Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 19:49, реферат
Психология — это определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных). Предметом любой научной дисциплины являются изучаемые ею однородные закономерные связи, раскрывающиеся при изучении взаимодействий внутри объекта, а также его взаимодействий с другими объектами.
В
начальный период развития теории проблемного
обучения исходным понятием считалась
проблемная ситуация как ситуация определенного
интеллектуального затруднения. Дальнейший
ход исследований показал, что знание
сущности проблемной ситуации и ее
типологии недостаточно для изменения
структуры учебного, процесса. Эти
изменения возможны лишь с появлением
определенных учебных (педагогических)
ситуаций, лишь с применением дидактических
приемов и способов преднамеренного
создания проблемных ситуаций в учебном
процессе. Но поскольку возникновение
их означает только начало мыслительного
процесса, дидактика обращается к
науке логики для поиска второго
исходного понятия, которое раскрывало
бы механизм процесса мышления. Таковым
становится «проблема» как реформа
движения мысли. Далее, процесс учебного
познания требует введения в активный
оборот понятий «предположение», «гипотеза»,
«доказательство гипотезы», «взаимодействие
процессов преподавания и учения» и
т.д. Возникает совокупность новых для
дидактики понятий. Но для того чтобы ввести
их в ее понятийную систему, необходимо
найти системообразующий фактор. Таковым
становится понятие «принцип проблемности».
Закономерности воспитания
Закономерности воспитания каждым ученым трактуются по-своему. Поэтому нет единообразия в подходе. Основные закономерности воспитания:
1.Воспитание - процесс целенаправленный с непредсказуемым, неадекватным результатом. Для него характерна высокая степень неопределенности, т.к. потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто другой про это ничего не знают. (Влияние множества факторов, которые невозможно учесть, приводит к непредсказуемости, неопределенности, вероятности результата. Вероятность, вообще, - фундаментальный принцип жизни и культуры.
2.Воспитание - преобразование потребностей. Существует диалектическая связь между неудовлетворением и преобразованием потребности. Известно что, потребность - нужда в чем-либо, мотив - внутренние силы, которые связаны с потребностью и побуждают к определенной деятельности. Ниже приведены две схемы иерархии потребностей.
Воспитания состоит в удовлетворении потребностей. Так, дети до 13-15 лет реализуют потребности в биологическом саморазвитии, а дети после 13-15 лет преобладает развитие социальных потребностей в самоутверждении, в самовыражении, в самосовершенствовании. Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено их изменяющимися потребностями, и поэтому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Развитие личности идет через деятельность, ставит ребенка перед проблемами его неподготовленности к этой деятельности. Решение противоречия - совместно - разделенная деятельность. Суть ее в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога. Эта деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности.
Хороший педагог - педагог, умеющий организовывать деятельность детей, обусловленную их потребностями и ведущую к развитию их способностей ,культуросообразную деятельность.
1.Воспитание диалогично и анонимно. Воспитание - всегда взаимоотношение субъект - объект. Скрытая и анонимная позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, предметной (например, рисуем, а не занимаемся эстетическим воспитанием).
2.Воспитание - прерывно-непрерывная деятельность. Событийность воспитания - то, что произошло в ребенке здесь и сейчас, момент, принятия самостоятельного решения, преодоления - скачка в нравственном воспитании. Воспитание, в то же время, непрерывно - оно идет на протяжении всей жизни.
3.Рефлексивность - результат диалогичности. Воспитание происходит в момент, когда внешний диалог переходит во внутренний и возникает осмысление, оценочность, когда, например, ребенок говорит "Больше так не буду делать".
4.Воспитание всегда связано с культурной средой, но не напрямую, а через посредника - значимого другого. Влияние, воспитательное воздействие оказывает только значимый человек, который транслирует ‘присвоенные’ им самим достижения культуры (например, чтение сказок малышу).
5.Воспитание - это трех частный процесс включающий разработку культурного материала, целесообразность в деятельности и диалогичность во взаимодействии.
Воспитание - это :
1.целенаправленный процесс, направленный на развитие личности;
2.диалогическое взаимодействие, направленное на развитие личности;
введение
в культуру, развивающее личность.
Проблема поиска “своего” пути образовательной системой России
"Утечка умов"
является в ряде случаев
Уменьшается количество дошкольных образовательных
учреждений и количество посещающих их
детей, в результате чего более 50% дошкольников
не пользуются услугами первого уровня
системы образования.
Увеличилось число детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Возрастает
число детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической
коррекции. Однако существующее количество
образовательных учреждений для указанных
детей не в состоянии обеспечить потребность
в их содержании и обучении.
Особое беспокойство вызывают дети, которые
по различным причинам не посещают школы
или другие образовательные учреждения,
не получают образования и количество
которых увеличивается. В критическом
положении находятся образовательные
учреждения дополнительного образования
и обеспечивающие досуг детей учреждения,
сокращается оказание услуг, связанных
с занятиями научно-техническим творчеством,
туризмом, детским спортом. Большая часть
трудоспособной молодежи не обучается
в учреждениях профессионального образования,
что ведет к снижению профессионального
уровня трудовых ресурсов. По общим показателям
доступа молодежи к профессиональному
образованию и получению такого образования
Россия существенно отстает от многих
стран мира. Более того, в последние годы
обозначилась тенденция снижения уровня
образования всего населения.
Педагогические умения
Термином «умения» обозначают, как известно, владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Исходя из этого, к основным педагогическим умениям можно отнести следующие:
1.умение переносить известные учителю знания, варианты решения приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой условий учебно-воспитательной работы;
2.умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение из комбинации уже известных учителю идей, знаний, навыков;
3.умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации.
В
процессе педагогической деятельности
учитель имеет дело с ситуациями,
каждая из которых требует от него
специфического подхода и решения.
Даже когда речь идет о процессе
обучения, который значительно более
запрограммирован и стандартизирован,
чем вне учебная работа, следует
иметь в виду, что содержание предмета
и методические рекомендации по его
преподаванию не снимают вопроса
о нестандартности ситуаций, с
которыми имеет дело учитель в
процессе работы с учащимися. Ибо
в каждом конкретном классе, по отношению
к каждому ученику и к
Кроме названных общепедагогических умений, учителю необходимо владеть рядом более частных, но не менее существенных умений, которые к тому же нередко являются условием эффективности применения общепедагогических умений. В первую очередь речь идёт о необходимости постоянно совершенствовать умение учителя адекватно воспринимать и видеть своих учеников, взаимоотношения в их среде, свои взаимоотношения с ними такими, какие они есть в данный момент, т.е. необходимо уметь спонтанно воспринимать происходящее в учебно-воспитательном процессе. А это не так просто. Дело в том, что педагог всегда находится во внешней позиции по отношению к ученикам, всегда в той или иной мере отстранен от них, от их жизни и деятельности, несмотря на то, что он организует её. Поэтому педагог сознательно или неосознанно использует те нормативные суждения, которые он воспринял в процессе своего социального развития. А это может приводить к тому, что новые для учителя явления получат традиционное толкование в свете имеющихся у педагога норм и представлений. Кроме того, у педагога, ищущего ответ на определенный вопрос, возникает установка, благоприятная для того, чтобы не упустить значимый факт. Но эта же установка может в отдельных случаях привести к предвзятости и заставить интерпретировать виденное в духе своих ожиданий.
Весьма важно умение учителя в процессе педагогической деятельности видеть и осознавать возникающие проблемы. Например, за участившимися «двойками» могут крыться различные причины: чисто связанные с уровнем их подготовленности; воспитательная – в классе стало «не модно» готовить уроки; психологическая – у учеников появилось к учителю отрицательное отношение, которое они выражают плохой учебой по его предмету. Каждая из этих проблем, будучи увидена учителем, требует специфического решения. И если учитель не умеет видеть проблемы, то, обнаружив рост числа «двоек», он может объяснить его, например, ленью и разболтанностью учащихся и предпринимать меры, которые не дадут эффекта.
Педагогические
умения формируются и совершенствуются
как в процессе обучения в педагогических
учебных заведениях, так и в
процессе всей педагогической деятельности
учителя. Насколько эффективно это
происходит, во многом зависит от целевой
установки самого учителя на формирование
у себя названных умений.
Используемая литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Информация о работе Современное определение предмета психологии