Специфика консультативной работы психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:33, реферат

Описание работы

Главная цель деятельности практической психологии образования – психологическое здоровье детей. Эта цель не только определяет основные задачи службы, но и обусловливает основные принципы консультативной работы психолога.
Это принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности и принцип профессионального взаимодействия психолога со взрослыми, имеющими отношение к ребенку (родители, воспитатели, педагоги).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Психологическая служба в образовании………………………………..4

Специфика консультативной работы психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении…………………………………………………...7
Заключение……………………………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 32.82 Кб (Скачать)

В свою очередь, консультирование может  проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а  также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического  процесса в школе.

Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся  и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей  потребности в психологических  знаниях, желания использовать их в  интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного  развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. 
Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. В данном пособии предлагаются основные формы и методы возрастно-психологического подхода в консультировании.

Особенностью консультативной  работы психолога в начальной  школе является то, что непосредственным «получателем» психологической  помощи (клиентом) является не ее окончательный  адресат — ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает  подчас лишь косвенное воздействие  на ребенка. Он только дает советы; реализовывать  их — задача клиента. 
Несмотря на такую специфику консультативной работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста, их родителями и педагогами, это направление является принципиально важным в практической деятельности школьного психолога.

Эффективность всей его работы в  значительной мере определяется тем, насколько  ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении  задач обучения и воспитания школьников.

В своей консультативной практике психолог может реализовывать принципы консультирования самых различных  психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся еще на этапе своего становления, учет возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе. В целом задача возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Данная задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:

1) ориентация родителей, учителей  и других лиц, участвующих в  воспитании, в возрастных и индивидуальных  особенностях психического развития  ребенка;

2) своевременное первичное выявление  детей с различными отклонениями  и нарушениями психического развития  и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;

3) предупреждение вторичных психологических  осложнений у детей с ослабленным  соматическим или нервно-психическим  здоровьем, рекомендации по психогигиене  и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);

4) составление (совместно с педагогическими  психологами или педагогами) рекомендаций  по психолого-педагогической коррекции  трудностей в школьном обучении  для учителей, родителей и других  лиц;

5) составление (совместно со  специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей  в семье;

6) коррекционная работа индивидуально  или (и) в специальных группах  при консультации с детьми  и родителями;

7) психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

В своей профессиональной деятельности психолог обязан: 
1. Руководствоваться Законом Российской Федерации «Об образовании», законодательством Российской Федерации, международными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства образования РФ и региональных департаментов образования, Положением о психологической службе образования. 
2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.

3. Знать новейшие достижения  психологической науки в целом,  детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять  современные обоснованные методы  диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

4. Препятствовать проведению психопрофилактической,  психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.

5. В решении всех вопросов  исходить из интересов ребенка,  задач его полноценного психического  развития.

6. Оказывать необходимую и возможную  помощь работникам образования  региона, администрации и педагогическим  коллективам учебно-воспитательных  учреждений в решении основных  проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуализированного подхода к детям. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям или заменяющим их лицам в решении их проблем как воспитателей. В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «Не навреди», т.е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, родителей, педагогов или третьих лиц.

7. Хранить профессиональную тайну,  не распространять сведения, полученные  в результате диагностической,  консультативной и других видов  работ, если ознакомление с  ними не является необходимым  для осуществления педагогического,  медицинского, социального или другого  аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению.

8. Информировать работников отделов  образования, администрацию и  педагогические коллективы учебно-воспитательных  учреждений о задачах, содержании  и результатах проводимой им  работы в рамках, гарантирующих  соблюдение п.7 настоящего документа.

9. Вести запись и регистрацию  всех видов работ по установленной  форме. 
Ответственность работника службы социально-психологической помощи: 
1. Психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций. 
2. Психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке. 
В своей профессиональной деятельности психолог имеет право: 
1. Самостоятельно определять приоритетное направление работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательного учреждения и т. п. 
2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов деятельности. 
3. Требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей. 
4. Отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации региона, руководителей учебно-воспитательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.

5. Знакомиться с необходимой  документацией.

6. Обращаться с запросами в  медицинские, правовые и другие  учреждения.

7. Участвовать с правом совещательного  голоса в работе различных  медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением комиссии (оставление на второй год, перевод в другую школу и т.п.) психолог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.

8. Участвовать в разработке новых  методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценки их эффективности.

9. Проводить групповые и индивидуальные  психологические обследования и  эксперименты для исследовательских  целей.

10. Выступать с обобщением опыта  своей работы в научных и  научно-популярных журналах и  других изданиях.

11. Вести работу по пропаганде  психолого-педагогических знаний  путем лекций, выступлений и пр.

12. Иметь учебную и факультативную  нагрузку в соответствии с  базовым образованием и психологической  квалификацией.

13. Обращаться в случае необходимости через руководство службы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).

14. Обращаться в соответствующие  учреждения и ведомства по  вопросам защиты прав и интересов  детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

Круг вопросов, которые решает психолог, широк и многообразен, он требует  от него высоких профессиональных знаний и умений. Основными видами деятельности практического психолога образования  являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое  консультирование и психодиагностика, психокоррекция и развитие. Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики или профиля учреждения, где он работает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

    1. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. / Битянова М.Р. - М.: 2000. – 123 с.
    2. Варначева, Л.В. Школьные проблемы глазами психолога. / Варначева Л.В., Гусева Т.А., Джузенова Р.Б. и др. М.: 1998. – 165 с.
    3. Возможности практической психологии в образовании. Вып. 2 / под. ред. Пилипко Н.В. М.: 2000. – 243 с.
    4. Клюева, Н.В. Технология работы психолога с учителем. / Клюева Н.В. М.: 2000. – 166 с.
    5. Красило, А.И. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. / Красило А.И., Новгородцев А.П. М.: 1995. – 189 с.
    6. Маликова, В.А. Теория и практика профессионального взаимодействия психолога и педагога. / Маликова В.А. Монография. Оренбург.: 1999. – 102 с.
    7. Овчарова, Р.В. технология практического психолога образования: Учеб. пособие. / Овчаова Р.В. М.: 2000. – 152 с.
    8. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. / Рогов Е.И. М.: 1995. – 198 с.

Информация о работе Специфика консультативной работы психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении