Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 05:32, доклад

Описание работы

Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Креативность, рассматриваемая в различных концепциях, предстает в виде частей головоломки, собрать которую целиком еще никому не удалось.

Работа содержит 1 файл

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ КРЕАТИВНОСТИ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ КРЕАТИВНОСТИ В  ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 

     Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку  эмпирическое поле фактов, относящихся  к данной проблеме, очень широко. Креативность, рассматриваемая в различных концепциях, предстает в виде частей головоломки, собрать которую целиком еще никому не удалось.

     Еще в 60-х гг. было описано более 60 определений  креативности и, как отмечал автор, "их число растет каждый день" (Л. Т. Репуччи, цит. по [25]). Определения были проанализированы и разделены на шесть типов: гештальтистские (описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего), инновационные (ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта), эстетические или экспрессивные (делающие упор на самовыражение творца), психоаналитические или динамические (описывающие креативность в терминах взаимоотношений Оно, Я и Сверх-Я), проблемные (определяющие креативность через ряд процессов решения задач, к этому разряду было отнесено и определение Дж. Гилфорда: "Креативность - это процесс дивергентного мышления"), в шестой тип вошли определения, не попавшие ни в один из перечисленных выше - разные, и в том числе весьма расплывчатые (например, "добавление к запасу общечеловеческих знаний".

     Видимо, количество определений креативности, накопившееся к настоящему моменту, уже трудно оценить. Как отмечают исследователи, "процесс понимания  того, что такое креативность, сам  требует креативного действия. Начиная  с определения креативности, мы тем самым обрекаем себя на неудачу, поскольку креативность еще не концептуализирована и эмпирически не определена". Авторы одного из последних исследований определяют креативность, как "достижение чего-либо значимого и нового... Другими словами, это то, что люди делают, чтобы изменить мир".

     П. Торранс собрал в процессе длительного  исследования креативности разные ее определения, метафорически описывающие  суть творчества. Например, творчество - это: копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руку в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе... Понятно, что исследователям приходится нелегко.

     В настоящее время для описания креативности используется подход, предложенный, по одним источникам, Р. Муни в 1963 г., по другим - А. Штейном в 1969 г., и используемый многими исследователями и сегодня. Исследования креативности, интерес к которым за последние годы сильно возрос, рассматривают четыре основных аспекта: креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду (сферу, структуру, социальный контекст, формирующий требования к продукту творчества). Часто эти подходы используются вместе.

     В данной статье мы рассмотрим только один аспект - креативность как процесс.

     Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги  исследований в области креативности с 1970 по 1980 г., сделали следующие обобщения  того, что известно о креативности:

     1. Креативность - это способность адаптивно  реагировать на необходимость  в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

     2. Создание нового творческого  продукта во многом зависит  от личности творца и силы  его внутренней мотивации.

     3. Специфическими свойствами креативного  процесса, продукта и личности  являются их оригинальность, состоятельность,  валидность, адекватность задаче  и еще одно свойство, которое  может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.

     4. Креативные продукты могут быть  очень различны по природе:  новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или  поэмы, новой философской или  религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и др. [6].

     Ученые  не достигли согласия даже по поводу того, существует ли вообще креативность или  она является научным конструктом? Самостоятелен ли процесс креативности, или креативность - это сумма других психических процессов?

     Одно  из пониманий креативности - необычные  проявления ординарных    процессов, т. е. процессу креативности его сторонники отказывают в самостоятельности.

     Один  из аргументов в пользу такого подхода  заключается в когнитивной теории "врожденных структур". Н. Хомский, например, утверждает, что языковая компетентность базируется на врожденных структурах человеческого языка, Дж. Фодор - что такие структуры лежат в основе всех форм человеческого интеллекта и когнитивных функций, включая математический, музыкальный и специфический интеллект. Все уже содержится в потенциале, нельзя создать что-то из ничего, т. е. помимо существующих структур.

     В новой области когнитивных наук проявляется скептическое отношение  к креативности как самостоятельному, отличному от других процессу. С. Герберт старается доказать, что ординарные когнитивные процессы, трансформированные определенным образом, достаточны для открытия базовых научных законов (типа законов Кеплера). Процесс решения творческих задач описан как взаимодействие других процессов (мышления, памяти и пр. ).  

      

     ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРОЦЕССА КРЕАТИВНОСТИ

       Однако у креативности как  самостоятельного процесса все  же есть и защитники. 

     Т. Тардиф и Р. Стернберг [26], пытаясь  проанализировать все разнообразие точек зрения, выделили два наиболее общих подхода к процессу креативности: как к процессу, протекающему в отдельной личности в отдельный момент времени (этой точки зрения придерживается большинство исследователей), или как к процессу, зависимому от системы социальных связей, проблемных сфер, критериев оценок креативного продукта и т. д., т. е. в широком социальном и историческом контексте; при этом процесс креативности не теряет своей связи с индивидуальностью творца, но требует иного подхода к анализу процесса и его созревания.

     Различные исследователи делают акцент на разных составляющих процесса креативности, либо ставя во главу угла одну составляющую, которая признается центральной, либо выстраивая сложную систему взаимодействующих  процессов.

     Например, П. Торранс, вслед за Дж. Гилфордом  описывает креативность в терминах мышления, понимая творческое мышление "как процесс чувствования трудностей, проблем, брешей в информации, недостающих  элементов, перекоса в чем-то; построения догадок и формулировки гипотез, касающихся этих недостатков, оценки и тестирования этих догадок и гипотез; возможности их пересмотра и проверки и, наконец, обобщения результатов" [28; 47].

     Ф. Баррон считает центральным процесс  воображения и символизации, который служит критерием креативности, и вводит определение креативности как "внутреннего процесса, спонтанно продолжающегося в действии", утверждая, что с этой точки зрения отсутствие продукта не говорит об отсутствии креативности [7]. Р. Стернберг также подчеркивает важность способности создавать "продуктивные метафоры" [22].

     С. Медник постулирует, что в основе креативности лежит способность  выходить за рамки стереотипных ассоциаций, работать с широким семантическим  полем (цит. по [1]).

     Д. Фелдман предлагает трехчастную модель креативного процесса, имеющую три связанные между собой составляющие: 1) рефлективность как основной процесс, отличающий человека от животных и позволяющий формировать самосознание, самооценку, посредством языка планировать, отражать и анализировать мир; 2) целенаправленность, или интенциональность, позволяющую организовать переживаемый опыт "внутри и снаружи организма"; вместе с верой в возможность изменений к лучшему позволяет реально изменять среду; 3) владение способами трансформации и реорганизации, которые предлагаются культурой и обусловливают индивидуальные различия.

     Многие  исследователи считают, что процесс  креативности специфичен для разных сфер деятельности и знаний. Однако некоторые общие требования к процессу креативного мышления можно выделить. Креативный процесс независимо от проблемы, на которую он направлен, необходимо включает следующее:

     1. Изменение структуры внешней  информации и внутренних представлений  с помощью формирования аналогий и соединения концептуальных пробелов.

     2. Постоянное переформулирование  проблемы.

     3. Применение существующих знаний, воспоминаний и образов для  создания нового и применения  старых знаний и навыков в  новом ключе. 

     4. Использование невербальной модели мышления.

     5. Процесс креативности требует  внутреннего напряжения, которое  может возникать тремя путями: в конфликте между традиционным  и новым в каждом шаге креативного  процесса; в самих идеях, в различных  путях решения или предполагаемых продуктах; оно может создаваться между хаосом неопределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности или общества в целом. Возможно, все три вида напряжения возникают на разных этапах креативного процесса.

     Что касается специфических сфер, в которых  креативность из "общей" становится специальной,  то   здесь  можно     воспользоваться   классификацией,             предложенной Х. Гарднером.

     Хотя  эта классификация описывает  семь видов интеллекта, она "скорее соотносится с видами одаренности" [2; 12], а стало быть, и креативности, поскольку подразумевает под выраженным видом интеллекта творческие достижения в данных областях. 

     Анализ  проблемы креативности в современной  психолого-педагогической науке

     Психологической основой эвристического обучения являются научные представления о природе  творчества обучающихся, в связи  с чем потребность понять и  управлять природой творческого  процесса возникла как следствие  необходимости управляемого воздействия и поддержания в актуальном состоянии творческой деятельности, повышения её эффективности.

     В современной педагогике и психологии наблюдается активизация исследований в области психологии творчества, так как практическая деятельность педагогов в различных сферах деятельности подтвердила научные изыскания в аспекте: творческие достижения имеют не только личностный характер, но и социальный. В современной науке сложилось отдельное направление, изучающее проблемы творчества и творческой деятельности: психология творчества.

     Основная  задача психологии творчества состоит  в раскрытии психических закономерностей  и механизмов творческого процесса и креативности. Ряд российских исследователей рассматривают творчество как основу и механизм развития психики (А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарёв, И.Н.Семёнов и др.), при этом научные изыскания в этой сфере связываются с закономерностями мышления (В.С.Библер, О.К.Тихомиров, Э.Г.Юдин).

     Исследования  психологии творчества проводили следующие  зарубежные учёные: Дж. Гилфорд, В. Смит, Е. Торренс, Д.Хэлперн и др., однако, как отмечают авторы Я.А.Пономарёв, Э.Г.Юдин, М.Г.Ярошевский исследования креативности не были достаточно результативными.

     Большинство исследователей делают акцент в определении  креативности на особенностях или качествах личности. Так, Дж.Гилфорд полагает, что креативность и творческий потенциал могут определяться как совокупность способностей и других черт, которые способствуют успешному творческому мышлению.

     В общем виде можно выделить две  основные группы подходов к изучению проблемы креативности:

     исследования  общепсихологической и концептуальной направленности (С.Л.Рубинштейн, 1941; Д.Б.Богоявленская, 1983; Я.А.Пономарёв, 1976; О.К.Тихомиров, 1969), в которых обосновывались основы психологии творчества, его закономерности и механизмы творческой реализации;

     экспериментально-эмпирические исследования творчества дифференциально-психологического типа, направленные на выявление, описание, систематизацию личностных характеристик  и способностей к творческой деятельности.

     Одной из наиболее актуальных проблем современной психолого-педагогической науки является создание общепсихолого-педагогической теории творчества (Б.Ф.Ломов, Я.А.Пономарёв, О.К.Тихомиров).

     В современной отечественной и  зарубежной психологии творчества в  аспекте предметно-процессуального уровня доминирует представление об этапности творческого процесса: возникновение проблемы, стадия инкубации, инсайтное озарение, формализация идеи, верификация. Ключевым элементом считается интуитивный этап (А.В.Брушлинский, Я.А.Пономарёв, Р.Уолесс и др.)

     Е.Торренс  определяет креативность как возникновение  особой чувствительности к проблемам, связанным с недостатком знаний, идентификацией трудностей, процессом  возникновения предположений и  формированием гипотез ( Е.Торренс, 1996).

Информация о работе Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии