Сопоставительный анализ психологических взглядов Аристотеля и Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Огромный вклад в философию внесли гениальные ученые античности, такие как Сократ, Платон, Аристотель и др. Созданные ими философские работы нашли много последователей, вплоть до настоящего времени, а высказанные ими идеи нашли свое отражение в трудах философов более поздних эпох.
К примеру возьмем работы двух философов античности – Платона и Аристотеля. Аристотель считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности, он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Каков же недостаток идей Платона?
Рассмотрим и сопоставим работы Платона и его ученика Аристотеля. Существует ли взаимосвязь или различие между психологическими взглядами этих двух философов, и какова их особенность и специфика.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные понятия о душе Платона и его ученика Аристотеля. 4
1.1 Учение Платона – истоки объективно-идеалистического подхода в психологии. 4
1.2 Монистическое учение о душе Аристотеля. 8
Глава 2 Сравнительный анализ философских систем Платона и Аристотеля. 12
Заключение 15
Библиографический список 16

Работа содержит 1 файл

Курсач История психологии.docx

— 38.51 Кб (Скачать)

Платон писал о том, что детей надо учить соединять  поэтические строфы с музыкой, так  как такие упражнения заставляют души детей свыкаться с правильным чередованием и ладами, чтобы они  становились более кроткими, чинными и уравновешенными.[3]

Душа призвана властвовать  и управлять телом, она имеет  активную функцию. Душа и тело находятся  в состоянии антагонизма, дуалистически противопоставлены друг другу. Платон рассматривал основной этический постулат – бегство души от тела, также рассматривалось бессмертие души. Он говорил, что душа не погибнет, так как она близка к Божественному, и. в отличие от тела, она проста, несоставна, неразложима, а поэтому не погибнет и не распадается, как тело, существует вечно.

Тело для души лишь временное  прибежище, основная обитель ее –  мир идей. Единственный путь совершенствования  души – через знания. Индивидуальная душа не продуцирует знания, они существуют независимо от вещей и людей. Душа должна лишь приобщиться к идеям мирового разума посредством акта припоминания своего прошлого. Пребывая в мире идей, душа получает знания, но когда она поселяется в теле, эти знания забываются.  И ее основная задача – припомнить их.

В отличие от своего учителя, Аристотель основным объектом исследования душевных явлений выставлял организм, с которым телесное и душевное составляют неразделимую целостность. Душа выступала как активное начал, как источник, форма реализации способного к жизни тела. Тело – субстанция, душа – то, что определяет ее жизнь и функционирование. Признаки души – быть функцией органа, его деятельностью, управителем объекта.

Душа по Аристотелю –  это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. У души нет самостоятельной  субстанции. Ею является тело, которое  не может существовать без души, являющейся источником его жизнедеятельности, так и душа не существует без тела. Также утверждал, что переживает, учится не душа, а целостный организм.  Поскольку душа бестелесна, она не может быть разделена на части.[8]

 

 

 

Заключение

При рассмотрении философских взглядов Платона и Аристотеля видно, что  они, расходятся в определении того, что представляет собой окружающая нас действительность, и главное определение понятия « душа». Оба стоят на позициях объективного идеализма, так как придают особую, ведущую роль не материи (которая, по Аристотелю, пассивна), а идеальным субстанциям - идеям (у Платона) или форме (у Аристотеля). К тому же весьма важная роль приписывается мировому разуму - богу (Платон), высшей форме (Аристотель), что дает еще одно основание для характеристики этих теорий как объективно-идеалистических.[9]

Особенно  разница во взглядах отражается в  понимании природы души и ее функции. У Платона душа бессмертна, призвана властвовать и управлять телом. Она не зависима от тела, тело лишь ее временное пристанище. Основная ее обитель – мир идей.

В идеях Аристотеля душа – это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. У  нее нет самостоятельной субстанции. Ею является тело, поэтому тело не может  существовать без души, являющейся источником его жизнедеятельности, так и душа не существует без тела.

Именно в творениях Аристотеля философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты. Воззрения  философа, энциклопедически вобравшие  в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в  его удивительной глубине, тонкости и масштабности.

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Шаповалов В.Ф. Основы философии от классики к современности. Учебное пособие для вузов, М., 1999.
  2. Ждан А. Н. История психологии: от Античности до наших дней. - М.: Академический проект, 2004.
  3. Лосев А. Ф. Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель . М., 1993.
  4. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. Ч. 2, М., 1997.
  5. www.plato.spbu.ru/AKADEMIA/akademia5/02.pdf
  6. http://www.syntone.ru/library/books/content/2307.html?current_book_page=2
  7. http://www.bibliotekar.ru/filosofiya/22.htm
  8. http://psychistory.ru/antichnost/vedteorii/10-koncepciya-aristotelya.html
  9. http://www.filosofium.ru/page.php?al=plpsyche
  10. http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/994-2010-12-17-09-00-38.html
  11. http://www.peoples.ru/science/philosophy/aristotel/

 

 


Информация о работе Сопоставительный анализ психологических взглядов Аристотеля и Платона