Автор: Jannet Dark, 04 Декабря 2010 в 14:51, контрольная работа
Термин “личность” имеет разные значения. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.
Личность – это понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто подвести под слово “личность” концептуальное определение. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько, сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.
Введение…………………………………………………………….. 3
Зигмунд Фрейд: Психодинамическое направление в теории личности…………………………………………………………. 4
Карл Густав Юнг: Аналитическая теория личности…………… 5
Альфред Адлер: Индивидуальная теория личности…………… 6
Эриксон, Корни: Теории личности в эго-психологии…………. 8
Олпорт, Кеттел, Айзенек: Диспозициональное направление…. 10
Абрахам Маслоу: Гуманистическое направление……………… 12
Карл Роджерс: Феноменологическое направление…………….. 13
Эрих Фромм: Типологические модели социальных характеров.. 14
Кречмер: Типологическая модель……………………………….. 15
Леонгард: Типологические модели акцентуаций характера
и психопатий
Беррес Фредерик Скиннер: научающее-бихивиоральное направление……………………………………………………….. 16
Альберт Бандура: Социально-конгитивная теория личности….. 20
Заключение…………………………………………………………….. 24
Список используемой литературы……………………………………. 25
Умеренную приверженность лементализму;
Среднюю позицию по положениям свобода-детерминизм, субъективность- объективность, проактивность-реактивность.
Позиция Бандуры по девяти основным положениям, касающимся человеческой природы.
Сильная | Умеренная | Слабая | Средняя | Слабая | Умеренная | Сильная | ||
Свобода | Детерминизм | |||||||
Рациональность | Иррациональность | |||||||
Холизм | Элементализм | |||||||
Конституционализм | Инвайронментализм | |||||||
Изменяемость | Неизменность | |||||||
Субъективность | Объективность | |||||||
Проактивность | Реактивность | |||||||
Гомеостаз | Не применимо | Гетеростаз | ||||||
Познаваемость | Непознаваемость |
Свобода - детерминизм. Позиция Бандуры по этому положению находится посередине между крайними полюсами свободы и детерминизма. Ключ к пониманию его позиции лежит в концепции взаимного детерминизма, непрерывной взаимосвязи поведения, личности и окружения во всех видах человеческой деятельности.
Следовательно, с точки зрения социально-когнитивной теории, люди до некоторой степени могут контролировать свое поведение.
Рациональность - иррациональность. Бандура отдает приоритет сознательному мышлению над бессознательными детерминантам поведения. Он полагает, что люди приходят к рациональным решениям, сковываясь на предположениях о том, как их действия будут влиять на обстоятельства. Рационализм особенно очевиден в акценте Бандуры на моделировании или научении через наблюдение.
Холизм - элементализм. Нигде в теории Бандуры, например, нет глобального конструкта поведения (такого как психическая структура «Я» или «Я-концепция» в феноменологической теории).
Конституционализм - инвайронментализм. Работа Бандуры в основном касается социальной структуры и процессов научения, при помощи которых факторы окружения влияют на поведение. В соответствии с доктриной Бандуры о взаимном детерминизме они воздействуют на окружение в той же мере, в какой окружение действует на них.
Изменяемость - неизменность. В теории Бандуры люди, становясь более зрелыми, приобретают значительно больше возможностей изменять поведение с помощью самоподкрепления и организации окружения так, чтобы получить больше позитивных подкреплений. Люди регулируют внешние стимулы для желаемого поведения, они оценивают свое поведение, и эти оценки сами по себя служат подкрепляющими факторами.
Субъективность - объективность. Положение субъективности можно усмотреть в том, что люди не механически подвергаются объективным воздействиям окружения.
Проактивность - реактивность. Человек в социально-когнитивной теории постоянно реагирует на внешние влияния, но реагирует проективно.
С точки зрения Бандуры, люди реагируют на внешние воздействия при помощи наблюдения и затем перерабатывают эти воздействия посредством своих когнитивных структур.
Гомеостаз - гетеростаз. Люди действуют для того, чтобы смягчить напряжение и сохранить внутреннее равновесие, или поведение человека направлено на личный рост и самоактуализацию? В теории Бандуры эти вещи почти не обсуждаются и ни в коем случае не влияют ощутимо на формулировку его теоретических построений. Люди могут моделировать многие виды поведения, независимо от природы возможных мотивов, лежащих в основе этого поведения.
Познаваемость - непознаваемость. Бандура, недвусмысленно поддерживая точку зрения, что природа человека познаваема. Это явствует из того, с каким уважением он относится к эмпирическим данным, из его попыток сделать теоретические построения открытыми для эмпирической проверки и ил его большого вклада в научные исследования личности.
Теория Бандуры хорошо эмпирически протестирована, и накоплено вполне достаточное количество фактов в ее поддержку.
Социально-когнитивная
теория Бандуры дала толчок большому
количеству исследований, подвергающих
проверке ее основные концепции и
принципы. Эти исследования значительно
расширили наши знания о том, как
моделирование поведения родителей влияет
на социальное развитие детей, как приобретают
языковые и мыслительные навыки, как можно
использовать самоподкрепление в терапии
разнообразных психологических проблем.
Заключение
Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.
Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В основе единства, цельности, силы характера лежит направленность личности. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Однако характер и направленность личности — не одно то же. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.
Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.
«Проблема
психологического изучения личности не
заканчивается на изучении психологических
свойств личности – ее способностей,
темперамента и характера; она завершается
раскрытием самосознания личности».
Список
используемой литературы
Информация о работе Современные психологические теории личности