Современные представления об этапах развития психики. Понятие о сознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Известно, что основным условием появления жизни является возникновение сложных белковых молекул, которые не могут существовать без постоянного обмена веществ со средой. Эти сложнейшие белковые молекулы (коацерваты) обладают особыми свойствами, позволяющими отвечать на воздействие полезных веществ и на вредные воздействия, грозящие их дальнейшему существованию. Так, например, эти молекулы положительно реагируют не только на питательные вещества, но и на свет, тепло,

Работа содержит 1 файл

Этапы развития психики. Сознание.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

 

Очень  сложно  объяснить,  как  животное  приходит  к  интеллектуальному  решению  задачи, и процесс этот трактуется различными исследователями  по-разному. Одни считают возможным  сблизить эти формы поведения обезьяны с человеческим  интеллектом  и  рассматривают  их  как  проявление творческого озарения.  С  точки  зрения  современных  исследователей,  основу интеллектуального  поведения  составляет  отражение  сложных  отношений между  отдельными  предметами.  Животные  способны  уловить  отношения между предметами и предвосхитить результат данной ситуации. 

 

Таким  образом,  дальнейшее  усложнение  условий  существования, приводящее  к  развитию  еще  более  совершенных  органов  восприятия  и действия  и  еще  более  совершенного  мозга,  способствует  появлению  у животных  возможности  чувственного  восприятия  ими  объективных  соотношений  вещей  в  виде  предметных  ситуаций.  Таким  образом,  развитие психики  определяется  необходимостью  приспособления животных  к  среде  и психическое  отражение  является  функцией  соответствующих  органов, формирующихся у них в ходе этого приспособления.

 

8. Человеческое  сознание.  Интеллектуальное  поведение,  которое свойственно высшим млекопитающим,  представляет собой верхнюю границу развития  психики,  свойственной  животным.  Совсем  иную  форму, характеризующуюся  совершенно  другими  чертами,  представляет  собой психика человека — человеческое сознание. Если на всем протяжении истории животного  мира  общими  законами  развития  психики  были  законы биологической эволюции, то развитие психики человека начинает подчиняться законам общественно исторического развития. 

 

Сущность  различий  психики  животных  и  человека.  1. Первое  отличие деятельности  животных  от  деятельности  человека  состоит  в  том,  что  она является  деятельностью  непосредственно  биологической.  Иначе  говоря, деятельность  животного  возможна  лишь  по  отношению  к  предмету, жизненной  биологической  потребности.  В  связи  с  этим  и  возможности психического  отражения  животными  окружающей  среды  также  являются  ограниченными,  так  как  включают  лишь  свойства  предметов,  связанные  с

удовлетворением  их  биологических  потребностей.  Поэтому  у  животных  в противоположность  человеку  не .существует  устойчивого  объективно предметного отражения действительности. 

2. Следующая  черта,  отличающая  психику  животных  от  человеческого сознания,  состоит  в  следующем:  отношения животных к себе  подобным  не отличаются  от  их  отношения к другим  внешним объектам,  что связано с фактом отсутствия у животных общества. Некоторые авторы рассматривают в качестве общественных животных пчел и муравьев, обращая внимание, что у этих животных существует разделение труда. В действительности настоящего разделения  труда  у  них  не  существует:  хотя  отдельные  особи  выполняют  в сообществе  различные  функции,  в  основе  этого  различия  лежат  биологические  факторы,  а  не  объективные  условия. Последнее  доказывается строго определенным фиксированным характером самих функций.

 

Общение животных выражается нередко в том, что одно животное воздействует  на  других  с  помощью  звуков.  Имеем  ли  мы  в  этом  случае  процесс, похожий  на  речевое общение человека? Некоторое внешнее сходство  между ними несомненно  существует,  внутренне же  эти процессы  в корне различны. Человеческая  речь  имеет объективное содержание,    человек реагирует на смысл сказанного.   Для животного же  голос сородича  имеет лишь определенный биологический смысл. Например, у птиц, живущих стаями, существуют  специфические  крики,  предупреждающие  стаю  об  опасности.  Эти крики  воспроизводятся  птицей  всякий  раз,  когда  она  чем-нибудь  напугана. При  этом  совершенно безразлично, что действует  в данном  случае на птицу: один  и  тот  же  крик  сигнализирует  и  о  появлении  человека,  и  о  появлении хищного животного и просто  о  каком-нибудь необычном шуме. Упомянутые крики животных лишены устойчивого предметного значения. То есть общение животных полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности. 

 

Возникновение  сознания  человека  представляет  собой  начало  нового, высшего  этапа  развития  психики.  Сознательное  отражение,  в  отличие  от психического  отражения,  свойственного  животным, —  это  отражение предметной действительности. Впервые оно  возникает у человека  в процессе становления  труда  и  общественных  отношений.  Отличия  сознательной деятельности  человека  сводятся  к трем  основным  чертам.  Первая  из  этих особенностей  заключается в том,  что сознательная  деятельность  человека  не обязательно связана с биологическими  мотивами.  Нередко встречаются ситуации, когда сознательная деятельность человека не только не подчиняется биологическим  влияниям  и  потребностям,  но  и  входит  в  конфликт  с  ними  и даже подавляет их (например, героизм).

Вторая  отличительная  черта  сознательной  деятельности  человека заключается  в том, что в отличие от поведения животного она необязательно определяется наглядными впечатлениями от среды.  И,  наконец,  третья  особенность,  которая отличает  сознательную деятельность  человека  от  поведения животного,  заключается в том,  что

подавляющее  большинство  знаний  и  умений  человека  не  является результатом  его  собственного  опыта,  а  формируются  путем  усвоения общечеловеческого опыта,  передающегося в обучении. 

 

Труд  и  формирование  сознательной  деятельности.   Известно,  что  в отличие  от  животного человек не  только  употребляет,  но  и изготавливает орудия.  Работа  над изготовлением орудия  требует вместе  со  знанием выполняемой операции и знания о будущем применении орудия. Работа над изготовлением орудия   может быть  названа  первым  проявлением  сознания, другими словами — первой формой сознательной деятельности. Деятельность  по  изготовлению  орудий  приводит  к  перестройке  всей

структуры  поведения  человека.  Поведение  животного  всегда  было непосредственно  направлено на удовлетворение потребности. У человека же, изготовляющего орудия, структура поведения приобретает сложный характер: из  деятельности,  направленной  на  непосредственное  удовлетворение  потребности,  выделяется  специальное  действие,  которое приобретает  смысл  лишь  в дальнейшем.

 

Язык  и  сознание  человека.   Вторым  условием,  которое  приводит  к формированию сложно построенной  сознательной деятельности человека, является  возникновение   языка. Под  языком  следует  понимать  систему  кодов (символов),  с помощью которых обозначаются  предметы  внешнего мира,  их качества,  отношения между ними.  Речевое общение является  основным средством общения,  благодаря которому  человек сохраняет и передает информацию  и усваивает опыт  целых  поколений  других  людей.  Вопрос происхождения  языка  являлся  предметом  многочисленных  теорий (от «божественного  происхождения»   языка  до  попыток  вывести  язык  из эволюции  животного  мира).  Однако  научное  решение вопроса о происхождении  языка  надо  искать  в  общественно-трудовых  отношениях,  которые впервые появились с переходом к человеческой истории.

Совместная  форма  практической  деятельности  неизбежно  приводила  к необходимости  передать  другому  какую-то  информацию,  обозначающую  не состояние, а предметы, включенные в совместную трудовую деятельность. Эти первые  обозначения  предметов  представляли  собой  просто  звуки,  сопровождаемые  жестами  и  выразительными  интонациями.  Лишь  через   много тысячелетий  звуковой  язык  стал  отделяться  от  практического  действия, обретая самостоятельность.  

Возникновение  языка  вносит  три  наиболее  существенных  изменения  в сознательную деятельность человека:

—  обозначая  предметы  и  события  внешнего  мира  в  отдельных  словах, язык  позволяет  выделить  эти  предметы  и  сохранить  в  памяти.  В  результате человек  имеет  дело  не  с  предметами  внешнего  мира,  а  с  их  обозначениями, понятиями. Поэтому можно сказать, что язык позволяет хранить полученную информацию и создает мир внутренних образов;

— слова  языка не только указывают на определенные вещи, но и относят воспринимаемые  вещи  к  определенным  категориям.  Таким  образом,  при помощи языка  обеспечивается процесс отвлечения (абстракции) и обобщения, что позволяет ему стать важнейшим орудием мышления;

—  язык  служит  основным  средством  для  передачи  информации, накопленной  в общественной истории человечества. Язык позволяет человеку усвоить  этот  опыт  и  овладеть  с  его  помощью  неизмеримым  кругом  знаний, умений и способов поведения, которые никак не могли быть результатом самостоятельной  деятельности  изолированной  личности.  Это  означает,  что  с появлением языка у человека возникает совершенно новый тип психического развития, не имевший места у животных, и что  язык действительно  является важнейшим средством развития сознания.

 

Итак,  сознание  понимается  как  особая  форма  внутреннего  отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели.

 

Структура  сознания. А. В. Петровский в. структуре сознания выделяет следующие четыре основных характеристики.

1.  Сознание  есть  совокупность  знаний  об  окружающем  мире.  Таким образом,  в  структуру  сознания  входят  все  познавательные  процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, :воображение.

2.  Закрепление   в  сознании  различий  субъекта  и  объекта.  В  истории  органического  мира  только  человек  выделяет  и  противопоставляет   себя окружающему.  Он  единственный  среди  живых  существ   способен  к самопознанию (познанию  самого  себя),  т.е.  способен  обращать  свою психическую деятельность на самого себя.

3.  Обеспечение   целеполагающей  деятельности.  Приведем  известную цитату К.Маркса: «Паук  совершает операции, напоминающие  операции ткача, и  пчела,  постройкой  своих восковых  ячеек срамит  некоторых людей-архитекторов. Но  и самый плохой  архитектор  от  наилучшей пчелы с самого начала  отличается  тем,  что прежде,  чем строить ячейку  из  воска,  он  уже построил  ее  в своей голове».  В конце процесса  труда  получается  результат, который  уже  в  начале  этого  процесса  имелся  в  представлении  человека,  т.е. идеально.  Таким  образом,  в  функции  сознания  входит  формирование  целей деятельности,  при  этом  складываются  ее  мотивы,  принимаются  волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д. 4.  В структуру сознания  входят  также определенные  отношения (отношения к окружающей  среде и общественные  отношения,  в которые включен человек).  

 

Сознание  и бессознательное.  Многие знания, отношения, переживания, составляющие  внутренний  мир  каждого  человека,  не  осознаются  им.  Бессознательное —  непременная  составная  часть  психической  деятельности каждого  человека.  Первое  упоминание  о  бессознательном встречается у Платона.  Однако 1-е Международное совещание,  посвященное проблеме бессознательного, состоялось лишь в 1910 г. в Бостоне (США). 

Бессознательное  есть  фактор,  учет  которого  необходим  при  анализе самых  различных  вопросов  поведения,  клиники,  наследственности,  природы эмоций, произведений искусства,  взаимоотношения людей. Анализ научного понимания  проблемы  бессознательного  разделяется  на  два  основных направления:  теорию  психоанализа (родоначальник  З.Фрейд)  и  теорию неосознаваемой  психологической  установки.  Психоанализ  рассматривает сознание  и  бессознательное  как  взаимоисключающие  элементы психической деятельности.  Психология  установки,  напротив,  имеет  в  основе  идею целостной  психики —  опирается  на представление о фундаментальном единстве человеческой личности.

 

Современные  представления  о  феномене  бессознательного  сводятся  к следующему.    В  зоне  ясного  осознания  находится   лишь  малая  часть  всех поступающих из внешней и  внутренней  среды организма сигналов. Сигналы, попавшие  в зону  ясного  сознания,  используются  человеком для осознанного управления своим поведением.  Неосознаваемые сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. С точки  зрения современного понимания сознание и бессознательное работают  в  гармоничном  единстве.  Когда  человек  оказывается  в  ситуации, требующей нового способа решения, поиском решений руководит зона ясного сознания. Но как только решение принято,  управление поведением передается в  сферу  бессознательного,  а  сознание  освобождается  для  решения  вновь возникающих затруднений. 

 

Многие  исследователи  считают,  что  в  область  бессознательного  входят также: психические явления, возникающие во сне;  ответные реакции, которые вызываются  неосознанными  раздражителями;  движения,  ставшие автоматизированными;  некоторые  побуждения  к  деятельности,  в  которых отсутствует  осознание  цели;  и  др.  Бессознательное  нельзя  считать  низшим уровнем  психики,  ибо  это  специфически  человеческое  психическое  явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека.

Информация о работе Современные представления об этапах развития психики. Понятие о сознании