Сознание: структура, развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:17, реферат

Описание работы

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

Содержание

Введение

1.Историческое развитие понятия сознание

2. Структура сознания

3. Общественное сознание

4. индивидуальное сознание

Заключение

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 31.13 Кб (Скачать)

    В структуре  общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое  и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй - идеологию.

    Обыденное сознание формируется стихийно в  повседневной жизни людей. Теоретическое  сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального  мира.

    Общественное  сознание выступает в различных  формах: общественно-политические взгляды  и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.

    Дифференциация  общественного сознания в современном  виде - результат длительного развития. Первобытному обществу соответствовало  примитивное, недифферинциированное  сознание. Умственный труд не был отделен  от физического и умственный труд был непосредственно вплетен  в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного  сознания, как мораль, искусство, религия. Затем, по мере развития человеческого  общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который  выделяется в особую сферу общественной деятельности.

    Рассмотрим  отдельные формы общественного  сознания:

    -- политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;

    -- правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;

    -- мораль - система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;

    - искусство - особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;

    - религия и философия - наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.

    Общественное  и индивидуальное сознание находятся  в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит  объективный характер.

    Каждый  индивид на протяжении всей своей  жизни через отношения с другими  людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного  сознания, хотя и относится к этому  влиянию не пассивно, а избирательно, активно.

    Общественные  нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и  функционирует по своим законам.

    Взгляды индивида, наиболее полно отвечающие интересам эпохи и времени, после  завершения индивидуального существования  становятся достоянием общества. Например, творчество выдающихся писателей, мыслителей, ученых и др. Индивидуальное сознание в этом случае, проявляющееся в  творчестве конкретного человека, приобретает  статус общественного сознания, пополняет  и развивает его, придавая ему  черты определенной эпохи.

    Сознание  невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение “субъект-объект”  не может породить сознания. Для  этого субъект должен быть включен  в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

    Общественное  сознание возникло одновременно и в  единстве с возникновением общественного  бытия. Природе в целом безразлично  существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня  и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

    Но, подчеркивая  единство общественного бытия и  общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая взаимосвязь общественного  бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности  реализуется таким образом, что, еслинранних этапах развития общества общественное сознание формировалось  под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это 

    воздействие приобретало все более опосредованный характер - через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все  более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного  воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается  в способности сознания правильно  отражать бытие.

    Сознание  как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и  того же процесса: в своем влиянии  на бытие оно может, как оценивать  его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать  его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически  сложившаяся функция общественного  сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного  устройства.

    Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное сознание может, как отставать, так и опережать  бытие в рамках закономерного  для данного общества эволюционного  процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного  стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного  сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл  его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного  отдельным человеком индивидуального  сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь  в обязательном принятии индивидом  исторически сложившихся форм духовного  освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.

    Индивидуальное  сознание.

    Индивидуальное  сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его  в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет  в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного  индивида. Это не исключает возможности  выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного  сознания.

    1. Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. Этот процесс назван в психологии и социологии интериоризацией. В механизме формирования индивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны: самостоятель-ное осознание субъектом бытия и усвоение им существу-ющей системы взглядов. Главное в этом процессе - не интериоризация взглядов общества; а осознание индиви-дом своей и общества материальной жизни. Признание интериоризации основным механизмом формирования индивидуального сознания ведет к преувеличению детер-минации внутреннего внешним, к недооценке внутренней обусловленности этой детерминации, к игнорированию способности индивида творить самого себя, свое бытие.Индивидуальное сознание - сознание человеческого индивида (первичное). Оно определяется в философии как субъективное сознание, так как оно ограничено во времени и пространстве.

    Индивидуальное  сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. 2 основных уровня индивидуального сознания:

    1. Начальный  (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием  на человека внешней среды,  внешнего сознания. Главные формы:  понятия и знания, в целом. Главные  факторы формирования индивидуального  сознания: воспитателная деятельность  окружающей среды, образовательная  деятельность общества, познавательная  деятельность самого человека.

    2. Вторичный  - «активный», «творческий». Человек  преобразует и организовывает  мир. С этим уровнем связано  понятие инителлекта. Конечным  продуктом этого уровня и сознания  в целом являются идеальные  объекты, возникающие в человеческих  головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий  элемент.

    Между первым и вторым уровнями существует промежуточный «полуактивный» уровень. Главные формы: феномен сознания - память, которая носит избирательный  характер, она всегда востребована; мнения; сомнения.

    Заключение

    Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие  от психического отражения, свойственного  животным, -- это отражение предметной действительности в ее отдельности  от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные  устойчивые свойства.

    В сознании образ действительности не сливается  с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как “предстоящее”  субъекту. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.

    Каждый  индивид на протяжении всей своей  жизни через отношения с другими  людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного  сознания, хотя и относится к этому  влиянию не пассивно, а избирательно, активно.

    Общественные  нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и  функционирует по своим законам.

    В конечном итоге общественное сознание трансформируется в индивидуальное мировоззрение.

    Список  литературы

    Семинарские занятия по философии: Учебник. Под  ред. К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.

    А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие  для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.

    Введение  в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.

    Основы  философии. Ч. 2. Социальная философия: Учеб. пособие. - Изд-во Том. ун-та. Перм. отд-ние, 1991. - 276 с.

    Философия: учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону «Феникс», 1998 - 576 с.

    Леонтьев  А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975

Информация о работе Сознание: структура, развитие