Современные подходы к определени профессионального стресса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:33, реферат

Описание работы

Различные программы и исследования по борьбе со стрессом связаны, прежде всего, с его отрицательным влиянием на эффективность деятельности и психическое здоровье человека (Касл,1995) Понятия «профессиональный стресс» заключается в том, что оно показывает особенности стрессового состояния (в его причинах, проявлениях и последствиях), которое рождается в различных видах профессиональной деятельности. Важным при этом оказывается не только изучение организационных форм и условий осуществления деятельности на конкретных трудовых постах, но и анализ характерных особенностей проявлений стресса в зависимости от содержательной специфики профессии.

Содержание

Введение
Профессиональный стресс
Подходы к исследованию профессионального стресса
Современные подходы
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

современные подходы к определению профессионального стресса.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

Московский  Государственный Лингвистический  Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

По психологии труда

На тему: Современные подходы к исследованию профессионального стресса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентки 3-его курса, факультета ГПН: Касьяновой К.Г.

Преподаватель: Абдуллаева М.М. 
 
 
 
 
 

Москва,2010 

Содержание: 
 

  1. Введение
  2. Профессиональный стресс
  3. Подходы к исследованию профессионального стресса
  4. Современные подходы
  5. Заключение
 

       Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Изучение  стресса в профессиональной деятельности, говорит о том, что данная проблема является достаточно актуальной в мировой психологической науке и практике. Известно большое количество исследований разных видов стресса: посттравматического, внутриличностного, эмоционального, экологического, профессионального и т.п.

Различные программы и исследования по борьбе со стрессом связаны, прежде всего, с его отрицательным влиянием на эффективность деятельности и психическое здоровье человека (Касл,1995) Понятия «профессиональный стресс» заключается в том, что оно показывает особенности стрессового состояния (в его причинах, проявлениях и последствиях), которое рождается в различных видах профессиональной деятельности. Важным при этом оказывается не только изучение организационных форм и условий осуществления деятельности на конкретных трудовых постах, но и анализ характерных особенностей проявлений стресса в зависимости от содержательной специфики профессии. Поэтому профессиональные задачи и профессиональная среда в целом являются теми ключевыми образованиями, во взаимосвязи с которыми рассматривается развитие стресса в профессиональной деятельности. Исследования состояния стресса в профессиональной деятельности свидетельствуют о том, что феноменологически и в плане особенностей механизмов регуляции профессиональный стресс представляет специфический вид стрессовых состояний, который отражает физиологические и психологические особенности его развития. Представители определенной профессиональной общности испытывают стресс, источники которого находятся в самом содержании профессиональной деятельности. К негативным последствиям профессионального стресса относятся формы острых стрессовых состояний и их фиксация в виде устойчивых нарушений психического здоровья - различных форм дезорганизации индивидуального и группового поведения, характерных профессионально-личностных деформаций и психосоматических расстройств.

Цель работы: обзор подходов  к исследованию профессионального стресса. 
 
 

2.Профессиональный  стресс. 

Большая часть специальных исследований посвящена изучению профессионального стресса и различных аспектов его проявлений – стресса на рабочем месте, трудового, организационного стресса и т.д.

Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

В случаях  информационных перегрузок, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.

Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством.

Коммуникативный стресс, связанный с реальными  проблемами делового общения, проявляется  в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения (эл. учебник «психология и педагогика»)

Объектом  исследований давно перестали быть только «особые» или экстремальные  виды труда. Сегодняшние потребности практики вызывают интерес к анализу стресса у представителей массовых профессий. Развитие современных технологий улучшает условия жизни и работы, приводит к коренной перестройке существующих форм профессиональной деятельности и возникновению новых. Важно также не упрощение содержания труда, а его характерные качественные изменения (Блэклер, 1995; Мунипов, Зинченко, 2001; Человеческий фактор, 1991). Это находит отражение в преобладании управляющих и контролирующих функций в процессе осуществления трудовой деятельности в условиях автоматизированного производства, информационной насыщенности труда и многообразии воздействующих на индивида нагрузок (прежде всего на когнитивную и эмоционально-волевую сферы), высоких требований к профессиональной подготовке специалистов.   
 

2. Подходы к исследованию профессионального стресса. 

В исследованиях  стресса наблюдалась закономерная динамика: от первоначально главенствующей направленности на описание особенностей стресс-факторов среды обитания к  углубленному анализу проявлений «стрессов белых воротничков» возникающих в результате причин в основном психологического и социально-психологического характера.  Исследователей стали больше интересовать особенности проявления стрессовых состояний как многопланового психологического феномена. Стали анализироваться характерные перестройки в мотивационной структуре деятельности, роль эмоциональных регуляторов поведения, устойчивость различных когнитивных функций, обеспечивающих эффективность переработки информации, индивидуальные приемы компенсации и преодоления трудностей. Стали также интенсивно изучаться различные формы устойчивых поведенческих и личностных деформаций, возникающих в результате длительного переживания стресса: тип А поведения, синдром выгорания, укоренение вредных для здоровья привычек и пр. (Психология профессионального здоровья, 2006)  Проблема развития стресса и как следствие формирование неблагоприятных функциональных состояний имеет комплексный характер. Ее решение подразумевает включение в совместную работу специалистов разного профиля – медиков, психологов, социологов, эргономистов. Вследствие этого возникают новые научно-прикладные направления, такие как «профессиональная эпидемиология» или «безопасность профессионального здоровья»

А. Б. Леонова в своих работах выделила и проанализировала три основных подхода к изучению профессионального стресса: экологический, трансактный, регуляторный.

В экологическом подходе стресс является результатом взаимодействия индивида с окружающей средой. Говорится о том, что профессиональный стресс возникает в результате несостыковки требований рабочей среды и индивидуальных ресурсов. Этот подход  начал развиваться с конца 1960-х годов. Именно в то время были предприняты первые систематические исследования качества жизни и здоровья профессионалов в зависимости от специфики труда. Тогда же началась разработка методологической базы таких исследований в рамах парадигмы соответствия «личность-среда». В этом подходе объектом эмпирических исследований являются характеристики стрессогенных ситуаций «на входе» и последствий этих ситуаций на выходе (снижение эффективности трудовой деятельности, нарушения психического и физического здоровья людей). Благодаря исследованиям, которые были выполнены в ходе разработки экологического подхода, были созданы детализированные представления о комплексах причин и неблагоприятных последствий стресса. Экологический  подход связан с плодотворной проработкой таких общих и трудноопределимых понятий как «психическое здоровье» и «личностное благополучие». В этом направлении сделано достаточно много, в частности в таких моделях как «салютогенез труда» А.Марселла и «витаминной модели» психического здоровья П. Варра.

В транзактном подходе стресс является индивидуально-приспособительной реакцией человека на осложнение ситуации. Этот подход был предложен  в середине 1970-х годов, В подходе интересы смещается от гомеостатических моделей регуляции к процессуальному анализу индивидуально-психологических факторов, обуславливающих динамику стресса. Значимое место в этом исследовании занимают индивидуальная значимость и субъективная (когнитивная) оценка ситуации, где у человека возникают проблемы, а также такие способы (или т.н. копинг-стратегии), с помощью которых он пытается преодолеть трудности. При объяснении понятий физиологического и психологического стресса Р. Лазарусом подчеркивалось, что при психологическом стрессе  такую реакцию следует понимать как результат того, «что в каждой конкретной ситуации индивид требует от самого себя» и имеются ли у него пути решения для того, чтобы нормально справится с субъективно воспринимаемой угрозой. Логика развития событий – от возникновения объективной проблемы до ее успешного или неуспешного разрешения - была операционализирована в ряде транзактных моделей стресса. Наиболее известной является модель профессионального стресса Т. Кокса, в которой источники стресса на «входе» анализируются во взаимодействии с установками (мотивами) работающего человека. Методики, позволяющие оценить индивидуальные особенности, мотивацию, склонность видеть угрозу в окружающих ситуациях и индивидуальный набор средств преодоления и защиты от стресса занимают центральное место в концепции этого подхода.

В регуляторном подходе психологический стресс есть особый класс состояний, которые возникают вследствие формирования специальных механизмов регуляции деятельности в сложных  ситуациях.  Данный подход интенсивно развивается в концепции функциональных состояний в работах большого количества отечественных и зарубежных авторов.  Главным  в этом подходе является глубинный анализ смены механизмов регуляции деятельности под влиянием разных факторов, а также оценка их «цены» с точки зрения внутренних затрат.  Так,  в некоторых моделях (например, «двухуровневая модель управления ресурсами» Д. Бродбента и Р.Хокки, модели изменения в микроструктуре когнитивных и исполнительных актов А.Б. Леоновой и сотрудников, и др.), рассматриваются эффекты разного уровня автоматизации действий, которые осуществляются при сознательном и неосознаваемом контроле над исполнением. Важно то, что уровень сознательной регуляции имеет всегда более высокую «цену» за счет использования дополнительных ресурсов внимания и эмоциональной мобилизации. Регуляторный подход оказался весьма продуктивным для анализа стресса при выполнении когнитивных задач разного уровня сложности в различных видах труда. Изучение типичных форм трансформации когнитивных и исполнительных действий, а также рефлексивных актов разного уровня сложности под влиянием интенсивных нагрузок и эмоциональных стресс-факторов, стали основой классификаций компенсаторных механизмов, обозначающихся в терминах продуктивной мобилизации или дезорганизации деятельности.  Особенностью является также возможность проследить развитие негативных последствий стресса – от возникновения «острого» стрессового состояния через аккумуляцию хронических эффектов к формированию устойчивых патологических сдвигов.

Все три подхода можно соотнести в рамках создания единой методологии изучения психологического стресса: 1) экологический подход соответствует уровню макроанализа проявлений стресса и дает целостное описание факторов риска в терминах причинно-следственных отношений; 2) транзактный подход направлен на анализ уровня промежуточного опосредования стресса индивидуально-психологическими особенностями человека и личностным опытом преодоления стрессовых ситуаций; 3) регуляторный подход реализует уровень микроанализа выполнения конкретных задач и поведенческих актов, отражающих специфику психологических механизмов адаптации к стрессогенным условиям. 
 
 

4. Современные подходы. 

В современной теории стресса существуют различные варианты психологического подхода, которые можно отнести к интерактивным и транзакционным моделям. Интерактивные модели специализируются в большинстве случаев на структурных особенностях взаимодействия индивида со средой, а транзакционные - в большей степени связаны с познавательными характеристиками и способностями и представляют собой развитие интерактивных моделей.

 
Такие теории могут быть использованы для установления связи между опытом и воздействием рабочего стресса и причинением вреда здоровью, а также создания подхода к управлению рабочим стрессом на основе применения «контрольного цикла», который представляет постоянно функционирующую систему решения проблем для повышения стрессоустойчивости персонала и организаций и уже доказал свою эффективность. 
 
В программе стресс-менеджмента существуют три общие задачи. 1) узнать, какая из программ лучше, а также какие цели из общего списка целей программы были достигнуты. 2) установить эффективность или сравнительную эффективность двух или более программ, или методов, использованных в программе. 3) оценить «затраты-доходы» или «затраты-эффективность» программы.

 
Предполагается, что программы стресс-менеджмента могут быть полезны для улучшения качества трудовой жизни работников и их психологического здоровья.  
 
Программы помощи сотрудникам, широко использующиеся, которые предусматривают продвижение здорового образа жизни среди работников, могут быть полезными, однако такие изолированные защитные акции слабы. Подготовка защиты в большинстве своем предпринимается для оказания помощи сотрудникам, которые уже переживают сложность в чем-то, а действия менее эффективны. Сокращение стрессоров и контроль вреда по многим причинам наиболее перспективная сфера для интервенций, даже, если пока еще нет значительного объема информации, подтверждающей их эффективность. 
Специалисты сделали вывод о том, что перестройка работы и организационные изменения остаются лучшими решениями для стресс-менеджмента, поскольку они базируются на сокращении или выявлении источников проблем в рабочей среде. Однако, такие подходы требуют детализированного просмотра рабочих стрессоров и знаний динамики организационных изменений для минимизации нежелательных последствий. Кроме того, подобные интервенции могут быть дорогими и достаточно сложными для их проектирования, применения и оценки, что, возможно, делает их менее известными альтернативами вторичным (реакция) и третичным (защита) интервенциям. (
http://www.officefile.ru/article.php?id=300)

Информация о работе Современные подходы к определени профессионального стресса