Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:33, реферат
Главная цель деятельности практической психологии образования – психологическое здоровье детей. Эта цель не только определяет основные задачи службы, но и обусловливает основные принципы консультативной работы психолога.
Это принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности и принцип профессионального взаимодействия психолога со взрослыми, имеющими отношение к ребенку (родители, воспитатели, педагоги).
Введение…………………………………………………………………………3
Психологическая служба в образовании………………………………..4
Специфика консультативной работы психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении…………………………………………………...7
Заключение……………………………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………….17
В свою очередь, консультирование может
проходить в форме собственно
консультирования по вопросам обучения
и психического развития ребенка, а
также в форме просветительской
работы со всеми участниками
Психологическое просвещение представляет
собой формирование у обучающихся
и их родителей (законных представителей),
у педагогических работников и руководителей
потребности в психологических
знаниях, желания использовать их в
интересах собственного развития; создание
условий для полноценного личностного
развития и самоопределения обучающихся
на каждом возрастном этапе, а также в
своевременном предупреждении возможных
нарушений в становлении личности и развитии
интеллекта.
Консультативная деятельность — это оказание
помощи обучающимся, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам
и другим участникам образовательного
процесса в вопросах развития, воспитания
и обучения посредством психологического
консультирования. В данном пособии предлагаются
основные формы и методы возрастно-психологического
подхода в консультировании.
Особенностью консультативной
работы психолога в начальной
школе является то, что непосредственным
«получателем» психологической
помощи (клиентом) является не ее окончательный
адресат — ребенок, а обратившийся
за консультацией взрослый (родитель,
педагог). Таким образом, психолог оказывает
подчас лишь косвенное воздействие
на ребенка. Он только дает советы; реализовывать
их — задача клиента.
Несмотря на такую специфику консультативной
работы школьного психолога с детьми младшего
школьного возраста, их родителями и педагогами,
это направление является принципиально
важным в практической деятельности школьного
психолога.
Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.
В своей консультативной практике психолог может реализовывать принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся еще на этапе своего становления, учет возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе. В целом задача возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Данная задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:
1) ориентация родителей,
2) своевременное первичное
3) предупреждение вторичных
4) составление (совместно с
5) составление (совместно со
специалистами по семейной
6) коррекционная работа
7) психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.
В своей профессиональной
деятельности психолог обязан:
1. Руководствоваться Законом Российской
Федерации «Об образовании», законодательством
Российской Федерации, международными
и российскими актами об обеспечении защиты
прав и развития детей, нормативными документами
Министерства образования РФ и региональных
департаментов образования, Положением
о психологической службе образования.
2. Рассматривать вопросы и принимать решения
строго в границах своей профессиональной
компетенции. Не брать на себя решение
вопросов, невыполнимых с точки зрения
современного состояния психологической
науки и практики, а также находящихся
в компетенции представителей других
специальностей.
3. Знать новейшие достижения
психологической науки в целом,
4. Препятствовать проведению
5. В решении всех вопросов
исходить из интересов ребенка,
6. Оказывать необходимую и
7. Хранить профессиональную
8. Информировать работников
9. Вести запись и регистрацию
всех видов работ по
Ответственность работника
службы социально-психологической помощи:
1. Психолог несет персональную профессиональную
ответственность за правильность психологического
диагноза, адекватность используемых
диагностических, развивающих, коррекционных
и психопрофилактических методов и средств,
обоснованность даваемых рекомендаций.
2. Психолог несет ответственность за сохранение
протоколов обследований, документации
службы, оформление их в установленном
порядке.
В своей профессиональной
деятельности психолог имеет право:
1. Самостоятельно определять приоритетное
направление работы с учетом конкретных
условий региона, учебно-воспитательного
учреждения и т. п.
2. Самостоятельно формулировать конкретные
задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать
формы и методы этой работы, решать вопрос
об очередности проведения различных
видов деятельности.
3. Требовать от вышестоящих инстанций
создания условий, необходимых для успешного
выполнения профессиональных обязанностей.
4. Отказываться от выполнения распоряжений
руководителей органов образования, администрации
региона, руководителей учебно-воспитательных
учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения
противоречат профессионально-этическим
принципам или задачам его работы или
не могут быть выполнены на основании
имеющихся у него профессиональных умений
и средств.
5. Знакомиться с необходимой документацией.
6. Обращаться с запросами в
медицинские, правовые и
7. Участвовать с правом
8. Участвовать в разработке
9. Проводить групповые и
10. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях.
11. Вести работу по пропаганде
психолого-педагогических
12. Иметь учебную и
13. Обращаться в случае необходимости через руководство службы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).
14. Обращаться в соответствующие
учреждения и ведомства по
вопросам защиты прав и
Заключение:
Круг вопросов, которые решает психолог,
широк и многообразен, он требует
от него высоких профессиональных знаний
и умений. Основными видами деятельности
практического психолога
Список литературы: