Специфические закономерности культуры России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:46, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение специфических закономерностей культуры России, обусловленных историческими условиями данного времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В РОССИИ ………………………………………….……………….4
ГЛАВА 2. ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА …7
2.1 ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКА ,ИСКУССТВО……………………….....11
2.2 КНИГОИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………18
Список литературы…………………………………………...……

Работа содержит 1 файл

контрольноя по Истории России.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

К концу XIX века Россия занимала одно из первых мест в мире по теоретическим разработкам многих отраслей науки, и прежде всего - химии, физики, естествознания и математики.

Российские университеты стали подлинными культурными центрами страны, способствуя созданию многих научных обществ, популяризации научных знаний, давая сотням и тысячам студентов не только высокую профессиональную подготовку, но и прививая уважение к науке, широту взглядов и стремление к прогрессу. [7]


2.1 ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКА, ИСКУССТВО

 

Литература.

Русская литература второй половины XIX века продолжает традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Ощущается сильное влияние критики на литературный процесс, особенно магистерской диссертации Н.Г. Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности". Его тезис о том, что прекрасное есть жизнь, лежит в основе многих литературных произведений второй половины XIX века. Отсюда происходит желание вскрыть причины социального зла. Главной темой произведений литературы и, шире, произведений русской художественной культуры становится в это время тема народа, ее острый социально - политический смысл. В литературных произведениях появляются образы мужиков - праведников, бунтарей и альтруистов-философов. Произведения И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского отличаются многообразием жанров и форм, стилистическим богатством. Отмечается особая роль романа в литературном процессе как явления в истории мировой культуры, в художественном развитии всего человечества. "Диалектика души" стала важным открытием русской литературы этого периода. Наряду с появлением "великого романа" в русской литературе появляются малые повествовательные формы великих русских писателей (посмотрите, пожалуйста, программу по литературе). Хочется также отметить драматические произведения А.Н.Островского и А.П.Чехова. В поэзии особо выделяется высокая гражданская позиция Н.А.Некрасова, проникновенная лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. В 80-90 годах русской литературы коснулись глубокие изменения. [8]

 

При всем разнообразии творческих подходов и методов писателей второй половины XIX века их объединяла единая ориентация на нравственное воздействие произведений, на то, что литература может способствовать общественному прогрессу. Отсюда та страстность и проповедничество русской беллетристики, которые удивляли европейских писателей. Но разве можно, «будучи людьми не только живущими в России, но русскими», довольствоваться бесстрастным художеством, когда «гигантские жернова эпохи захватили и перемалывают всю жизнь?»,- писал А.А. Блок. [9]

Искусство.

Острое чувство гражданственности стало свойственно не только произведениям литературы, но и было характерной чертой изобразительного искусства пореформенной России.

Самым ярким явлением второй половины XIX века стало создание Товарищества передвижных художественных выставок и артелей художников. Их произведения отличались широтой тематики и многообразием жанров: от сатирических, построенных по принципу социального контраста, до философских, поэтических, полных раздумий о судьбах Родины, утверждающих достоинство и красоту человека. Передвижники продолжили традиции русских художников середины XIX века П.А.Федотова и А.А.Иванова. В творчестве передвижников большую роль играл бытовой жанр как наиболее доступный широкому зрителю, как связанный непосредственно с повседневной жизнью. Тема народных страданий находит свое место в искусстве русского художника В.Г.Перова ("Тройка", "Проводы покойника", "Последний кабак у заставы"). В его произведениях обнаженная правда жизни сочетается с проникновенной лиричностью, лаконизмом, глубокой обобщенностью образов.

В эпическом звучании полотен особую роль играет пейзаж, подчеркивающий настроение героев полотен Перова. Важную роль в творчестве передвижников играет портрет, который открывает зрителю нового героя - разночинца, демократа, духовно богатого, творческого, активного общественного деятеля. Среди работ Перова хочется отметить портреты драматурга А.Н.Островкого и писателя Ф.М.Достоевского, в которых художник проникает в сущность творческой индивидуальности крупнейших представителей русской литературы.

Вершиной творчества передвижников и началом нового этапа в развитии русской национальной культуры является искусство мастеров исторической живописи И.Е.Репина и В.И.Сурикова. Свои исторические полотна Суриков пишет на сюжеты, позволяющие раскрыть мощную силу народа, передать достоверность исторических событий и приблизить прошлое к современности. Атмосфера сложных противоречий и социальных конфликтов петровского времени отразилась в картине Сурикова "Утро стрелецкой казни", которую художник трактует как народную трагедию. [10] В другом историческом полотне ("Боярыня Морозова") Суриков создает сложный противоречивый образ героини, чей подвиг, исполненный физической и нравственной красоты, пробуждает в народе несокрушимые силы. Заметным историческим полотном является произведение И.Е.Репина "Иван грозный и сын его Иван", замысел которого возник как отклик на событие современности - казнь первомартовцев, как утверждение идеи безумия и преступности самодержавия как формы правления. Недаром эта картина Репина была арестована и не разрешалась к показу в Третьяковской галереи. Глубиной характеристик отличаются портреты М.П.Мусоргского, П.Стрепетовой, Л.Н.Толстого, В.Стасова, принадлежащих кисти Репина. Величием, богатством, лиризмом в картинах родной природы, песенностью наполнены пейзажи русских художников второй половины XIX века.

Музыка

В русской музыке второй половины XIX века прослеживаются связи с демократическим движением эпохи. В России возникают два музыкальных центра. Один из них находится в Петербурге, другой - в Москве. В Петербурге возникло движение композиторов, которое получило название "Могучая кучка".[11]

В нее входило пять композиторов, из которых только один являлся профессиональным музыкантом - М.А. Балакирев. Н.А. Римский-Корсаков был профессиональным военным (морским офицером), А.П. Бородин - профессором химии, сделавший более 30 открытий в этой области, М.П. Мусоргский - медицинским прапорщиком, а Ц.А. Кюи генералом-фортификатором. Душой и вдохновителем этого музыкального кружка был критик В. Стасов. В своем творчестве эти композиторы шли по линии развития интонации русского знаменного напева, утверждая народно - национальный характер музыки, обращались к крестьянской песне, к музыкальной культуре других народов.

Острые социальные конфликты 60-70 годов XIX века отразились в музыке М.П.Мусоргского. Композитор обращается к историческим событиям, сюжетам, позволяющим раскрыть противоречия российской жизни, трагедию народа, грозный размах освободительной борьбы. Отсюда ясен смысл высказывания Мусоргского: "Прошедшее в настоящем - вот моя задача". Особенно это относится к его операм "Борис Годунов" и "Хованщина", в которых события прошлых веков предстают перед нами в современном аспекте. В опере "Борис Годунов" композитор глубоко проникает в идейный замысел А.С.Пушкина, использовав вслед за поэтом легенду об убийстве царевича Димитрия. Основой драматургии оперы являются резкие контрасты - сопоставления. Трагически - противоречив образ Бориса Годунова, чьи монологи отличаются песенно - речитативным характером. Народ в трактовке Мусоргского предстает как великая личность, одушевленная великой идеей. В творчестве Н.А.Римского-Корсакова ощущается поэзия и самобытная красота русского национального искусства. Ум, доброта, художественная одаренность народа, его мечты о свободе, его представления о справедливости - главная тема опер Римского Корсакова. Его героям присущ реализм фантастических образов, их живописность. [12]

Особое место в операх отводится музыкальным пейзажам. Мелодической красотой и разнообразием музыкальной палитры исполнены его сказочные образы (Волховы и Морского царя из оперы "Садко", Снегурочки, Леля, Мизгиря из "Снегурочки", персонажи из "Золотого петушка"). Героические образы русского народного эпоса составляют основу творчества А.П.Бородина. Опера "Князь Игорь" - эпическая поэма о Древней Руси, в которой по, мнению В.Стасова, ощущается "великая сила и ширина, монументальная мощь, соединенная страстностью, нежностью и красотой." В опере звучит патриотическое начало, лирика (песнь Ярославны, танец половецких девушек), тема Востока (ария Кончака, Кончаковны).

Другой, московский, центр музыкального искусства второй половины XIX века представлен произведениями П.И.Чайковского, который в своем творчестве развивал интонации городского романса, продолжая традиции М.И.Глинки и В.А.Моцарта. Наследие П.И.Чайковского отличается богатством музыкальных жанров: Балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица", оперы "Иоланта", "Евгений Онегин", шесть симфоний, вальсы и романсы, фортепьянные произведения. Двумя вершинами творчества Чайковского являются опера "Пиковая дама" и "Шестая симфония". В музыкальной трагедии "Пиковая дама" прослеживается связь с общественным движением России второй половины XIX века, тема преступления и наказания.

 

 

2.2 КНИГОИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Развитие буржуазных отношений в России во второй половине XIX века, распространение просвещения, прогресс отечественной науки оказали непосредственное и сильное влияние на положение русской печати и издательского дела. Общественное движение начала б0-х годов побудило правительство приступить к пересмотру цензурного устава, что также должно было содействовать развитию книгопечатания. В 1862 году было упразднено Главное цензурное управление, функции его были переданы одному из ведомств министерства внутренних дел, преобразованному в Главное управление по делам печати. В 1865 году был издан новый цензурный устав, несколько облегчивший издательскую деятельность. По новому уставу освобождались от предварительной цензуры столичная периодическая печать и русские оригинальные сочинения. Изменения в русской жизни, вызванные буржуазными реформами 60-х годов и породившие в обществе активное обсуждение социальных и политических, экономических и культурных проблем, непосредственно и сильно отразилось в прессе того времени, определив ее содержание и характер. Большинство изданий, особенно газеты, приобрели более или менее определенную политическую направленность, выражали убеждения или интересы той или иной социальной группы.[13] Общественная тяга к печатному слову и либеральное движение побудили правительство приступить к пересмотру цензурного устава. Устав 1865 года относился и к периодическим изданиям.

Русская журналистика второй половины XIX века имела ряд общих черт с газетной прессой того периода, но в то же время журналы в отличие от газет, преследующих цель сообщения наиболее свежей информации, более глубоко отражали картину общественных воззрений и запросов, политических убеждений и художественных исканий 60-90-х годов XIX века.

В 60-е годы ведущую роль играли журналы общественно-политического и литературно-критического направления - «Современник», «Вестник Европы», «Русское слово», «Дело» и др. Уделяя большое внимание освещению таких общественно значимых проблем, как проведение в жизнь буржуазных реформ, крестьянского и позднее рабочего вопросов, осмыслению дальнейших путей развития России, журналы того времени, главным образом литературные, основательно знакомили читателей с произведениями русских и европейских писателей, литературной и художественной критикой, театральной жизнью; с 70-х годов в журналах все чаще стали появляться научные статьи.[14]

Тяга к знаниям у жителей России выразившаяся в книгоиздательской, журнальной и газетной деятельности, положительно повлияла и на развитие библиотек, сеть которых начала быстро возрастать во второй половине XIX века. Если в первой половине XIX века русское общество пользовалось книгой в значительной степени из частных собраний, то во второй половине XIX века на первый план выходят библиотеки: общественные, публичные, и читателями становятся люди самой разной сословной принадлежности. Не только в столичных, но и в ряде губернских и уездных городов создавались публичные библиотеки. Министерство народного просвещения дало разрешение открыть для общего пользования библиотеки уездных училищ. Публичные библиотеки, особенно в провинции, играли главную роль в распространении книги. Так. в 1860 году их было 38. а в 1861 году — 43. Крупнейшим и ценнейшим книгохранилищем страны являлась Публичная библиотека в Петербурге.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ХIХ в. произошел стремительный взлет русской культуры. Особо значительными были успехи в литературе, но велики были достижения и в других областях. Русская живопись развивалась своим самобытным путем, оставаясь почти незнакомой европейскому зрителю. Но лучшие достижения зарубежной живописи находили отклик и дальнейшее развитие в творчестве русских художников. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений.

Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале ХХ века в Отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительно отрицающей многие общественно-исторические институты старого общества, создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.


Список литературы

 

1.      Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. М., 1986. С-356 ;

 

2.      Белый А. - «Символизм как миропонимание», М.: Политиздат, 1984г. С.346 ;

3.      Зезина М. Р., Кошман Л. В., «История русской культуры», М.: Дрофа, 2002. С.428 ;

4.      Милюков П.Н., «Очерки по истории русской культуры», Том 2, М., 2002 С.215 ;

Информация о работе Специфические закономерности культуры России