Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:33, реферат
Различные программы и исследования по борьбе со стрессом связаны, прежде всего, с его отрицательным влиянием на эффективность деятельности и психическое здоровье человека (Касл,1995) Понятия «профессиональный стресс» заключается в том, что оно показывает особенности стрессового состояния (в его причинах, проявлениях и последствиях), которое рождается в различных видах профессиональной деятельности. Важным при этом оказывается не только изучение организационных форм и условий осуществления деятельности на конкретных трудовых постах, но и анализ характерных особенностей проявлений стресса в зависимости от содержательной специфики профессии.
Введение
Профессиональный стресс
Подходы к исследованию профессионального стресса
Современные подходы
Заключение
Список литературы
Московский
Государственный
Реферат
По психологии труда
На тему:
Современные подходы к
Студентки 3-его курса, факультета ГПН: Касьяновой К.Г.
Преподаватель:
Абдуллаева М.М.
Москва,2010
Содержание:
Список литературы
Введение.
Изучение стресса в профессиональной деятельности, говорит о том, что данная проблема является достаточно актуальной в мировой психологической науке и практике. Известно большое количество исследований разных видов стресса: посттравматического, внутриличностного, эмоционального, экологического, профессионального и т.п.
Различные программы и исследования по борьбе со стрессом связаны, прежде всего, с его отрицательным влиянием на эффективность деятельности и психическое здоровье человека (Касл,1995) Понятия «профессиональный стресс» заключается в том, что оно показывает особенности стрессового состояния (в его причинах, проявлениях и последствиях), которое рождается в различных видах профессиональной деятельности. Важным при этом оказывается не только изучение организационных форм и условий осуществления деятельности на конкретных трудовых постах, но и анализ характерных особенностей проявлений стресса в зависимости от содержательной специфики профессии. Поэтому профессиональные задачи и профессиональная среда в целом являются теми ключевыми образованиями, во взаимосвязи с которыми рассматривается развитие стресса в профессиональной деятельности. Исследования состояния стресса в профессиональной деятельности свидетельствуют о том, что феноменологически и в плане особенностей механизмов регуляции профессиональный стресс представляет специфический вид стрессовых состояний, который отражает физиологические и психологические особенности его развития. Представители определенной профессиональной общности испытывают стресс, источники которого находятся в самом содержании профессиональной деятельности. К негативным последствиям профессионального стресса относятся формы острых стрессовых состояний и их фиксация в виде устойчивых нарушений психического здоровья - различных форм дезорганизации индивидуального и группового поведения, характерных профессионально-личностных деформаций и психосоматических расстройств.
Цель работы:
обзор подходов к исследованию профессионального
стресса.
2.Профессиональный
стресс.
Большая часть специальных исследований посвящена изучению профессионального стресса и различных аспектов его проявлений – стресса на рабочем месте, трудового, организационного стресса и т.д.
Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.
В случаях информационных перегрузок, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.
Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством.
Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения (эл. учебник «психология и педагогика»)
Объектом
исследований давно перестали быть
только «особые» или экстремальные
виды труда. Сегодняшние потребности практики
вызывают интерес к анализу стресса у
представителей массовых профессий. Развитие
современных технологий улучшает условия
жизни и работы, приводит к коренной перестройке
существующих форм профессиональной деятельности
и возникновению новых. Важно также не
упрощение содержания труда, а его характерные
качественные изменения (Блэклер, 1995; Мунипов,
Зинченко, 2001; Человеческий фактор, 1991).
Это находит отражение в преобладании
управляющих и контролирующих функций
в процессе осуществления трудовой деятельности
в условиях автоматизированного производства,
информационной насыщенности труда и
многообразии воздействующих на индивида
нагрузок (прежде всего на когнитивную
и эмоционально-волевую сферы), высоких
требований к профессиональной подготовке
специалистов.
2.
Подходы к исследованию
профессионального
стресса.
В исследованиях
стресса наблюдалась
А. Б. Леонова в своих работах выделила и проанализировала три основных подхода к изучению профессионального стресса: экологический, трансактный, регуляторный.
В экологическом подходе стресс является результатом взаимодействия индивида с окружающей средой. Говорится о том, что профессиональный стресс возникает в результате несостыковки требований рабочей среды и индивидуальных ресурсов. Этот подход начал развиваться с конца 1960-х годов. Именно в то время были предприняты первые систематические исследования качества жизни и здоровья профессионалов в зависимости от специфики труда. Тогда же началась разработка методологической базы таких исследований в рамах парадигмы соответствия «личность-среда». В этом подходе объектом эмпирических исследований являются характеристики стрессогенных ситуаций «на входе» и последствий этих ситуаций на выходе (снижение эффективности трудовой деятельности, нарушения психического и физического здоровья людей). Благодаря исследованиям, которые были выполнены в ходе разработки экологического подхода, были созданы детализированные представления о комплексах причин и неблагоприятных последствий стресса. Экологический подход связан с плодотворной проработкой таких общих и трудноопределимых понятий как «психическое здоровье» и «личностное благополучие». В этом направлении сделано достаточно много, в частности в таких моделях как «салютогенез труда» А.Марселла и «витаминной модели» психического здоровья П. Варра.
В транзактном
подходе стресс является индивидуально-
В регуляторном подходе психологический стресс есть особый класс состояний, которые возникают вследствие формирования специальных механизмов регуляции деятельности в сложных ситуациях. Данный подход интенсивно развивается в концепции функциональных состояний в работах большого количества отечественных и зарубежных авторов. Главным в этом подходе является глубинный анализ смены механизмов регуляции деятельности под влиянием разных факторов, а также оценка их «цены» с точки зрения внутренних затрат. Так, в некоторых моделях (например, «двухуровневая модель управления ресурсами» Д. Бродбента и Р.Хокки, модели изменения в микроструктуре когнитивных и исполнительных актов А.Б. Леоновой и сотрудников, и др.), рассматриваются эффекты разного уровня автоматизации действий, которые осуществляются при сознательном и неосознаваемом контроле над исполнением. Важно то, что уровень сознательной регуляции имеет всегда более высокую «цену» за счет использования дополнительных ресурсов внимания и эмоциональной мобилизации. Регуляторный подход оказался весьма продуктивным для анализа стресса при выполнении когнитивных задач разного уровня сложности в различных видах труда. Изучение типичных форм трансформации когнитивных и исполнительных действий, а также рефлексивных актов разного уровня сложности под влиянием интенсивных нагрузок и эмоциональных стресс-факторов, стали основой классификаций компенсаторных механизмов, обозначающихся в терминах продуктивной мобилизации или дезорганизации деятельности. Особенностью является также возможность проследить развитие негативных последствий стресса – от возникновения «острого» стрессового состояния через аккумуляцию хронических эффектов к формированию устойчивых патологических сдвигов.
Все три
подхода можно соотнести в рамках создания
единой методологии изучения психологического
стресса: 1) экологический подход соответствует
уровню макроанализа проявлений стресса
и дает целостное описание факторов риска
в терминах причинно-следственных отношений;
2) транзактный подход направлен на анализ
уровня промежуточного опосредования
стресса индивидуально-психологическими
особенностями человека и личностным
опытом преодоления стрессовых ситуаций;
3) регуляторный подход реализует уровень
микроанализа выполнения конкретных задач
и поведенческих актов, отражающих специфику
психологических механизмов адаптации
к стрессогенным условиям.
4.
Современные подходы.
В современной теории стресса существуют различные варианты психологического подхода, которые можно отнести к интерактивным и транзакционным моделям. Интерактивные модели специализируются в большинстве случаев на структурных особенностях взаимодействия индивида со средой, а транзакционные - в большей степени связаны с познавательными характеристиками и способностями и представляют собой развитие интерактивных моделей.
Такие теории могут быть использованы
для установления связи между опытом и
воздействием рабочего стресса и причинением
вреда здоровью, а также создания подхода
к управлению рабочим стрессом на основе
применения «контрольного цикла», который
представляет постоянно функционирующую
систему решения проблем для повышения
стрессоустойчивости персонала и организаций
и уже доказал свою эффективность.
В программе стресс-менеджмента существуют
три общие задачи. 1) узнать, какая из программ
лучше, а также какие цели из общего списка
целей программы были достигнуты. 2) установить
эффективность или сравнительную эффективность
двух или более программ, или методов,
использованных в программе. 3) оценить
«затраты-доходы» или «затраты-эффективность»
программы.
Предполагается, что программы стресс-менеджмента
могут быть полезны для улучшения качества
трудовой жизни работников и их психологического
здоровья.
Программы помощи сотрудникам, широко
использующиеся, которые предусматривают
продвижение здорового образа жизни среди
работников, могут быть полезными, однако
такие изолированные защитные акции слабы.
Подготовка защиты в большинстве своем
предпринимается для оказания помощи
сотрудникам, которые уже переживают сложность
в чем-то, а действия менее эффективны.
Сокращение стрессоров и контроль вреда
по многим причинам наиболее перспективная
сфера для интервенций, даже, если пока
еще нет значительного объема информации,
подтверждающей их эффективность.
Специалисты сделали вывод о том, что перестройка
работы и организационные изменения остаются
лучшими решениями для стресс-менеджмента,
поскольку они базируются на сокращении
или выявлении источников проблем в рабочей
среде. Однако, такие подходы требуют
детализированного просмотра рабочих
стрессоров и знаний динамики организационных
изменений для минимизации нежелательных
последствий. Кроме того, подобные интервенции
могут быть дорогими и достаточно сложными
для их проектирования, применения и оценки,
что, возможно, делает их менее известными
альтернативами вторичным (реакция) и
третичным (защита) интервенциям. (http://www.officefile.ru/
Информация о работе Современные подходы к определени профессионального стресса