Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 05:32, доклад

Описание работы

Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Креативность, рассматриваемая в различных концепциях, предстает в виде частей головоломки, собрать которую целиком еще никому не удалось.

Работа содержит 1 файл

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ КРЕАТИВНОСТИ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     Ряд учёных ведут исследования в социальном аспекте творчества: на социально-психологическом  и социально-управленческом уровнях  – детерминантах творчества (В.П.Карцев, М.Г.Ярошевский).

     Ведутся научные изыскания по проблеме организации, а также коллективным творчеством с помощью функционально-ролевой дифференциации коллектива (Ч.М.Гаджиев, в.П.Карцев, М.Г.Ярошевский и др.).

     В современных исследованиях активно  разрабатывается следующая точка  зрения на креативность: создание нового продукта или результат творческого мышления (К.Тейлор, О.К.Тихомиров). В других – отмечается доминирует творческий процесс создания нового ( А.В.Брушлинский, В.А.Моляко, П.М.Якобсон).

     Таким образом, в современной психолого-педагогической науке креативность рассматривается  как личностная категория в аспектах:

     проявления  дивергентного мышления (Дж.Гилфорд, О.К.Тихомиров),

     актуализации  интеллектуальной активности (Д.Б.Богоявленская, Л.Б.Ермолаева-Томина),

     интегрированного  качество личности (Я.А.Пономарёва, А.В.Хуторской).

     Мы разделяем точку зрения А.В.Хуторского, определяющего креативность как «интегративную способность, вбирающую в себя целые системы взаимосвязанных способностей элементов» (А.В.Хуторской, 2000, С.22). В частности, к креативным способностям относятся: воображение, ассоциативность, фантазия и др. качества.

     Рассматривая  проблему психологии творчества, мы полагаем, что необходим системный подход к данному психолого-пе дагогическому  явлению. Такой подход требует рассмотрения всего процессуального ком плекса креативности в педагогике: от начального этапа в процессе познания и зарождения новых идей на основе противоречия (внут реннего и внешнего) до получения не только личностно, но и социально значимого результата в зрелом периоде творческой деятельности.

     Рассматривая процесс рождения и становления новых направлений в психологии творчества, А.В.Морозов, Д.В.Чернилевский отмечают, что ряд научных направлений выделились в социальную психологию и психофизиологию творчества (см. рис. 1). Вокруг психологии творчества и группы смежных с ней психологических наук сложилось множество прикладных дисциплин, связы вающих психологию с педагогическими... и другими по добными им науками, а через них с практикой» (А.В.Морозов, Д.В.Чернилевский, 2004, С.39).

     

     Таким образом, новые концептуальные подходы к творчеству позволяют говорить о том, что данная категория является многомерной, требующей системного подхода. С нашей точки зрения, креативность является основой инновационного образования.

     Список  литературы

     1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. - М.: Издатель-ский центр Академия, 2002. – 320 с.

     2. Брушлинский, А.В. Психология мышления  и кибернетика /А.В.Брушлинский. - М.: Изд-во «Мысль», 1970. - 191 с.

     3. Брушлинский, А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение кибернетика / А.В.Брушлинский. - М.: Институт практической психологи; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – С.35-201.

     4. Пономарёв, Я.А. Психология творчества: перспективы развития/ Я.А.Пономарёв  // Психологиче-ский журнал. - 1994 - №  6. – С.38-50. 

     5. Практический интеллект / под.  ред. Р.Дж. Стернберга. - СПб.: Питер, 2002. – 272 6. Роджерс, К. Творчество как усиление себя / К.Роджерс // Вопросы психологии. – 1990. - № 2. – С.41-47.

Информация о работе Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии