Специфика консультативной работы психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:33, реферат

Описание работы

Главная цель деятельности практической психологии образования – психологическое здоровье детей. Эта цель не только определяет основные задачи службы, но и обусловливает основные принципы консультативной работы психолога.
Это принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности и принцип профессионального взаимодействия психолога со взрослыми, имеющими отношение к ребенку (родители, воспитатели, педагоги).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Психологическая служба в образовании………………………………..4

Специфика консультативной работы психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении…………………………………………………...7
Заключение……………………………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 32.82 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ  ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Работа психолога  в консультационном центре»

на тему:

«Специфика консультативной работы психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении»

 

 

 

 

 

 

Специальность: 050706

Курс: 5

Выполнила: Жилина Юлия Олеговна

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2013

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Психологическая служба в образовании………………………………..4

 

  1. Специфика консультативной работы психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении…………………………………………………...7

Заключение……………………………………………………………………..16

Список литературы…………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Главная цель деятельности практической психологии образования  – психологическое здоровье детей. Эта цель не только определяет основные задачи службы, но и обусловливает  основные принципы консультативной работы психолога.

Это принцип индивидуального  подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания  его уникальности и ценности и  принцип профессионального взаимодействия психолога со взрослыми, имеющими отношение к ребенку (родители, воспитатели, педагоги).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологическая служба в образовании

 

Образование как целенаправленный процесс становления человека, его  обучения и социализации, требует  четких критериев его эффективности  и качества.  Одним из таких критериев выступают развивающие возможности образования. Отсюда следует, что в системе образования должна присутствовать структура, основной миссией которой является обеспечение развивающего компонента образования. И такая структура  в системе образования существует уже более 15 лет, это Служба практической психологии образования.

Психологическая служба является частью системы образования, поэтому ее основные задачи и функции должны исходить из миссии системы образования. Декларируемые в ст. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании" принципы  гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности и адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников должны быть организационно обеспечены системой образования. Следовательно, миссия психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования, т.е. создании психолого-педагогических условий  для успешного решения учащимся задач образования и развития.

Психологическая служба образования  как служба не может эффективно функционировать  на уровне отдельного образовательного учреждения, города и даже региона. Психологическая служба системы  образования - это многоуровневая структура  с единой вертикалью управления, имеющая  свои подразделения и представительства (психологические службы образовательных  учреждений, методические объединения  и пр.) на разных управленческих уровнях. Психолог образовательного учреждения - сотрудник этой службы, решающий профессиональные задачи на своем рабочем месте с учетом имеющихся у него ресурсов. Возможности психолога и службы сильно разнятся. Служба располагает значительно большим арсеналом средств достижения необходимого результата, нежели педагог-психолог образовательного учреждения.

Деятельность психологической  службы образования затрагивает  три направления:

  1. психологическое обеспечение развивающего компонента образования,
  2. психологическая помощь участникам образовательного процесса, сопровождение их в процессе решения задач образования и развития
  3. совершенствование самой службы.

 

 Психологическое обеспечение развивающего характера образования на уровне работы с системой предполагает мониторинг, проектирование и экспертизу психологических составляющих образования как системы развивающих возможностей.

Психологическая помощь участникам образовательного процесса и их сопровождение реализуется через психологическую профилактику, просвещение, диагностику, развитие (коррекцию) и консультативную деятельность. Это традиционные виды деятельности психолога образовательного учреждения, они подробно описаны в литературе, их специфика и содержательное наполнение определяется типом и видом образовательного учреждения, контингентом обучаемых, социокультурными факторами и т.д. 

Активная и целенаправленная деятельность по развитию собственного кадрового, организационного, управленческого потенциала гарантирует  эффективность психологической  службы и ее востребованность системой образования. Самообразование, обмен опытом, наставничество внутри образовательного учреждения работают на саморазвитие службы. 

Психологическая служба - это организационная структура, и все ее подразделения должны работать четко и слаженно. Это возможно в случае однозначного понимания ее целей и задач. Психологическая служба обеспечивает психологическую составляющую образования - его развивающий характер. Психолог не может и не должен подменять педагога, но он может дать объективную информацию о том, как отражаются конкретные  образовательные программы на развитии детей в данном образовательном учреждении. Психолог и педагог совместными усилиями способны подобрать оптимальные пути решения образовательных задач с учетом особенностей учебного коллектива, разработать технологию реализации  профилактических программ и работы с родителями.

Для проектирования, проведения психологического мониторинга, экспертизы учебников, программ, образовательной среды, других видов  работ в рамках основных направлений   деятельности необходима специальная подготовка, нужны психологи различной специализации. Это один из важнейших факторов развития службы. Психолог, работающий в системе образования, должен быть профессионально подготовлен и методически оснащен для исполнения своих должностных обязанностей.

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения осуществляется в интересах человека, общества и  государства, а, значит, самые последние  достижения психологической науки  ставятся на службу образовательной  практике. Любой человек в нашей  стране, независимо от уровня и особенностей развития и подготовки, имеет право  получить образование, основными принципами которого являются гуманистический  характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Без  высокопрофессиональной психологической  службы обеспечение этих принципов  государственной политики, а также  реализация многих федеральных и  региональных и муниципальных программ в области образования невозможны.

 

 

  1. Специфика консультативной работы психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении

 

Индивидуальный подход – основной принцип деятельности практического  психолога. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике – дело очень непростое. Доказательством служит тот факт, что пока еще об индивидуальном подходе больше говорят, чем претворяют его в реальной работе с ребенком.

Под индивидуальными особенностями  личности в психологии принято понимать такие особенности, которые отличают данную личность от другой. При одних и тех же целях, программах, методах воспитания и обучения мы видим у всех детей индивидуальные особенности, индивидуальное своеобразие. С возрастом, чем образованнее и воспитаннее становится человек, тем ярче, интереснее, значительнее его индивидуальные особенности.

Следует упомянуть и о том, что  каждому человеку присущи определенные индивидуально-типологические свойства, которые раскрывают особенности  темперамента личности, обусловленные  типом нервной системы человека, и характеризуют его природную  организацию. Типологические особенности  сказываются на характере активности и работоспособности, коммуникативности или социальном контакте, подвижности или легкости приспособляемости к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения. В то же время типологические особенности, как подчеркивают многие психологи (Ковалев А. Г., 1970; Платонов К. К., 1980; Теплов Б. М., Небылицин В. Д., 1963, и др.), не могут определять собой ни направленности личности, ни ее стремлений и интересов, ни ее идеалов, т.е. всего богатства содержания духовной жизни человека, но они оказывают существенное влияние на формирование в одних и тех же обстоятельствах и при том же воспитании различных черт характера, прежде всего динамических.

Отсюда задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. В этом смысле индивидуальный подход нужен так называемым благополучным детям не меньше, чем трудным. У каждого ребенка есть индивидуальные особенности, которые можно развить и которые могут превратиться в его сильные стороны. Вообще развитие способностей у ребенка всегда должно быть связано с развитием у него особых, только ему присущих черт. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности детей и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.

Французский психолог А.Валлон, анализируя ход психического развития ребенка, пришел к исключительно важному  для практического психолога  выводу: создаваемые на каждом возрастном этапе развития психики внутренние предпосылки намного богаче их последующей  реализации. Иначе говоря, только часть (притом относительно небольшая) интеллектуальных резервов ребенка плодотворно реализуется. Очевидно, что выявление этих резервов выступает необходимой предпосылкой нахождения наиболее целесообразных и  действенных методов индивидуального  развития детей.

Задача психолога заключается  в том, чтобы найти индивидуальные, специфические для каждого ребенка  способы оптимального развития его  интересов, способностей, личности в  целом, возможностей самовоспитания и  самоорганизации. Самое главное  – совместными усилиями психолога  и педагогов попытаться понять особенности  ребенка как формирующейся личности в контексте конкретных жизненных  условий с учетом истории его  воспитания, возрастных, половых и  индивидуальных особенностей, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и на этой основе определить программу дальнейшей работы с ним.

Одной из форм изучения индивидуальных особенностей ребенка является психологическая  характеристика или психологический  портрет. Эти документы должны содержать  глубокие и тонкие описания характерных, отличительных качеств, свойств, достоинств кого-либо. Профессионально составленная характеристика должна не только содержать  в себе конкретные данные о ребенке  – об условиях его жизни и воспитания, об особенностях его поведения, деятельности, характерных чертах личности, взаимоотношений  с окружающими и т. п., но и показывать перспективу дальнейшего развития личности школьника. Материалы для  характеристики накапливаются путем  систематического наблюдения, проводимого  в различных жизненных ситуациях. В характеристиках следует категорически  избегать любых оценочных моментов: только факты, их анализ и интерпретация, выводы, в которых сформулированы конкретные пути дальнейшей работы с  ребенком, направленной на его оптимальное  развитие.

Работая в любом учебно-воспитательном учреждении, психологу следует тесно  сотрудничать с воспитателями и  учителями. Психологическую службу образования можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их воспитателями, учителями и родителями, в центре которого находятся интересы ребенка как формирующейся личности. Эффективность службы достигается только тогда, когда психолог и педагог (учитель, воспитатель), с одной стороны, становятся единомышленниками, а с другой – четко различают свои функции и возможности: педагог не подменяет психолога, психолог – педагога. Они могут успешно сотрудничать лишь при условии четкого выполнения своих функциональных обязанностей и доброжелательном доверии друг к другу.

Консультативная работа психолога, работающего  в учебно-воспитательном учреждении, проводится по следующим направлениям:

  1. Консультирование и просвещение педагогов.
  2. Консультирование и просвещение родителей.
  3. Консультирование школьников.

Информация о работе Специфика консультативной работы психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении