Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 23:35, доклад
Пожалуй, самым первым в науке креативность и интеллект противопоставил Дж. Гилфорд. Он опирался на свою собственную теорию двух видов мышления: конвергентного и дивергентного. Конвергентное мышление (сходящееся мышление), оно направлено на анализ всех имеющихся способов решения задачи, с тем, чтобы выбрать из них – единственно верный. Конвергентное мышление лежит в основе интеллекта. Дивергентное мышление – это мышление «идущее одновременно во многих направлениях», оно направлено на то, чтобы породить множество различных вариантов решения задачи. Дивергентное мышление лежит в основе креативности.
Во многих
направлениях искусства - положение
такое же. Талантливый писатель еще
может писать себе в стол, если конечно
"тяжелая работа и отсутствие
развлечений" не превратят его "в
скучного парня", а что делать
креативному кинорежиссеру, если с
его невысокой пробивной
В.Н.Дружинин так характеризовал жизнь детей этого типа. «Они наиболее тревожны, страдают от неверия в себя, комплекса неполноценности. Часто учителя характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться» [6, с.114].
Очевидный выход - компенсационное развитие интеллектуальных способностей, опираясь на свою сильную сторону - творчество, и уповая на то, что при совсем уж низком IQ такая высокая креативность, какую вы у себя подозреваете, просто не могла бы возникнуть.
В одной из биографий З.Фрейда, приводится такое описание его внутренней жизни. Дело происходило в Париже, куда молодой Фрейд отправился изучать медицину. Особых лавров этому ему не принесло, да и не могло принести; начинающий медик – один из тысяч. Фрейд глядит из окна на бурлящий Париж - столицу мира и чувствует себя бедным, отвергнутым, нелюбимым. И вот он думает: "Ничего, вот я совершу великое открытие, и этот город будет вынужден признать меня". Как отмечает Ф. Виттельс, « Материальное положение Фрейда было тогда неважным. Я не сомневаюсь, что в Париже он бедствовал». [5,c.45].
Мне кажется это типичное переживание креатива, имеющего показатели интеллекта ниже показателей творчества (я не сужу при этом об абсолютной величине того и другого). И так выглядит творческая компенсация интеллектуальной несостоятельности: я сотворю чего-нибудь новое, и мир будет вынужден меня признать, я напишу гениальный роман, я сделаю великое открытие, и сочиню новое направление в музыке.
Об аналогичном
переживание рассказывал в
Интересно,
что в подобной ситуации, интеллектуал
бы принял другое решение. "Подождите,
- подумал бы он, - вот возглавлю
я оргкомитет вашего фестиваля,
вот стану я членом союза писателей,
вот получу я премию", т.е., он воспользовался
бы существующими социальными
Я встречала
подобную точку зрения, особенно в
науке. "В диссертации, - утверждал
как-то молодой аспирант, - не нужно
делать выдающегося открытия, это
только мешает защите, а уж потом...".
Я его спросила: "Что потом?"
"Ну, - ответил он мне, - когда защитишь
диссертацию, тогда уже можно
уже и о науке думать". Это
правильная точка зрения. Для интеллектуала.
"Сначала я добьюсь
По всей видимости креатив будет использовать для развития интеллекта те же стратегии, что и использовал для творчества. Во-первых, вместо обучения он будет обращаться к умозаключению, т.е., вместо того, чтобы учиться чему-то, он будет стараться это изобрести или придумать сам. Вероятно, это будет раздражать его начальника (в лучшем случае интеллектуала): "Если вы не знакомы с теорией Такого-то, то как вы можете придумывать свою". Креатив может. Более того, только это он и может: придумывать. А умению учиться - ему только надлежит начать учиться. При компенсирующем развитии интеллекта, он этому научается. Как? По разному. Каждый креатив придумывает свой способ. Креативный биолог рассказывает, как он учил ботанику: "Я представил, что я на необитаемом острове, и для каждого растения подбирал подходящее ему применение, это можно есть, это яд - и буду стрелы намазывать...". Так или иначе, креатив должен овладеть необходимым багажом знаний. Иначе он будет творить в пустоте, изобретать велосипеды. Кстати, креатив не всегда хорошо учится, чаще он учиться вообще не любит. Любит он придумывать что-то свое, а не читать чужое. Но, первое, что он должен сделать, - это овладеть всем багажом знаний по его предмету. Особенно это касается креативов от науки.
Идеи креативу как правило искать не надо, они к нему сами приходят. Второе, чему он должен научиться, - это переводить их на язык современников, иначе не поймут. И, в общем, это не всегда плохо для творчества. Большинство моих знакомых писателей не выносят, когда их редактируют... Но однажды я прочитала роман такого автора до и после редакторской правки. Дело прошлое, но после правки он мне понравился больше, острые углы сгладились, и читать стало приятнее. Конечно, авторский замысел пострадал, но ведь сейчас речь идет о развитии адаптационной функции интеллекта. В конечном счете, о признании. Чтобы добиться признания нужно сделать так, чтобы продукт вашего творчества смогли понять другие люди. В конечном счете, решают они. Ничего особо невозможного в этом нет. Развивающий интеллект креатив придумает способ доводки идей до читателей и слушателей. В крайнем случае, найдет себе редактора. А не развивший? Останется материал для исследователей типа Торренса, утверждающих, что при низком интеллекте вообще невозможна никакая креативность.
В третьих, как
правило, креатив, не стремится вписаться
в какое-либо существующее направление
- он создает свое собственное, постепенно
обрастая почитателями, учениками и
подражателями. Иногда он не делает
для этого ничего особенного. Наверное,
для него это самый лучший вариант
- когда необходимые для его
признания структуры
Любому интеллектуалу
известно, для того, чтоб добиться успеха
в этом мире, совсем не обязательно
создавать нечто в нем
Но креативу легче создать что-то свое, чем встроиться в существующие социальные структуры. И он начинает создавать.
Не сумев подстроиться к окружающей реальности, он создает свою, в которой он, как ее творец, изначально окажется вне конкуренции.
Получиться
ли у него это, в конечном
счете, зависит от двух факторов:
от исходной величины
И вот тут -то опять придет на помощь наш тренинг.
Литература
1. Torrance E. Guiding creative talent – Englewood Cliffs. NY: Prentice-Hall, 1964.
2. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд. // Вопросы психологии, 1995, № 1, с.111-131.
3.
Богоявленская Д.Б.
4. Вильчек В.М. Алгоритмы истории. М. Прометей, 1989.
Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Ленинград, «Эго», 1991, 196 с.
6.
Дружинин В.Н. Психология
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб, Питер, 2000, 320 с.
История в лицах. Персоналии. М.: ПЕР СЭ, 2005.
Ламберт Д. Доисторический человек: Кембриджский путеводитель. Л.: Недра, 1991.
Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М –Томск, 1997.
11. Хоровиц Ф., Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направления исследований //Р.Ж. Сер Науковедение, 1988, № 1,
Хрисанфова Е.Н., Мажуга П.М. Очерки эволюции человека. Киев: Наукова думка, 1985.
Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.
(с) при
цитировании ссылки на
Березина Т.Н. Интеллект и креативность// Эдип, 2008, № 3, с. 92-101