Современные подходы к изучению феноменов лидерства и руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной работе является исследование феномена лидерства и руководства и определение психологического типа лидера.
В свою очередь задачами исследования является:
1. Определить сущность понятий «лидерство» и «руководство».
2. Определить функции лидера.
3. Исследовать деятельность и личностные характеристики лидера.
4. Провести анализ теоретических аспектов изучения феномена лидерства и руководства.
Предметом исследования в данной работе является лидер (руководитель), а также его личностные характеристики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1. ФЕНОМЕНЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОВЫМ ПРОЦЕССОМ 5
1.1. Лидерство 5
1.2. Руководство 11
§ 2. ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА 14
2.1. Исследование сущности лидерства 14
2.2. Стили лидерства 16
2.3 Личностные характеристики лидеров 19
2.4. Теории эффективного лидерства 21
2.5. Характеристика успешного лидера 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая ..doc

— 175.00 Кб (Скачать)

     9. Энергичность. Руководителю трудно добиться успеха, не обладая выносливостью, без физических и интеллектуальных возможностей. Запас физических и интеллектуальных сил пополняется за счет огромной энергии успешно действующего лидера. Такой руководитель продолжает дело, когда другие уже падают от усталости.

     10. Способность делать  ставку на других. Успешно действующий руководитель охотно передает знания, дает советы, помогает росту других, не жалея на это время. Он всегда готов помочь профессиональному росту и развитию, продвижению других по служебной лестнице.

     11. Сензитивность. Руководители высшего уровня восприимчивы к чувствам других. Им свойственна эмпатия (сопереживание). Они способны поставить себя на место другого и испытать его чувства. Достигающие успеха лидеры обладают своего рода личным радаром, дающим им возможность ощущать, что чувствуют и даже думают их коллеги.

     12. Идентификация себя  с делом. Наиболее успешно действующие руководители способны переносить неудачи без чувства поражения или унижения. Их привлекает сам процесс достижения результата; они не стремятся быть всемогущими и всеведущими, не пытаются быть всюду одновременно, делать всю работу за других, не стараются казаться умеющими все. Лидеры высокого уровня умеют поручать работу другим. Их не привлекает власть как таковая, они скорее заинтересованы в достижении цели. Они получают настоящее удовлетворение от успеха других, а не от собственного неограниченного могущества. Власть, которой они пользуются, происходит из уважения, которое они внушают. Они не стремятся занять как можно больше руководящих постов, зная, что их влияние и так достаточно и им не требуется применять власть для достижения успеха. Они знают себе цену и удовлетворены ею, у них полная уверенность в себе. Все это дает такому лидеру силы противостоять нежелательному развитию событий.

     13. Способность к  сочувствию. Успешно действующие руководители проявляют сочувствие к другим, не ожидая, что их за это будут любить. Они способны непредвзято и точно оценить своих подчиненных, прекрасно понимая, что невозможно угодить всем. Они умеют сочувствовать человеку, не позволяя при этом сделать себя беспомощными и нетребовательными. Такой лидер прекрасно понимает, что стремление во что бы то ни стало нравиться подчиненным сделает его неспособным руководить ими. Благодаря сильному чувству идентификации он способен принимать непопулярные решения.

     14. Заинтересованность  в росте организации, а не в собственной карьере. Настоящий лидер обязательно заинтересован в том, что он оставит после себя. Его самое сильное стремление не к личной власти, ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы. Уходя, он хочет оставить результат своей работы, а не унести все с собой.

     15. Независимость. Добивающиеся успеха руководители осознают границы своих возможностей, сотрудничают с другими, прислушиваются к ним, но когда дело доходит до принятия окончательного решения, они проявляют независимость. Приняв решение на основе всех имеющихся в их распоряжении фактов, они придерживаются его. Такого лидера нельзя принудить присоединиться к решению, с которым он не согласен: он скорее подаст в отставку, чем станет делать то, что идет в разрез с его взглядами и убеждениями.

     16. Гибкость. Руководителю нет необходимости сосредоточиваться в каждый данный момент на единственной проблеме: он может решать одновременно несколько задач и, когда это необходимо, переключаться с одного направления деятельности на другое. Лидер должен быть открыт для восприятия новых идей, новых способов мышления, новых процессов. Стремящийся к успеху руководитель развивает в себе гибкость, понимая, что очень легко оказаться ограниченным своими предпочтениями и увлечениями.

     17. Устойчивость к  стрессу. Лидер умеет заботиться о своем здоровье, как телесном, так и психическом, и справляется со стрессами. Он понимает, что для этого необходимо вести сбалансированный образ жизни, и управляет своей жизнью и своим временем. Успешно действующий руководитель не позволяет обстоятельствам и времени управлять собой. Он хорошо чувствует себя при таком образе жизни и с удовольствием предвкушает все, что ждет его впереди каждый день. Чувствуя действие стресса, он знает, что предпринять, чтобы избежать урона для здоровья.

     18. Наличие цели. Лидер имеет твердые убеждения и ясную цель. Цель есть у его жизни, цель есть у его работы. Просыпаясь, он не просто ждет, что преподнесет ему новый день. Наличие цели предполагает планирование, и каждый день приближает лидера к достижению поставленной цели. Целью обычно является осуществление мечты: мечты о том, чем станет его корпорация; мечты о том, чем станет вся его жизнь. Лидер любит и умеет (часто философски) говорить о своей мечте. Однако взгляды руководителя не должны быть окостенелыми: мечта должна развиваться, как и связанная с ее осуществлением цель.

     19. Руководство сообществом. Руководитель использует свою власть и влияние на благо общества. Он ответственно относится к лежащей на нем ответственности, например, по охране окружающей среды. Лидер отдает свое время, силы и энергию улучшению жизни людей и развитию общества, используя для этого все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

     20. Чувство юмора. Наибольшего успеха добиваются руководители, обладающие чувством юмора. Они способны видеть юмористическую сторону там, где другие видят только трагедию. Они не позволяют неудачам угнетать себя, способны найти в ситуации что-то забавное. Они легко находят разнообразные возможности. Сделав ошибку, они признают ее и готовы посмеяться над собой, а не взваливают вину на других.

     21. Цельность личностного  идеала. Лидер хорошо представляет себе, каков он, к чему стремится, как живет во всех смыслах слова. Он последователен и постоянно предпринимает усилия для того, чтобы его слово не расходилось с делом, чтобы соответствовать своему личностному идеалу. Следствием совпадения этого идеала и фактического поведения является то, что лидер живет в мире с самим собой, с ним легко общаться, окружающие чувствуют себя с ним непринужденно, независимо от их должности или общественного положения. Люди не испытывают страха и охотно поверяют ему свои горести и заботы, только личностная цельность лидера делает это возможным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Лидерство и руководство относятся к числу наиболее ярких и значительных явлений групповой жизни.

     Лидерство рассматривается как преимущественно психологический по своей природе феномен, спонтанно возникающий и развертывающийся в системе неформальных (неофициальных) отношений людей и вместе с тем выступающий средством организации отношений и управления ими.

     Основу  лидерства, прежде всего в малой группе, составляет процесс межличностного влияния, разворачивающийся между лидером (наиболее активный, влиятельный член группы) и последователями (остальные члены группы, или ведомые), в котором инициирующей групповые действия стороной выступает лидер.

     Последствия влияния в лидерстве (как и  в руководстве) отражены в изменениях поведения, отдельных личностных черт, установок, мотивации и т.п. членов группы. Конечная цель влияния в  лидерстве – ориентация людей неформальными (психологическими) средствами на решение стоящих перед группой задач.

     Руководство рассматривается как преимущественно социальный по своей природе феномен, регламентированно функционирующий в системе формальных (официальных, служебных) отношений людей с целью упорядочения, организации этих отношений, управления ими для решения групповых задач.

     Основу  руководства составляют полномочия власти, обусловливающие субординационность строения феномена, в простейшем виде, минуя различные его уровни, выражаемую отношением «руководитель – подчиненный».

     Психологически  власть руководителя осуществляется посредством  влияния, реализуемого им как по каналам  формальных (официальных) отношений  с опорой на закрепленные за этой ролью  должностные полномочия, так и неформально (неофициально). Вместе с тем влияние в руководстве не является однонаправленным: оно способно исходить и от подчиненных к руководителю, побуждая его в отдельных случаях к значительной коррекции своих действий.

  Между лидерством и руководством существует немало общего:

    • оба феномена сходны функционально и представляют собой две стороны единого процесса управления людьми.
    • для обоих характерна, хотя и в разной степени, реализация влияния в системе неформальных (психологических) отношений.
    • они схожи в своем управленческом выражении: лидерство описывается «вертикальным» отношением «лидер – последователь», руководство – аналогичным отношением «руководитель – подчиненный».
 

     Лидерство (руководство) должно быть эффективным - иначе группа лидера не придет к желаемому результату, не достигнет поставленных целей.

     Из  всех теорий эффективного лидерства  наибольшим образом выделяется теория великих людей, утверждающая, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится. Абсолютным воплощением теории великих людей является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие.

   

ЛИТЕРАТУРА

 
  1. Андреева  Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1988. - 429 с.
  2. Андреева О.И. Феномен лидерства. - К.: Освита. - 2004. - 312 с.
  3. Бойчук А.А. Лидер или руководитель? - К.: Высшая школа. - 2003. - 282 с.
  4. Бояцис Р. Резонансное лидерство. Самосовершенствование на основе активного сознания, оптимизма и эмпатии. - М.: Альпина Бизнес Букс. - 2003. - 304 с.
  5. Возник Л.А. Теории лидерства. - М.: Феникс. - 2004. - 264 с.
  6. Емельянов Ю.Н.. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. М.,2001.
  7. Канджеми Дж.П. Психология современного лидерства: Американские исследования. - М.: Когито-Центр. - 2006. - 288 с.
  8. Кричевский Р.Л. ,Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты.-М.: МГУ,1991.-205 с
  9. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: Изд-во Моек ун-та, 1985. С.169—176.
  10. Лансберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия. - М.: Феникс. - 2000. - 224 с.
  11. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2 изд., переработанное. — М.: Смысл; Per Se, 2000.— 549 с.
  12. Лидер и команда (Р.Джей, С.Моррис). - М.:Феникс.- 2002. - 296 с.
  13. Майкл Миллер,С чего начинается лидер. - М.: Феникс. -2005.-232с.
  14. Манфред Кэ де Ври Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. - М.:2005. - 312 с.
  15. Парутин И.И. Когда лидер становится руководителем. - М.: Феникс. - 2001. - 346 с.
  16. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / ИГУП. - СПб.: ИГУП, 1999. - 134 с.
  17. Патрик Ленсиони. Пять искушений руководителя: притчи о лидерстве. - М.: Диалектика. - 2002. - 144 с.
  18. Патрик Ленсиони. Пять пороков команды: притчи о лидерстве. - М.: Вильямс. - 2002. - 288 с.
  19. Пименова А.А. Психология лидера. - М.: 2003. - 318 с.
  20. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. - М.: Феникс. - 2003. - 512 с.
  21. Том Питерс. Представьте себе! Превосходство в бизнесе в эпоху разрушений (Стокгольмская школа экономики). - М.:2004.- 352 с.
  22. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. (Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки). - М.: Когито-Центр. - 2005. - 302 с.
  23. Яблонский С.А. Психология лидерства. - К.: Высшая школа. - 2003. - 384 с.

Информация о работе Современные подходы к изучению феноменов лидерства и руководства