Сознание как идеальное отражение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:33, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы рассмотреть:
1. Роль общественного сознания в психическом развитии индивида.
2.Развитие функций психики на уровне сознания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ИНДИВИДА………………………………………………………5
ГЛАВА 1.1.ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ И ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ………………………………………………………………………5
ГЛАВА 2. КАЧЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ ПСИХИКИ ……………………………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2.2. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ПСИХИКИ НА УРОВНЕ СОЗНАНИЯ ……………………………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...21

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Благодаря коммуникативной функции сознания индивид как бы освобождается  от необходимости повторять в  своем развитии тот путь, который  прошло общество.

Конечно, общение не есть некоторый самостоятельный духовный процесс, независимый от жизни общества. Наоборот, оно необходимым образом детерминируется общественным развитием, прежде всего материальными условиями жизни общества (а значит, и отдельных индивидов). Этим определяется в конечном счете и развитие коммуникативной функции сознания.

Коммуникативная функция реализуется разными  способами. Ведущим среди них является речь, в которой в качестве основного средства используется исторически развивающийся язык.

В психологических исследованиях речи (и языка) большое внимание уделяется ее роли в процессах познания, в регуляции движений и действий; изучаются нейрофизиологические механизмы речи. Однако речевое общение как обмен знаниями, идеями и т. п. остается в стороне. Между тем без исследований процессов общения механизмы и законы развития речи вряд ли могут быть раскрыты.

Даже  такой миллионы раз повторяющийся  в повседневной жизни факт, как  «передача» при помощи речи образа от одного человека к другому, до сих пор остается «таинственным». Самый факт, казалось бы, прост: в процессе восприятия в голове одного человека формируется некоторый образ, он кодируется в речевом сообщении; это сообщение принимается другим человеком, в голове этого другого человека принятое сообщение как-то декодируется и воспроизводится «чужой» образ. Но как это происходит? Какие механизмы здесь действуют? В чем состоит кодирование и декодирование? Какие трансформации здесь осуществляются? От чего зависит точность воспроизведения? На все эти вопросы пока еще строго научных ответов нет.

Индивид усваивает опыт других людей, конечно, не только в речевом общении (хотя оно и является основным). Процесс  реального взаимодействия людей  развивается как сложнейшая система, включающая совместную деятельность, подражание, научение по наблюдению и многое другое. У нас научение по наблюдению впервые экспериментально начал исследовать Н. А. Рыков. В зарубежной психологии подобные исследования образовали специальное направление (Бандура, 1971).

Психологический аспект проблемы самосознания обстоятельно рассмотрен И. И. Чесноковой (1977). На основе обобщения многих исследований она показала, что развитие самосознания проходит те же стадии, которые проходит и познание человеком объективного мира, — от элементарных самоощущений к самовосприятиям, самопредставлениям, мнениям и понятиям о себе.

Самосознание  не является некоторым самостоятельным  процессом, существующим наряду или  параллельно с сознанием. Можно сказать, что одна из важнейших характеристик (свойств) сознания — рефлексивность. Самая возможность ее возникновения у индивида складывается в процессе познания окружающего мира (особенно общества), овладения исторически сложившимися деятельностями и способами общения с другими людьми, а соответственно и идеальной формой отражения. Рефлексивность сознания возникает только на уровне идеальной формы отражения действительности.

Рассматривая  проблему сознания, мы говорили о нем  как об особом уровне отражения. Однако не следует представлять дело так, что  сознание — это некоторый добавочный этаж, надстраивающийся над сенсорно-перцептивным, «представленческим» и словесно-логическим уровнями психического отражения. «Сознание — это не нечто над ощущением и мышлением стоящее, а через них осуществляемое, осмысленное отражение внешнего мира». Оно характеризует качество различных уровней психического отражения, их идеальную форму, усваиваемую индивидом в процессе его развития в обществе.

Будучи  отражением бытия, сознание (и общественное и индивидуальное) не является его прямым «сколком». Нельзя представлять себе дело так, что в каждый текущий момент сознание точно ему и соответствует. Это — не тень, прямым образом, однозначно повторяющая бытие. Сознание «совпадает» с бытием лишь в глобальном масштабе.

В процессе развития индивида формируется внутренняя связность его сознания, своеобразная, «собственная логика». Идеальная форма отражения дает субъекту относительную независимость от непосредственного момента. Его поведение в каждый данный момент определяется не только этим моментом, но также предшествующей историей и представлениями о будущем, замыслами, целями, помыслами, воспоминаниями, представлениями о принципах поведения, мировоззрением и т. д. Все это в целом образует то, что принято называть «внутренним миром» личности. Нужно отметить, что понятие «внутренний мир» иногда считается якобы несовместимым с понятием отражения. Однако в действительности он выступает именно как отражение, но сложно организованное, «накопленное» в течение жизни, включающее многие уровни глубины и полноты осознаваемого и неосознаваемого, эмпирических и теоретических обобщений и т. д. Именно внутренний мир характеризует уникальность каждой личности, ее своеобразие. Это своеобразие проявляется в более простых феноменах отражения лишь в той мере, в которой они связаны с внутренним миром личности.

Все основные характеристики индивидуального сознания: активность, идеальная форма отражения, рефлексивность и внутренняя связность  — формируются и развиваются  в процессе жизни индивида в обществе. Раскрыть объективные законы, которым подчиняется индивидуальное сознание (и внутренний мир личности), можно только на пути изучения развития индивида в обществе, как действительного субъекта деятельности, общения и познания. 
 
 
 
 

             ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В процессе развития индивида формируется внутренняя связность его сознания, своеобразная, "собственная логика". Идеальная форма отражения дает субъекту относительную независимость от непосредственного момента. Его поведение в каждый данный момент определяется не только этим моментом, но также предшествующей историей и представлениями о будущем, замыслами, целями, помыслами, воспоминаниями, представлениями о принципах поведения, мировоззрением и т. д. Все это в целом образует то, что принято называть "внутренним миром" личности. Нужно отметить, что понятие "внутренний мир" иногда считается якобы несовместимым с понятием отражения. Однако в действительности он выступает именно как отражение, но сложно организованное, "накопленное" в течение жизни, включающее многие уровни глубины и полноты осознаваемого и неосознаваемого, эмпирических и теоретических обобщений и т. д. Именно внутренний мир характеризует уникальность каждой личности, ее своеобразие. Это своеобразие проявляется в более простых феноменах отражения лишь в той мере, в которой они связаны с внутренним миром личности.

Все основные характеристики индивидуального сознания: активность, идеальная форма отражения, рефлексивность и внутренняя связность  — формируются и развиваются  в процессе жизни индивида в обществе. Раскрыть объективные законы, которым подчиняется индивидуальное сознание (и внутренний мир личности), можно только на пути изучения развития индивида в обществе, как действительного субъекта деятельности, общения и познания.

Сознание  современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных.

Сознанию  человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

На базе современных знаний можно подвести некоторые итоги. Итак:

  1. Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
  2. "Ядром" сознания, способом его существования является знание.
  3. Формирование сознания связано с возникновением труда.
  4. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.
  5. Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы – человеческого мозга.
  6. Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее, оно - единое целое.
  7. Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.
 

 

          СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Дубровский Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность. — М.: Канон+, 2007.— 368с.
  2. Куликов Л.В. Психология сознания / хрестоматия по психологии, СПб.: Питер, 2008. – 480 стр.
  3. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания / Е.В. Улыбина, М.: Смысл, 2009. – 24 стр.

Информация о работе Сознание как идеальное отражение