Современное определение предмета психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 19:49, реферат

Описание работы

Психология — это определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных). Предметом любой научной дисциплины являются изучаемые ею однородные закономерные связи, раскрывающиеся при изучении взаимодействий внутри объекта, а также его взаимодействий с другими объектами.

Работа содержит 1 файл

Современное определение предмета психологии.docx

— 35.71 Кб (Скачать)

Современное определение предмета психологии.

   Современная научная психология, как и любая  другая систематическая деятельность, представляет собой определенный этап последовательного развития   человеческого   знания.

    Психология — это определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных). Предметом любой научной дисциплины являются изучаемые ею однородные закономерные связи, раскрывающиеся при изучении взаимодействий внутри объекта, а также его взаимодействий с другими объектами. Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с физическим и социальным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Мнемические процессы (процессы памяти).

   Память  – это сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей  на органы чувств информации. Таким  образом, в структуре памяти можно  выделить четыре относительно самостоятельных  процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенной  ранее информации. Каждый процесс осуществляется при помощи сознательных мнемических действий, направленных на выделение и запечатление нужной информации ее удержание и восстановление. Название «мнемические» действия связано с именем богини памяти Мнемозины, которая, как полагали древние греки, одаряет каждого человека памятью. Все процессы памяти взаимосвязаны между собой и осуществляются последовательно один за другим. Начинается деятельность памяти с запоминания информации. Процесс запоминания имеет избирательный характер. Запоминается та информация, которая связана с деятельностью человека. Основным условием успешного запоминания является активное взаимодействие субъекта с объектом, несущим информацию. В процессе запоминания устанавливаются связи между новой информацией и ранее усвоенной. Благодаря этим связям запоминание становится прочным и длительным. На прочность запоминания оказывает большое влияние установка запомнить информацию на определенный срок. При наличии установки запомнить информацию на длительное время она запоминается более прочно, чем при установке запомнить на короткое время. Большое влияние на прочность запоминания оказывает также эмоциональное состояние субъекта, возникшее в момент восприятия информации. Успешное усвоение информации во многом зависит от правильной организации процесса запоминания. Специально организованное запоминание, направленное на более эффективное усвоение информации называется заучиванием. В процессе заучивания применяются специальные приемы мнемического характера, направленные на обработку и осмысление изучаемого материала.

Мнемические действия, применяемые в процессе заучивания, включают следующие операции: ориентацию в смысловой структуре  материала, расчленение и группировку  смысловых элементов, установление связей между структурными единицами  текста, перекодирование вербальной информации в образную, закрепление  запоминаемого материала в целом  и по частям.

   Воспроизведение – процесс восстановления усвоенной  информации в сознании человека. Воспроизведение  может осуществляться сразу же после  запоминания, а также через определенный промежуток времени. Наиболее трудным  является восстановление информации через  длительное время после ее заучивания.

   Восстановление  информации, или ее актуализация, может  осуществляться в самых разнообразных  формах: в виде узнавания, воспоминания, припоминания и воспроизведения (в  устной или письменной фор Воспоминание – это восстановление информации, воспринятой в определенное время и при определенных обстоятельствах. При повторном восприятии этой информации человек вспоминает, что она ему знакома и он ее узнает. При неясном воспоминании узнавание бывает неопределенным.

   Воспоминание  может осуществляться и без повторного восприятия информации. Это происходит тогда, когда человек перебирает в своей памяти те события, предметы и явления, которые имели место  в то или иное время его жизни.

Припоминание  является наиболее сложным процессом  восстановления информации. Оно имеет  место в том случае, если человек  не может сразу восстановить в  полном объеме нужную ему информацию. Для того, чтобы припомнить ее субъект  должен осуществить сложные умственные и мнемические действия). Умственные действия направлены на то, чтобы определить в каком объеме должна быть восстановлена информация, какое приблизительно содержание она должна иметь и в какой последовательности будет происходить ее актуализация. Мнемические приемы используются для того, чтобы установить на какие части был расчленен материал, как он был сгруппирован, какие устанавливались ассоциации и другие опоры. Особое значение в деятельности памяти имеет сохранение информации. Сохранение направлено на закрепление, систематизацию и удержание информации в сознании субъекта в период между ее запоминанием и воспроизведением. Сохранение имеет избирательный характер. Вся информация, имеющая важное жизненное значение сохраняется полно и прочно иногда на всю жизнь. Сохраняется также длительное время информация, обеспечивающая осуществление практической и теоретической деятельности. Помнится и сохраняется в сознании человека все то, что связано с его поведением, с его потребностями, интересами, желаниями, целями и стремлениями. Вся остальная информация, не применяемая в жизни, исчезает из памяти, забывается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Стресс. Способы нормализации стресса.

   Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или  тем и другим одновременно), воздействие  его на организм имеет общие неспецифические  черты.

Любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности: психофизиологической конституцией, чувствительностью к воздействиям (сензитивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д

Стрессовая  реакция вызывает в организме  обычным рефлекторным путем естественное ответное действие. Наш сегодняшний  «естественный» образ жизни с  его «привычным» дефицитом движений не дает стимула для активного  ответного действия. Для нас все  более и более привычной в  подобных ситуациях становится реакция  «ухода от ситуации». И это сочетание  неадекватного образа жизни с  биохимической и гормональной реакций на стресс может привести к серьезным отклонениям в состоянии здоровья.

   Основными симптомами стресса выступают: постоянная раздражительность при общении с людьми; потеря интереса к жизни; постоянный или возникающий от случая к случаю страх заболеть; непрерывное ожидание неудачи; чувство, что вы  - плохой или даже ненависть к самому себе; трудности с принятием решений; потеря интереса к другим людям; постоянное чувство едва сдерживаемого гнева или ярости; неспособность проявлять подлинные чувства; чувство, что вы являетесь мишенью, объектом враждебности со стороны других людей; утрата чувства юмора и способности смеяться; страх перед будущим; страх перед собственной несостоятельностью; чувство, что никому нельзя доверять; пониженная способность к концентрации; сильный страх открытого или замкнутого пространства или страх перед уединением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 

   Дать  определения категорий  образование, обучение, воспитание

   Образова́ние  — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Также образование  можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей  по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.

В широком смысле слова, образование — процесс  или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством  которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты  целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому».

Обуче́ние (в педагогике)—  целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося  по передаче и усвоению знаний, умений, навыков. Одна из основных категорий  педагогики.

Обуче́ние (в молекулярной биологии) — результат  опыта, а именно долговременное изменение  нейронных связей после электрической активности нервных клеток. Считается, что животные всех видов в той или иной степени способны к обучению.

Обуче́ние (в теории искусственного интеллекта) — обучение трактуется как процесс, при котором адаптивная система (например, искусственная нейронная  сеть), совершенствует свои параметры  под действием внешнего окружения. Также под обучением может пониматься обучаемость адаптивных систем.

Воспитание - это человеческие действия, направленные на другого человека с целью объяснить  ему смысл жизни и как в ней нужно действовать.

Воспитание  – это постоянное, не разовое, привитие каких-то навыков тому, кого воспитывают. Воспитание – это процесс. Воспитание чаще всего направлено на ребенка, домашнее животное, бывает, что на мужа. Но чаще всего воспитываем мы все-таки детей. День за днем, шаг за шагом, дома и  в школе ребенку разными путями прививаются различные знания, навыки и умения. Иногда воспитание человека происходит до зрелого возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Принцип проблемности в обучении

   Проблема  активизации учащихся в процессе обучения имеет большую историю. На каждом этапе развития общества она решалась по-разному, с использованием достижений науки в данный период. Современная педагогика и педагогическая психология намного больше, чем раньше, акцентируют внимание педагогов  на проблеме развития мыслительных способностей подрастающего поколения. Этого  требует сама современная действительность с ее научно-технической революцией: быстрое развитие науки, комплексная  механизация и автоматизация  производства, возникновение «сквозных» профессий, требующих от человека «проблемного»  типа мышления, передача умственного  труда рутинного характера «умным»  машинам и общее развитие человека.

   Современная дидактика объясняет новый уровень  активизации обучения в советской  системе образования, основной целью  которой является всестороннее и  гармоничное развитие человека, формирование его коммунистического мировоззрения. Исследования показали, что основным логическим узлом в этой дидактике  является теория проблемного обучения. Именно оно дало возможность дидактике  перевести внимание практиков с  развития репродуктивного мышления учащихся на развитие в обучении их продуктивного и творческого  мышления. И хотя методических приемов  и способов преподавания возникло не так уж и много, изменилась сама структура  обучения, возникла другая логика процесса применения ранее известных приемов  преподавания в определенном сочетании  с новыми способами преподавания и учения. основными понятиями проблемного обучения считаются «проблемная ситуация», «учебная проблема», «ученическая гипотеза», «взаимодействие преподавателя и учащихся», «теория учения» и др. Первое имеет психолого-дидактический характер, второе — логико-психолого-дидактический, третье понятие — логико-дидактический. Поскольку теория проблемного обучения развивается на стыке смежных с ней наук (видимо, в этом состоит одна из причин плодотворности идеи проблемного обучения), есть необходимость в четком определении содержания ее собственных понятий, их объема и связей с категориальным аппаратом дидактики.

   Известно, что любая наука развивается  на основе логики развития системы  своих понятий и категорий, на основе собственной терминологии. Это  полностью относится и к развитию педагогической, теории. В основе содержания дидактики (как теории обучения) лежат  выработанные ею принципы и правила  обучения. Можно ли говорить о появлении  нового дидактического принципа в связи  с возникновением проблемного обучения, если в основе любого дидактического принципа лежат определенные объективные  закономерности? На этот вопрос мы отвечаем утвердительно. Да, сегодня можно  говорить о новом принципе — принципе проблемности.

Информация о работе Современное определение предмета психологии