Специфика человеческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:18, реферат

Описание работы

Деятельность-это активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Понятие и строение человеческой деятельности ………………………...4

2 . Основные характеристики деятельности человека …………………………8

3. Виды и развитие человеческой деятельности……………………………….12

4. Деятельность и психические процессы ……………………………………..16

Заключение………………………………………………………………. ……...19

Список использованных источников…………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

                                 Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Читинский государственный  университет

(ЧитГУ)

Институт  экономики и управления

Кафедра ГМУ и политики 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

по  предмету: психология и педагогика 

    на  тему: Специфика человеческой деятельности. 
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                                                      

 Выполнил: ст-т гр. ГМУ-09

                                                                                                       Богодухова Д. К.                       

                                                                                     Проверил: Эрдынеева К.Г.

                                                                                                              

                                                                 
 
 

Чита, 2009 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Понятие и строение человеческой деятельности ………………………...4

2 . Основные характеристики деятельности человека …………………………8

3. Виды и развитие  человеческой деятельности……………………………….12

4. Деятельность  и психические процессы ……………………………………..16

Заключение………………………………………………………………. ……...19

Список использованных источников…………………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Деятельность-это активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

      В повседневном языке слово «деятельность» употребляется в значении активности кого-либо или чего-либо. Например, говорят  о вулканической деятельности, о  деятельности внутренних органов человека и т. д. В более узком смысле это слово означает занятия человека, его труд.

Людей, проявивших себя в какой-либо общественной Деятельности, называют деятелями. В нашей стране были даже введены почетные звания (например, «Заслуженный деятель культуры»). В литературе вы можете встретить  и слово «деяние», которое означает действие, поступок. Чаще всего оно употребляется для обозначения не любого действия (например, человек поднялся на лифте можно ли это назвать деянием?), а только общественно значимого. В науках, изучающих человека и общество, понятие «деятельность» наполняется более специальным содержанием.

      В данном реферате  рассмотрим понятие, строение человеческой деятельности и взаимосвязь с психическими процессами, а также основные характеристики деятельности человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и строение человеческой деятельности
 

     Основное, чисто внешнее отличие живой  материи от неживой, высших форм жизни  от низших, более развитых живых  существ от менее развитых заключается  в том, что первые гораздо более  подвижны и активны, чем вторые. Жизнь  во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Элементарные, простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения. Это относится к разнообразию и скорости движений, возможности перемещаться в пространстве на различные расстояния. Простейшие могут жить только в водной среде, земноводные выходят на сушу, червеобразные живут на земле и под землей, птицы поднимаются в небо. Человек способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в последние годы и вне Земли). Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности. Активность растений практически ограничена обменом веществ с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

       Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности.

     Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

       Деятельность человека принципиально  отличается от активности животных  и в другом отношении. Если  активность животных вызвана  естественными потребностями, то  деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это - потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие. Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных, - умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.

Система движений, совершаемых животными, обусловлена  анатомо-физиологическим устройством  организма. С предметами человеческой материальной культуры (книга, карандаш, ложка и т.п.) животные обращаются гак, как если бы они были обычными природными предметами, без учета их культурного назначения и способа употребления людьми. У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам культуры использования соответствующих предметов, т.е. становятся искусственными, более совершенными и социально обусловленными. Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность животных, носила в основном потребительский характер, то нескольким десяткам поколений людей не удалось бы за исторически сравнительно короткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это - благодаря деятельностному характеру человеческой активности. Итак, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:

1. Деятельность  человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность  животных имеет потребительскую  основу, она в результате ничего  нового по сравнению с тем,  что дано природой, не производит и не создает.

2. Деятельность  человека связана с предметами  материальной и духовной культуры, которые используются им или  в качестве инструментов, или  в качестве предметов удовлетворения  потребностей, или в качестве  средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

3. Деятельность  человека преобразует его самого, его способности, потребности,  условия жизни. Активность животных  практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

4. Человеческая  деятельность в ее разнообразных  формах и средствах реализации  есть продукт истории. Активность  животных выступает как результат  их биологической эволюции.

5. Предметная  деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

      Деятельность  отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.

В повседневном языке слово «деятельность» употребляется  в значении активности кого-либо или  чего-либо. Например, говорят о вулканической  деятельности, о деятельности внутренних органов человека и т. д. В более узком смысле это слово означает занятия человека, его труд.

Людей, проявивших себя в какой-либо общественной Деятельности, называют деятелями. В нашей стране были даже введены почетные звания (например, «Заслуженный деятель культуры»). В литературе вы можете встретить и слово «деяние», которое означает действие, поступок. Чаще всего оно употребляется для обозначения не любого действия (например, человек поднялся на лифте можно ли это назвать деянием?), а только общественно значимого. В науках, изучающих человека и общество, понятие «деятельность» наполняется более специальным содержанием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные характеристики деятельности человека 

      Деятельность  человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

      Мотивом деятельности называется то, что побуждает  ее, ради чего она осуществляется. В  качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и  с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.

      Органические  мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека - на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это - производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

      Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему  потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается  несколькими различными мотивами). В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

        Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Информация о работе Специфика человеческой деятельности