Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:09, доклад
Развитие производства, создание колоссальных предприятий, неизмеримо возросший объем информации, который необходимо перерабатывать современному человеку, все это делает значительно более трудными и ответственными процедуры выработки оптимальных и эффективных решений. Не только производство, но и другие общественные институты, такие, как органы центрального управления, большие учебные институты, службы обслуживания и торговли, также стали очень сложными и разветвленными системами.
Кроме того, в психологии выделяется класс «продуктивных» задач, характеризующихся тем, что цель «решить задачу» и объективные результаты действий, которые ведут к «отысканию принципа решения», существуют в разной форме в виде прямого и побочного продуктов [17]. Исследовать механизм принятия решений в данном случае означает ответить на вопрос, каким образом результаты преобразований соотносятся с целью и как субъект «видит», что «принцип» и есть то, к чему надо было стремиться в решении.
Выдвигая последнее, можно сказать, что общим для всех формализованных теорий принятия решений является игнорирование при построении объяснительных схем специфики социальных механизмов постановки задач перед субъектом, принимающим решение. Теоретики этих направлений исходят из того, что задачи, которые они описывают, в таком же виде ставятся и решаются системами, модели решений которых они строят. Такие специальные вопросы, как и кем ставятся задачи, как они понимаются и переформулируются у субъектов, как объективно стоящие задачи преобразуются в системы целей и представления ситуаций, остаются вне поля их рассмотрения. Фактически при этом реализуется методология натурализма [2], [19].
Наиболее слабо разработаны вопросы, касающиеся социально-психологических моментов организации деятельности с точки зрения их влияния на процессы принятия решений. Особенности социальных факторов деятельности управления, организации и руководства и их влияния на принятие решений также мало представлены в психологических исследованиях. Как замечают В.В. Давыдов и В.Б. Ольшанский: «...поведение человека как объекта и субъекта управленческих воздействий — всегда имеет двойную детерминацию... оно предопределено закономерностями функционирования и развития системы совместной деятельности» [4; 12]. Далее авторы пишут: «Особенную робость проявляют исследователи там, где дело касается межличностного неравенства и зависимости, распределения власти внутри коллектива и в бытовых взаимодействиях» [4; 13].
Таким образом, если признать, что в момент принятия решения совершается выбор стратегий действия, который по своему происхождению и механизму определяется процессами и результатами предшествующих этапов принятия и понимания задачи, анализом условий деятельности и факторов окружающей ситуации, т. е. всем комплексом социального, мыслительного и сенсорного синтеза, — то это означает необходимость специального исследования механизмов подготовки принятия решения.
В психологии процесс подготовки решения, или «предрешения», исследовался в рамках изучения решения задач на стадии формирования «проблемной ситуации», анализа исходной ситуации и т. д. Этому вопросу посвящены также исследования процессов целеполагания, влияния личностных и эмоциональных факторов на механизмы принятия решений, особенностей переформулирования задач [3], [18]. Но эти исследования носят все еще разрозненный характер и не объединены программами изучения целостных систем деятельности.
Это обстоятельство имеет особое значение в отношении к проблемам исследования принятия решения в организационно-управленческой деятельности. Анализ принятия управленческих решений предполагает учет конкретного положения лица, принимающего решения в определенной социальной позиции, взятой в отношении к социальным позициям, которые выдают задания и формулируют задачи. То или иное понимание задачи, постановка целей деятельности и представление о ситуации, выбор стратегий действий, в первую очередь, определяются факторами социально-психологической структуры организации, в которой находится субъект, и типом его профессиональной деятельности.
Таким образом, приведенный выше анализ теоретических подходов позволяет нам сделать вывод, что для построения целостного представления о механизмах принятия решений, исследования необходимо проводить в контексте описания всей полноты структурного членения систем деятельности. В процессах функционирования и развития целостной системы деятельности подготовку и принятие решений можно рассматривать как процессы соотнесения различных элементов структуры деятельности, осуществляющиеся на отдельных ее этапах и уровнях.
Системный и деятельностный подход требует начинать изучение процессов принятия решений с определения типа профессиональной деятельности субъекта. В зависимости от того, в какой сфере деятельности мы будем изучать специфику организационно-управленческих решений, мы должны будем выделить класс объективно решаемых задач и формы их социального представления. Объективное содержание и форма представления задач определяются системой социальных позиций и иерархической структурой организации профессиональной сферы. Социальные формы организации деятельности и характер объективного содержания задач и проблем, решаемых в этих организациях, мы выделяем в особый этап процессов деятельности. В данном случае перед исследователем встают специфические проблемы методов представления целостных систем деятельности как объекта экспериментального изучения.
Как показывают психологические исследования, процесс формулирования и понимания задачи существенно зависит от характера взаимодействия задающего и принимающего задачу. Принятие решения на этом этапе осуществляется в виде процессов выбора тех или иных способов сознательной формулировки задачи и превращения ее в цель действия. Формулируя задачу, субъект строит представление о будущем продукте деятельности. При этом важное значение имеет форма осознания требований к результату или, иными словами, выбор «языка» представлений. Сознательная цель может существовать в разной форме, например, лишь как интенция к действию, а может быть доведена до точности представления материального вида будущего продукта.
На последующих этапах разворачивания процесса от этого будут зависеть формы и способы контроля и оценки результатов действий [6].
Находясь в определенном месте социальной иерархии в рамках организационно-управленческой деятельности и имея формулировку целей, лицо, принимающее решения, осуществляет анализ условий и строит представление о ситуации деятельности. Этот этап деятельности связан со стадией «предрешения». Анализ условий и построение представления о ситуации происходит на разных уровнях: личностно-эмоциональном, мыслительно-оперативном или сенсорно-перцептивном. Процессы построения сознательной модели ситуации на каждом уровне имеют свои специфические закономерности. Следовательно, перед исследователем при анализе этого этапа встает специфическая проблема теоретического описания иерархически организованных когнитивных процессов анализа ситуаций деятельности.
Особым этапом деятельности является выработка стратегии и программы реализации действий. Когда принято решение о целях деятельности, построена модель ситуации, сформулированы требования к продукту и определены средства, то все эти элементы должны быть соотнесены и взаимосвязаны друг с другом. Такая связь осуществляется в форме общей стратегии или программы целенаправленной, планируемой и произвольной деятельности. Принятие решений на этом этапе распадается на ряд различных решений, каждое из которых представляет тот или иной аспект соотнесения элементов структуры деятельности. Так, субъект принимает решение тогда, когда связывает цели деятельности и средства в отношении к представленным условиям. Но он принимает решение и при выборе самих средств действия, прогнозируя возможные результаты и соотнося их с целями. Он принимает решения о планировании этапов действий и применимости различных средств и орудий и т. д. Оказывается, что процесс принятия решения, представляющийся обычно как одномоментный акт выбора способа или стратегии [12], сам оказывается системой многих решений по поводу организации различных моментов деятельности.
До сих пор, говоря об этапах деятельности подчеркивали многоаспектность процесса принятия решения, осуществляемого отдельным индивидом. Особые проблемы возникают при переходе к описанию принятия решения в условиях осуществления коллективной и групповой деятельности. Учитывая взаимодействия людей в этой деятельности, необходимо изучать распределение функций между членами коллектива, планирование этапов действий в условиях взаимосвязи результатов действий отдельных людей и групп. Здесь необходимо иметь в виду такие процессы, как «делегирование» задач, распределение ответственности, обращение за «экспертной» помощью и т. д.
Особую группу проблем представляет изучение особенностей принятия решений в условиях конфликтных взаимодействий. Теоретические подходы к этим проблемам носят пока абстрактный характер и имеют ограниченный круг применения [17].
Введение в предмет исследования групповых и конфликтных взаимодействий требует специального рассмотрения механизмов принятия решений на всех этапах и уровнях. Введение условий коллективной деятельности по-особому влияет на постановку и формулирование задач, на процессы целеполагания, построение модели ситуации, на выбор средств и построение стратегий действий. Когда речь идет о возможности конфликтов сторон, принимающих решение, то особое значение имеют проблемы рефлексивного осознания действий «противника» и построение его «личностной модели».
Но процесс принятия решений не заканчивается на моменте сознательного выбора тех или иных стратегий. При реализации выбранной стратегии и действий по принятому плану решения принимаются уже яри оценке получающихся промежуточных результатов при оперативном контроле действий. Процесс принятия решений принимает здесь форму переформулирования целей, изменения стратегии, использования новых средств и способов, смены систем оценок и представления о ситуации.
Каждый из выделенных аспектов образует особые группы проблем, связанные с анализом психологических механизмов деятельности. Для психологии наиболее актуальной становится проблема осуществления идеальных действий [5]. Одним из основных психологических механизмов принятия решений следует считать постоянно осуществляющееся «идеальное» действие — проигрывание во внутреннем плане разных способов и стратегий действий, соотнесения целей и предполагаемых промежуточных результатов. Причем мыслительное «проигрывание» происходит в форме сокращенных действий. Во внешнем поведении эти действия часто выступают в превращенной, а иногда и в превратной форме [5].
Были рассмотрены проблемы построения целостной теоретической схемы многоаспектной концепции принятия решений в организационно-управленческой деятельности. В последние годы В.Н. Пушкиным разрабатывался подобный подход, выражаемый в идее «некоторой системы психологической архитектоники, состоящей из параллельно и одновременно работающих блоков или уровней» [19; 9]. Для реализации такого подхода в исследовании необходимо решить. проблему организации изучения многоаспектных процессов. Эта проблема в начале реферата была обозначена как вторая центральная проблема реализации комплексных целевых программ.
Решению этой проблемы может способствовать организационно-психологический подход при построении экспериментального исследования. Смысл этого подхода заключается в том, что различные аспекты принятия решений в эксперименте выступают в качестве отдельных задач. Целостность при этом обеспечивается за счет экспериментальной имитации предметного содержания сферы организационно-управленческой деятельности.
Определению этого содержания способствует особое нормативное описание организации деятельности и процесса принятия решения на определенном уровне. При организации экспериментальных ситуаций на основе нормативных описаний того или иного аспекта принятия решения, в рамках имитации целостной деятельности, действия испытуемого рассматриваются двояко: 1) как осуществление поведения, предписываемого организацией, и 2) как отклонение от требований, которые не представлены в соответствующих нормативных описаниях. Реальные действия испытуемого в отношении к нормативной организации представляют собой ошибки или отклонения от требуемой нормы. Для исследования эти отклонения становятся основанием построения дескриптивной модели реального процесса принятия решений. Построение такой модели предполагает процедуры классификации и типологии отклонений в конкретных условиях деятельности.
При создании экспериментальных ситуаций действий субъектов в рамках нормативной модели необходимо обеспечить перевод идеального проигрывания принятия решений в план внешних действий. Это может быть обеспечено путем организации имитационно-игровых экспериментальных моделей организационно-управленческой деятельности в условиях как индивидуального действия, так и коллективных взаимодействий.
Обобщение закономерностей протекания процессов принятия решений позволит определить условия организации ситуаций для целей совершенствования эффективности всей системы управленческой деятельности. Выявленные условия могут рассматриваться как основания для перестройки и совершенствования нормативной модели, которые осуществляются путем изменения задач или введением новых связей отдельных задач в целостной деятельности.
Организация исследований в единой программе с использованием нормативных моделей и построением имитационных экспериментальных систем деятельности позволит, на наш взгляд, существенно углубить психологическое описание процессов принятия управленческих решений. Это является одной из актуальных задач современной психологии управления.
Список использованной литературы:
1. Анохин П. К. Проблемы принятия решения в психологии и физиологии. — Вопросы психологии, 1974, № 4, с. 21—29.
2. Бирюков Б. В., Тихомиров О. К. Послесловие к кн. Ю. Козелецкого «Психологическая теория решений». — М., 1979, с. 483—500. 1
3. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. — М., 1979, с. 230.
Информация о работе Современные проблемы исследований процесса принятия решений