Современные психологические теории личности

Автор: Оксана Кузовова, 05 Октября 2010 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

Термин “личность” имеет разные значения. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.
Личность – это понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто подвести под слово “личность” концептуальное определение. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько, сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.
Понятие “характер” означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер – качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Это каркас и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека.
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Термин “личность” имеет разные значения. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.
Личность – это понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто подвести под слово “личность” концептуальное определение. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько, сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.
Понятие “характер” означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер – качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Это каркас и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека.
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 3
Зигмунд Фрейд: Психодинамическое направление в теории
личности…………………………………………………………. 4
Карл Густав Юнг: Аналитическая теория личности…………… 5
Альфред Адлер: Индивидуальная теория личности…………… 6
Эриксон, Корни: Теории личности в эго-психологии…………. 8
Олпорт, Кеттел, Айзенек: Диспозициональное направление…. 10
Абрахам Маслоу: Гуманистическое направление……………… 12
Карл Роджерс: Феноменологическое направление…………….. 13
Эрих Фромм: Типологические модели социальных характеров.. 14
Кречмер: Типологическая модель……………………………….. 15
Леонгард: Типологические модели акцентуаций характера
и психопатий………………………………………………………. 16
11. Беррес Фредерик Скиннер: научающее-бихивиоральное
направление……………………………………………………….. 16
Альберт Бандура: Социально-конгитивная теория личности….. 20
Заключение…………………………………………………………….. 24
Список используемой литературы……………………………………. 25 Введение…………………………………………………………….. 3
Зигмунд Фрейд: Психодинамическое направление в теории
личности…………………………………………………………. 4
Карл Густав Юнг: Аналитическая теория личности…………… 5
Альфред Адлер: Индивидуальная теория личности…………… 6
Эриксон, Корни: Теории личности в эго-психологии…………. 8
Олпорт, Кеттел, Айзенек: Диспозициональное направление…. 10
Абрахам Маслоу: Гуманистическое направление……………… 12
Карл Роджерс: Феноменологическое направление…………….. 13
Эрих Фромм: Типологические модели социальных характеров.. 14
Кречмер: Типологическая модель……………………………….. 15
Леонгард: Типологические модели акцентуаций характера
и психопатий………………………………………………………. 16
11. Беррес Фредерик Скиннер: научающее-бихивиоральное
направление……………………………………………………….. 16
Альберт Бандура: Социально-конгитивная теория личности….. 20
Заключение…………………………………………………………….. 24
Список используемой литературы……………………………………. 25

Работа содержит 1 файл

Психологические теории личности КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

      Лептосоматик  – характеризуется хрупким телосложением  высоким ростом, плоской грудной  клеткой; плечи узкие, нижние конечности – длинные и худые;

        Пикник – человек с выраженной  жировой тканью, чрезмерно тучный. характеризуется малым или средним  ростом, расплывающимся туловищем  с большим животом и круглой  головой на короткой шее;

        Атлетик – человек с развитой  мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра;

        Диспластик –  люди с бесформенным, неправильным строение; индивиды  этого типа характеризуются различными  деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное  телосложение).

      С названными типами строения тела Кречмер  соотносит два главных типа темперамента, которые он называет шизотимический и циклотимический. Шизотимик имеет  астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, мало податлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. Циклотимик имеет пикническое телосложение, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

      Кречмер развивает свою теорию темпераментов, отдельно выделяя таблицей “специальные дарования”, свойственные полноценным социальным вариантам темпераментов. Например, поэт-циклотимик для него “реалист, юморист”, а шизотимик – скорее романтик, художник формы. Подобным образом разделяет он характеры исследователей и вождей.

      Теория  Э. Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная в 40-х годах прошлого столетия.  

    10. Леонгард: Типологические модели акцентуаций

    характера и психопатий 

      Типологическая  модель К. Леонгарда включает в себя 10 типов акцентуированных личностей. Они разделены на 2 группы:

        акцентуации характера (демонстративный,  педантичный, застревающий, возбудимый);

      акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно- боязливый, циклотимический, аффективный).

      Леонгард  считает, что люди отличаются не только акцентуированными чертами, но и  особенностями, индивидуальными чертами. Черты, определяющие индивидуальность, относятся к разным психическим  сферам: к сфере направленности интересов и склонностей;к сфере чувств и воли;к сфере ассоциативно-интеллектуальной. 

11. Беррес Фредерик  Скиннер: научающее-бихивиоральное       направление

      Скиннер не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение. Он считал такой подход пережитком примитивного анимизма. Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей.

      При рассмотрении скиннеровского подхода к личности следует различать две разновидности поведения: респондентное и оперантное.

      Респондентное поведение подразумевает характерную  реакцию, вызываемую известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени. Также респондентное поведение обычно влечет за собой рефлексы, включающие автономную нервную систему. Однако респондентному поведению можно и научить.

      Респондентное поведение - это скиннеровская версия павловского, или классического  обусловливания. Он также называл его обусловливание типа С, чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее. Однако Скиннер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзя объяснять в терминах классического обусловливания. Напротив, он делал акцент на поведении, не связанном с какими-либо известными стимулами.

        Оперантное поведение (вызванное  оперантным научением) определяется  событиями, которые следуют за  реакцией. То есть за поведением  идет следствие, и природа этого  следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Скиннер понимал, что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.

      Если  последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается. Когда  это происходит, говорят, что последствия  подкрепляются, и оперантные реакции, полученные в результате подкрепления (в смысле высокой вероятности его появления) обусловились. Сила позитивного подкрепляющего стимула, таким образом, определяется в соответствии с его воздействием на последующую частоту реакций, которые непосредственно предшествовали ему.

      И напротив, если последствия реакции  не благоприятны и не подкреплены, тогда  вероятность получить оперант уменьшается.

      С точки зрения Скиннера, в основном поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами. Два наиболее типичных метода аверсивного контроля - это наказание и негативное подкрепление. Эти термины часто используются как синонимы для описания концептуальных свойств и поведенческих эффектов аверсивного контроля. Скиннер предложил следующее определение: "Вы можете различать наказание, при котором происходит аверсивное событие, пропорциональное реакции, и негативное подкрепление, в котором подкреплением является устранение аверсивного стимула, условного или безусловного".

      Так как Скиннер отрицал интрапсихическое объяснение поведения, его концепция  человека радикально отличается от концепций  большинства персонологов. Кроме  того, его основные положения о  человеческой природе четки и  определенны. Позиция Скиннера, касающаяся этих положений, показана на схеме.

     Позиция Скиннера по девяти основным положениям, касающимся природы  человека.

  Сильная Умеренная Слабая Средняя Слабая Умеренная Сильная  
Свобода               Детерминизм
Рациональность Не  применимо   Иррациональность
Холизм               Элементализм
Конституционализм               Инвайронментализм
Изменяемость               Неизменность
Субъективность               Объективность
Проактивность               Реактивность
Гомеостаз Не  применимо Гетеростаз
Познаваемость               Непознаваемость

      Свобода - детерминизм. По Скиннеру, мы, люди, абсолютно зависимы от нашего прошлого опыта. Более точно, наше поведение есть продукт предшествующих подкреплений, мы делаем то, что уже было подкреплено в прошлом. Индивидуальные различия в поведении происходят исключительно в результате различного прошлого подкрепления, .

      Рациональность - иррациональность. Скиннер рассматривал организм человека как "черный ящик". То, что в ящике могут протекать рациональные и/или иррациональные процессы, может быть интересной гипотезой - но ни та, ни другая возможности не имеют ничего общего с объяснением поведения человека. Наоборот, поведение является только функцией его последствий или правомерных отношений стимул - реакция.

      Холизм - элементализм. Скиннер рассматривал "личность" только как набор форм поведения, которые характерны для данного человека. Эти формы поведения могут быть в дальнейшем редуцированы до специфических реакций - всех, которые приобретены посредством научения. Следовательно, личность индивида состоит из относительно сложных, но тем не менее независимо приобретенных реакций. Чтобы понять поведение, нам нужно только понять опыт прошлого научения человека.

      Конституционализм - инвайронментализм. С точки зрения Скиннера, человек в высшей степени зависит от непостоянства окружения; характерные способы, с помощью которых он обучается поведению (личность), проистекают исключительно из ситуационно обоснованных возможностей подкрепления (научение).

      Изменяемость - неизменность. В утверждениях Скиннера нет двусмысленности: он был строгим приверженцем точки зрения, что поведение человека может меняться в течение жизни. Он не соглашался с большинством психологов-эволюционистов в том, какие условия и факторы провоцируют изменение поведения. "Психологический рост - это не свободно протекающий процесс, проявляющийся у индивида". По Скиннеру, в течение жизни поведение людей может меняться под воздействием меняющегося окружения - так как подкрепляющие особенности в окружении разные, то под их прямым контролем формируется разное поведение.

      Субъективность - объективность. Точка зрения Скиннера на организм как на закрытый ящик предполагает несомненную приверженность положению объективности. Скиннер доказывал, что деятельность человека можно объяснить только с позиций объективных отношений стимул-реакция.

      Проактивность - реактивность. В описании Скиннером поведения человека в терминах стимул-реакция-подкрепление подчеркивается основополагающее положение реактивности. Реактивность наиболее ясно просматривается в классическом обусловливании, где реакции автоматически запускаются стимулами, непосредственно предшествующими им во времени.

      Гомеостаз - гетеростаз. Каждая из двух полярных точек этого континуума относится к природе и свойствам внутренних мотивационных состояний, которые, вероятно, являются причиной поведения. Человек действует, чтобы уменьшить внутреннее напряжение или для личностного роста и самоактуализации. По Скиннеру, не нужно размышлять о свойствах таких гипотетических внутренних состояний, потому что они не имеют отношения к объяснению поведения. Только внешние факторы несут ответственность за поведение

      Познаваемость - непознаваемость. Он настаивал на том, что поведение определяется внешними, объективными факторами, что эти факторы можно выделить с помощью соответствующим образом поставленного эксперимента и что, следовательно, все поведение (природа) человека, в конечном счете, познаваемо научными методами.

      Хотя  изучать поведение трудно, Скиннер  утверждал, что наука все же может  это делать, только исследователям нужно избавиться от мифологического представления, что люди свободны и что существуют внутренние факторы, ответственные за их действия.

      Научающе-бихевиоральный подход к личности, поддержанный Б.Ф. Скиннером, касается открытых действий людей в соответствии с их жизненным  опытом. Скиннер утверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением.  

12. Альберт Бандура: Социально-конгитивная теория личности

      Бандура описывает психологическое функционирование человека  терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающей среде факторов. В его концепции люди не зависят целиком от внешних сил и не являются свободными существами. Большое значение придается обоюдному взаимодействию поведенческих реакций и факторов окружения: динамическому процессу с когнитивной составляющей регулирования деятельности.

      Основная  теоритическая концепция Бандуры  – моделирование. Ключевое положение  – моделирование генерирут обучение посредством своей информационной функции. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами: процессами внимания, сохранеия, двигательного воспроизведения, мотивации.

      Социально-когнитивная  теория личности отражает:

      Строгую приверженность положениям рациональности, инвайронментализма, изменяемости и познаваемости;

Информация о работе Современные психологические теории личности