Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:09, доклад
Развитие производства, создание колоссальных предприятий, неизмеримо возросший объем информации, который необходимо перерабатывать современному человеку, все это делает значительно более трудными и ответственными процедуры выработки оптимальных и эффективных решений. Не только производство, но и другие общественные институты, такие, как органы центрального управления, большие учебные институты, службы обслуживания и торговли, также стали очень сложными и разветвленными системами.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Развитие производства, создание колоссальных предприятий, неизмеримо возросший объем информации, который необходимо перерабатывать современному человеку, все это делает значительно более трудными и ответственными процедуры выработки оптимальных и эффективных решений. Не только производство, но и другие общественные институты, такие, как органы центрального управления, большие учебные институты, службы обслуживания и торговли, также стали очень сложными и разветвленными системами. Современные условия развития общества выдвигают практические требования к обеспечению управления всесторонними научными знаниями механизмов подготовки и принятия организационно-управленческих решений. Исследования механизмов выбора тех или иных стратегий деятельности, способов планирования действий, принятия ситуативных решений позволяют создать условия для обеспечения производства способами и методами подготовки специалистов различных профилей, с тем чтобы они в своей профессиональной деятельности принимали наиболее эффективные и прогрессивные, с точки зрения развития общества, решения в разнообразных конкретных условиях. Но кроме требований к всесторонности и истинности знаний столь же важным является требование, чтобы знания могли быть использованы в практике управления. Эти требования могут быть удовлетворены в том случае, если проблемы изучения принятия решений будут ставиться и решаться в контексте анализа целостных систем деятельности.
Соответственно исследования проблем принятия решений требуют усилий ряда дисциплин. Но в работе по объединению усилий специалистов разного профиля существуют определенные трудности, так как в каждой научной дисциплине формируются специфические подходы, используются различные понятия и методы исследования. Как отмечал П. К. Анохин, несмотря на успехи разработки отдельных групп проблем в рамках отдельных дисциплин, все же наблюдается «непонимание между специалистами разных наук» [17; 8].
Методологическим принципом, позволяющим успешно организовать эту работу, является стратегия реализации комплексной целевой программы. Организация многопредметных исследований в едином комплексе, в рамках подобной программы, осуществляется, во-первых, за счет общей направленности исследований на решение задач практического совершенствования конкретных сфер деятельности. С другой стороны, комплексная программа вырабатывается на основе единых онтологических представлений о структуре деятельности, что является общей теоретической базой для различных направлений исследований [20].
В основу предлагаемой программы кладется представление о сложной популятивной организации процессов подготовки и принятия решений в рамках единого механизма развития систем деятельности. Эти процессы протекают на разных этапах разворачивания деятельности и связывают различные гетерогенные элементы структуры деятельности.
Проблемы и исследования процессов принятия решений наиболее полно могут быть рассмотрены в контексте решения задач обеспечения организационно-управленческой деятельности. В этой сфере деятельности процессы принятия решений представлены во всех своих особенностях, включающих гностические, эмоционально-волевые, личностные, интеллектуальные и операциональные компоненты деятельности. Следовательно, построение программы, направленной на практические задачи повышения эффективности и качества управленческой деятельности и имеющей общие теоретические основания эмпирических разработок, позволяет решить проблемы организации многодисциплинарных исследований.
Но разработка такой программы требует, в свою очередь, рассмотрения двух общетеоретических и методологических вопросов. Во-первых, вопроса выбора исходных понятий и единиц описания строения деятельности. Во-вторых, вопроса о том, как организовывать исследования, обеспечивающие социальную практику необходимыми знаниями.
Решение первого вопроса должно опираться на марксистское учение о человеческой деятельности [11]. В контексте поставленных проблем используют описание структуры деятельности. Структура деятельности представляет собой систему связей и отношений многих элементов. К элементам структуры мы относим: социальную позицию, задачи, цели, средства и орудия, продукты деятельности и предметные условия, интериоризованные средства (способности), личностные смыслы, действия, сознательную модель ситуации. Одни из элементов структуры деятельности составляют ее объективную, а другие субъективную сторону.
Объективное содержание деятельности характеризуется социальной позицией индивида или группы в системе разделения производства и общественных отношений. Субъект, осуществляя деятельность, имеет объективно стоящую перед ним задачу (или формулируемое в организации задание).
Другим объективным компонентом деятельности являются общественно зафиксированные ее средства и орудия. Они также задаются индивиду и часто являются неотъемлемой характеристикой общественного содержания деятельности. Кроме того, к объективным характеристикам относятся конкретные предметные условия деятельности и продукты активных преобразований субъекта. То, что продукт появляется только в результате преобразований деятельности, не делает его менее объективным, так как характеристики продукта (или результата) определяются последующим употреблением его в других видах деятельности и системой общественных требований к нему.
Но осуществление деятельности производится не беспристрастным исполнителем, а конкретным активным субъектом. Деятельность представлена также в виде интериоризованных средств и форм субъективного отражения. Объективно поставленные перед субъектом задачи не просто переносятся в голову индивида, но должны быть им поняты и приняты. Процесс реального социального взаимодействия субъекта, задающего задание, и субъекта, принимающего задание, оформляется в виде субъективных целей деятельности. Соотнесение целей деятельности, ее средств и орудий в процессе осуществления принимает форму способов и системы действий по достижению цели и получению результата. Условия деятельности также не остаются только в виде объективных характеристик ее предметного содержания. Субъект, приступая к действиям, строит сознательную модель ситуации деятельности. Общественно фиксированные средства усваиваются индивидом и существуют в интериоризованном виде как способности. Объективные условия и особенности протекания конкретной жизнедеятельности индивида преобразуются в формы субъективных личностных смысловых структур.
Выделенные выше объективные и субъективные компоненты деятельности рассматриваются как гетерогенные элементы полной структуры деятельности. Осуществление процессов в конкретной системе деятельности связывает отдельные элементы в целостном механизме целенаправленных действий.
Возвращаясь к теоретическим проблемам исследования процесса принятия управленческих решений, выдвигают требования учета полного состава структуры деятельности. Игнорирование связей с каким-либо из выделенных элементов ведет к неправомерному упрощению объекта и редукционизму.
Следует отметить, что существующие теории рациональных решений, представленные в основном формализованными концепциями, не учитывают многих особенностей связей и отношений между несовпадающими различными элементами деятельности [8], [10], [18]. Эти теории в своих построениях используют ряд «рационализирующих» постулатов. К основным из них можно отнести постулат, согласно которому «решающая система» имеет полный набор альтернатив выбора, и постулат о том, что система имеет возможность оценить, насколько выбранная альтернатива приближает ее к цели (правило максимизации целевой функции).
Введение этих постулатов позволяет успешно использовать формализованные языки при описании различного рода технических системно как только подобные концепции кладутся в основу исследований принятия решений человеком, то признание этих постулатов фактически означает игнорирование различий между отдельными элементами структуры деятельности. Теоретические описания деятельности сводятся к схеме какого-либо отдельного аспекта процессов принятия решений и он начинает рассматриваться как единственный объект исследования, вне связей и отношений с другими. «Реальная опасность возникает в тех случаях, когда одну и ту же теоретическую схему принятия решения пытаются приложить к объяснению как относительно элементарных психологических или, скорее, физиологических феноменов, так и сложных видов психической деятельности человека без учета их конкретной специфики» [1; 48].
Так, известный специалист в области управленческих решений Г. Саймон считает, что лицо, принимающее решение, согласно этим постулатам, обладает «всезнанием», имеет «расположение предпочтительности» и т. д. В действительности, люди, замечает он, могут видеть лишь немногие из альтернатив и предсказывают лишь немногие последствия, и поэтому нельзя исходить из понятий полной «рациональности» [21].
Для того чтобы показать важность полноты описания структуры деятельности при построении теоретических схем принятия решений, приводят примеры следствий, к которым ведет то или иное неадекватное отождествление разнородных элементов.
Так, характерным для статистической теории решений является представление, согласно которому поведение системы, принимающей решение, — это выбор из набора альтернатив состояний системы, одни из которых рассматриваются как наличные состояния, а другие — как оптимальные, или целевые. При этом понятие «цели» деятельности и понятия «состояния» системы оказываются тождественными. Отсутствие в этой концепции теоретических представлений, позволяющих разделить такие элементы структуры деятельности, как цели действий и состояния действующей системы, ведет к тому, что само понятие «принятие решения» трактуется слишком широко. В соответствии с теоретической схемой механизма оптимальных стратегий вытекает утверждение, что одинаково принимает решение нейрон в процессе межклеточного взаимодействия, «функциональный орган» в телесной организации, оператор технической системы и управляющий производственным предприятием [17]. Такое расширение областей применения концептуальных построений статистической теории решения становится не столько объяснением многих разнородных фактов и явлений на едином основании, сколько сведением подлинных процессов принятия решений как звена произвольной, сознательной деятельности человека до актов выбора из множества альтернатив, которые осуществляются в различных системах организма (сенсорных, двигательных и т. д.).
Эта экспансия кибернетических представлений, так широко развернувшаяся в 50—60-е гг., сразу же вызвала критику со стороны психологов, изучающих механизмы мыслительной деятельности. Так, многие эксперименты, проведенные под руководством В.Н. Пушкина [15], показывают, что, в отличие от кибернетически представленного процесса принятия решений, человек на стадии информационного поиска и построения представления о ситуации строит сознательную «информационную модель» ситуации. Человек при осуществлении анализа, предваряющего решение, строит в специальных знаковых выражениях или образах и представлениях отраженную идеальную модель объективной ситуации. Эта модель отличается по форме от другого вида целостного отражения положения индивида в ситуации — субъективного, личностного, индивидуального состояния. Последнее принимает форму эмоционально-эффективного комплекса действующего субъекта. В психологии проблемы взаимосвязи этих форм ставились в связи с изучением динамики личностных и операциональных смыслов [18].
Следовательно, для объяснения механизмов принятия решений человеком необходимо строить специальные теоретические представления, позволяющие проводить различия между положением системы, принимающей решение, как целостного, пристрастного организма в конкретных условиях окружающей среды, и планированием действий и выбором стратегий поведения в соответствии с сознательно поставленными целями и моделью объективной ситуации. Следует иметь в виду, что в модели ситуации такой элемент, как «собственное состояние» наравне с другими элементами ситуации обозначается в знаково-символической форме и учитывается как специфический фактор принятия решений.
Неправомерное отождествление разных элементов структуры деятельности обнаруживается также при анализе теории эвристического программирования. Как известно, авторы программы «Общий решатель проблем» А. Ньюэлл, М. Шоу и Г. Саймон предприняли попытку смоделировать стратегии мыслительной деятельности, сокращающие перебор вариантов. Но именно при моделировании мыслительной деятельности человека эта теория оказалась малоэффективной, так как в ней не различаются «цели» действия и «продукты» или «объективные результаты». Эта теория представляет решение как процесс последовательного преобразования элементов объективной ситуации (объектов) с помощью наличных средств (операторов) и приведение ситуации из начальной и нерешенной к конечной и решенной (к цели). Успешность (или эвристичность) выбора действий оценивается по соотнесению результата — цели с результатом конкретного промежуточного преобразования по критерию минимизации различий, или «критерию качества». Таким образом строится «дерево решений», или «дерево целей», что оказывается одним и тем же.
Такая же склейка «цели» и «результата» характерна и для математических теорий игр и формализованных теорий рефлексивных конфликтов и рефлексивного управления [7], [13].
Представление о принципиальном несовпадении цели и результата, достаточно очевидное для психолога, приходится специально обсуждать, так как язык формализованных моделей оказывается неудовлетворительным, чтобы отобразить, казалось бы, очевидное явление. Среди теоретических и экспериментальных психологических исследований можно указать ряд работ, специально посвященных проблеме несовпадения целей и результата и взаимодействий этих элементов в структуре целенаправленной деятельности на промежуточных и конечных этапах решений [11], [18].
Особенно ярко это обнаруживается при анализе деятельности руководителя, где процесс планирования и предполагаемые результаты, соотнесенные с целью, реально и постоянно не совпадают с получающимися результатами, что вызывает необходимость действий оперативного контроля и управления [16].
Информация о работе Современные проблемы исследований процесса принятия решений