Социалогия семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:06, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы обоснована тем, что динамика интереса к семье поддерживается познавательным интересом к ее уникальной посреднической роли, в силу ее социокультурной природы как феномена, пограничного по своей сути, находящегося на пересечении структур при любом конструировании социума и на границе макро- и микроанализа. Семья обладает возможностями, позволяющими осуществлять редукцию социальных процессов к результатам социального поведения микросреды, и позволяет выводить из эмпирически исследуемых фактов тренды глобального характера.
Цель моей работы - является изучение социологии семьи.

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГОИЯ СЕМЬИ.docx

— 40.26 Кб (Скачать)

       Кровнородственная - характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т.е.братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих  лишь одному роду или племени. В современном обществе этого типа семьи не существует .Сужение круга половых партнеров в рамках такой семьи произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи- пуналуальой.

    В пуналуальной семье из половго общения исключаются ближайшие кровные родственник по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это-брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом ,представляет собой такую форму брачных отношений, когда обычным партнерам являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семьи все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это-первый шаг к появлению парного брака.

Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семья,которая появляется на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия(т.е. многобрачие, или, в данном случае, многоженство) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительно биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникшей во время разложения родового строя, появления частной собственности и классов.

      Моногамная семья  -отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон, но только по воле мужа .Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, т.е обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом, Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей.

       Исторически  развитие семьи шло от нерегулируемых  половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. По сути, в процессе развития человека как мыслящего существа он все больше стремился найти в свое половом партнере личность, а не только объект для полового удовлетворения и продолжения рода. Разуметься, этот процесс имел свои особенности и детерминанты в определенные  периоды развития общества и в отдельных общинах и сообществах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Типология семьи

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество - это брак одного мужчины  с одной женщиной. Моногамия встречается  в истории человечества в 5 раз  реже, чем полигамия - брак одного супруга  с несколькими, причем полигамия  бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия - брак одной женщины  с несколькими мужчинами (редко  встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).

 Экзогамные браки относятся  к таким, где супружество возможно  лишь вне данной родственно-семейной  группы, фратрии. Напротив, эндогамные  браки заключаются исключительно  внутри данной фратрии. 

  Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. В связи с этим в этносоциологии и социологии семьи и родства, принято различать социальное отцовство "pater" и физиологическое отцовство - "genitor", и соответственно, материнство. Отсюда, на основе принципов "патри-матри" локализации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.

  По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного "государства" и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).

  Выделяется еще так называемая партнерская семья с совместным обсуждением семейных решений, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены. Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним из супругов - автономные семьи.

 Далее, по критерию  социального положения супругов (или родителей супругов) семьи  могут быть гомогенными, где  супруги примерно из одной  социальной страты, и гетерогенными,  где они происходят из разных  социальных групп, каст, классов.  Применяется также для более  широкой характеристики семей  и браков по социальным и  демографическим признакам различие  гомогамных семей, однородных  по национальности, возрасту, профессии,  образованию и т.д. и гетерогамных  семей, где наблюдаются различия  по социальным индикаторам. 

  По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, когда молодожены живут у родителей жены. Сегодня, когда молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище, точнее говорить об унилокальных семьях. В этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или у родителей жены состоялось не по причине следования традиции. Встречаются также неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в своем доме.

  Самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, из двух поколений. Расширенная семья представляет собой две и более нуклеарных семей с единым домохозяйством и состоящая из трех и более поколений-прародителей, родителей и детей (внуков). Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, наличие двух и более жен-матерей (полигиния) или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной нуклеарной семье.

 В повторных семьях (основанных на повторном, не  первом браке) вместе с супругами  могут находиться дети данного  брака и дети предшествующего  брака кого-либо из супругов, имеющего  родного отца или мать. Рост  разводов увеличил долю повторных семей, которые в прошлом возникали по причине предшествующей смерти супруга, и в них дети гораздо реже могли иметь при одной матери двух отцов (при одном отце двух матерей).

  Репродуктивная семья - семья, состоящая из родителей и несовершеннолетних детей. Ориентационная семья - родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи. Линейная семья образуется, когда все дети одного пола после вступления в брак остаются в доме родителей (Индия). Стержневая семья возникает, когда вместе с родителями остается кто-то один из всех детей со своей семьей (сельские регионы Европы). Полная расширенная семья формируется, если братья с женами остаются в доме отца и их сыновья после женитьбы также остаются с ними (Китай).

  Расширенная семья всей своей структурой обнаруживает, что цементирующей связью является кровное родство родителей и детей, братьев и сестер. Поэтому иногда нуклеарные семьи именуются супружескими, а расширенные - кровнородственными.

  Семьи послеразводные, с одним родителем и детьми, называются в отличие от семей с двумя родителями - неполными (прежде эти семьи в основном были семьями вдов, ныне они итог чаще всего развода).

  В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи - это те, где мало детей с точки зрения социально-психологической. Для возникновения первичных групповых отношений среди детей двоих детей недостаточно, двое лишь пара. Двухдетная семья - это семья, состоящая из двух пар - супругов и детей, парные отношения в них нельзя считать строго групповыми, т.к. первичногрупповые отношения образуются, начиная с трех членов группы. С другой стороны, мало детей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населения (демографической) - чтобы предшествующие поколения замещались последующими, необходимо примерно 2,5 детей на семью или четверть двухдетных семей, а треть - трехдетных (среднедетные семьи), 20% четырехдетных и 7% пятидетных и более (многодетные семьи),или 14% бездетных и однодетных.

  Свадьба каждый год: 1-й год - бумажная свадьба, 2-й год - ситцевая, 3-й год - миткалевая, 4-й год - шелковая, 5-й год - деревянная, 6-й год - железная, 7-й год - бронзовая, 8-й год - керамическая, 9-й год - ивовая, 10-й год - оловянная, 11-й год - стальная, 12-й год - льняная, 13-й год - кружевная, 14-й год - слоновой кости, 15-й год - хрустальная, 20-й год - фарфоровая, 25-й год - серебряная, 30-й год - жемчужная, 35-й год - коралловая, 40-й год - рубиновая, 45-й год - сапфировая, 50-й год - золотая, 55-й год - изумрудная, 60-й год - бриллиантовая, 75-й год - коронная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

  Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить

ее значения. Не одна нация, не одно цивилизованное общество не обходится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Она – важнейший источник социального и экономического

развития общества.

Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. Дети – суть и смысл семьи. Потому что они – наше будущее. И завтра, и через много лет. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.

Последствиями дурного общения  в семье могут быть конфликты  и разводы, которые наносят большой  социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.

Таким образом, общество (а  его тоже можно назвать большой  семьей) прямо пропорционально зависит  от здоровья семьи, так же как и  здоровье семьи от общества.

 

 

 

Список использованных источников

1. Афанасьева Т.М. Семья.  — М.: Просвещение, 1985.

2. Бедный М.С. «Семья–здоровье–общество»,  М., 1986.

3.Волков Ю.Г., Нечипуренко  В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. «Социология: Курс лекций»,М.,1999.

4. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. — М.: Просвещение, 1991.

5. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. — М.: Педагогика, 1990.

6. Ковалев С.В Психология современной семьи. — М., 1988.

7. Осипов Г.В. Коваленко Ю.П. «Социология», М., 1990

8. Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы М.,1978


Информация о работе Социалогия семьи