Сознание и самосознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно,
многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения
множества наук, среди которых философия.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо
определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с
окружающей действительностью предполагает выяснение

Содержание

I. Сознание

1. Понятие сознания и его определение
2. Отличительные черты психики и сознания
3. Структура и источники сознания
4. Функции сознания
5. Активность сознания
6. Общественная природа сознания

Ш. Самосознание

1. Понятие самосознания
2. Структура и формы самосознания
3. Предметность и рефлексивность самосознания

Работа содержит 1 файл

Сознание самосознание.docx

— 29.52 Кб (Скачать)

сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно  понять

действительность и, сообразуясь  с этим, управлять своими поступками.

Сознательность -  неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой

личности. Возможность понимания  последствий поступка резко снижена  и даже

отсутствует полностью у  детей, а также  у душевнобольных. Сознательность

суть нравственно-психологическая  характеристика действий личности, которая

основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и

целей.

    Однако самосознание  – это не только разнообразные  формы и уровни

самопознания. Это также  всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание

предполагает сопоставление  себя с определенным, принятым данным человеком

идеалом «я», вынесение некоторой  самооценки – как следствие –  возникновение

чувства удовлетворения или  же неудовлетворения собой. «Зеркало» в котором

человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к

себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, - общество

других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних

потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной

практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.

 

 

 

           3. Предметность и рефлексивность самосознания

 

 

    Самосознание существует  не только в различных формах  и на разных

уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Когда человек

воспринимает какую-то группу предметов, то с этим необходимо связано

осознание «схемы тела», места, которое занимает его тело в системе  других

предметов и их пространственных и временных характеристик, осознания

отличия сознания этого человека от воспринимаемых им предметов и  т.д.

Однако все эти факты  сознания находятся в данном случае не в его «фокусе»,

а как бы на его «периферии». Непосредственно сознание человека нацелено на

внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс

не входят непосредственно  в круг предметов его сознательного  опыта.

Самосознание в этом случае выражается как бы «неявным» образом.

    Явные формы  самосознания, когда те или иные  феномены сознания

становятся предметом  специальной аналитической деятельности субъекта, носят

название рефлексии.  Рефлексия - размышление личности о самой  себе, когда

она вглядывается в сокровенные  глубины, своей внутренней духовной жизни. Не

рефлексируя, человек не может  осознать того, что происходит в  его душе, в

его внутреннем духовном мире. Уровни рефлексии, могут быть весьма

разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над

смыслом своего бытия, его  нравственным содержанием. Важно отметить, что

рефлексия – это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а

всегда одновременно и  переделка самого человека, попытка  выйти за границы

того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия  над

состояниями сознания, особенностями  той или иной личности всегда возникает

в контексте сознаваемой  или несознаваемой задачи перестройки  системы

сознания и личности. Когда  человек сознает себя как «я»  с такими-то

особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые  до того текучие

и как бы «распыленные»  моменты своей психической жизни. Человек рефлективно

анализирует себя в свете  того или иного идеала личности, выражающего его

тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует  себя, пытается дать

отчет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни,

стремится заглянуть в  тайники собственного сознания, он тем самым хочет как

бы «обосновать» себя, лучше укоренить систему собственных жизненных

ориентиров, от чего-то в себе навсегда отказаться, в чем-то еще  более

укрепиться. В процессе и  результате рефлексии происходит изменение  и

развитие индивидуального  сознания.

    Не следует,  однако, думать, что образ самого  себя, который творит

человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету –

реальному человеку и его  сознанию. Между ними может существовать разрыв,

возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного

самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и  в

элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении

личности.

    Важно подчеркнуть,  что самосознание не только  возникает в процессе

совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с

отношением к себе с  «точки зрения другого», но и что  оно постоянно

проверяется, корректируется, исправляется и развивается в  ходе включения

человека в систему  межчеловеческих отношений.

 

 

 

                       IV.  Заключение

 

    В заключении  подведем итоги проделанной работы.

    Сознание –  это высшая форма отражения  мира, свойственная только

человеку. Оно связано  с членораздельной речью, логическими  обобщениями,

абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея

многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым.

    Итак, сознание  выступает как ключевое, исходное  философское понятие для

анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их

единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его

взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.

    Самосознание является  частью сознания, а точнее его  особой формой.

Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя,

своего Я от окружающего  мира. Самосознание— это  осознание человеком своих

действий, чувств, мыслей, мотивов  поведения, интересов, своего, положения  в

обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального

самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью  человек оценивает

себя, свое место в жизни  и обществе, свои поступки.

     Самосознание  возникло  не в качестве духовного  зеркала для праздного

самолюбования человека. Оно  появилось в ответ на зов общественных условий

жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения

оценивать свои поступки, слова  и мысли с позиции определенных социальных

норм.

    Феномен самосознания, который кажется чем-то очень  простым и очевидным,

в действительности оказывается  очень сложным, многообразным, находящимся  в

весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся

в процессе включения человека в систему коллективной практической

деятельности и меж  человеческих отношений.

    Несмотря на  огромные усилия, затраченные философией  и другими науками,

проблема человеческого  сознания (индивидуального и общественного) далека от

своего решения. Много  неясного таят в себе механизмы, функции, состояния,

структура и свойства сознания, его взаимоотношениями с деятельностью

индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно

подчеркнуть, что вопрос о  взаимоотношении сознания и бытия  не сводится к

вопросу о первичности  и вторичности, хотя и исходит  из этого. Изучение

отношения сознания и бытия  включает исследование всех многообразных  и

исторически  меняющихся типов и форм, т.е. в некотором  роде это «вечный

вопрос». «Вечный» в том  смысле, что развитие форм и человеческой

жизнедеятельности, прогресс  науки и культуры постоянно усложняют  и

изменяют конкретные формы  отношения сознания и бытия и  ставят множество

проблем перед философской  мыслью.

 

 

 

                  Список литературы:

 

  1.   Тугаринов В.П. Философия сознания.  Москва 1971г.

  2.  Спиркин А.Г.   Философия. Москва 1998г.

  3.   Георгиев Ф.И.  Сознание, его происхождение и  сущность. Москва 1967г.

  4.  Введение в философию.  Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2.

        Политиздат 1989г.

  6.  Алексеев П.В., Панин  А.В.  Философия.   Москва 1999г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовый контроль знаний

 

1. Относительно устойчивая  совокупность всех представлений  человека о самом себе, связанная  с самооценкой, называется в  психологии:

личность

сознание

«Я-концепция»

структура самосознания

 

2. Грезоподобное нарушение сознания, сопровождающееся состояниями зачарованности или эйфории, называется:

онейроидом

делирием

аменцией

тупором

сумеречным расстройством  сознания

 

3. Онейроидное помрачнение сознания представляет собой:

пароксизмальное помрачнение  сознания

иллюзорно-галлюцинаторное  помрачнение сознания

сумеречное помрачнение  сознания

сновидно-фантастическое помрачнение сознания

 

4. Особая форма психического  отражения у человека, интегрирующая  в себе все другие процессы, обеспечивая их взаимодействие, т.е. последовательность, непрерывность  и целенаправленность их протекания.

мышление

бессознательное

сознание

чувства

 

5. В философии понятия  «сознание» и «душа» рассматриваются  как две основные разновидности  бытия. В рамках какого философского  направления душа является сущностью,  началом любого предмета живой,  а иногда и не живой природы,  рассматривается как причина  жизни, дыхания, познания.

материализм

идеализм

дуализм

стоицизм

 

6. Какое философское течение  признавало существование не  одного, а двух начал: материального  и идеального, которые независимы, вечны, не сводимы и не выводимы  друг из друга - развиваются  по своим законам, хотя и  взаимодействуют. 

материализм

идеализм

дуализм

стоицизм

 

7. Какие факторы стали  решающими для формирования сознания.

возникновение государственного общества

изготовление орудий труда

неблагоприятные природные  условия

появление языка и речи

 

8. Основные компоненты  сознания.

предметное сознание - совокупность знаний человека об окружающем мире

самосознание

адекватные эмоциональные оценки и переживания в отношениях с  окружающим миром

целеполагание

 

 

10.Какой этап бодрствования  не связан с творчеством и  не окрашен особыми эмоциями?

нормальное бодрствование

напряженное бодрствование

расслабленное бодрствование

 

11.На каком этапе происходит  переход ко сну на фоне внутреннего  созерцания?

нормальное бодрствование

напряженное бодрствование

расслабленное бодрствование


Информация о работе Сознание и самосознание