Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 00:30, лекция
Социометрическая матрица
Обработка и интерпретация результатов
Изучение психологического климата в классе
4. Изучить взаимоотношения по вертикали — (систему отношений между учителями и учениками). Влияние установок учителя по отношению к ученикам и стиля руководства на развитие взаимоотношений в классе, соответствие стиля руководства уровню развития группы. Определить установки учителя по отношению к учащимся по признакам:
1) Активно- положительная. Доброжелателен со всеми, имеет позитивные ожидания по отношения ко всем. Особенно трудным учащимся, показывает огорчение при неудачах и возникновении проблем в общении, открыто сообщает об этом. Ученики стремятся сохранить хорошую репутацию в глазах учителя, ориентированы на сотрудничество, искренне сообщают о наличии проблем.
2) Нейтральная, безразличная. Формально правильно выполняет все функции учителя, но внутренне безразличен к учащимся, не интересуется их нуждами и особенностями их личности. Ученики проявляют ответное равнодушие или скрытую неприязнь. Атмосфера равнодушия может распространиться на предмет, взаимоотношения друг с другом, отношение к учебному заведению в целом.
3) Скрыто отрицательная. Недоверие к учащимся, неосознанное (часто) убеждение в том. что воспитывать — значит указывать на недостатки, наказывать и заставлять. Из-за срытой недоброжелательности и страха отвержения плохо понимает учеников, поэтому склонен руководить не мотивируя учеников, часто вообще не интересуясь, хотят ли они выполнять задания, склонен к манипулированию. Вызывает ответную неприязнь, иногда проявляющуюся открыто, а иногда (из страха) скрыто при внешнем приспособлении.
4) Функциональная. Делит учеников мысленно на три категории: хорошие, средние и плохие. Отношение к каждому в зависимости от категории: хорошие — положительная установка, средние — безразличная, плохие — отрицательная. Кроме соответствующих ответных установок учеников наблюдается ухудшение взаимоотношений между детьми в классе, появление конфликтующих группировок.
5) Ситуативная. Установка меняется в зависимости от настроения, вне зависимости от поведения и успешности деятельности детей. Незаслуженные санкции вызывают появление защитных тенденций, непредсказуемых вспышек конфликтов, у части детей — приспособленчество к настроению учителя.
Возможные варианты взаимоотношений:
Отношение учителя | Отношение учеников | Реакция учеников |
Доброжелательность | Симпатия, уважения | Активность |
Безразличие | Безразличие, нет уважения | Безразличие |
Скрытая недоброжелательность | Антипатия, нет уважения | Сопротивление |
Противоречивые отношения | Конфликтное, защитное | “сидячие забастовки” |
Изучить стиль руководства учителя:
Авторитарный | Демократический | Либеральный |
Ориентированный “на себя” личное влияние | Ориентирован на совместную деятельность | Ориентирован на самоорганизацию |
Единоначалие | Делегирование власти | Власть мало центролизирована |
Личный контроль | Взаимная требовательность | Контроль от случая к случаю |
Деловые, формальные отношения, либо патерналистские | Решает проблемы социально-психологического плана | Неформальные
отношения
Основная функция – информационная |
Контроль за информацией | Свободная циркуляция информации | Не всегда информирован |
Методы: приказ, команда | Методы: инструктирование, убеждение, мотивирование | Методы – уговоры, советы |
Критику не любит | Критика разрешена, учитывается | Критику выслушивает, но мало реагирует |
Соответствует ли стиль руководства уровню развития группы? В группах:
(1) умелых
и желающих работать (с развитой
самоорганизацией и
(2) неумелых (с неразвитой самоорганизацией, но желающих учиться, повышающих компетентность) и желающих работать — демократический;
(3) неумелых
и немотивированных —
5. Изучить групповые нормы класса. Групповые нормы — общие представления о желательном и нежелательном поведении соучеников, проявления того и другого поведения санкционируются классом (высмеиваются или поощряются). Описать содержание групповых норм. По содержанию нормы касаются всех сторон жизнедеятельности класса: нормы отношения к учебе, внеклассной работе, нормы отношения к учителям. нормы дисциплины и т.п.; взаимоотношений между членами группы — нормы взаимоотношений, обращений, поддержки, сотрудничества, интенсивности общения, общих ценностей и т.п. Классы могут иметь диффузные, единые или противоречивые нормы, что будет служить причиной появления разногласий и конфликтов.
Привести примеры реакций конформистов, самостоятельных и девиантов. (Конформность — податливость человека давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с неразделяемой им вначале позицией большинства, самостоятельные действуют в зависимости от ситуации, девианты — противодействуют всегда.) Опишите нормы класса и принятие их различными учениками, попробуйте повлиять в ходе дискуссии на развитие групповых норм в позитивном для дела направлении.
Практическая работа: провести либо социометрию, либо дискуссию, либо опрос по проблеме взаимоотношений (по вашему выбору) и описать результаты.
6. Дать рекомендации по улучшению психологического климата класса