Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:57, курсовая работа
Огромный вклад в философию внесли гениальные ученые античности, такие как Сократ, Платон, Аристотель и др. Созданные ими философские работы нашли много последователей, вплоть до настоящего времени, а высказанные ими идеи нашли свое отражение в трудах философов более поздних эпох.
К примеру возьмем работы двух философов античности – Платона и Аристотеля. Аристотель считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности, он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Каков же недостаток идей Платона?
Рассмотрим и сопоставим работы Платона и его ученика Аристотеля. Существует ли взаимосвязь или различие между психологическими взглядами этих двух философов, и какова их особенность и специфика.
Введение 3
Глава 1. Основные понятия о душе Платона и его ученика Аристотеля. 4
1.1 Учение Платона – истоки объективно-идеалистического подхода в психологии. 4
1.2 Монистическое учение о душе Аристотеля. 8
Глава 2 Сравнительный анализ философских систем Платона и Аристотеля. 12
Заключение 15
Библиографический список 16
Платон писал о том, что детей надо учить соединять поэтические строфы с музыкой, так как такие упражнения заставляют души детей свыкаться с правильным чередованием и ладами, чтобы они становились более кроткими, чинными и уравновешенными.[3]
Душа призвана властвовать и управлять телом, она имеет активную функцию. Душа и тело находятся в состоянии антагонизма, дуалистически противопоставлены друг другу. Платон рассматривал основной этический постулат – бегство души от тела, также рассматривалось бессмертие души. Он говорил, что душа не погибнет, так как она близка к Божественному, и. в отличие от тела, она проста, несоставна, неразложима, а поэтому не погибнет и не распадается, как тело, существует вечно.
Тело для души лишь временное прибежище, основная обитель ее – мир идей. Единственный путь совершенствования души – через знания. Индивидуальная душа не продуцирует знания, они существуют независимо от вещей и людей. Душа должна лишь приобщиться к идеям мирового разума посредством акта припоминания своего прошлого. Пребывая в мире идей, душа получает знания, но когда она поселяется в теле, эти знания забываются. И ее основная задача – припомнить их.
В отличие от своего учителя, Аристотель основным объектом исследования душевных явлений выставлял организм, с которым телесное и душевное составляют неразделимую целостность. Душа выступала как активное начал, как источник, форма реализации способного к жизни тела. Тело – субстанция, душа – то, что определяет ее жизнь и функционирование. Признаки души – быть функцией органа, его деятельностью, управителем объекта.
Душа по Аристотелю – это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. У души нет самостоятельной субстанции. Ею является тело, которое не может существовать без души, являющейся источником его жизнедеятельности, так и душа не существует без тела. Также утверждал, что переживает, учится не душа, а целостный организм. Поскольку душа бестелесна, она не может быть разделена на части.[8]
Заключение
При рассмотрении философских взглядов Платона и Аристотеля видно, что они, расходятся в определении того, что представляет собой окружающая нас действительность, и главное определение понятия « душа». Оба стоят на позициях объективного идеализма, так как придают особую, ведущую роль не материи (которая, по Аристотелю, пассивна), а идеальным субстанциям - идеям (у Платона) или форме (у Аристотеля). К тому же весьма важная роль приписывается мировому разуму - богу (Платон), высшей форме (Аристотель), что дает еще одно основание для характеристики этих теорий как объективно-идеалистических.[9]
Особенно разница во взглядах отражается в понимании природы души и ее функции. У Платона душа бессмертна, призвана властвовать и управлять телом. Она не зависима от тела, тело лишь ее временное пристанище. Основная ее обитель – мир идей.
В
идеях Аристотеля душа – это не
самостоятельная сущность, а форма,
способ организации живого тела. У
нее нет самостоятельной
Именно в творениях Аристотеля
философская мысль Древней
Библиографический список
Информация о работе Сопоставительный анализ психологических взглядов Аристотеля и Платона