Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:33, реферат
Главная цель деятельности практической психологии образования – психологическое здоровье детей. Эта цель не только определяет основные задачи службы, но и обусловливает основные принципы консультативной работы психолога.
Это принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности и принцип профессионального взаимодействия психолога со взрослыми, имеющими отношение к ребенку (родители, воспитатели, педагоги).
Введение…………………………………………………………………………3
Психологическая служба в образовании………………………………..4
Специфика консультативной работы психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении…………………………………………………...7
Заключение……………………………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………….17
Министерство образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
Специальность: 050706
Курс: 5
Выполнила: Жилина Юлия Олеговна
Новосибирск, 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Главная цель деятельности практической психологии образования – психологическое здоровье детей. Эта цель не только определяет основные задачи службы, но и обусловливает основные принципы консультативной работы психолога.
Это принцип индивидуального
подхода к ребенку любого возраста
на основе безоговорочного признания
его уникальности и ценности и
принцип профессионального
Образование как целенаправленный процесс становления человека, его обучения и социализации, требует четких критериев его эффективности и качества. Одним из таких критериев выступают развивающие возможности образования. Отсюда следует, что в системе образования должна присутствовать структура, основной миссией которой является обеспечение развивающего компонента образования. И такая структура в системе образования существует уже более 15 лет, это Служба практической психологии образования.
Психологическая служба является частью системы образования, поэтому ее основные задачи и функции должны исходить из миссии системы образования. Декларируемые в ст. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании" принципы гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности и адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников должны быть организационно обеспечены системой образования. Следовательно, миссия психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования, т.е. создании психолого-педагогических условий для успешного решения учащимся задач образования и развития.
Психологическая служба образования
как служба не может эффективно функционировать
на уровне отдельного образовательного
учреждения, города и даже региона.
Психологическая служба системы
образования - это многоуровневая структура
с единой вертикалью управления, имеющая
свои подразделения и
Деятельность психологической службы образования затрагивает три направления:
Психологическое обеспечение развивающего характера образования на уровне работы с системой предполагает мониторинг, проектирование и экспертизу психологических составляющих образования как системы развивающих возможностей.
Психологическая помощь участникам образовательного процесса и их сопровождение реализуется через психологическую профилактику, просвещение, диагностику, развитие (коррекцию) и консультативную деятельность. Это традиционные виды деятельности психолога образовательного учреждения, они подробно описаны в литературе, их специфика и содержательное наполнение определяется типом и видом образовательного учреждения, контингентом обучаемых, социокультурными факторами и т.д.
Активная и целенаправленная деятельность по развитию собственного кадрового, организационного, управленческого потенциала гарантирует эффективность психологической службы и ее востребованность системой образования. Самообразование, обмен опытом, наставничество внутри образовательного учреждения работают на саморазвитие службы.
Психологическая служба - это организационная структура, и все ее подразделения должны работать четко и слаженно. Это возможно в случае однозначного понимания ее целей и задач. Психологическая служба обеспечивает психологическую составляющую образования - его развивающий характер. Психолог не может и не должен подменять педагога, но он может дать объективную информацию о том, как отражаются конкретные образовательные программы на развитии детей в данном образовательном учреждении. Психолог и педагог совместными усилиями способны подобрать оптимальные пути решения образовательных задач с учетом особенностей учебного коллектива, разработать технологию реализации профилактических программ и работы с родителями.
Для проектирования, проведения психологического мониторинга, экспертизы учебников, программ, образовательной среды, других видов работ в рамках основных направлений деятельности необходима специальная подготовка, нужны психологи различной специализации. Это один из важнейших факторов развития службы. Психолог, работающий в системе образования, должен быть профессионально подготовлен и методически оснащен для исполнения своих должностных обязанностей.
Образование как целенаправленный
процесс воспитания и обучения осуществляется
в интересах человека, общества и
государства, а, значит, самые последние
достижения психологической науки
ставятся на службу образовательной
практике. Любой человек в нашей
стране, независимо от уровня и особенностей
развития и подготовки, имеет право
получить образование, основными принципами
которого являются гуманистический
характер, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека,
свободного развития личности. Без
высокопрофессиональной психологической
службы обеспечение этих принципов
государственной политики, а также
реализация многих федеральных и
региональных и муниципальных программ
в области образования
Индивидуальный подход – основной принцип деятельности практического психолога. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике – дело очень непростое. Доказательством служит тот факт, что пока еще об индивидуальном подходе больше говорят, чем претворяют его в реальной работе с ребенком.
Под индивидуальными особенностями личности в психологии принято понимать такие особенности, которые отличают данную личность от другой. При одних и тех же целях, программах, методах воспитания и обучения мы видим у всех детей индивидуальные особенности, индивидуальное своеобразие. С возрастом, чем образованнее и воспитаннее становится человек, тем ярче, интереснее, значительнее его индивидуальные особенности.
Следует упомянуть и о том, что
каждому человеку присущи определенные
индивидуально-типологические свойства,
которые раскрывают особенности
темперамента личности, обусловленные
типом нервной системы
Отсюда задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. В этом смысле индивидуальный подход нужен так называемым благополучным детям не меньше, чем трудным. У каждого ребенка есть индивидуальные особенности, которые можно развить и которые могут превратиться в его сильные стороны. Вообще развитие способностей у ребенка всегда должно быть связано с развитием у него особых, только ему присущих черт. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности детей и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.
Французский психолог А.Валлон, анализируя
ход психического развития ребенка,
пришел к исключительно важному
для практического психолога
выводу: создаваемые на каждом возрастном
этапе развития психики внутренние
предпосылки намного богаче их последующей
реализации. Иначе говоря, только часть
(притом относительно небольшая) интеллектуальных
резервов ребенка плодотворно
Задача психолога заключается
в том, чтобы найти индивидуальные,
специфические для каждого
Одной из форм изучения индивидуальных
особенностей ребенка является психологическая
характеристика или психологический
портрет. Эти документы должны содержать
глубокие и тонкие описания характерных,
отличительных качеств, свойств, достоинств
кого-либо. Профессионально составленная
характеристика должна не только содержать
в себе конкретные данные о ребенке
– об условиях его жизни и воспитания,
об особенностях его поведения, деятельности,
характерных чертах личности, взаимоотношений
с окружающими и т. п., но и показывать
перспективу дальнейшего
Работая в любом учебно-воспитательном учреждении, психологу следует тесно сотрудничать с воспитателями и учителями. Психологическую службу образования можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их воспитателями, учителями и родителями, в центре которого находятся интересы ребенка как формирующейся личности. Эффективность службы достигается только тогда, когда психолог и педагог (учитель, воспитатель), с одной стороны, становятся единомышленниками, а с другой – четко различают свои функции и возможности: педагог не подменяет психолога, психолог – педагога. Они могут успешно сотрудничать лишь при условии четкого выполнения своих функциональных обязанностей и доброжелательном доверии друг к другу.
Консультативная работа психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении, проводится по следующим направлениям: