся иногда в течение довольно короткого времени. Сохраняется ряд свойств собственно интеллекта, в первую очередь критичность мышления. Такой тип деменции присущ церебральному атеросклерозу, другим сосудистым поражениям головного мозга, а также недалеко зашедшим опухолям мозга.

2. Глобарное (диффузное)  слабоумие – о такой деменции  мы можем говорить в тех  случаях, когда личность резко  деградирует, сознание  болезни  отсутствует, критика и рассудительность  резко снижены, также снижены  или утрачены полностью нравственные  свойства личности.  При этом  виде деменции первично страдают  наиболее сложные и дифференцированные  свойства собственно интеллекта. Типичным является нарушение  таких качеств и свойств ума,  как логичность, доказательность,  самостоятельность, пытливость, оригинальность, находчивость, продуктивность, широта  и глубина мышления. Наиболее  достоверным дифференциально-диагностическим  критерием глобарной деменции, позволяющим отличать ее от лакунарной деменции, является некритическое отношение больного к своему дефекту. Глобарная деменция наблюдается в клинике диффузных поражений головного мозга (например, старческое слабоумие, прогрессивный паралич). При некоторых прогрессирующих заболеваниях головного мозга она развивается после этапа лакунарной деменции.

3. Парциальное слабоумие  – это результат поражения  отдельных мозговых систем, косвенно  относящихся к интеллектуальной  деятельности и играющих роль  в ее организации. Эта деменция  может наблюдаться, например, при  контузиях головного мозга, его  опухолях, а также при энцефалитах. [6]

По характеру течения  выделяют три типа деменции – прогредиентную, стационарную и относительно регредиентную деменцию:

1. Для прогредиентного течения обязательными являются необратимость и дальнейшее нарастание интеллектуальной  недостаточности, имеющее определенную последовательность. Прежде всего, страдает творческое мышление, затем – способность к абстрактным рассуждениям, в последнюю очередь отмечается невозможность выполнения простых задач в рамках «практического» интеллекта.

2. При стационарном течении недостаточность интеллекта носит стабильный характер. Нет признаков утяжеления и прогрессирования деменции.

3. При ряде заболеваний  может иметь место относительная регредиентность деменции. Это связано с тем, что нарушения предпосылок интеллекта и экстраинтеллектуальных процессов носят функциональный характер, обратимы и при их исчезновении создается впечатление уменьшения степени деменции. Однако этот регресс не касается собственно интеллектуальных нарушений, являющихся следствием органического деструктивного поражения головного мозга. [6]

По степени тяжести  различают следующие виды деменции:

1. Легкая деменция –  при данном виде деменции рабочая  и социальная активность снижены,  однако остается способность  к самостоятельной жизни, самообслуживанию  и относительно ненарушенным  суждениям.

2. Умеренная деменция – основные критерии: независимая жизнь затруднена, требуется определенный уход и поддержка.

3. Тяжелая – так как  повседневная активность и самообслуживание  нарушены, требуется постоянный надзор. У большинства больных грубо расстроены речь и суждения. [6]

Д.Н. Исаев разделяет тотальную  и частичную деменцию:

1. Тотальная деменция  глубоко охватывает всю психику,  включая интеллект и память, при  ней наблюдается резкое снижение  или отсутствие критики, замедленность  психических процессов, общее  снижение личности больного до  полной утраты индивидуальных  особенностей. При этом виде слабоумия  имеются диффузные поражения  коры головного мозга. 

2. Частичная деменция  характеризуется неравномерностью  выпадения интеллектуальных функций,  замедлением интеллектуальных процессов,  снижением сообразительности, преобладанием  различных нарушений памяти. Личность  остается в определенной мере  сохранной, расстройство критики  выражено слабее, сохраняются профессиональные  навыки, наблюдаются эмоциональная  неустойчивость, слезливая беспомощность,  легко возникающая растерянность.  При этом виде деменции имеются  очаговые повреждения коры головного  мозга.[4]

Информация о работе Специфика органической деменции на разных возрастных этапах развития