Специфические закономерности культуры России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:46, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение специфических закономерностей культуры России, обусловленных историческими условиями данного времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В РОССИИ ………………………………………….……………….4
ГЛАВА 2. ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА …7
2.1 ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКА ,ИСКУССТВО……………………….....11
2.2 КНИГОИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………18
Список литературы…………………………………………...……

Работа содержит 1 файл

контрольноя по Истории России.doc

— 94.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В РОССИИ ………………………………………….……………….4

ГЛАВА 2. ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА …7

2.1 ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКА ,ИСКУССТВО……………………….....11

2.2 КНИГОИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………18

Список литературы…………………………………………...……19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы: Множество людей интересуется культурой XIX века и в наши дни. Художественная культура, музыка живо обсуждаются и остаются главной темой многих разговоров. Писатели, художники, музыканты XIX века сделали большой вклад в развитие русской культуры.

Интерес к истории русской культуры начал проявляться в России примерно в 30 —40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах России. С середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Главной участницей и идейной вдохновительницей культурно-просветительного движения выступала прогрессивная, разночинная интеллигенция, видевшая в этом свой нравственный долг. Стремление улучшить жизнь народа путем просвещения побуждало представителей интеллигенции к участию в Комитете грамотности, земских и вечерних школах, многочисленных благотворительных организациях. При этом такая деятельность воспринималась с большим энтузиазмом.

Целью контрольной работы является изучение специфических закономерностей культуры России, обусловленных историческими условиями данного времени.


1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В РОССИИ

Начало второй половины XIX века было рубежом, разделившим две эпохи в истории России не только в экономическом и социально-политическом, но и культурном плане. Бурные преобразования, которым подвергалась русская жизнь того времени, не могли не сказаться на культурном процессе. Уже внешние приметы быта обозначили новую жизненную полосу: строительство фабрик, рост рабочих окраин, появление на городских улицах конок и омнибусов; во многих домах, особенно в магазинах, вводилось газовое освещение. Новшества проникли и в общественный обиход: уже в середине 60-х годов «везде свободно курили; студенты без формы, в статском разгуливали по бульварам с такими длинными волосами, что любой дьякон мог им позавидовать; рядом с косматыми студентами появились - это было уже совершенной новостью - стриженые девицы в синих очках и коротких платьях темного цвета». Подобные новации поражали, возмущали, но постепенно становились менее вопиющими и медленно, с большим трудом, но всё же перестраивали мировоззрение людей. Наряду с духовной скудостью обывательской жизни возникает заметная тяга к знаниям, чтению. По словам наблюдателя того времени, «чтение, которое наш деловой человек считал прежде всего бездельем, купец и мещанин - не свойственным им препровождением времени, духовный - недостойным занятием, мало-помалу начинает приобретать привлекательность». [1]

Новые условия жизни предъявляли более высокие требования к культурному уровню людей — возникла необходимость не только в элементарной грамотности, но и в более серьезных общеобразовательных, а часто и профессиональных знаниях. Непреложной общественной потребностью стали развитие народного образования, создание новых высших учебных заведений, системы технической, различных культурно-просветительских учреждений и т. п. В культурную жизнь страны все шире стали вовлекаться регионы. Крупными культурными центрами становятся многие губернские города, в их числе университетские - Киев, Одесса, Томск. Наряду с учебными заведениями на периферии открывались художественные выставки, краеведческие музеи. В 60-е годы в провинции читались «Современник» со статьями Чернышевского и Добролюбова, «Русское слово» Писарева и Благосветова, в 70 - 90-е - «Отечественные записки», «Русское богатство», «Вестник Европы». Молодежь увлекалась Некрасовым, Салтыковым-Щедриным и особенно Тургеневым. Художественная, философская, естественнонаучная литература расширяла читательский кругозор, формировала взгляды. Центром культурной жизни провинции становится театр. При большом проценте неграмотных даже среди городских жителей он был более доступным, чем литература, средством просвещения. При этом постоянные русские театры возникали не только в центральных губерниях, но и в западном (Ковно, Гродно, Вильно) и юго-восточном районе (Тифлис, Владикавказ).

Культурный процесс развивался не только «вширь», но и в «глубь», охватывая все новые социальные слои населения. Демократизация культуры стала определяющей доминантой этого периода.

Андрей Белый — русский писатель, поэт, критик, стиховед, один из ведущих деятелей русского символизма двадцатого века серьёзно пытался осмыслить культуру как категорию. Он зафиксировал возникновение в обществе «проблемы культуры в собственном смысле». Открывая первый сборник своих теоретических трудов «Символизм» статьей «Проблема культуры», он писал: «Вопрос о том, что такое культура, есть вопрос наших дней». По мнению поэта-мыслителя, «разрешение этого вопроса не может не внести переоценки в постановку вопросов философии, искусства, истории и религии». [2]

В докладе «Пути культуры» он отмечает: «Понятие „культура“ отличается необыкновенной сложностью; легче определить понятие „наука“, „искусство“, „быт“; культура — цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности; проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда сорганизованы: быт, искусство, наука, личность и общество; культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а — осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего „Я“; она — индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает пересечение индивидуума и универса; пересечение это есть наше „Я“; единственно данная нам интуиция; культура всегда есть культура какого-то „Я“»

Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала сохранять классовый характер. Класс выступал носителем и создателем идеалов, ценностных ориентации, этических и эстетических норм жизни. Поэтому, только будучи выразителем общественного прогресса, этот класс мог формировать общечеловеческие ценности и тем самым отражать потребности национального развития. Именно в таком положении в пореформенную эпоху оказалась русская буржуазия, которая при отсутствии революционности объективно была прогрессивной силой. В. И. Ленин отмечал, что в 40 — 60-е годы XIX в., когда «новые общественно-экономические отношения и их противоречия... были еще в зародышевом состоянии», «никакого своекорыстия... тогда в идеологах буржуазии не проявлялось...». Антифеодальная, буржуазно-демократическая направленность идейной борьбы того времени определяла общечеловеческую значимость создаваемых культурных ценностей, буржуазных по своей сущности. [3]


2. ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

 

Просвещение и наука во второй половине XIX века развивались в более благоприятных условиях по сравнению с предшествующим временем. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы способствовали ускорению экономического прогресса и развитию общественного движения. Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было распространение просвещения. В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование женщинам. Большую работу по распространению образования среди народа проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организации, связанные с земствами. Московский комитет грамотности, возникший еще в 1845 г., впервые поднял вопрос о введении всеобщего начального образования. В 1861 г. при Вольном экономическом обществе был создан Петербургский комитет грамотности. Он ставил целью «содействовать распространению грамотности преимущественно между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости». Подобные просветительские организации возникли в Томске, Самаре, Харькове и других городах России. В них проводилась работа по составлению каталога книг для начальной школы, написанию учебников, сбору средств для нужд народного образования.

Необходимо было не только строить и открывать новые школы, обустраивать уже существующие, но и готовить для них педагогические кадры. По мере развития просветительской деятельности земств усиливается правительственное противодействие этой деятельности, стремление контролировать ее. [4]

 

 

В 1874 году было издано «Положение о начальных народны училищах», которое имело целью ограничить участие общественности в деле народного образования, сократить административные функции земств и уменьшить их влияние на учебную работу, в то же время сохраняя за ними обязанность по содержанию училищ и учителей. Введение должностей инспекторов народных училищ призвано было укрепить эту тенденцию. Учебники и книги, допускаемые в народные училища, подвергались строгой цензуре ученого комитета министерства народного просвещения. Земская школа к тому времени уже достаточно развилась и окрепла, пользовалась достаточно сильной общественной поддержкой. Это позволило ей быть до конца XIX века лучшим образцом народной школы и сыграть значительную роль в просвещении масс крестьянства. Таким образом, система начальной школы включала разные типы учебных заведений: школы земские, начальные училища министерства просвещения, частные школы; церковно-приходские, переданные в 1862 году в ведение Синода; различные ведомственные училища; школы грамотности, национальные школы, где преподавание велось на языке местной народности.

Во второй половине XIX века в связи с ростом потребности городского населения в образовании возникла необходимость в общедоступной школе для широких слоев горожан. По «Городовому положению» 1870 года обязанность создания таких школ возлагалась на органы городского самоуправления. «Положение о начальных народных училищах» 1874 года определило их структуру, учебный план и уровень преподавания. По характеру руководства и внутренней структуре городские начальные школы мало отличались от земских, созданных этим же документом. [5]

Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным общеобразовательным учебным заведением. В это время возникли разные типы гимназий — реальные и классические.

 

Однако самого начала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была преобразована в шестиклассное училище без права для ее выпускников поступления в университет.

Развитие буржуазных отношений в России второй половины XIX века предъявило особые требования к высшему образованию — в связи с реформами этого периода необходимо было повысить образовательный ценз многочисленной армии чиновников. Остро встал вопрос о подготовке специалистов с техническим образованием, расширении научно-исследовательской работы университетов, создании новых высших учебных заведений. Университеты, помимо сугубо научного профилирования, давали и прикладные знания. На соответствующих факультетах изучалась медицина, механика и т. п. При университетах создавались клиники, лаборатории, научные библиотеки. Согласно уставу 1863 года, университеты признавались как самоуправляющиеся учреждения. Правительственный контроль был ослаблен. Университетские советы получали право решать все методические вопросы, определять учебную программу, распределять средства на учебные пособия, назначать стипендии студентам, рекомендовать к изданию научные работы, присуждать награды и медали. Устав 1863 года установил выборность ректора и деканов с последующим утверждением их попечителем учебного округа или министром просвещения. Устав 1863 года закрепил стабильную структуру университетов. Устав 1884 года и последующие правительственные мероприятия отрицательно сказались и на материальном положении студенчества. [6]

Информация о работе Специфические закономерности культуры России