Современное определение предмета психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 19:49, реферат

Описание работы

Психология — это определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных). Предметом любой научной дисциплины являются изучаемые ею однородные закономерные связи, раскрывающиеся при изучении взаимодействий внутри объекта, а также его взаимодействий с другими объектами.

Работа содержит 1 файл

Современное определение предмета психологии.docx

— 35.71 Кб (Скачать)

   В начальный период развития теории проблемного  обучения исходным понятием считалась  проблемная ситуация как ситуация определенного  интеллектуального затруднения. Дальнейший ход исследований показал, что знание сущности проблемной ситуации и ее типологии недостаточно для изменения  структуры учебного, процесса. Эти  изменения возможны лишь с появлением определенных учебных (педагогических) ситуаций, лишь с применением дидактических  приемов и способов преднамеренного  создания проблемных ситуаций в учебном  процессе. Но поскольку возникновение  их означает только начало мыслительного  процесса, дидактика обращается к  науке логики для поиска второго  исходного понятия, которое раскрывало бы механизм процесса мышления. Таковым  становится «проблема» как реформа  движения мысли. Далее, процесс учебного познания требует введения в активный оборот понятий «предположение», «гипотеза», «доказательство гипотезы», «взаимодействие  процессов преподавания и учения» и т.д. Возникает совокупность новых для дидактики понятий. Но для того чтобы ввести их в ее понятийную систему, необходимо найти системообразующий фактор. Таковым становится понятие «принцип проблемности». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Закономерности  воспитания

   Закономерности  воспитания каждым ученым трактуются по-своему. Поэтому нет единообразия в подходе. Основные закономерности воспитания:

   1.Воспитание - процесс целенаправленный с непредсказуемым, неадекватным результатом. Для него характерна высокая степень неопределенности, т.к. потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто другой про это ничего не знают. (Влияние множества факторов, которые невозможно учесть, приводит к непредсказуемости, неопределенности, вероятности результата. Вероятность, вообще, - фундаментальный принцип жизни и культуры.

   2.Воспитание - преобразование потребностей. Существует диалектическая связь между неудовлетворением и преобразованием потребности. Известно что, потребность - нужда в чем-либо, мотив - внутренние силы, которые связаны с потребностью и побуждают к определенной деятельности. Ниже приведены две схемы иерархии потребностей.

   Воспитания состоит в удовлетворении потребностей. Так, дети до 13-15 лет реализуют потребности в биологическом саморазвитии, а дети после 13-15 лет преобладает развитие социальных потребностей в самоутверждении, в самовыражении, в самосовершенствовании. Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено их изменяющимися потребностями, и поэтому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Развитие личности идет через деятельность, ставит ребенка перед проблемами его неподготовленности к этой деятельности. Решение противоречия - совместно - разделенная деятельность. Суть ее в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога. Эта деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности.

   Хороший педагог - педагог, умеющий организовывать деятельность детей, обусловленную их потребностями  и ведущую к развитию их способностей ,культуросообразную деятельность.

   1.Воспитание диалогично и анонимно. Воспитание - всегда взаимоотношение субъект - объект. Скрытая и анонимная позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, предметной (например, рисуем, а не занимаемся эстетическим воспитанием).

   2.Воспитание - прерывно-непрерывная деятельность. Событийность воспитания - то, что произошло в ребенке здесь и сейчас, момент, принятия самостоятельного решения, преодоления - скачка в нравственном воспитании. Воспитание, в то же время, непрерывно - оно идет на протяжении всей жизни.

   3.Рефлексивность - результат диалогичности. Воспитание происходит в момент, когда внешний диалог переходит во внутренний и возникает осмысление, оценочность, когда, например, ребенок говорит "Больше так не буду делать".

   4.Воспитание всегда связано с культурной средой, но не напрямую, а через посредника - значимого другого. Влияние, воспитательное воздействие оказывает только значимый человек, который транслирует ‘присвоенные’ им самим достижения культуры (например, чтение сказок малышу).

   5.Воспитание - это трех частный процесс включающий разработку культурного материала, целесообразность в деятельности и диалогичность во взаимодействии.

   Воспитание - это :

   1.целенаправленный процесс, направленный на развитие личности;

   2.диалогическое взаимодействие, направленное на развитие личности;

   введение  в культуру, развивающее личность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Проблема  поиска “своего” пути образовательной  системой России

  • Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:
    • социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финан-совых средств в связи с кризисным положением в экономике;
    • неполнота нормативной правовой базы в области образования;
    • систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.
 

     "Утечка умов" является в ряде случаев проблемой  для кадрового обеспечения образовательных  учреждений различных уровней  системы образования.      Увеличение количества негосударственных образовательных учреждений всех уровней образования создало проблему необходимости усиления государственного и общественного контроля их деятельности, качества предлагаемого образования. Особую озабоченность вызывает значительное увеличение количества негосударственных высших учебных заведений, их филиалов, не имеющих необходимой учебной базы и профессорско-преподавательских кадров. Органы управления образованием в субъектах Российской Федерации в силу ряда причин слабо влияют на ситуацию в указанных образовательных учреждениях. Периодичность аттестации образовательных учреждений раз в пять лет не дает достаточной гарантии обеспечения качественного образования. 
Уменьшается количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей, в результате чего более 50% дошкольников не пользуются услугами первого уровня системы образования. 
     Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Однако существующее количество образовательных учреждений для указанных детей не в состоянии обеспечить потребность в их содержании и обучении. 
     Особое беспокойство вызывают дети, которые по различным причинам не посещают школы или другие образовательные учреждения, не получают образования и количество которых увеличивается. В критическом положении находятся образовательные учреждения дополнительного образования и обеспечивающие досуг детей учреждения, сокращается оказание услуг, связанных с занятиями научно-техническим творчеством, туризмом, детским спортом.      Большая часть трудоспособной молодежи не обучается в учреждениях профессионального образования, что ведет к снижению профессионального уровня трудовых ресурсов. По общим показателям доступа молодежи к профессиональному образованию и получению такого образования Россия существенно отстает от многих стран мира. Более того, в последние годы обозначилась тенденция снижения уровня образования всего населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Педагогические  умения

   Термином  «умения» обозначают, как известно, владение сложной системой психических  и практических действий, необходимых  для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и  навыками. Исходя из этого, к основным педагогическим умениям можно отнести  следующие:

   1.умение переносить известные учителю знания, варианты решения приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой условий учебно-воспитательной работы;

   2.умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение из комбинации уже известных учителю идей, знаний, навыков;

   3.умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации.

   В процессе педагогической деятельности учитель имеет дело с ситуациями, каждая из которых требует от него специфического подхода и решения. Даже когда речь идет о процессе обучения, который значительно более  запрограммирован и стандартизирован, чем вне учебная работа, следует  иметь в виду, что содержание предмета и методические рекомендации по его  преподаванию не снимают вопроса  о нестандартности ситуаций, с  которыми имеет дело учитель в  процессе работы с учащимися. Ибо  в каждом конкретном классе, по отношению  к каждому ученику и к коллективу в целом он должен использовать специфические  способы и приемы преподавания и обучения. Иными словами, в каждой конкретной ситуации учебно-воспитательного процесса учитель должен уметь мобилизовывать все имеющиеся у него знания и навыки, весь педагогический и социальный опыт для выбора и осуществления приемов действия, оптимального в этой ситуации (такая мобилизация происходит и сознательно и неосознанно).

   Кроме названных общепедагогических умений, учителю необходимо владеть рядом  более частных, но не менее существенных умений, которые к тому же нередко  являются условием эффективности применения общепедагогических умений. В первую очередь речь идёт о необходимости  постоянно совершенствовать умение учителя адекватно воспринимать и видеть своих учеников, взаимоотношения  в их среде, свои взаимоотношения  с ними такими, какие они есть в данный момент, т.е. необходимо уметь  спонтанно воспринимать происходящее в учебно-воспитательном процессе. А это не так просто. Дело в  том, что педагог всегда находится  во внешней позиции по отношению  к ученикам, всегда в той или  иной мере отстранен от них, от их жизни  и деятельности, несмотря на то, что  он организует её. Поэтому педагог  сознательно или неосознанно  использует те нормативные суждения, которые он воспринял в процессе своего социального развития. А это  может приводить к тому, что  новые для учителя явления  получат традиционное толкование в  свете имеющихся у педагога норм и представлений. Кроме того, у  педагога, ищущего ответ на определенный вопрос, возникает установка, благоприятная  для того, чтобы не упустить значимый факт. Но эта же установка может  в отдельных случаях привести к предвзятости и заставить интерпретировать виденное в духе своих ожиданий.

   Весьма  важно умение учителя в процессе педагогической деятельности видеть и  осознавать возникающие проблемы. Например, за участившимися «двойками» могут крыться различные причины: чисто связанные с уровнем их подготовленности; воспитательная – в классе стало «не модно» готовить уроки; психологическая – у учеников появилось к учителю отрицательное отношение, которое они выражают плохой учебой по его предмету. Каждая из этих проблем, будучи увидена учителем, требует специфического решения. И если учитель не умеет видеть проблемы, то, обнаружив рост числа «двоек», он может объяснить его, например, ленью и разболтанностью учащихся и предпринимать меры, которые не дадут эффекта.

   Педагогические  умения формируются и совершенствуются как в процессе обучения в педагогических учебных заведениях, так и в  процессе всей педагогической деятельности учителя. Насколько эффективно это  происходит, во многом зависит от целевой  установки самого учителя на формирование у себя названных умений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Используемая  литература

   1.

   2.

   3.

   4.

   5.

   6. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Современное определение предмета психологии