Автор: Оксана Кузовова, 05 Октября 2010 в 11:20, контрольная работа
Термин “личность” имеет разные значения. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.
Личность – это понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто подвести под слово “личность” концептуальное определение. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько, сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.
Понятие “характер” означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер – качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Это каркас и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека.
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Термин “личность” имеет разные значения. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.
Личность – это понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто подвести под слово “личность” концептуальное определение. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько, сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.
Понятие “характер” означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер – качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Это каркас и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека.
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д.
Введение…………………………………………………………….. 3
Зигмунд Фрейд: Психодинамическое направление в теории
личности…………………………………………………………. 4
Карл Густав Юнг: Аналитическая теория личности…………… 5
Альфред Адлер: Индивидуальная теория личности…………… 6
Эриксон, Корни: Теории личности в эго-психологии…………. 8
Олпорт, Кеттел, Айзенек: Диспозициональное направление…. 10
Абрахам Маслоу: Гуманистическое направление……………… 12
Карл Роджерс: Феноменологическое направление…………….. 13
Эрих Фромм: Типологические модели социальных характеров.. 14
Кречмер: Типологическая модель……………………………….. 15
Леонгард: Типологические модели акцентуаций характера
и психопатий………………………………………………………. 16
11. Беррес Фредерик Скиннер: научающее-бихивиоральное
направление……………………………………………………….. 16
Альберт Бандура: Социально-конгитивная теория личности….. 20
Заключение…………………………………………………………….. 24
Список используемой литературы……………………………………. 25 Введение…………………………………………………………….. 3
Зигмунд Фрейд: Психодинамическое направление в теории
личности…………………………………………………………. 4
Карл Густав Юнг: Аналитическая теория личности…………… 5
Альфред Адлер: Индивидуальная теория личности…………… 6
Эриксон, Корни: Теории личности в эго-психологии…………. 8
Олпорт, Кеттел, Айзенек: Диспозициональное направление…. 10
Абрахам Маслоу: Гуманистическое направление……………… 12
Карл Роджерс: Феноменологическое направление…………….. 13
Эрих Фромм: Типологические модели социальных характеров.. 14
Кречмер: Типологическая модель……………………………….. 15
Леонгард: Типологические модели акцентуаций характера
и психопатий………………………………………………………. 16
11. Беррес Фредерик Скиннер: научающее-бихивиоральное
направление……………………………………………………….. 16
Альберт Бандура: Социально-конгитивная теория личности….. 20
Заключение…………………………………………………………….. 24
Список используемой литературы……………………………………. 25
Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый социальный интерес, а именно внутреннюю тенденцию человека к участию в создании идеального общества.
Центральным
понятием всей теории Альфреда Адлера
является творческое “Я”. В этом понятии
воплощается активный принцип человеческой
жизни; то, что придаёт ей значимость;
то, под чьим влиянием формируется стиль
жизни. Эта творческая сила отвечает за
цель жизни человека и способствует развитию
социального интереса.
4. Эриксон, Корни: Теории личности в эго-психологии
В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся: акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении жизни человека; упор на психически здорового человека; особая роль идентичности; сочетание клинических наблюдений с изучением культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.
Эго-психология
Эриксона считается развитием
Центральным для его теории развития эго является эпигенетический принцип. Согласно ему, человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего пути. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей принимается одобрительно, общество способствует сохранению этой тенденции, поддержанию её темпа и последовательности развития.
Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности:
Карен Хорни отвергла положение Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия мужчин и женщин, утверждая, что решающим фактором в развитии личности является характер социальных отношений между родителями и ребёнком. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности, это приводит к возникновению базальной враждебности, а та ведёт к возникновению базальной тревоги – основе невроза. Базальной тревогой она назвала ощущение беспомощности во враждебном мире.
Хорни описала десять невротических потребностей, которые люди используют с целью совладения с недостатком безопасности и беспомощностью, порождёнными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики опираются на одну потребность при реагировании на различные ситуации. Десять невротических потребностей следующие: в любви и одобрении; в руководящем партнёре; в чётких ограничениях; во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в самодостаточности и независимости; в безупречности и неопровержимости.
Хорни
разделила список потребностей на три
категории, каждая из которых представляет
стратегию оптимизации
5. Олпорт, Кеттел, Айзенек: Диспозициональное направление
В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде. С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, что личные диспозиции, в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно, осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Он считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.
Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; наконец, проприативное стремление.
Следующий
представитель
Теория типов личности Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представляют собой множества, в которых между двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Айзенк подчёркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории. По Айзенку, в основе структуры личности лежат два главных типа (суперчерты): интроверсия – экстраверсия и стабильность – нейротизм, представляемой в виде «круга Айзенка».
Круг Айзенка.
| |
тревожный, ригидный, пессимистичный, сдержанный, необщительный, тихий |
чувствительный, возбудимый, беспокойный, изменчивый, агрессивный, импульсивный, оптимистичный,
активный, холерик (экстраверсия) |
флегматик пассивный, осмотрительный, рассудительный, доброжелательный, миролюбивый, управляемый, надежный, ровный, спокойный, стабильный. |
сангвиник общительный, контактный, разговорчивый, отзывчивый, непринужденный, жизнерадостный, не склонный к беспокойству, склонный к лидерству. |
|
Рассмотрены
явные особенности поведения, являющимися
результатом комбинаций этих двух типов.
Также рассматривается третья суперчерта:
психотизм – сила суперэго. При этом Айзенк
придаёт большое значение генетическому
фактору. Им было разработано несколько
вопросников для оценки трёх основных
суперчерт.
Термин “гуманистическая психология” определён группой психологов во главе с Абрахамом Маслоу. Маслоу назвал свой подход - психологией третьей силы, противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической концепции свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных принципов выдвигается трактовка личности как единого целого, бесполезность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, акцент на изучение психического здоровья.
Теория Маслоу описывает мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (основные) потребности должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высшего порядка станут доминантой побудительных сил в поведении человека.
Иерархия
потребностей по Маслоу.
Маслоу различал два типа мотивов у человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Первые направлены на снижение напряжения, а вторые – на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу предположил, что оба рода мотивов биологически заложены в людях.
Им
было выделено несколько метапотребностей
(например, истина, красота или справедливость),
с помощью которых он описал самоактуализирующихся
людей. Неудовлетворение метапотребностей
должно вызывать метапатологии (например,
апатия, цинизм и отчуждение).
В феноменологическом направлении психологии личности, разработанном Карлом Роджерсом, центральное место занимает положение, что поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Также подразумевается, что люди способны строить свою судьбу и по своей сути являются целеустремлёнными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися.
С точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность – личный мир переживаний человека. Центральное место в этом мире принадлежит Я-концепции. Элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание. Роджерс утверждал, что большей частью люди ведут себя в соответствии со своей Я-концепцией. Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между ней и общим организмическим переживанием, и тогда он пытается защитить целостность Я с помощью искажения или отрицания восприятия.
Роджерс
важное место уделяет открытости
переживанию (способности человека
переживать то, что происходит внутри
него, без чувства угрозы), организмическому
доверию (способности полагаться на
внутренние переживания и чувства как
на основу для принятия важных решений),
эмпирической свободе (субъективному
чувству того, что можно жить именно так,
как хочешь). Также среди характеристик
полноценно функционирующего человека
– креативность, то есть творческая способность,
способность продуцировать новые идеи,
результаты и способы решения проблем.
Эрих
Фромм продолжил
Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих человеку: в установлении связей; в преодолении; в корнях; в идентичности; в системе взглядов и преданности.
Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей.
Непродуктивные типы характера:
рецептивный (сентиментальный,
эксплуатирующий (человек, который добивается от других желаемого силой и обманом),
накапливающий (скупой, упрямый и ориентированный на прошлое)
рыночный
(человек, определяющий себя как товар,
который можно выгодно продать/
Продуктивный
характер только один; согласно Фромму,
он представляет собой цель развития человечества,
и в его основе лежат разум, любовь и труд.
Этот тип независимый, честный, спокойный,
любящий, творческий и совершающий социально-полезные
поступки.
9. Кречмер: Типологическая модель
Существует целый ряд концепций, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных типологий. Наибольшее распространение получила типологическая модель, предложенная Э.Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу “Строение тела и характер”. Главная идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа:
Информация о работе Современные психологические теории личности