Современные представления об этапах развития психики. Понятие о сознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Известно, что основным условием появления жизни является возникновение сложных белковых молекул, которые не могут существовать без постоянного обмена веществ со средой. Эти сложнейшие белковые молекулы (коацерваты) обладают особыми свойствами, позволяющими отвечать на воздействие полезных веществ и на вредные воздействия, грозящие их дальнейшему существованию. Так, например, эти молекулы положительно реагируют не только на питательные вещества, но и на свет, тепло,

Работа содержит 1 файл

Этапы развития психики. Сознание.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТАПАХ

РАЗВИТИЯ  ПСИХИКИ..    ПОНЯТИЕ О СОЗНАНИИ

 

Концепции  возникновения  психики:

- антропопсихизм (возникновение  этой  концепции   связано  с  именем

Р.Декарта):  возникновение  психики  связывают  с появлением  человека,  психика  существует  только  у  человека

- панпсихизм,  т.е.  о  всеобщая  одухотворенность природы.

- промежуточные взгляды, наиболее популярные, 1) биопсихизм. - психика признается свойством не всякой материи вообще, а только живой материи. 2) нейропсихизм – психика признается свойством не всякой живой материи, но только таких организмов, которые имеют нервную систему.

Научная  психология  не  может безоговорочно  принять  ни  одну  из  этих  концепций.  Психология  исходит  из совершенно иных положений и ставит перед собой задачу ответить на вопрос о  происхождении  психики,  описать  условия,  в  результате  которых  должна была появиться эта сложнейшая форма жизни.   

Известно,  что  основным  условием  появления  жизни  является возникновение  сложных белковых  молекул,  которые не  могут существовать без постоянного обмена  веществ со  средой.  Эти сложнейшие  белковые молекулы (коацерваты) обладают особыми свойствами, позволяющими отвечать на воздействие полезных веществ и на вредные воздействия, грозящие их дальнейшему  существованию.  Так,  например,  эти  молекулы  положительно реагируют  не  только  на  питательные  вещества,  но  и  на  свет,  тепло,

способствующие  усвоению.  Они  отрицательно  реагируют  на  сверхсильные воздействия —  механические  или  химические,  которые  мешают  их  нормальному  существованию.  На  нейтральные  воздействия,  не  входящие  в процесс обмена веществ, они не реагируют. Свойство  коацерватов  реагировать  на  воздействия,  входящие  в  процесс обмена  веществ,  оставляя  без  ответа  индифферентные  воздействия, называется раздражимостью и проявляется при переходе от неорганической материи к органической. 

Вывод: всякий живой  организм  избирательно (активно)  относится  ко  всем  внешним раздражителям,  тем  самым  обнаруживая  качественно  новое  свойство живой материи —  саморегулирование.  Раздражимость —  это  простейшая  форма биологического отражения, ею обладают все живые организмы на всех этапах эволюции растительных и животных форм. 

 

1. Выработка   специализированных  форм  раздражимости и передача  их последующим поколениям  характеризуют ту  стадию  развития  жизни, которую обычно  обозначают  как растительную жизнь.  Такие явления,  как рост  корня растения  в глубь почвы,  или  неравномерный  рост  ствола  в зависимости  от  освещенности,  или  поворот  растения  в  направлении солнечных  лучей, —  все  это  результат  явлений  раздражимости к внешним воздействиям. Существенным для растительной жизни является одно важное обстоятельство. Растения  не ориентируются активно в окружающей среде и могут  погибнуть  от  отсутствия  света  или  влаги,  даже  если  источники  света или  влаги  существуют  совсем  близко,  но  не оказывают на  растение  непосредственное воздействие. 

 

2. От  этой  пассивной  формы  жизнедеятельности  резко  отличаются  формы существования  на  следующем  этапе  эволюции —  стадии  животной  жизни. Животное  реагирует  не  только  на  биологически  значимые  воздействия, непосредственно  входящие  в  обмен  веществ,  но  и  на «нейтральные»» биологически  незначимые.  Иначе  говоря,  животные,  даже  простейшие, активно  ориентируются  в  окружающей  обстановке,  ищут  жизненно  важные условия и реагируют на всякие изменения среды. Эта способность реагировать на нейтральные, биологически незначимые раздражители при условии, что они сигнализируют  о  появлении  жизненно  важных  воздействий,  называется чувствительностью. Появление чувствительности, согласно A.H JIeонтьеву, и может служить объективным  биологическим  признаком  возникновения психики.

Чувствительность  по отношению к нейтральным раздражителям (если они сигнализируют  о  появлении  жизненно  важных  воздействий),  вызывает коренные  изменения  в  формах  жизни.  Живое  существо  начинает  активно реагировать  изменения,  происходящие  в  окружающей  среде,  т.е.  начинает вырабатывать индивидуальные формы поведения.   Пример  выработки такого  индивидуально меняющегося поведения дан в экспериментах,  проведенных немецким  ученым  Брамштедтом. Известно,  что одноклеточные чувствительны к теплу, но не чувствительны к свету. Поэтому если их поместить в равномерно нагретую камеру, часть которой освещена, в то  время  как  другая  часть  затемнена,  они  равномерно  распределятся  по  всей камере. Если, наоборот, одну сторону равномерно освещенной камеры нагреть, они сосредоточиваются в нагретом конце камеры. 

Суть  эксперимента  Брамштедта  состоит  в  следующем:  в  течение длительного  времени  он  освещал  нагретый  конец  камеры  и затемнял ненагретый. В этом случае одноклеточные становятся чувствительны к свету, который приобретает для них значение  условного сигнала к повышению температуры.  Индивидуальное  поведение простейших,  отличающее  их  от растений, формируется относительно медленно, и возникшие изменения также медленно исчезают.

Описанные процессы раздражимости и чувствительности  достаточны для поддержания  жизни  одноклеточных  животных,  однако  их  недостаточно  с переходом  к   многоклеточным.

3. Переход  к многоклеточным  существенно усложняет условия существования:  становятся  необходимыми  более активная  ориентировка  во внешней среде,  более сложные движения  и более быстрая проводимость возбуждения.  Это приводит  к усложнению  строения  тела  многоклеточного, выделению специализированных  клеток рецепции раздражения и появлению первых  сократительных  клеток,  несущих ту  же  функцию,  что и мышечные клетки, а также к образованию элементарной нервной системы, которая носит характер диффузной, сетевидной нервной системы.

Все это  особенно отчетливо можно видеть в строении тела относительно простых  многоклеточных,  относящихся  к  классу  кишечнополостных (например, медузы или морской звезды). Проводимость возбуждения на этой стадии  развития  многоклеточных  ускоряется (благодаря  появлению сетевидной  нервной  системы)  во  много раз.  Однако,  несмотря  на преимущества,  диффузная нервная система имеет и свои  ограничения: возбуждение равномерно распространяется по сетевидной нервной системе на все тело животного. 

4.  Следующий этап  эволюции нервной системы приводит  к возникновению  ганглиозной  нервной  системы. Этот  тип  нервной  системы  возникает  при  переходе  к  наземному существованию,  впервые - у червей, максимальной сложности он достигает у насекомых.  Новый принцип организации нервной системы имеет свои особенности по сравнению  с  предыдущей  стадией.  На  переднем,  головном  конце  находится нервный  центр,  где  сосредоточены  волокна,  которые  заканчиваются химическими  и  тактильными  рецепторами.  Эти  аппараты  воспринимают химические, термические, световые изменения, а также изменения влажности, происходящие  во  внешней  среде.  В  головном  ганглии  эти  сигналы  перерабатываются, и возникающие «программы» поведения в виде двигательных импульсов  распространяются  по  цепочке  нервных  ганглиев,  каждый  из которых  соответствует  отдельному  сегменту  тела.  Здесь  возникает  новый принцип — централизованность нервной системы, — резко отличающийся от принципа  построения  диффузной (сетевидной)  нервной  системы.  Головной конец червя приобретает ведущую роль, в то время как сегментарные ганглии сохраняют  относительную  автономию.  Это  легко  проследить,  если  разрезать червя  пополам:  передняя  половина  будет закапываться  в землю,  сохранив организованное движение, в то время как задняя будет беспорядочно извиваться (т.е без всяких признаков организованного движения).

Усложнение  строения  нервной  системы  на  стадии  червей  позволяет проследить  у  них  более  совершенные (хотя  еще  очень  примитивные)  виды формирования  новых,  индивидуально-приобретенных  видов  поведения,  что было показано  американским психологом Иерксом. Он помещал червей в Т-образную  трубку (простейший  лабиринт),  в  левом  конце  которой  их  ожидал электрический  удар.  При  многократном  повторении  эксперимента  дождевой червь приобретал «навык» избегать  электрического удара и двигаться  вправо (150  проб).  Если  повторять этот  опыт  после длительной  паузы, «обучение» протекает вдвое быстрее (80 проб). Отсюда видно, что ганглиозная нервная система  позволяет  не  только  вырабатывать  новые  формы  поведения,  но  и сохранять  выработанные  навыки,  иначе  говоря,  дождевой  червь  обладает примитивной формой памяти.

5. Дальнейшая  эволюция  поведения  связана  с  появлением сложнодифференцированных  аппаратов  рецепции,  позволяющих воспринимать  высокоспециализированную  информацию  из  внешней среды и приспосабливаться к сложным, хотя и постоянным, условиям среды. Особенно наглядно это проявляется у членистоногих. Насекомые располагают большим числом высокодифференцированных рецепторов. Например, фасеточный  глаз насекомых  является  сложным  фоторецептором,  состоящим  из  многих  тысяч самостоятельных ячеек.  Наряду  со  сложным  фоторецептором  насекомые  имеют  специальные тактильно-химические  рецепторы (в  усиках),  вкусовые  рецепторы (в полости рта и на ножках), вибрационные рецепторы (в перепонках ножек или крыльев), реагирующие на  тончайшие ультразвуковые колебания. Возбуждение от  этих рецепторов  распространяется  по  нервным  волокнам  и  достигает  переднего ганглия (прототип  головного  мозга).  Эти  импульсы  запускают  врожденные программы поведения (инстинкты). 

Инстинкты насекомых вырабатываются многими миллионами поколений и  передаются  наследственно  так  же,  как  особенности  строения  тела (т.е. инстинктивное поведение  врожденное и наследуемое). Примеры  врожденных программ поведения насекомых очень многочисленны. Нередко они настолько сложны и целесообразны, что некоторые исследователи считали их примером разумного  поведения.  Например,  известно,  что  комар  откладывает  яички  на поверхность  воды  и  никогда  не  откладывает  их  на  сушу,  где  они  неизбежно высохнут. Оса  откладывает  яички  в  тело  гусеницы  с  тем,  чтобы  личинки  не испытывали  недостатка  в  пище.  Для  этого  она  с  удивительной  точностью предварительно  прокалывает  грудной  ганглий  гусеницы,  чтобы  она  не погибла,  а  лишь  была  обездвижена.  Нужно  ли  говорить  о  врожденных программах  поведения  паука,  ткущего  удивительную  по  своей  конструкции паутину,  или  о  врожденных  программах  поведения  пчелы,  которая  строит соты  идеальной,  с  точки  зрения  экономии,  формы,  наполняет  их  медом  и запечатывает воском. Все это и давало основания многим авторам говорить о целесообразности инстинктов, сближая их с разумным поведением.

 Лишь  в  последнее  время  исследования  этологов  прояснили  механизмы  инстинктивного поведения,  вызываемого элементарными стимулами, которые пускают в ход врожденные  циклы приспособительных актов.  Так, откладывание яичек комара на водную поверхность вызывается блеском воды; поэтому достаточно  заменить  воду  блестящим зеркалом,  чтобы комар  начал откладывать  яички  на  его  поверхность.  Сложная  врожденная  программа деятельности паука, который бросается на муху,  запутывающуюся в паутине, на самом деле вызывается вибрацией последней, и если к паутине прикасается вибрирующий камертон, паук бросается на него так же, как на муху.

Т.о.,  инстинкты  запускаются  относительно  простыми  сигналами, отражающими  условия  существования  животного,  т.е.  определенными признаками среды. Например, признаками, на которые реагирует  пчела, могут являться  сложная  форма,  а  иногда  окраска  цветка.  В  эксперименте  пчела, опускаясь  на  чашечки  с  сахарным  раствором,  прикрытые  картинками  с изображением  различных  геометрических  форм,  с  трудом  различает  такие простые  геометрические  формы,  как  треугольник  и  квадрат,  но  легко

отыскивает  сложные  формы:  пятиугольную  и  шестиугольную  звезды  или  крестообразные  формы.  Эти  исследования  показывают,  что  фактором, позволяющим  пчеле  выделять  соответствующие  формы,  является не  их геометрическая  простота,  а их  сходство  с натуральными  раздражителями — формой цветов.

Аналогичные  результаты  дали  эксперименты  с  различением  пчелой разных окрасок. Они показали, что пчела  с  трудом различает чистые цвета и  гораздо  легче —  смешанные (красно-желтый,  желто-зеленый,  зеленовато-голубой  и  т.д.),  близкие  к  окраске  реальных  цветов. Все  это  показывает,  что фактором, запускающим врожденные  (инстинктивные) программы поведения, являются естественные условия существования.

Исследования  позволили убедиться еще в  одной важнейшей особенности  врожденного  инстинктивного  поведения.  Оказалось,  что  инстинкты целесообразны  лишь  в  определенных,  строго  постоянных  стандартных условиях.  Стоит немного изменить  эти  условия,  чтобы врожденные программы теряли целесообразность и «разумный» характер. Это положение можно проиллюстрировать следующими  примерами.  Известно,  что оса, подлетая к норе, в которую она помещает свою добычу, вначале оставляет ее снаружи и, лишь убедившись, что нора пустая, втаскивает добычу и улетает. В эксперименте добычу, лежащую перед входом, сдвигают на несколько сантиметров, проделывая это в тот момент, когда оса влезает внутрь. В этом случае  оса,  обнаруживая добычу  не  на  том месте,  снова  подтаскивает  ее  в исходное  положение  и...  опять  входит  в  нору,  которую  она  только  что обследовала.  Такое  поведение  осы  может  повторяться  много  раз  подряд,  и каждый  раз,  когда  добыча  перемещается  на  несколько  сантиметров,  оса механически  повторяет  обследование,  уже  потерявшее  всякую целесообразность.  Аналогичные  наблюдения  были  проведены  над  пчелами (срезание  дна  на  сотах).  Все  это  показывает,  что  врожденные «инстинктивные»  программы  поведения  являются механическими,  косными, сохраняя  свою  кажущуюся «разумность»  лишь  в  постоянных  стандартных условиях,  в  соответствии  с  которыми  они  были  выработаны  в  процессе эволюции.

Информация о работе Современные представления об этапах развития психики. Понятие о сознании