Сознание как идеальное отражение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:33, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы рассмотреть:
1. Роль общественного сознания в психическом развитии индивида.
2.Развитие функций психики на уровне сознания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ИНДИВИДА………………………………………………………5
ГЛАВА 1.1.ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ И ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ………………………………………………………………………5
ГЛАВА 2. КАЧЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ ПСИХИКИ ……………………………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2.2. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ПСИХИКИ НА УРОВНЕ СОЗНАНИЯ ……………………………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...21

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

         МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ     РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    РОССИЙСКИЙ  ГОССУДАРТСВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ     УНИВЕРСИТЕТ

             Филиал  в г. Чебоксары

      Факультет социальной работы

         Специальность «Психология»

      Кафедра гуманитарных дисциплин

     Дисциплина  «методологические основы психологии»

 

           КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

      Сознание  как идеальное  отражение

                   Выполнила: Е. В. Нестеренко

                                     Студентка 6 курса

                                     Группы  З – П1 – 06

                                     Проверила:

           Чебоксары, 2011

 

        СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ИНДИВИДА………………………………………………………5

ГЛАВА 1.1.ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ И ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ………………………………………………………………………5

ГЛАВА  2. КАЧЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ ПСИХИКИ ……………………………………………………………………………………..12

ГЛАВА 2.2. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ПСИХИКИ НА УРОВНЕ СОЗНАНИЯ  ……………………………………………………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………19

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             ВВЕДЕНИЕ 

Человек владеет прекрасным даром - разумом  с его пытливым полетом, как в  отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной  действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией, а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Существуют  различные историко-философские  толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание, прежде всего о собственном духовном опыте – это центр между первым и вторым. То есть сознание это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. В Новое время же человек отказывается от Бога. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт объявил, что акт "я мыслю" есть основание существования человека и мира.

Поскольку сознание – есть свойство материи, отраженный мир, то возникает вопрос – как этот мир существует в сознании? А.Г.Спиркин определяет сознание как идеальное отражение действительности превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни.

Отражение – это свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении своих свойств и состояний особенности других систем. Сознание – субъективный образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Образ предмета – это идеальная форма бытия предмета "в голове" человека. Это не означает, что в голове есть реальные признаки как такового (мыслимый огонь не жжет наш мозг, образ снега не делает его холодным), но содержит эти реальные признаки (жар и холод) как образ. В идеальной форме предмет лишается своего материального субстрата (носителя). Эта форма, которая заменяет любой материальный субстрат, сохраняет свойства, качества, сущность вещей и их связи. Условие идеального образа мира является физиологические материальные процессы, совершающиеся в мозгу и теле человека. Материальной основой психики человека, поэтому являются нейрофизиологические процессы в мозгу. От уровня структурной организации мозга зависит уровень его отражательных способностей. Бытие идеального носит функциональный характер и выступает как образ предмета и ценностное суждение, как цель и план деятельности и т.д.

Цель  данной контрольной работы рассмотреть:

    1. Роль общественного сознания в психическом развитии индивида.

     2.Развитие функций психики  на уровне сознания. 
 

ГЛАВА1. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ИНДИВИДА 

1.1 ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ И ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ. 

      Проблема  сознания, несомненно, принадлежит  в психологии к числу важнейших, если не является самой важной. Понять, как, каким образом, в силу каких законов беспомощное новорожденное человеческое существо, «комочек живой материи» превращается в сознательно действующего субъекта общественной жизни — это, пожалуй, самая главная и в то же время наиболее трудная задача психологической науки, так или иначе объединяющая всю ее проблематику.

      Психическое отражение в его субъективной форме возникает уже в животном мире. Сознание идеальное отражение, является исключительным достоянием общественного человека. Раскрыть источники, основания и движущие силы развития сознания в рамках изучения индивида (взятого сам по себе, т. е. натуралистические) в принципе невозможно. Как отмечает Э. В. Ильенков, «идеальное есть не индивидуально-психологический, тем более не физиологический факт, а факт общественно-исторический, продукт и форма духовного производства».

      Оно возникает и развивается в  процессе предметно-преобразующей деятельности общества. Более того, самая необходимость в нем создается этим процессом. «Без идеального образа человек вообще не может осуществлять обмен веществ между собой и природой, а индивид не может выступать действительным посредником между вещами природы, поскольку эти вещи вовлечены в процесс общественного производства. Идеальное как таковое рождается только процессом предметно-практической деятельности общественного человека, изменяющего природу. Оно вообще только и существует в ходе этого процесса и до тех пор, пока этот процесс длится, продолжается, воспроизводится в расширенных масштабах. Преобразующая деятельность общества потребовала особой формы отражения, обеспечивающего предвосхищение будущего ее результата, и эта форма возникла и развилась именно как идеальное отражение.

Однако, как показывают исследования П. К. Анохина  и его школы, в поведении животных также действует предвосхищающий механизм (акцептор результатов действия). Антиципация так или иначе обнаруживается на всех уровнях психического отражения. И если бы идеальное отражение исчерпывалось только этим моментом (предвосхищение результата), то его специфика была бы «растворена» в свойствах психического отражения вообще. Главное в идеальном определяется тем, что оно является общественно-историческим продуктом; в развитом обществе формируются и развиваются особые виды «духовной» деятельности (научной, художественной, идеологической и т. д.), специальным предметом которых является идеальное. Когда человек что-то «строит в своей голове», то он так или иначе пользуется теми приемами, способами и средствами работы с идеальными объектами (отражающими реальные объекты), которые сложились в ходе исторического развития человечества. Осознаваемые образы, которыми он оперирует, выступают в функции идеальной меры, овеществляемой впоследствии в предметно-практической деятельности. При этом далеко не всегда (более того, редко) идеальный образ, созданный каким-либо конкретным индивидом, овеществляется им же самим. Он может овеществляться (обычно это и бывает) в деятельности других людей. Иначе говоря, идеальное отражение как бы получает самостоятельное существование: человек может «отделить от себя» идеальный образ, овеществить его (например, в чертеже) и действовать с ним, не трогая до поры до времени самый объект, отраженный в этом образе. Эта относительная самостоятельность идеального отражения, различных видов общественного сознания имеет для понимания законов развития человеческой психики исключительное значение. Каждое новое поколение (и каждый принадлежащий ему индивид) застает не только сложившийся до него способ производства, но и определенную — сложившуюся также до него — систему общественных взглядов, идей, норм и т. д. Включаясь в жизнь общества, оно (и он) вместе с тем овладевает продуктами не только материального, но и духовного производства, материальной и духовной культурой общества.

Овладение идеальным планом жизни общества протекает, конечно, не как процесс непосредственного «духовного контакта». Идеальное становится доступным индивиду только потому, что оно овеществляется в чувственно-воспринимаемых формах. Решающая роль в этом принадлежит сложившейся  в общественно-трудовой деятельности людей языка. На основе языка и в связи с ним в истории человечества развились и другие способы овеществления идеального — знаковые системы.

Язык, как  и другие знаковые системы, — это  не просто заместитель реальных вещей. За ними стоит общественная практика, окристаллизованная в значениях.

Идеальное овеществляется не только в языке  и знаковых системах. Оно материализуется  вообще в любых продуктах человеческого  труда: в созданных людьми предметах, в покоящихся свойствах которых зафиксирована сознательная деятельность. Именно как продукты труда они обладают «идеальной стороной», которая раскрывается в актах их осознанного восприятия, понимания, действия с ними и т. д. Законы развития сознания как общественного, так и индивидуального, не могут быть выявлены без изучения развития промышленности (в широком смысле слова), языка (знаковых систем вообще) и социальных институтов. Сознание как идеальная форма отражения бытия имеет реальный смысл только в обществе и для общества; результаты идеального отражения, возникая в процессе общественной жизни, диктуемые ее потребностями, рано или поздно в ней же и воплощаются, реализуются, овеществляются в продуктах человеческой деятельности.

Будучи  общественным по своей сути феноменом, сознание существует не над индивидами, и не между ними, и не помимо них, а в их головах. Общественные идеи, взгляды, настроения и т. п. — это не нечто «витающее» над людьми, а формирующиеся в процессе развития общества идеи, взгляды, настроения конкретных людей, живущих и действующих в конкретных исторических условиях.

Здесь возникает принципиально важная проблема соотношения общественного и индивидуального сознания. К сожалению, она пока еще разрабатывается недостаточно, не исследовано соотношение между различными видами общественного сознания и общественной психологией, так же как и соотношение между общественным, обыденным и индивидуальным сознанием. Между тем отсутствие четкого понимания всех этих соотношений затрудняет разработку строго научной психологической теории сознания.

Не вдаваясь в рассмотрение этой проблемы (она должна была бы составить предмет специального исследования), отметим только, что индивидуальное сознание, которое интересует психологию прежде всего, формируется и развивается в неразрывной связи с сознанием общественным.

Нужно отметить, что в психологии, исследуя процесс развития сознания индивида (и его психики в целом), иногда ограничиваются рассмотрением этого процесса лишь в связи с узко понимаемой (часто — только как предметно-практическая) деятельностью индивида. Вопрос же о роли общественного сознания при этом остается в тени. Однако жизнь показывает, что общественное сознание является мощным фактором онтогенетического развития психики. Различные виды (формы) общественного сознания так или иначе включаются в систему детерминации психического развития индивида, существенно влияя на формирование его мировоззрения, социальных установок, субъективно-личностных отношений, его сознания в целом, регулируя поведение индивида в обществе. Развитое общество создает специальные органы, основной задачей которых является целенаправленное формирование сознания индивидов как сознания общественного. Это прежде всего система образования, литература, искусство, идеологические организации и т. д. В современных условиях все большее значение для решения этой задачи приобретают средства массовой информации. К сожалению, с точки зрения их роли в психическом развитии человека эти средства исследуются недостаточно. Нам представляется, что сейчас назрела настоятельная необходимость разработки и реализации такой программы психологических исследований, которая позволила бы выявить реальное значение всей системы средств и способов общественного воздействия на индивидов в формировании и развитии их сознания (и психики в целом). Без таких исследований невозможно понять, как индивид овладевает идеальной формой отражения, каким образом формируется и развивается его духовная жизнь.

Подчеркивая роль общественного сознания в психическом  развитии индивида, необходимо при  этом иметь в виду, что она может быть раскрыта только в контексте изучения его жизнедеятельности, индивидуального бытия в целом. Индивид овладевает идеальной формой отражения в процессе реального включения в жизнь общества; как человек, он не может существовать вне этой жизни, вне системы общественных отношений.

Проблема  индивидуального уровня общественного  бытия человека продуктивно исследуется  Абульхановой - Славской, которая показала, что сознание порождается и формируется  как «психологический механизм»  включения индивидуального бытия в жизнь общества и вместе с тем общественного бытия в жизнь индивида. Развитие индивида как члена общества необходимым образом предполагает и развитие его сознания, т. е. идеальной формы отражения бытия. Не овладев этой формой, он не может развиваться как человек, как член общества, как личность. Довольно широкое распространение получил подход, утверждающий в качестве основных способов (или механизмов) социального развития индивида подражание, заражение, внушение и убеждение. В отечественной психологии первыми, кто начал исследовать эти способы, были Бехтерев, Плеханов и др.

Информация о работе Сознание как идеальное отражение